Протоиерей Лозинский Ростислав Романович (1912 - 1994)

Автор: Прот. Дмитрий Сазонов. .

image001Родился Ростислав Романович Лозинский 29 января 1912 года во Пскове. В 1929 году окончил 3 класса гимназии в эстонском городе Тарту. С 1929 по 1934 год учился на богословском факультете Тартутского университета, по окончании, которого в августе 1934 года рукоположен во диакона, затем во иерея, настоятель Троицкой (Штиглицкой) церкви города Нарвы, за месяц до этого Лозинский вступил в брак и получил степень кандидата теологии.

В 1935—1940 годах, отец Ростислав учительствует в Нарвских гимназиях.

В марте 1942 года становится настоятелем Александро-Невской кладбищенской церкви города Таллина.

С октября 1944 года настоятель Успенского собора в Тарту и благочинный Тартуского округа.

С июля 1957 года о. Ростислав становится ключарем кафедрального Преображенского собора города Иванова.С февраля 1960 года священник Спасо-Запрудненской церкви города Костромы.

С октября 1961 — ключарь Иоанно-Златоустовского кафедрального собора города Костромы.

С июля 1964 года настоятель Александро-Антониновской церкви города Костромы, в том же году о. Ростислав получил степень кандидата богословия.

С апреля 1966 года священник Иоанно-Златоустовской церкви (бывшей до 1964 года кафедральным собором) города Костромы.

С августа 1968 года настоятель Храма Иоанна Предтечи города Венёв Тульской епархии. В том же году становится магистром богословия.

С 1 февраля 1969 года настоятель храма Двенадцати Апостолов города Тулы.

image002

С 1 февраля 1974 года вышел за штат. Уже будучи заштатным священником в 1989 году Ростислав Романович получил степень доктора богословия.

Деятельность отца Ростислава в годы СССР смогла заставить не забыть Тулу о её храмах и святынях, которые в советские годы приспосабливались под бытовые нужды. Отец Ростислав оставил потомкам немалое литературное наследие, которое увидело свет лишь после его смерти, но теперь многие храмы города восстанавливаются по его описаниям.

image003

Скончался отец Ростислав на Благовещение Пресвятой Богородицы в 1994 году на 83-м году жизни.

Благодарные туляки в честь него переименовали улицу Дивизионная в Центральном районе города на которой с 1969 года жил отец Ростислав.

« — Отец был неординарным человеком, — рассказывает сын Ростислава Романовича, заслуженный врач РФ Борис Лозинский. — Его кредо: творить добро людям. По этому принципу всегда старались жить в нашей семье: подбирали нуждающихся, помогали, устраивали на работу… Отец часто повторял: «Есть дела, а есть делишки». То есть он хотел сказать, что не надо размениваться на мелкие дела, тратить время попусту. И мы с моим братом Марком очень старались жить именно так.

image004

Сейчас священникам значительно легче. А тогда, в послевоенные годы, в годы гонения на церковь, исполнять священнический долг было тяжело и опасно. В нашем доме всегда на антресолях стоял рюкзак с теплыми вещами, сухарями — мой отец был готов ко всему. Я до сих пор не понимаю, как ему все это удавалось: окормлять лагеря интернированных русских после войны, собирать лекарства, еду, одежду и относить к поездам, увозящим людей в Сибирь…»

image005 

image006Литература

  • Присенко Г. П. Проблема достопримечательностей Тульского края в исследованиях Р. Р. Лозинского. // Тульские епархиальные ведомости. − 1999. № 1.

  • Протоиерей Ростислав Лозинский // В: Иванен А.В. Ивангородская Свято-Троицкая церковь (барона Александра Штиглица). Спб.: Издат. дом «Коло», 2004. С. 159−192.

Сочинения

  • «Пастырь на приходе» докторская диссертация. 1989, ТСЛ, машинопись

  • «Страницы минувшего» (1979)

 

 

 

 

 

Храмы и монастыри

Костромской Свято-Троицкий Ипатьевский мужской монастырь

Есть основания полагать, что монастырь был заложен в 1330 году на средства татарского мурзы Чета, влиятельного вельможи Золотой Орды, который направлялся через эти края по пути в Москву на службу к великому князю Ивану Калите. На подходе к Костроме, в том месте, где сейчас стоит монастырь, Чет облюбовал дубовую рощу для отдыха. Во время отдыха ему было видение Божией Матери с апостолом Филиппом и священномучеником Ипатием, после чего он был исцелен от какого-то недуга. В благодарность Богу усердием татарского мурзы на этом месте вскоре была основана обитель.

Подробнее...

Святые и Святыни

Иерей Александр Ребячьих, Христа ради юродивый

Юродивые — сонм святых подвижников, избравших особый подвиг — юродство, подвиг изображения внешнего, т.е. видимого безумия, с целью достижения внутреннего смирения. Юродство как путь святости реализует то противоположение мудрости века сего и веры во Христа, которое утверждает апостол Павел: «Никто не обольщай самого себя: если кто из вас думает быть мудрым в веке сем, тот будь безумным, чтоб быть мудрым. Ибо мудрость мира сего есть безумие пред Богом, как написано: уловляет мудрых в лукавстве их» (1 Кор. 3, 18-19), также: «Мы безумны Христа ради» (1 Кор. 4, 10). 

Подробнее...

Статьи

Экзегетический анализ книги Иисуса Навина

Адекватное толкование ветхозаветного текста — проблема, с которой столкнулась христианская Церковь с самого начала своего существования. Актуальная проблема экзегетического анализа Священного Писания (и книги Иисуса Навина, как составной части Священного Писания) отсутствие понимания основных методов толкования, а соответственно и малая изученность данных текстов.

Подробнее...