Проповедь в день Рождества Иоанна Предтечи

Автор: Протоиерей Иоанн Сазонов. .

«Истинно говорю вам: из рожденных женами не восставал больше Иоанна Крестителя» (Мф.11:11).

Братия и сестры! Святой Иоанн был не только человеком святой жизни, не только пророком, но Предтечей и Крестителем Мессии – Спасителя нашего Господа Иисуса Христа, что существенно отличает его от других ветхозаветных пророков. Другие пророки видели день Христов, провозглашали пришествие Мессии (Михей 5:2; Ис. 42: 1-4; 35:5-6), издалека и не совсем ясно говорили в символах и гаданиях, но все они отошли к Богу так и не увидев предсказанного ими Мессию (1Кор. 13:12). Но Предтеча не только был Его родственником, не только разговаривал с Ним, но крестил Его, приготовив тем самым Его крестный путь. Именно Предтеча был избран послужить непостижимой для человеческого ума тайне смирения Сына Божиего, и пострадать ради правды Его.

Церковь чтит святого пророка Иоанна и изображает в иконописи его вместе с Пречистой Богородицей предстоящим на Страшнем Суде и умоляющим Судию мира о роде человеческом. За каждой литургией священник вынимает частицу из просфоры и поминает Предтечу первым, после Божией Матери.

Память его празднуется шесть раз в год; он единственный святой, чье Рождество отмечается Церковью, празднующей лишь Рождество Христово и Рождество Пресвятой Богородицы.

Вспомним сегодня, братия и сестры, отрывок Евангелия от Луки, которое читается на утрени в праздники посвященные Божией Матери, когда при трогательном посещении Девой Марией престарелой своей родственницы Елисаветы, мать пророка Иоанна почувствовала, что «взыгрался младенец в ее чреве» от приветствия Пречистой Богородицы (Лк.1: 40-42). Будущий Предтеча Господень еще во чреве матери возрадовался при приближении Матери Того, о Ком ему было суждено возвестить всему миру. При рождении он получает имя, нареченное ему Архангелом – «благодать Божия» (Лк. 1:13).

О дальнейшей жизни юного Иоанна в Евангелии сказано кратко: «и был в пустынях до дня явления своего Израилю» (Лк. 1:80). Предание поясняет, что вскоре после Рождества Христова и избиения Иродом Вифлеемских младенцев был убит и престарелых отец святого Иоанна – священник Захария за то, что отказался отдать на убиение своего сына, а праведная Елисавета с малолетним Иоанном бежала в пустыню. Там, в пустыне, которую в народе прозвали «Страшная», Елисавета возрастила отрока и научила его Закону Божиему, и молитвам. По смерти матери, которую умертвили преспешники царя Ирода Иоанн остался один. Его единственным питьем была ключевая вода, а пищей – акриды (саранча) и мед диких пчел. В пустыне, среди безмолвия Бог был особенно близок сердцу великого пророка.

Братия и сестры! Имя Крестителя Господня Иоанна вошло в века. Суровый аскет, проповедник покаяния, поборник правды, глашатай истины, безбоязненный обличитель греха – таким сохранился его образ в истории человечества.

Во всех странах мира, где проповедано Благая весть о пришествии в мир Сына Божия и о спасении через веру в Него человека, свято чтится имя пророка Иоанна. Везде, в каждом храме, на Востоке и на Западе, можно встретить иконы Рождества Предтечи и иконы изображающие его ученную главу. Глава покоится на круглом блюде, орошенном кровью, густые волнистые волосы обрамляют бледное мертвое лицо. Очи закрыты, сжаты уста… И нет слов, чтобы выразить чувство, с которым смотришь на лик пророка, сравнивая его Рождество и смерть.

И хотя образ смерти предтечи ужасает нас, но в этой смерти, братия и сестры – видится победа, в безмолвии – проповедь, в казни – приговор казнившим…

Предтеча был, по слову Господа нашего Иисуса Христа, «светильник горящий и светящий», и свет его ныне, как и две тысячи лет тому назад, горит в Церкви Христовой, распространяя свет Божий по всему миру.

Будем же и мы следовать его путем к Правде и Истине, подражая ему в своей жизни: этим мы прославим его память, в Нем найдем себе молитвенника и его ходатайством обретем спасение своей бессмертной души.

Святой Великий угодник Божий Иоанне, Предтеча и Креститель Господень, моли Бога о нас! Аминь

1972 г.                         Воскресенский кафедральный собор г. Костромы.

 

Храмы и монастыри

Церковь Богоявления

Церковь Богоявления – первый посадский памятник XVII века, который встречает любого приезжающего в Ярославль по московской дороге, с южной стороны. Она занимает заметное место в архитектурном ансамбле Которосльной набережной – одной из главных панорам города. Несмотря на то, что во времена строительства храма это была загородная территория (межевые книги конца XVIII века определяют ее место “за земляным валом, в форштате”), здесь всегда находился главный въезд в Ярославль со стороны московской дороги, поэтому каждый прибывающий в город путник проезжал мимо восточного фасада церкви, наверняка изумляясь и радуясь его необыкновенной красоте.

Подробнее...

Святые и Святыни

Солигаличские новомученики: священномученики протоиерей Иосиф Смирнов, иерей Владимир Ильинский, диакон Иоанн Касторский и мученик Иоанн Перебаскин. (+ 1918)

Память 26 февраля/7 марта  в Соборе Костромских святых, в Соборе новомучеников и исповедников Церкви Русской.

В январе 1918 г. вышел Декрет «об отделении Церкви от государства», положивший начало изъятию церковной собственности, притеснению духовенства и верующих. Вся православная Россия откликнулась на это событие проведением многочисленных крестных ходов.

Подробнее...

Статьи

Духовный мир сквозь призму религии

Большинство религиозных учений говорит о том, что человек не является единственным разумным существом во Вселенной, что кроме видимого материального мира существует мир духов. Согласно христианскому учению «Ангельский мир сотворен Богом, потому что «Им создано всё, что на небесах и на земле, видимое и невидимое: престолы ли, господства ли, начальства ли, власти ли,– все Им и для Него создано» (Кол 1. 16). Упоминаемые здесь престолы, господства, начальства (начала) и власти являются ангельскими чинами и входят в состав небесной иерархии. Косвенное свидетельство о создании Богом ангелов многие святые отцы усматривают в 1-м стихе 1-й гл. кн. Бытия («В начале сотворил Бог небо и землю»), где под «небом» они разумеют мир ангельский, а под «землей» – мир вещественный»[1].

Подробнее...