| | vivaspb.com | finntalk.com

Иеромонах Ефимий (Пикалев, 1897 – 1937)

Автор: Прот. Дмитрий Сазонов. .

image001Иеромонах Ефимий (в миру Павел Александрович Пикалев) родился 21 ноября 1897 года в с. Александровка, Белоостровского уезда С.Петербургской губернии в крестьянской семье. Образование – 4 года сельской школы. Работал рабочим на заводе. В гражданскую войну воевал в рядах Красной армии ( в деле есть запись следователя, что Пикалев П. А. в Гражданскую войну был коммунистом и коммисаром, при этом носил нательный крест.).

В 1926 году был рукоположен во священника (иеромонах).

image002Служил в Успенской церковь г. Чухломы. колокола со звонницы Успенской церкви сняли в 1934 году. Проживал – г. Чухлома Ярославской области. Арестован 01.10.1936 г. содержался в чухломской тюрьме. Обвинялся в шпионаже в пользу Финдляндии (завербован в 1928 году финской разведкой с целью информации о военных объектах). Антисоветская агитация. Участник террористической группы (организатор). По показаниям свидетелей «призывал крестить детей и взрослых, допускал негативные высказывания в адрес Советской власти и колхозов, называл власть антихристовой, в своих проповедях призывал вести борьбу с церковниками обновленцами, являлся руководителем контрреволюционной и повстанческой организации.

image003

Свидетель Скворцов на предварительном следствии показал, что в 1934 году при разговорах с Пикалевым, «последний высказывал недовольство советской властью и колхозами, мол Советская власть облагает церковь большими налогами».

Свидетель Голиков, являвшийся в церкви псаломщиком, на следствии показал, что в 1935 году Пикалев предлагал ему перейти из обновленцев в тихоновцы, говоря, что через обновленцев раскалывается единство нашей православной церкви, обновленцы являются прислужниками Советской власти, которые ищут себе опору в борьбе против церкви. Статья УК не указана. Постановлением тройки НКВД Ярославской области от 25.08.1937 г. – ВМН. Дата расстрела – 26.08.1937 г.

Отца Ефимия, помнили немногочисленные старожилы Чухломы. Высокий, черноволосый, красивый священник- монах имел удивительно звонкий, хорошо поставленный голос, жил на квартире                  у Марии Николаевны Кирилловой в боковушке дома по улице Никеровке. В церковь неизменно ходил одним и тем же маршрутом, вне службы близко ни с кем не общался, но очень любил детей. Если встретит, ласково погладит по голове, в праздник даст всем ребятишкам по конфете. 26 августа 1937 года в ярославской тюрьме Коровники вместе с другими 38 чухломичами, членами так называемой «троцкистской группировки».

Из постановления Президиума Костромского областного суда от 30 апреля 1958 года установлено, что в 1933-1927 гг. в Чухломском р-не никакой контрреволюционной организации не существовало. Участие Пикалева в шпионской деятельности некем не подтверждено.

Реабилитирован 01.12.1988 г.

image004

 

Храмы и монастыри

История и историософия Костромского Ипатьевского мужского монастыря

В книге рассматриваются богословско-философское и историко-философское осмысления вызовов, с которыми приходилось сталкиваться Российскому государству на протяжении своей истории. Автор предлагает на примере прошлого и настоящего Костромского Ипатьевского мужского монастыря принять модель разрешения исторических вызовов посредством поиска путей возвращения человека к Богу, Который вместе с человеком является Творцом истории.

Представлен анализ историографии проблемы и источниковой базы исследования, которую составили материалы ГАРФ, ЦГАДА, ГАКО, ГАНИКО, ЦИАМ.

Книга адресована научным работникам, преподавателям высшей школы, докторантам, аспирантам, студентам и всем, кто интересуется философским осмыслением проблем истории и историософии.

Скачать книгу ИСТОРИЯ И ИСТОРИОСОФИЯ КОСТРОМСКОГО ИПАТЬЕВСКОГО МУЖСКОГО МОНАСТЫРЯ

Святые и Святыни

Протоиерей Сарментов Василий Ефимович (1872-1937)

Родился 28 октября 1872 года в с. Пружинино Нерхтского уезда Костромской губернии, в семье диакона (по некоторым данным в с. Кувакино, Нерехтского уезда Костр. губ.). Окончил Духовную Семинарию в 1896г. и вскоре после этого обвенчался с Ольгой Владимировной Чистяковой (1875г.р.), уроженкой г. Кинешмы, окончившей Костромскую женскую гимназию.

Подробнее...

Статьи

Отречение от веры. Мировоззренческая убежденность или сумма обстоятельств? К теме ренегатства 1960-х годов.

Аннотация: В статье, на примере отречения от религиозных убеждений священника И. Н. Кубина дается анализ его «мировоззренческому перевороту». На основании архивных данных показаны действительные мотивы, которые двигали Кубиным пожелавшим, чтобы его антирелигиозные откровения были опубликованы: они находились в сфере бытовой заинтересованности. Логика действий Кубина показывает, что его поступок был актом досады в отношении астраханского епископа, с которым у него не сложились личные отношения, что и выразилось впоследствии актом «отречения». Таковые психологические ситуации были использованы  властями в антирелигиозных целях, но негативно отобразились на судьбе «пострадавших» бывших священнослужителей. Их жизненные ситуации были использованы властями в качестве пропагандистского приема, оставив безразличным отношение в судьбе «обиженных» церковной властью ренегатов.

Подробнее...