Духовное завещание

Автор: Прот. Дмитрий Сазонов, кандидат богословия.. . Опубликовано в Статьи

Духовное завещание известно с первых веков существования человечества. Духовным завещанием можно уже назвать заповедь, данную Богом первым людям в раю (Быт. 2, 16), пятую книгу Библии – Второзаконие, египетскую «Книгу мертвых», «Поучение» Владимира Мономаха своим детям и т.д. Вспомним, что одной из функций нотариусов было выполнение роли душеприказчиков. Духовное завещание было официальным документом, признаваемым Российским законодательством до революции 1917г.

Кроме духовно-нравственных наставлений и имущественных завещаний в особую категорию духовных завещаний входили разделы относящиеся к похоронно-поминальным обычаям: пожелания быть похороненным внутри церкви, при монастыре, в семейном ограде, рядом с предками; распоряжения, связанные с поминовением. Духовные завещания должны были иметь определенный образец. Все они обязательно начинались словами: "Во имя Отца и Сына и Святого Духа ... Находясь в здравом уме и твердой памяти..." и заканчивались подписями свидетелей или, как их называли, душеприказчиков. Часто при составлении духовных завещаний присутствовал священник или духовник. При составлении духовных завещаний можно выделить три основных аспекта, тесно связанных между собой: 1) достойное погребение по христианскому обряду, 2) совершение богоугодных поступков, 3) поминовение души завещателя, всего его рода и близких. Забота завещателей — предусмотреть такие обстоятельства погребения, которые соответствуют душевным представлениям усопшего : в завещании, например, указывалось, в какой церкви и кто будет отпевать усопшего, необходимые приготовления к отпеванию. Издавна считалось достойным быть похороненным при монастыре, или в церковной ограде. Духовные завещания людей разных сословий были полны указаниями на вклады, которые оговорены пожеланием быть погребенным в церкви или монастыре. Подобные завещательные погребения встречаем в Ипатьевском монастыре (Годуновы, Собуровы), Богоявленско-Анастасиином (Салтыковы, Вяземские), в Спасо-Запрудненской церкви(Зотовы, Кашины).Русский человек ощущал свою духовную связь с прошлым, со своей малой родиной, где погребены были его предки. Побудительной причиной таких поступков, как передача определенных сумм в пользу приходской церкви служило чувство уходящего из жизни человека о своей причастности и принадлежности к тем родным местам, обществу, откуда он или его предки вышли. В завещании так же указывалась необходимость поминовения усопших родственников. На поминовение и на богоугодные дела выделялось завещателем часть имущества. Они распределялись на строительство церквей, приютов, богаделен. Из учения Церкви православные люди знали, что после смерти их ожидают два места: рай и ад. Польза молитвы, как общественной, так и частной (домашней), о душах, находящихся даже в аду, описана в житиях святых и подвижников благочестия. Панихиды и домашние молитвы за усопшего — вот истинное благодеяние для умерших. Но особенно полезно им поминовение на Божественной литургии в храме. И Церковь учила, что ничего лучшего или большего мы не можем сделать для усопших, чем молиться о них, поминая на литургии. Сейчас традиция Духовных завещаний стала возобновляться. Мы стали робко возвращаться к своим истокам…

 

Храмы и монастыри

Костромской Свято-Троицкий Ипатьевский мужской монастырь

Есть основания полагать, что монастырь был заложен в 1330 году на средства татарского мурзы Чета, влиятельного вельможи Золотой Орды, который направлялся через эти края по пути в Москву на службу к великому князю Ивану Калите. На подходе к Костроме, в том месте, где сейчас стоит монастырь, Чет облюбовал дубовую рощу для отдыха. Во время отдыха ему было видение Божией Матери с апостолом Филиппом и священномучеником Ипатием, после чего он был исцелен от какого-то недуга. В благодарность Богу усердием татарского мурзы на этом месте вскоре была основана обитель.

Подробнее...

Святые и Святыни

Протоиерей Соболев Иоанн Антонович (1829 - 1909)

Иоанн Антонович Соболев родился 12 апреля 1829 г. в семье священника Костромской Епархии села Мироханова Чухломского уезда.

Учился в Санкт-Петербургской Духовной Академии. По окончании курса 20 февраля 1854 г. был рукоположен в священники церкви Воскресения Господня при Адмиралтейских слободах. Возведен в степень кандидата богословия 18 апреля 1855 г. Был членом Ревизионной комиссии Санкт-Петербургской Епархии с 1858 г., по назначению Духовной Консистории произносил катехизисные беседы в церкви. По указу Духовной Консистории с 1854 по 1880 гг. назидал арестантов 3-й Адмиралтейской части за «погрешения веры и Священного Писания».

Подробнее...

Статьи

Синергия науки и веры: епископ Порфирий (Успенский)

Взаимодействие науки и религиозной веры в настоящее время является одной из важных составляющих в интеллектуальном поле современной цивилизации. Религиозное постижение мира как творения Божия не отрицает правомерности научного познания его закономерностей. Противостояние же науки и религии наблюдается в тех случаях, когда они формулируют ультимативные суждения о предметах, выходящих за пределы их ведения. Церковь как Тело Христово трансцендентна по отношению к любому бытию, неизменно превосходя его. Религиозно-нравственные же потребности светской интеллигенции устремлены преимущественно к предельным духовным проблемам, тайне последнего Откровения. Религиозность интеллигенции – её исконная, типологическая черта, но это вовсе не означает, что она всегда церковна в категориях имманентного мира. Мировоззренческое сближение интеллигенции и Церкви происходит в сущностной характеристике, а именно – эсхатологичности мировосприятия, независимости от мирских категорий и законов какой бы то ни было относительной ценности, потому как никакое воздействие на мир даже и в нём самом невозможно без предварительного от него освобождения.

Подробнее...