Императорское Православное Палестинское Общество в Костроме. Прошлое и будущее.

Автор: Прот. Дмитрий Сазонов. . Опубликовано в Статьи

Старейшей в России международной общественной, гуманитарной, научной, благотворительной организацией является Императорское Православное Палестинское Общество, уставными задачами которого обозначены как содействие православному паломничеству на Святую землю, научное палестноведение, востоковедение и гуманитарное сотрудничество с народами Ближнего Востока. Несмотря на то, что основано оно было 21 мая 1882 года, ее предшественниками были Палестинский комитет, основанный в 1859 году и преобразованный затем в 1864 году в Палестинскую комиссию.

В Костроме отделение Общества возникло благодаря тому, что епархиальные архиереи в 1880-1890-х гг. поддерживали тесные и регулярные связи с председателем Палестинского общества великим князем Сергеем Александровичем, который являлся также Августейшим покровителем Федоровско-Сергиевского братства, действовавшего в Костромской епархии. Именно благодаря этим связям возникает Общество, которое помогает осуществиться мечте православного человека – поездке в Святую Землю. Землю библейской цивилизации, земной жизни Христа Спасителя.

Почётными членами состояли в разное время представители правящей элиты, начиная с императорской фамилии, в том числе Председатели Совета Министров (С. Ю. Витте,П. А. Столыпин,В. Н. Коковцов,И. Л. Горемыкин,Б. В. Штюрмер) иобер-прокурорыСвятейшего Правительствующего Синода(К. П. Победоносцев,П. П. Извольский,В. К. Саблер), священнослужителиРусской Православной Церкви(святительТихон Патриарх Московский, святительНиколай Японский, свщм.Владимир митрополит Киевский, св. прав.Иоанн Кронштадтский, епископПорфирий (Успенский), архимандритАнтонин (Капустин), архимандритЛеонид (Кавелин), митрополитАрсений (Стадницкий)и др.)

29 марта 1898 г. в праздник Входа Господня в Иерусалим после литургии в костромском кафедральном Успенском соборе был совершен благодарственный молебен по поводу создания отдела. Сама эта организация была открыта в тот же день на собрании в здании Костромской городской думы. В начале его выступил с речью епархиальный владыка епископ Виссарион (Нечаев,+1905). Председателем Костромского отделения ИППО был избран викарий Костромской епархии епископ Кинешемский Вениамин (Платонов,+1905). Товарищем председателя стал действительный статский советник, егермейстер высочайшего двора, губернатор И.М.Леонтьев. Казначеем отдела выбрали купца И.М.Дурова, делопроизводителем – преподавателя местной духовной семинарии А.И. Рейпольского. В Костромском отделе было два почетных члена – епархиальный владыка и викарный епископ. Пожизненных действительных членов насчитывалось 5 (среди них губернатор и крупный текстильный фабрикант Н.К.Кашин), действительных - 16, в числе их были крупные предприниматели из Костромы – А.А. и В.А.Зотовы, И.М. и М.М.Чумаковы, Г.Н.Ботников. Пожизненных сотрудников здесь было 3, а сотрудников – 24, причем рядовые приходские священники насчитывались единицами.

Анализ социального, сословного и профессионального состава местных отделов ИППО приводит к выводу о том, что их руководители старались привлечь в Палестинское общество самые разнообразные слои населения. Как отмечалось в издании, вышедшем к 25-летию Палестинского общества, состав епархиальных отделов был очень разнообразным: «Архипастыри и пастыри, городские и сельские, служилая знать и чиновничество, торгово-промышленные деятели и рабочая среда. Крестьянство. Знатные и рядовые, богатые и бедные, представители церковности и общественности – все они объединились под знаменем Палестинского Общества».

Для того чтобы оказывать эффективную помощь православным жителям Палестины, русским паломникам в Святую Землю, противодействовать здесь католической и протестантской пропаганде, были необходимы  значительные средства. Палестинское общество получало их в ходе массового всероссийского сбора на Вербной неделе, а также во время практически круглогодичных сборов в епархиях. Для того чтобы рука дающего была щедрой, необходимо было познакомить широкие массы населения с целями ИППО, положением православия в Палестине, с самой Святой Землей. Поэтому  с 1890-х гг. в провинции начали проводиться Палестинские чтения.

Чтения в Костромской епархии начались 21 ноября 1898 г. в губернском центре в читальне им. А. Н. Островского. Их открыл Управляющий Костромской епархией Преосвященный Виссарион, который обратился к аудитории с речью, в которой рассказал о целях Палестинского общества и о задачах начинавшихся чтений. Затем преподаватель Костромской духовной семинарии И. М. Студитский познакомил присутствовавших с географией Палестины и местами, связанными с земной жизнью Иисуса Христа. Весной 1899 г. чтения переместились в Духовную семинарию. В Духовной семинарии на протяжении нескольких вечеров слушатели познакомились с содержанием книги В. Н. Хитрово «К Животворящему Гробу Господню». Она представляла собой рассказ паломника-крестьянина о его путешествии в Иерусалим на праздник Пасхи. Этот рассказ был написан простым народным языком и одушевлен неподдельным религиозным чувством. Перед аудиторией с изложением содержания книги Хитрово выступил преподаватель духовной семинарии Л. Л. Грандилевский. Хотя эти мероприятия назывались чтениями, но на самом деле выступавшие перед аудиторией не воспроизводили текст «по бумажке», а свободно излагали его.

Постепенно чтения приобретали популярность среди широких слоев населения. В 1907 г. отдел решил устроить Палестинские чтения в зале Народного дома, который находился в фабричном районе, населенном рабочими-текстильщиками. Лектором был направлен сюда один из лучших проповедников среди городского духовенства – священник М. П. Орлов, специально отобрали слайды особенно высокого качества. Они демонстрировались на экране с помощью волшебного фонаря, работавшего не на светильном газе, как это практиковалось ранее, а на электричестве. Поэтому проецируемые на экране сюжеты из Священной истории отличались высоким качество. Несмотря на опасения руководителей отдела, аудитория народного дома, вмещавшая 550 чел., несмотря на свирепствовавшие в декабре 1907 г. 30-градусные морозы, была заполнена и многим мест не хватило. В немалой степени значительному успеху чтений способствовало участие в них хора текстильной фабрики Зотова под управление регента Надеждина – профессионала очень высокого уровня.  Хор исполнял песнопения, соответствовавшие предстоявшему празднику: «Ликуют ангелы» и другие произведения Турчанинова, «Днесь Христос в Вифлееме» и «Вознесу Тя, Боже мой» Бортнянского. Сочетание лучших произведений церковной музыки, их профессионального исполнения, художественного чтения и качественных иллюстраций на экране, производило на публику очень большое впечатление.

На втором году существования Костромского отдела ИППО чтения стали распространяться за пределами губернского центра. Ответственный за их устройство Е. М. Микифоров организовал с помощью местного духовенства чтения в уездных и безуездных городах. В Ветлуге и Чухломе за зимний сезон 1898–1899 гг. чтения прошли по 4 раза, в Макарьеве и Плесе – по 3, в Буе – 2 раза, в Нерехте – 1 раз.  В дальнейшем они стали проводиться еще чаще. В дальнейшем Палестинские чтения получили распространение в сельской местности. Они проводились, как правило, в крупных населенных пунктах – в волостных центрах, торговых селах, слободах. Ранее всего они были проведены в с. Семенове Костромского уезда, с. Неронове Солигаличского уезда, с. Молвитине Буйского уезда, посаде Большие Соли.

Одним из первых в сельской местности начал проводить чтения священник с. Фряньково Нерехтского уезда о. Иоанн Савинский. Это село находится в нескольких километрах от современного города Фурманова. Чтения во Фрянькове отличались завидной регулярностью. За зимний сезон 1903–1904 гг. он провел 30 чтений, они повторялись еженедельно по воскресным и праздничным дням после вечерни. Прихожане узнавали о чтениях из письменных объявлений, которые заблаговременно вывешивались на паперти местного храма. Каждое чтение сопровождалось песнопениями местного церковного любительского хора, состоявшего из мальчиков и девочек. При хорошей погоде в Фрянькова приходили послушать священника до 180 чел. В одном из своих отчетов, ежегодно направлявшихся в отдел, о. Иоанн отмечал, что слушателей очень привлекала раздача палестинских листков и видов Святой земли. Палестинские листки содержали краткие тексты  с информацией о тех или иных событиях Священной истории, о памятных местах, связанных с земной жизнью Спасителя. Полученные на чтениях листки и виды очень ценились местными жителями. Они прикрепляли их обычно в «красном углу» избы рядом с иконами. Ученики местной школы, получив в листках стихи духовного содержания, охотно заучивали их наизусть и затем просили о. Иоанна Савинского послушать их чтение.

Большой популярностью пользовались палестинские чтения в селе Никитском Нерехтского уезда, их организовал и проводил священник А. А. Виноградов. Здесь прихожане, после воскресного богослужения, не заходя домой, направлялись в местную школу, чтобы послушать, по их словам, «от божественного». Публики в школьные классы набиралось столько, что многим приходилось стоять в проходах и коридоре. Даже самые бойкие дети, видя пример взрослых, сидели во время мероприятия чинно и тихо. Это благоговейное отношение прихожан заставляло местного батюшку тщательнее готовиться к чтениям.

Палестинские религиозно-нравственные чтения осуществлялись повсеместно в городах и селениях Костромской епархии.  Ими были охвачены десятки тысяч крестьян и горожан. В результате они гораздо ближе, чем во время богослужений, познакомились с реалиями Святой Земли во времена Иисуса Христа и на рубеже XIX – XX вв., а также с деятельностью Палестинского общества по поддержке православия на Ближнем Востоке и по организации паломничества в этот регион.

К началу ХХ века Императорскому Палестинскому Обществу принадлежало в Палестине 8 подворий. В общей сложности через подворья ИППО проходило за год более 10 тысяч паломников. Кроме того, земельыне участки и объекты недвижимости были в Вифлееме, Айн-Кереме, Назарете, Кане Галилейской, Афуле, Хайфе, Иерихоне, Рамаллахе, - всего 28 участков. ИППО содержало для паломников и местных жителей Русскую больницу в Иерусалиме и ряд амбулаторий. У Общества были свои храмы – два в России (Николо-Александровский в Петербурге, Сергиевский скит в Калужской губернии) и два в Палестине: церковь св. прав. Марии Магдалины в Гефсимании, и храм во имя св. блгв. вел. кн. Александра Невского на территории Александровского подворья, часовня в Сергиевском подворье.

В канун Первой мировой войны в Обществе состояло около 3 тыс. членов, отделы ИППО действовали в 52 епархиях Русской Православной Церкви. К 1917 году Российской империи в Святой Земле принадлежало 70 объектов недвижимости. В 1917 году из названия Общества исчезло слово «Императорское», а в 1918 году было изъято слово «православное». При Академии наук СССР стало действовать Российское Палестинское Общество, деятельность которого была сведена к научным исследованиям Академии наук того периода.

Костромской епархиальный отдел отличался среди других значительной активностью и продолжал свою работу до Февральской революции, после которой деятельность Палестинского общества хотя и не была полностью прекращена, но пошла по иному пути.

Спустя 110 лет со дня основания Общества 22 мая 1992 года Президиум Верховного совета РФ принял постановление восстановить историческое имя Императорского Православного Палестинского Общества и рекомендовал правительству РФ принять необходимые меры по практическому восстановлению и возвращению ИППО его имуществ и прав. Сегодня под руководством С. В. Степашина, при содействии МИД РФ, Русской Православной Церкви, государственных и общественных структур Россия возвращается на Ближний Восток в формате своего исторического присутствия в регионе: строит культурные центры, школы, музейно-парковые комплексы, возвращает объекты российской собственности. 28 декабря 2013 года символ русского присутствия на Святой Земле – Сергиевское подворье было возвращено в российскую собственность и сегодня на нем развивается исторический флаг ИППО.

Сегодня в Обществе состоит более 600 человек, исповедующих вековые христианские ценности. В России и за рубежом активно действуют отделения и представительства ИППО – региональные и зарубежные.

ИППО как неправительственная организация отстаивает позиции России на Ближнем Востоке, утверждает православное присутствие в библейском регионе, укрепляет многообразные

ИППО насчитывает 26 отделений и 4 представительства в России и за границей. В России отделения открыты в таких городах, как Москва (Председатель — С. Л. Байдаков), Белгород, Владимир, Нижний Новгород, Орел, Пермь, Ростов-на-Дону, Санкт-Петербург, Тверь, Воронеж, Кострома, Великий Новгород и др. В Святой Земле отделения работают вИерусалиме (Председатель — П. В. Платонов, уполномоченный представитель ИППО в государстве Израиль),Вифлееме (Председатель — Дауд Матар). Кроме того, созданы отделения на Кипре, в Болгарии и в Узбекистане. Отделения в Иерусалиме, Вифлееме и на Кипре имеют юридическую регистрацию на территориях государства Израиль, Палестинской национальной администрации и республики Кипр. Представителем ИППО в Таганроге был Ипполит Ильич Чайковский, родной братПетра Ильича.

В 2009 год стал годом начала возрождения Костромского отделения Императорского Православного Палестинского Общества. Членами ИППО стали ректор Костромской духовной семинарии архимандрит Геннадий (Гоголев, ныне епископ Каскеленский, Казахстанский митрополичий округ), генеральный директор ОАО ТК «Высоковский», Первый заместитель председателя Костромской областной Думы А. В. Ситников (председатель), и Председатель Костромской областной Думы А. И. Бычков.

28 июля 2014 года решением Совета ИППО членами Костромского отделения ИППО стали профессор протоиерей Дмитрий Сазонов, председатель Костромского отделения РГО Р. В. Рябинцев, доцент КГТУ Л.И. Сизинцева, бизнесмен О. А. Лебедев.

В апреле членами Общества стали Н. В. Сорокин и А. Н. Ефимова.

Общество явилось организатором таких проектов ежемесячный выход материалов о Святой Земле на страницах газеты «Северная правда» под общей рубрикой «Наши Палестины». Осуществление просветительских краеведческо – экскурсионных проектов «Неизвестная Кострома», «Помощь экскурсоводу», презентации книг, повествующих о нашей малой Родине – Северной Палестине «Костромские этюды. Статьи». Лекции об истории ИППО и его нынешнем состоянии в Романовской библиотеке,в ближайшее время будут проведены презентации книг о Святой Земле свящ. Евагения Мерцалова «От Петрозаводска до Иерусалима», Н. Н. Лисового «Святая Земля История и наследие».

17 мая в Никольской церкви с. Саметь откроется первый на Костромской земле музей Императорского Православного Палестинского Общества.

История Императорского Православного Палестинского Общества на Костромской земле продолжается.

Храмы и монастыри

Свято-Покровский Авраамиево-Городецкий мужской монастырь

село Ножкине близ города Чухломы

Этот монастырь на берегу Чухломского озера был основан во второй половине XIV века одним из наиболее выдающихся учеников Преподобного Сергия Радонежского — преподобным Авраамием Галичским и Чухломским.

Подробнее...

Святые и Святыни

Макарий (Воскресенский Михаил Федорович, 1866- 19)

Родился 29 июля 1866г. в семье священника Федора Степановича Воскресенского в с.Введенское на Виге, Костромская губ., Чухломской уезда, Введенская волости. Брат матушки Юлии, дядя будущего архимандрита Макария о.Иоанн Антонович Соболев (1829–1909), настоятель одной из церквей г.Петербурга, помогал многодетной семье сестры материально и духовно. Во время учебы в Санкт-Петербургской Духовной Академии о.Иоанн Соболев подружился с будущим святым Иоанном Кронштадтским и, по преданию, св.Иоанн Кронштадтский вместе с ним не раз посещал Введенскую церковь. В семье о.Феодора и матушки Юлии Воскресенских было восемь детей.

Подробнее...

Статьи

Репрессии Советской власти против Истинно-Православной Церкви как повод для уничтожения церковной организации в Костромской епархии.

«К свободе призваны вы братия» (Гал. 5, 13)

Истинно-Православная Церковь, название которой закрепилось в начале ХХ веке за теми, кто вначале противопоставлял себя живоцерковникам и раскольникам[1], затем перешло на последователей митрополита Ленинградского Иосифа (Петровых), объединяло разных людей, основной идеологической платформой которых было неприятие политики государства направленной на разрушение Церкви, насилие над свободой человека исповедующего религию, и на тенденцию подчинения Церкви безбожному государству. Как утверждает М. В. Шкаровский, «именно владыка Иосиф ввел термин «Истинно-Православная Церковь», употребив его в 1928 г. в одном из своих писем[2], отметив, что такое название имеет Церковь свободная от государственного насилия. Идеологической основой движения «иосифлян», ставших затем называться приверженцами ИПЦ, было неприятие курса митрополита Сергия, который выступая за легализацию отношений с государством, по мнению некоторых архиереев, священства и мирян, «допустил вмешательство гражданских властей» в дела и прямое порабощение Церкви[3]. Временный Священный Синод, возглавляемый заместителем Местоблюстителя митрополитом Сергием указом от 6 августа 1929 года фактически приравнивал последователей ИПЦ к обновленцам и григорианам, объявляя недействительными совершенные ими таинства и указывая принимать вернувшихся через Миропомазание[4]. Как указывает Шкаровский, сами иосифляне себя раскольниками не считали и действительно ими не были, т.к. не пытались создать параллельную Церковь, считали главой Русской Православной Церкви Патриаршего местоблюстителя митрополита Петра (Полянского) и не создавали особенных обрядов. Главной их, стратегической целью было привлечение большего количества сторонников в Высшее церковное управление, и возглавление его[5]. По мнению митрополита Иоанна (Снычева), который свидетельствовал о массовости иосифлянского движения «непоминающих» «многие их тех пастырей, которые в годы борьбы с обновленчеством показали себя стойкими борцами за чистоту православия, выступили против митрополита Сергия». По мнению владыки Иоанна, митрополит Сергий и возглавляемый им Синод допустили серьезную тактическую ошибку, т.к., большинство верующих было неподготовлено к новому курсу Русской Церкви на сближение с государством, осуществляющим антирелигиозную политику[6]. Однако, исходя из открытых, на данный момент, материалов, свидетельствующих о беспрецедентном нажиме на митрополита со стороны, в том числе и карательных органов, следует сказать, что вряд ли митрополиту Сергию было дано время на подготовку паствы к принятию как Декларации, так и курса направленного на легализацию Церкви в СССР, отраженного затем в Постановлении ВЦИК и СНК РСФСР «О религиозных объединениях».

Подробнее...