Монахиня Варвара (Виноградова, 1891- 1961?)

Автор: Прот. Дмитрий Сазонов. .

varvaraВасилиса Федоровна Виноградова родилась в 1891 г. в д. Панфилово Любимского уезда Костромской губернии в крестьянской семье, закончила Ермаковскую сельскую школу. До 1922 года жила в родной деревне, духовно окормлялась у иеромонаха Иаково-Предтеченского Железноборовского монастыря Иоасафа (Сазанова). Странничала. С 1926 года жила в сторожке при Никольской церкви с. Секша, работала просфорней, пела на клиросе. Посещала общину тайного монашества в Любимском районе[1]. В 1928 г. приняла монашеский постриг в Успенской церкви от иеромонаха Серафима (Конюхова?).

Арестована 12.12.1932 г. Обвинена по ст.58 УК РСФСР «в устройстве тайных монашеских келий[2], организации тайных монашеских постригов и нелегальных молитвенных собраний с соблюдением требований монастырской жизни, через которые обрабатывалась и вербовалась молодежь. Антисоветской обработке населения с целью противодействия проведению хозяйственно-политических мероприятий».

26.04.1933 г. приговорена к 5-ти годам лишения свободы.

По сведениям настоятельницы Богоявленско-Анастасьиного женского монастыря игумении Иннокентии (Травиной), монахиня Варвара являлась духовной наставницей схиигумении Макарии (Травиной(+2016) и умерла 31.12.1961 г. схимонахиней Иоанной.

Материалы:

ГАЯО. Ф. Р-3698. Оп.2. Д, С-11244.

ГАЯО. Ф. Р-3698. Оп.2. Д, С-1119.

 

 


[1] Членами этой тайной монашеской общины были духовные чада иеромонаха Иоасафа (Сазанова), который благословил устроение небольших тайных монастырей в миру. Часть сестер находилась в с. Сандогора, на нынешней границе Ярославской и Костромской области, а так же, частично в Любимском районе нынешней Ярославской области. Девушек окормляли священик с. Павловка Любимского р-на Александр Невский и монахини Никодима (Ананьева) и Евгения (Андреева.

[2] Келия – жилое монашеское помещение в монастыре. Во времена гонений изгнанные из монастырей монахи жили в миру у приютивших их мирян, или строили для себя «избушки», называя их келиями.

 

Храмы и монастыри

Очерк по истории Ипатьевского монастыря в XX веке

КАК ЭТО БЫЛО...

Начало XX лека подавало самые радужные перспективы в развитии Ипатьевского монастыря как духовно-исторического центра, церковно-народного музея-храма, осознание его роли в   истории государства и монархии. В нём проходили историко-археологические съезды, на которых присутствовали провинциальные и столичные учёные, искусствоведы, историки, которые собирались для обмена информацией, знакомства с исследованиями в области исторической науки и археологических изысканий. С созданием 3 июня 1912г. в Костроме Церковно-Исторического Общества, было положено основание церковно-исторического музея в стенах Ипатьевского монастыря, в палатах бояр Романовых. Многие из священных предметов находившихся в ризнице монастыря: иконы-складни, кресты, сосуды, памятники древнего шитья, рукописи и старопечатные книги, представляли, безусловно, историческую, и культурную редкость, являлись раритетами, относящимися к ХIV-ХVIвв.

Подробнее...

Святые и Святыни

Новомученики, связанные с Костромской землей

Среди новомучеников, пострадавших за веру в 20-м веке, есть святые связанные рождением, корнями, работой и учебой с Костромской землей.

Хотелось бы рассказать о некоторых из них.

Подробнее...

Статьи

Духовный мир сквозь призму религии

Большинство религиозных учений говорит о том, что человек не является единственным разумным существом во Вселенной, что кроме видимого материального мира существует мир духов. Согласно христианскому учению «Ангельский мир сотворен Богом, потому что «Им создано всё, что на небесах и на земле, видимое и невидимое: престолы ли, господства ли, начальства ли, власти ли,– все Им и для Него создано» (Кол 1. 16). Упоминаемые здесь престолы, господства, начальства (начала) и власти являются ангельскими чинами и входят в состав небесной иерархии. Косвенное свидетельство о создании Богом ангелов многие святые отцы усматривают в 1-м стихе 1-й гл. кн. Бытия («В начале сотворил Бог небо и землю»), где под «небом» они разумеют мир ангельский, а под «землей» – мир вещественный»1.

Подробнее...