Протоиерей Лозинский Ростислав Романович (1912 - 1994)

Автор: Прот. Дмитрий Сазонов. .

image001Родился Ростислав Романович Лозинский 29 января 1912 года во Пскове. В 1929 году окончил 3 класса гимназии в эстонском городе Тарту. С 1929 по 1934 год учился на богословском факультете Тартутского университета, по окончании, которого в августе 1934 года рукоположен во диакона, затем во иерея, настоятель Троицкой (Штиглицкой) церкви города Нарвы, за месяц до этого Лозинский вступил в брак и получил степень кандидата теологии.

В 1935—1940 годах, отец Ростислав учительствует в Нарвских гимназиях.

В марте 1942 года становится настоятелем Александро-Невской кладбищенской церкви города Таллина.

С октября 1944 года настоятель Успенского собора в Тарту и благочинный Тартуского округа.

С июля 1957 года о. Ростислав становится ключарем кафедрального Преображенского собора города Иванова.С февраля 1960 года священник Спасо-Запрудненской церкви города Костромы.

С октября 1961 — ключарь Иоанно-Златоустовского кафедрального собора города Костромы.

С июля 1964 года настоятель Александро-Антониновской церкви города Костромы, в том же году о. Ростислав получил степень кандидата богословия.

С апреля 1966 года священник Иоанно-Златоустовской церкви (бывшей до 1964 года кафедральным собором) города Костромы.

С августа 1968 года настоятель Храма Иоанна Предтечи города Венёв Тульской епархии. В том же году становится магистром богословия.

С 1 февраля 1969 года настоятель храма Двенадцати Апостолов города Тулы.

image002

С 1 февраля 1974 года вышел за штат. Уже будучи заштатным священником в 1989 году Ростислав Романович получил степень доктора богословия.

Деятельность отца Ростислава в годы СССР смогла заставить не забыть Тулу о её храмах и святынях, которые в советские годы приспосабливались под бытовые нужды. Отец Ростислав оставил потомкам немалое литературное наследие, которое увидело свет лишь после его смерти, но теперь многие храмы города восстанавливаются по его описаниям.

image003

Скончался отец Ростислав на Благовещение Пресвятой Богородицы в 1994 году на 83-м году жизни.

Благодарные туляки в честь него переименовали улицу Дивизионная в Центральном районе города на которой с 1969 года жил отец Ростислав.

« — Отец был неординарным человеком, — рассказывает сын Ростислава Романовича, заслуженный врач РФ Борис Лозинский. — Его кредо: творить добро людям. По этому принципу всегда старались жить в нашей семье: подбирали нуждающихся, помогали, устраивали на работу… Отец часто повторял: «Есть дела, а есть делишки». То есть он хотел сказать, что не надо размениваться на мелкие дела, тратить время попусту. И мы с моим братом Марком очень старались жить именно так.

image004

Сейчас священникам значительно легче. А тогда, в послевоенные годы, в годы гонения на церковь, исполнять священнический долг было тяжело и опасно. В нашем доме всегда на антресолях стоял рюкзак с теплыми вещами, сухарями — мой отец был готов ко всему. Я до сих пор не понимаю, как ему все это удавалось: окормлять лагеря интернированных русских после войны, собирать лекарства, еду, одежду и относить к поездам, увозящим людей в Сибирь…»

image005 

image006Литература

  • Присенко Г. П. Проблема достопримечательностей Тульского края в исследованиях Р. Р. Лозинского. // Тульские епархиальные ведомости. − 1999. № 1.

  • Протоиерей Ростислав Лозинский // В: Иванен А.В. Ивангородская Свято-Троицкая церковь (барона Александра Штиглица). Спб.: Издат. дом «Коло», 2004. С. 159−192.

Сочинения

  • «Пастырь на приходе» докторская диссертация. 1989, ТСЛ, машинопись

  • «Страницы минувшего» (1979)

 

 

 

 

 

Храмы и монастыри

Жемчужина Костромы

При въезде в город Кострому, рядом с транспортной развилкой, при спуске с моста, возносит свои купола увенчанные крестами и колокольней знаменитый своим изяществом и уникальный своими фресками архитектурный ансамбль храма Воскресения на Дебре и церкви в честь иконы Божией Матери Знамение. Выдающийся памятник русской духовной и художественной культуры XVII века.

Три столетия тому назад был построен один из величественнейших в своем великолепии храм в память тридневного Воскресения Христа, явившийся жемчужиной в ожерельи храмов Костромы, да и всего Поволжья. Престольным праздником его принято считать праздник Обновления (освящения) храма Воскресения Христова в Иерусалиме (Воскресение словущее, 26 сентября 335г.). «На Нижней Дебре» - прибавление к названию церкви, указывает на расположение храма, который стоит на месте некогда дремучего леса – Дебри. В этих местах лесная чаща делилась на Нижнюю, на которой и стоит храмовый комплекс, и Верхнюю Дебри.

Подробнее...

Святые и Святыни

Материалы к истории прославления преподобнаго Макария Желтоводского и Унженского

Ключевые слова: Прп. Макарий Желтоводский и Унженский, царь М. Ф. Романов, игумен Никита, патриарх Иоаким, архиепископ Симеон, обретение мощей.

Среди рукописей, хранящихся в ценном книжном фонде ЦИАМ, заметно выделяется «Костромская Вивлиофика», составленная действительным членом Императорского Общества истории и Древностей Российских, сотрудником общества Российской словесности, сотрудником комиссии Священного Синода об исправлении истории Российской иерархии, протоиереем Михаилом Диевым (1794-1866).

«Костромская Вивлиофика» - рукопись в лист, судя, по имеющимся на бумаге штемпелям, датируется 1846-1847 гг. Сборник содержит огромное количество неизвестной и малоизвестной информации из истории Костромы, Нерехты, Галича, Чухломы; сюда вошли копии грамот и челобитных, прошений, житий Костромских святых. Поражаясь разнообразию форм материалов рукописи, невольно возникает вопрос: использовали ли когда-нибудь исследователи материалы из этого кладезя информации, публиковали ли когда-либо документы из собрания М. Я. Диева?

Подробнее...

Статьи

О Достоевском

Не читать Достоевского - преступление,
но читать Достоевского - наказание.
Или, наоборот?

Прот. Василий Марченко

Как раньше, в советские времена, на великого писателя ставили клеймо реакционера, так сейчас некоторые хотят видеть его чуть ли не учителем Церкви. Как одно мнение (это уже очевидно) к Достоевскому вообще отношения не имеет, так и другое — упрощает писателя в интересах нахлынувшего “всеобщего православия”. Подробнее...