12 июня. Петров пост

Автор: Прот. Дмитрий Сазонов. .

petrov-postС 12 июня (неделя Всех святых) до 12 июля (праздник первоверховных апостолов Петра и Павла), Церковью установлен т.н. Апостольский, или Петров пост. Он один из четырех многодневных постов установленных Церковью. По сошествии Святого Духа на апостолов в день Пятидесятницы (праздник Святой Троицы), перед праздником в их честь (12-го июля - праздник апостолов Петра и Павла, а 13 июля - праздник Собора 12-ти святых апостолов), Церковь призывает нас к посту, указывая на пример святых апостолов – приняв Духа Святого, они постом и молитвой готовились к Всемирной проповеди Евангелия. Церковь учит нас подражать им в проповеди и воздержании. К распространению и утверждению Апостольского поста и приготовление к празднику в их честь постом молитвой с VI века утвердился среди благочестивых христиан , чему еще и способствовало построение в Константинополе и Риме храмов святых апостолов Петра и Павла.

image001Продолжение поста святых апостолов бывает различным. Оно связано с празднованием Пасхи и может продолжаться от шести недель до недели и одного дня.

В течение Апостольского поста Церковь предписывает еженедельно, по три дня – по понедельникам, средам и пятницам воздерживаться от рыбы, вина и масла. После 3-го часа дня вообще в пище совершать сухоядение. В прочие же дни - вторник и четверг, воздерживаться только от рыбы. Во дни же памяти великого святого (напр. 7 июля, в праздник в честь Рождества Крестителя Господня Иоанна) или во дни храмового праздника (престольный день храма), а так же в субботние и воскресные дни разрешается вкушение рыбы. В этот пост, как в другие многодневные посты (Успенский, Рождественский и Великий), и великие постные дни ( 11 сентября –Усекновение главы Иоанна Предтечи, 27 сентября воздвижение Креста Господня) браковенчание не совершается.

image003Целью Апостольского поста, как и впрочем, всех постов является забота Церкви научить нас воздержанию, которое является началом добродетелей, предохранить чад своих от беспечности, в которую мы легко впадаем, в том числе, и от обилия мясоеда.

image00411 июня в день Всех святых мы будем со скорбью вспоминать знаменитую Всехсвятскую церквь на углу современных улиц Дзержинского и Овражной, разрушенную в 30-х годах ХХ столетия. Впервые она упоминается в костромской писцовой книге в 1628 г. Затем на месте, которую костромичи именовали Муравьевкой, с 1756 по 1757 попечением прихожан был построен пятиглавый, двухэтажный каменный храм. На первом этаже находился Никольский зимний храм, на втором – летний Всехсвятский. Мы должны знать святые места Костромы! Они не только свидетельство истории, они наше духовное достояние, как, впрочем и Петров пост.

 

Храмы и монастыри

Богоявленско-Анастасиин женский монастырь город Кострома

Богоявленский мужской монастырь возник на бывшей окраине Костромы (теперь он находится уже в центре города) в первой четверти XV века. Его основателем был преподобный Никита Костромской — ученик и, как сказано в древних монастырских синодиках, «сродник» Преподобного Сергия Радонежского. К сожалению, житие преподобного Никиты до нас не дошло, и нам очень мало известно об этом подвижнике. Можно предполагать, что он родился где-то в Подмосковье, год его рождения и мирское имя неизвестны. В начале XV века преподобный Никита был настоятелем (и, видимо, основателем) Боровского Высокого монастыря (ныне город Боровск в Калужской области). Затем он перебрался в Кострому и здесь основал Богоявленский монастырь, сыгравший большую роль в последующей истории города. Предположительно в середине XV века преподобный Никита скончался и был погребен в соборном Богоявленском храме монастыря.

Подробнее...

Святые и Святыни

Священномученик протоиерей Сергей Константинович Заварин (1885 - 1938)

Память 1/14 апреля

Родился 10 сентября1885 года в селе Вознесенское Любимского уезда Ярославской губернии[1] в семье священника Константина Заварина.

Подробнее...

Статьи

«Новый курс» церковной политики государства и состояние церковных общин в послевоенное время в Ярославской, Костромской и Ивановских в послевоенное время. Анализ, положение, выводы

Сазонов Дмитрий Иванович,
д-р философских наук, профессор РАЕ

Послевоенное время отмечено в историографии как «время возрождения Церкви». Однако, анализ реальной ситуации, в том числе ситуации с религиозностью населения, показывает картину, отличную от принятой трактовки. Епархиальные структуры и некоторые приходские общины трех областей Верхнего Поволжья, только после Поместного собора 1945 года получили возможность восстановить свою деятельность после разгрома в 1930-е годы. Наряду с осторожными оценками обозначенного временного периода следует отметить, что заложенная в послевоенные годы организация религиозной жизни помогла выстоять Русской Церкви в 1960-е годы «хрущевских гонений», и прийти к религиозному возрождению 1990-х с положительными результатами.

Подробнее...

Православный календарь на сегодня: