18 ноября. Избрание на патриарший престол на Соборе РПЦ в 1917г. святителя Тихона

Автор: Прот. Дмитрий Сазонов. .

image00118 ноября Русская Православная Церковь молитвенно чествует избрание на патриарший престол (после петровских реформ - 200 лет отсутствие  патриарха) на Соборе РПЦ в  1917г. святителя Тихона, Патриарха Московского и всея Руси (1865-1925), а также, Собор отцов Поместного собора Церкви Русской 1917-1918 годов, на котором состоялось избрание Патриарха Тихона.

image002За свои подвижнические труды он был прославлен в конце ХХ столетия в лике святых ( 1989г.)  Церковь чествует Патриарха – исповедника, который возглавлял Русскую Православную Церковь в период с 1917 по 1925 гг. Возглавлял в тяжкую годину для Отечества и Церкви. Годину революционных вихрей, кровавой Смуты, Гражданской войны, голода в Поволжье, отпадения многих от веры во Христа. В годину  лишений и страданий народных возложена была на него от Господа ответственность за свою паству. Гонимая безбожниками Русская Церковь обрела в лице патриарха голос значимой, обличительной силы. «К тебе, обольщенный русский народ, сердце мое горит жалостью до смерти…при виде твоих тяжких страданий, в предчувствии еще больших скорбей,» – такими слова он обращался к людям в своих посланиях, желая их вразумления.

image003  В мае 1922 г.  Святейший Патриарх  был арестован. Его обвиняли в контрреволюционной деятельности, поддержке белого движения, подстрекательстве к неподчинению властям и антисоветских выступлениях. Ясный и кроткий, благостный и смиренный, святитель Тихон  был похож на живую икону, был «образом слова, жизни, любви, духа, веры и чистоты»(1 Тим.4,12). На одном из посланий опубликованных им в те годы  стояла надпись, сделанная его рукой: «Готов на всякие страдания, даже на смерть во имя веры Христовой». 7 апреля 1925г. Сердце Патриарха остановилось. Последними словами святителя были слова: «Слава Тебе, Господи!»

По просьбе жителей новых  Давыдовских микрорайонов и мик-на Юбилейный,14 декабря 1991г. своим указом епископ Костромской и Галичский Александр благословил открытие прихода и строительство храма. Будущий храм и приход было решено наименовать в честь святителя Тихона, патриарха Московского и всея Руси, и новомучеников и исповедников Российских. Добрым знаком, благословляющим святое дело строительства храма, послужила находка, найденная при рытье котлована - латунная икона святителя Николая (хранится сейчас на престоле в алтаре главного придела).

  29 августа 2002г., в год 850-летия основания Костромы, ее посетил Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий II, который, в свой первый  визит,

9-го1993г., заложил в основание строительства нового храма закладной камень. К приезду Святейшего Патриарха в 2002 г. строительство храма было завершено. Святейший Патриарх осмотрел храм  и освятил его. При освящении храма, он поздравил костромичей с обретением еще одного дома молитвы. «Мы должны быть достойны наших великих предков, которые созидали, строили, вкладывали свою любовь в эту землю, - сказал Святейший Патриарх в своей речи обращенной к жителям Костромы, - На нашу долю осталось продолжать их труды, их служение» .  18-го ноября престольный праздник храма. Главной святыней храма является икона, изображающая святителя Тихона, в которой хранится частица его святых мощей.

image004Поме́стный собо́р Правосла́вной росси́йской це́ркви (Всероссийский поместный собор; официальное именование: Священный собор Православной российской церкви) — первый с конца XVII века Поместный собор Православной Российской Церкви, открывшийся 15 (28) августа 1917 года в Успенском соборе Московского Кремля.

Важнейшим его решением было восстановление 28 октября (11 ноября1917 года патриаршества в Российской церкви, положившее конец синодальному периоду в истории Русской церкви.

29 апреля 1917 года Святейший правительствующий синод Российской православной церкви одобрил проект обращения к архипастырям и пастырям и всем верным чадам Российской православной церкви, гласившего:

«Давно уже в умах православных русских людей жила мысль о необходимости созыва Всероссийского Поместного Собора для коренных изменений в порядке управления Российской Православной Церкви и вообще для устроения нашей церковной жизни на незыблемых началах, данных Божественным Основателем и Главою Церкви в Священном Писании и в правилах св. Апостолов, св. Вселенских и Поместных Соборов и св. Отец. Происшедший у нас государственный переворот, в корне изменивший нашу общественную и государственную жизнь, обеспечил и Церкви возможность и право свободного устроения. Заветная мечта русских православных людей теперь стала осуществимой, и созыв Поместного Собора в возможно ближайшее время сделался настоятельно необходимым …»

image005Собор заседал больше года, до 7 (20) сентября 1918 года; рабочие заседания («соборные занятия») проходили в Московском епархиальном доме в Лиховом переулке. Собор совпал с такими важными событиями русской истории, как война с Германиейвыступление генерала Лавра Корнилова, провозглашение в России Республики (1 сентября 1917 года), падение Временного правительства и Октябрьская революцияразгон Учредительного Собрания, издание Декрета об отделении церкви от государства и начало Гражданской войны. Собор сделал заявления в ответ на некоторые из этих событий. Большевики, чьи действия и узаконения прямо осуждались Собором (или лично Патриархом), не чинили прямых препятствий проведению занятий Собора.

image006Собор, подготовка к которому велась с начала 1900-х годов, открылся в период господства антимонархических настроений в обществе и Церкви. В состав Собора входили 564 члена, в том числе 227 — от иерархии и духовенства, 299 — от мирян. Присутствовали глава Временного правительства Александр Керенский, министр внутренних дел Николай Авксентьев, представители печати и дипломатического корпуса.

Среди святых отцов Поместного собора отметим костромичей и людей связанных с костромским краем. 

Сщмч. Никодим (Кротков), архиеп. Костромской (+ 1938, память 8 августа, в Соборе новомучеников и исповедников Церкви Русской, в Соборах КостромскихРостово-ЯрославскихОдесских и Молдавских ). В миру Кротков Николай Васильевич, родился 29 ноября  1868 года в селе Погрешино Середского уезда Костромской епархии в семье священника Василия Федоровича и Ольги Васильевны Кротковых. С 1932 по 1936 гг. управлял Костромской епархией. Удивительный пример послушания и верности пастве. Был назначен Патриархом Тихоном на Таврическую кафедру и с риском для жизни пересек линию фронта между Красной армией и войсками генерала Врангеля. Остался в Крыму, а не покинул его вместе с белыми войсками. Прошел аресты и тюрьмы, умер в ярославской тюрьме в 1936 году.

image007Архиепископ Феодор (Поздеевский). Архиепи́скоп Фео́дор (в миру Александр Васильевич Поздеевский; 21 марта (2 апреля1876, село МакарьевскоеВетлужский уездКостромская губерния — 23 октября 1937Иваново) — с 1909года архиепископ Волоколамский, викарий Московской епархии. Память 10 октября (РПЦЗ), 21 марта. Ученый монах, знаток святоочесского учения об аскетике, потому изображен с четками в руках. С 1917 по 1930 был настоятелем московского Данилова монастыря. С 1935 года жил в селе Тентюково в Усть-Сысольске (Сыктывкар). Возглавил одно из движений исповедников православия, названное «даниловским». 23 октября 1937 расстрелян в Ивановской тюрьме.

image008Сщмч. Серафим (Чичагов), митр. Петроградский (+ 1937, память 28 ноября). Родился в семье военного и принадлежал к именитому дворянскому роду. Чичаго́вы — древний русский дворянский род.

Род восходит к XVI веку, от выходцев из Костромского удельного княжества.

В 1898 году принимает монашеский постриг с именем Серафим. Вскоре он назначается настоятелем Суздальского Спасо-Евфимиевско-го монастыря. В 1903 году по составленному им представлению был прославлен преподобный Серафим Саровский. В 1917 году владыка Серафим был изгнан обновленцами со своей кафедры. Патриарх Тихон назначил его в Варшаву, но из-за ведущихся боевых действий он так и не прибыл на место служения. В 1921 году уже в сане митрополита был сослан в Архангельскую область. В 1937 году его арестовали, а 11 декабря того же года — расстреляли на полигоне в Бутово под Москвой. Незадолго до своего последнего ареста говорил: «Православная Церковь сейчас переживает время испытаний… Сейчас многие страдают за веру, но это — золото очищается в духовном горниле испытаний. После этого будет столько священномучеников, пострадавших за веру Христову, сколько не помнит вся история христианства».

image009Священный Синод на заседании 29 июля 2017 года утвердил (журнал № 64) тексты тропаря, кондака и величаний Святым Отцем Поместнаго Собора Церкве Русския.

  • Тропарь, глас 6
  • Дне́сь благода́ть Свята́го Ду́ха на́с собра́,/ просла́вити отцы́ Собо́ра Це́ркве Ру́сския/ с Первосвяти́телем Моско́вским Ти́хоном,/ и́же ве́рныя лю́ди земли́ на́шея/ на по́двиг испове́дания пра́выя ве́ры благослови́ша// и страда́нии свои́ми Це́рковь на́шу просла́виша.
  • Кондак, глас 3
  • Гоне́ния и страда́ния да́же до сме́рти претерпева́юще/ и правосла́внаго Ца́рства Ру́сскаго разоре́ние облича́юще,/ отцы́ Собо́ра Це́ркве на́шея/ к покая́нию ча́да ве́рныя призыва́ют// и стоя́ти тве́рдо за ве́ру Христо́ву благословля́ют.
  • Величание
  • Велича́ем ва́с,/ святи́и отцы́ Собо́ра Це́ркве Ру́сския,/ и чти́м честна́я страда́ния ва́ша,/ я́же за Христа́// претерпе́ли есте́.
  • image010Ино величание
  • Велича́ем ва́с,/ святи́телю, о́тче Ти́хоне, и святи́и отцы́ Собо́ра Це́ркве Ру́сския,/ и чти́м святу́ю па́мять ва́шу,/ вы́ бо мо́лите за на́с// Христа́ Бо́га на́шего.
  • На нижнем этаже Московского епархиального домабыл устроен храм в честь Святых отцов Поместного собора 1917—1918 года, освящённый 19 февраля 2010 года малым чином. В 2012 году специалистами ПСТГУ была создана икона «Отцы Поместного собора 1917—1918 года».
  • На основании решения Священного синода от 27 декабря 2016 года (журнал № 104) был образован «Организационный комитет празднования 100-летия открытия Священного собора Православной российской Церкви и восстановления Патриаршества в Русской православной церкви» под председательством митрополита Варсонофия. В ходе заседаний 21 февраля, 15 марта и 5 апреля 2017 года оргкомитет определил план юбилейных мероприятий в 39 пунктов и отдельный план юбилейных мероприятий в духовных учебных заведениях в 178 пунктов. Планы мероприятий включали проведение конференций, лекториев и выставок в Москве и других городах, ряд научных и популярных издательских проектов, а также освещение юбилейных тем в средствах массовой информации. Центральные торжества намечены на 28 августа — 100-летие открытия Собора, 18 ноября — 100-летие избрания патриарха Тихона и 4 декабря — в день его Патриаршей интронизации.
  • 24 августа 2017 года патриарх Кирилл image011издал послание по случаю 100-летия Поместного собора 1917—1918 годов. По его словам, «влияние Собора мы в полной мере чувствуем и сегодня, в нашей современной жизни, и, как уже отмечалось не раз, многие решения, принятые Архиерейскими Соборами последних лет, своими корнями уходят в размышления и постановления, сформулированные в ходе Собора 1917—1918 гг.».

·         Собор отцов Поместного собора Церкви русской 1917—1918 годов[править | править код]

  • 4 мая 2017 года Священный синод Русской православной церкви включил в богослужебный месяцеслов соборную память«Отцев Поместнаго Собора Церкви Русския 1917—1918 гг.». В качестве дня памяти установлена дата 5 (18) ноября — день избрания святителя Тихона на Московский патриарший престол.
  • Решением Священного синода от 29 июля 2017 года были утверждены тропарькондаки величания Святым отцам Поместного собора Церкви русской.

Храмы и монастыри

Светильник Костромского Заволжья

С 1932 года в городскую черту Костромы входит село Селище, расположенное на правом берегу Волги. С XVI века оно называлось Новоселки, затем – Мошениной слободой. Неизвестно, принадлежало ли Селище до середины ХVI века какому-либо владельцу, или его жители относились к числу «черных» (государственных) крестьян, но во второй половине ХVI века – предположительно в 70-е годы – Селище и прилегающие к нему деревни были пожалованы царем Иваном Грозным в вотчину князю и боярину Ивану Михайловичу Глинскому.

Подробнее...

Святые и Святыни

Драгоценные оклады чудотворной Тихвинской-Ипатьевской иконы Божией Матери Костромского Ипатьевского монастыря

В многочисленном ряду духовно-исторических святынь Костромского Ипатьевского монастыря чудотворный образ Тихвинской-Ипатьевской иконы Божией Матери занимает одно из главных мест со времени принесения его в монастырь повелением царя Михаила Федоровича Романова. История появления и пребывания данного образа в Ипатьевском монастыре достаточно подробно рассмотрена в статье автора настоящего сообщения, которая была опубликована в 2003 году.1

Подробнее...

Статьи

Духовный мир сквозь призму религии

Большинство религиозных учений говорит о том, что человек не является единственным разумным существом во Вселенной, что кроме видимого материального мира существует мир духов. Согласно христианскому учению «Ангельский мир сотворен Богом, потому что «Им создано всё, что на небесах и на земле, видимое и невидимое: престолы ли, господства ли, начальства ли, власти ли,– все Им и для Него создано» (Кол 1. 16). Упоминаемые здесь престолы, господства, начальства (начала) и власти являются ангельскими чинами и входят в состав небесной иерархии. Косвенное свидетельство о создании Богом ангелов многие святые отцы усматривают в 1-м стихе 1-й гл. кн. Бытия («В начале сотворил Бог небо и землю»), где под «небом» они разумеют мир ангельский, а под «землей» – мир вещественный»1.

Подробнее...

Православный календарь на сегодня: