7 июля. Рождество Предтечи

Автор: Прот. Дмитрий Сазонов. .

image002Вслед за праздником в честь Владимирской иконы Божией Матери 6 июля, установленного в память чудесного спасения Москвы от нашествия хана Ахмата в 1480 году молитвами Богородицы, 7 июля Церковь молитвенно почитает Рождество  Пророка, Предтечи и Крестителя Господня Иоанна. Этот праздник принадлежит к числу великих праздников Церкви. Бог, через пророка Малахию, предвозвестил, что перед пришествием Спасителя явится Предтеча, т. е. Его Предшественник.

Предтеча будет великим пророком, он возвестит людям о пришествии в мир Сына Божьего, подготовит народ к Его принятию и укажет на Него. Рождение пророка принесет радость многим, потому что он будет великим и любимым за свою праведную жизнь, будет иметь дары Духа Святого (по силе Духа – как пророк Илия), и сердца многих обратит к Богу. Родители святого Иоанна Крестителя – священник Захария и Елисавета, - как и родители Марии, Матери Иисуса Христа, долгое время не имели детей. Только в преклонном возрасте Господь послал им ребенка. Произошло это событие чудным образом. Захария, в порядке очередности, служил в иерусалимском храме, и там явился ему Архангел Господень Гавриил, и предрек рождение сына, которому будет дано имя Иоанн. Захария не поверил словам ангела, за что был отнят у него дар речи и он стал немым. Церковь Иоанна Предтечи в Иаково-Железноборовском монастыре. Фото нач. 2000-х гг. ХХ века.Вскоре Елисавета зачала ребенка, и когда он родился, то отцу дали дощечку для того, чтобы он написал имя младенца. Он написал имя Иоанн, и тут же ему вернулся дар речи, и он, благословляя Бога, стал говорить о будущей судьбе этого ребенка, о котором Спаситель затем скажет: « Нет между рожденными женами выше Иоанна Крестителя». Иоанн был последним пророком Ветхого Завета (до пришествия Христа), и первым пророком Нового Завета. По приказу галилейского царя Ирода Антипы, по совету его незаконной жены Иродиады, за обличение  их незаконного сожительства, Иоанн был обезглавлен (память 11 сентября). Первые христиане особенно чтили память о пророке, т. к. многие из них были его учениками. Иудейские писатели включают имя Крестителя Христа Иоанна в число знаменитых мужей своего народа и даже мусульмане считают его святым мужем, т. к. в Коране есть сказание о его рождении и высоком значении в  богочеловеческой истории. В народе праздник Рождества Иоанна Крестителя еще называют Иваном Купалой.

 Наши предки, воцерковляясь, соединили имя пророка Иоанна с языческим божеством Купалой (Купавой), которому предписывалась благодетельная сила растений и живительная теплота солнца. В этот день они прыгали через костры, считая, что таким образом предохраняются от болезней, купались, предписывая воде силу, дающую здоровье, и верили, что в ночь, накануне праздника цветет папоротник, цвет которого указывает на скрытые в земле клады. Все эти суеверия унизительны для христиан и оскорбительны  для памяти Крестителя Господня Иоанна.

Среди действующих церквей Костромской епархии, в честь Иоанна Предтечи сохранилась церковь в д. Иванковицы, Островского р-на, в Иаково-Железноборовском мужском монастыре центральный храм воздвигнут во имя Рождества Предтечи Спасова Иоанна.

Церковь Рождества Иоанна Предтечи в Иаково-Железноборовском монастыреЦерковь Рождества Иоанна Предтечи в Иаково-Железноборовском монастыре

Летний храм монастыря, построенный в 1761, стоит к востоку от Рождество-Богородицкого. Большое кирпичное здание состоит из двусветного пятиглавого четверика с боковыми галереями, декор выдержан в духе архаичной архитектуры, над карнизом проходит пояс декоративных закомар. С запада к церкви примыкает восьмигранная столпообразная шатровая колокольня. В галерее помещался придел Сергия Радонежского. Закрыт не позже 1930-х, луковичные купола сломаны

В "Описании Железноборовского монастыря" читаем: "…преподобный Иаков родился в Галиче, в семье благочестивых и благородных родителей - бояр Аносовых. Имя, данное ему при крещении, неизвестно. Еще в самых юных летах отрок обнаружил в себе стремление к благочестивой жизни…"  "После ранней смерти родителей, исполненный глубокого смирения и духовной чистоты, ступил юноша в обитель преподобного Сергия Радонежского. От руки самого великого игумена он принял пострижение в монашество с именем Иакова. …Он испрашивает благословения преподобного Сергия и возвращается в родные места. Путь его лежит к реке Тебзе, на берегу которой он на какой-то день своего пути оказался, утомленный путешествием. Преподобный Иаков прилег отдохнуть. И тут чудное видение явилось ему. Необыкновенно яркий луч внезапно пал на то место, на котором оказался путник. Преподобный Иаков воспринял это как указание Божие, что именно здесь и должно быть место его отшельнической жизни. На том месте он воздвигнул большой деревянный крест. Вскоре он обнаружил неподалеку небольшое селение Железный Борок, у жителей которого смиренно испросил разрешения поселиться на избранном месте. Он ископал рядом со своей кельей два пруда и колодец. Предание приписывает его трудам и небольшое Святое озеро, находящееся верстах семи от Железноборовского монастыря… Преподобный Иаков воздвигает небольшую бревенчатую церковку в честь Рождества Предтечи и Крестителя Господня Иоанна и учреждает для братии общежитие. Так получила начало Железноборовская обитель, которая впоследствии стала именоваться Иоанно-Предтеченским Железноборовским мужским монастырем.

В 1764 году обитель была переведена в число заштатных и из бывшего, далеко не скудного, сделался настолко ограниченным, что не имел возможности содержать более шести человек.

В описи 1765 года указано, что в монастыре были две каменные церкви - Иоанна Предтечи и Рождества Богородицы, богато и красиво убранные. Монастырь имел свои подворья в Галиче, Буе и в Костроме. На этих подворьях работало до пятисот монахинь-вышивальщиц. Из добываемой монастырем железной руды выплавлялось железо, из которого ковались гвозди, лемеха, сошники, косы, замки, ключи, топоры и многое другое. Монастырь положил начало развитию кузнечного дела и других ремесел. Особенно же он славился работами вышивальщиц по бархату, атласу, парче - бисером, золотым шитьем, стеклярусом. Мастерицы-монахини, работавшие для монастыря, создавали подлинные произведения искусства. Монастырь славился своими благоговейными службами, строгим образом жизни иноков, большой миротворческой деятельностью. Монахи монастыря первыми начали на костромской земле обучать крестьянских детей, боярских и дворянских отроков грамоте по Псалтыри. Изобилие строевого леса, принадлежавшего Железноборовскому монастырю, определяло то, что при весьма не скудных средствах, в нем постройки долгое время были деревянными.

image004Каменное строительство началось в 1743 году построением одноэтажной церкви с пятью главами в честь Рождества Пресвятой Богородицы с приделом преподобного Иакова Железноборовского и святителя и Чудотворца Николая, а освящена церковь в 1757 году игуменом Досифеем. Вскоре после этого началось строительство другой каменной церкви одноэтажной с пятью главами во имя Рождества Иоанна Предтечи с каменной колокольней. Церковь освящена игуменом Феофаном в 1761 году. Внутренность храмов украшена была резными и вызолоченными на полимент иконостасами со святыми иконами греческого письма. В 1811 году вместо деревянной ограды сделана новая, каменная, с небольшими по углам башнями. После 1825 года построены каменные настоятельские и братские кельи. Вне монастыря выстроена деревянная гостиница для приезжающих и богомольцев.

При игумене Порфирии (1843-1850) построены: одноэтажный небольшой корпус для гостиной внутри монастыря, каменный, с деревянной крышей; такой же корпус для братской трапезы близ башни, в которой прежде находился трехсвятительский храм.

image005Ежегодно 24 июня (в престольный праздник Рождества Иоанна Предтечи) у стен мон-ря проходила ярмарка. 3-5 мая 1913 г. в Ж. м. состоялось празднование 300-летия обретения мощей прп. Иакова, к-рое возглавил викарий Костромской епархии еп. Кинешемский Арсений (Тимофеев). В празднике приняло участие ок. 15 тыс. чел. Во время первой мировой войны при монастыре был устроен приют для выздоравливающих раненых воинов на 12 чел.

После 1917 года трагична судьба насельников монастыря. В 1927 году иноков из братского корпуса выгнали. По рассказам местных старожилов, они стали жить в подклети церкви Рождества Пресвятой Богородицы в тесноте, холоде и сырости. Было монахов человек 20. Последний инок монастыря (к концу жизни) схиархимандрит Серафим (Борисов) после его закрытия служил в различных храмах Костромской епархии. 8 лет провел в лагерях Архангельской области.

По решению Святейшего Синода в 1994 году решено возродить Иоанно-Предтеченский Железноборовский мужской монастырь. И вновь затеплились лампады иноческого жития. На подворье подвизаются 13 человек братии. Наместником монастыря до своего избрания в епископы был иеромонах Ферапонт (Кашин).

К марту 2008 г. в Железноборовском монастыре проживало более 10 насельников. Восстанавливается Богородице-Рождественский храм. Регулярные будничные службы совершаются в домовой ц. во имя Трех святителей, устроенной в 1998 г. в трапезном корпусе XIX в. К мон-рю приписана приходская ц. в честь Рождества Христова в с. Борок. Построен 2-этажный келейный корпус (в не возвращенном обители братском корпусе 1825 размещается сельская школа).

В этом монастыре был пострижен в иноки печально известный Григорий Отрепьев (Лжедмитрий 1), боярский сын из Галича. По преданию, у гроба преподобного Иакова Железноборовского Михаил Романов узнал о грозящей ему опасности.  По пути к Домнину поляки выжгли монастырь дотла. При советской власти монастырь был закрыт окончательно в 1929 году. Были арестованы и осуждены настоятель обители иеромонах Серафим (Гусев), монастырский духовник иеромонах Иоасаф (Сазанов), иеромонах (впоследствии игумен) Сергий (Моряков). Все они были осуждены за «контрреволюционную агитацию» и приговорены к различным срокам заключения. Суд сопровождался вскрытием мощей преоподобного Иакова Железноборовского. До 1923 года настоятелем монастыря был архимандрит Гавриил (Ильин), расстрелянный в 1937 году. Его арестовали  и обвинили в срыве «стахановского декадника по обработке и сдаче льна государству». Вина отца Гавриила заключалась в том, что он в этот день совершал богослужение в честь собора архистратига Божия Михаила (21 ноября).

image006Насельники дореволюционного периода Иаково-Железноборовского монастыря. Их путь после закрытия монастыря.

Игумен СЕРГИЙ (Моряков Сергей Прокофьевич) родился 8 ноября 1898 года в деревне Пензино Солигалического уезда Костромской губернии. Русский, из крестьян. Окончил семилетнюю школу. Семинарского образования не имеет.

Поступил послушником в Иаково-Железноборовскоий монастырь Буйского района Костромской области по совету духовной подвижницы, проживавшей в начале ХХ века в Буйском уезде, монахини Ангелины (Борисовой). Был духовным чадом иеромонаха Иоасафа (Сазанова) [1], в схиме Серафим, — духовника монастыря. Неоднократно общался и с другой подвижницей благочестия того времени монахиней Верой (в схиме Михаилой) (Меркуловой), с которой поддерживал духовную связь до ее кончины.

В 1924 году пострижен в монашество с именем Сергий. В 1925 г. рукоположен в сан дьякона архиепископом Костромским и Галичским Севастианом. В 1927 тем же Преосвященным был посвящен в сан иерея и совершал богослужения в Иаково-Железноборской обители до 1929 года. В 1929 году был осужден по статье 169 и отбывал один год лишения свободы. По освобождении в 1930 году митрополитом Ярославским и Ростовским Павлом, о. Сергий назначен священником Свято-Георгиевской церкви села Обнорского Любимского района Ярославской области. В 1931 году был выслан в Туруханский край на 3 года. В 1934 году освободился и совершал богослужения в Успенском храме села Нижний Березовец Солигалического района Костромской области.

        Из допросов лиц, проходивших по делу монахини Веры (Меркуловой):

«В ноябре месяце 1934 г. из числа нашей братии бывших монахов Железноборовского монастыря сошлись мы втроем, т.е. я — Серов, Серафим (Борисов), и Сергий (Моряков) и поселились на жительство в селе Борок Буйского района в келье, оставшейся после ликвидации монастыря, где проживал старый мой собрат Варнава (Орехов), до декабря 1934 г. Хотели устроить церковь в с. Борок… Хотели возродить Железноборовский монастырь…»

В 1937 году был обвинен по статье 58 и отбывал наказание до 1943 года. С 1943 по 1945 сильно болел, а в 1945 году был вновь арестован по статье 58 и отбывал до апреля месяца 1954 г. Был освобожден только 28 июля 1954 года по просьбе архиепископа Ярославского и Ростовского Димитрия. С 31 июля 1954 году — настоятель храма Успения Пресвятой Богородицы на Секше Любимского района. Отцу Сергию, в те непростые для Православной Церкви в России годы, удалось собрать крепкую приходскую общину, среди членов которой было немало монашествующих из закрытых монастырей, а также духовных чад иеросхимонаха Серафима (Сазанова), которые получали у него духовное окормление. После прекращения богослужений в приходе на Секше о. Сергий совершал богослужения в Спасо-Введенском храме города Любима. Возведен в сан игумена, одновременно освобожден от исполнения пастырских послушаний в Любимском храме и назначен настоятелем Введенского храма села Павловка Любимского района. Скончался 2 сентября 1967 года в городе Любиме в своем доме.

По свидетельству очевидцев во время отпевания в Спасо-Введенском храме города Любима тело игумена Сергия благоухало, что вызвало удивление у некоторых присутствующих в храме. Погребен за алтарем Спасо-Введенского храма города Любима.

Из отзывов об игумене Сергии:

«На одноименном месте начал служение в конце июля сего года. Не смотря на 20-ти летний перерыв в священническом служении, техническую сторону всех служб и обрядов знает хорошо. Служит истово и уставно. Скромный, трезвый и молитвенный. В личной жизни и на службе ведет себя так, как подобает быть иеромонаху. Во врученном ему храме заботится, чтобы в нем были чистота и порядок»

16 августа 1954 г. Благочинный Любимского округа протоиерей Александр Преображенский

image007Схиархимандрит Серафим (Борисов Павел Владимирович) (1906–1994) . Бывший послушник Железноборовского Иоанно-Предтеченского монастыря, после закрытия обители принял монашество; в 1931–1935 гг. находился в заключении, в 1935 г. рукоположен архиепископом Никодимом (Кротковым) в иеродиакона. С 1937 по 1944 гг. был в лагерях, в т. ч. на Соловках. С конца 1950-х гг. был настоятелем Воскресенского собора г. Костромы.

В заключении: 14 января 1932 — арестован как «участник церковной контрреволюционной монархической группировки ИПЦ». 7 июля 1932 — приговорен к 3 годам ИТЛ и отправлен в Белбалтлаг (ст. Медвежья Гора Кировской ж.д.) После освобождения из лагеря соединился с Московской Патриархией. 

ИСТОРИЯ ВОЗНИКНОВЕНИЯ ГРУППИРОВКИ, ЕЕ ОРГАНИЗАЦИОННОЕ ПОСТРОЕНИЕ И ЛИЧНЫЙ СОСТАВ 

Основное ядро группировки возникло в Железо-Боровском монастыре Буйского района в 1924 г., который существовал нелегально, возглавляемый настоятелем ГУСЕВЫМ С.З. В качестве духовника монастыря выделился монах Иоасаф, в миру САЗОНОВ Г.М., который путем инсценировки исцелений завоевал себе неограниченный авторитет среди женской части верующих, посещавших монастырь, на основе которого начал создавать кадры монахинь, путем тайных постригов и организации келий с монашеским укладом, с целью сохранения монастырей как контрреволюционной базы.

Его непосредственный сторонник и организатор связи с ИПЦ — монах БОРИСОВ на допросе 1/XI – 32 г. показал:

«Я поступил в Боровский монастырь в 1924 г. Этот монастырь существовал тайно от соввласти под видом местной Ж-Боровской общины. Настоятелем монастыря был ГУСЕВ Серафим (в миру Павел ЗАХАРОВ). Жили на основе монастырского устава. Духовником нашим был иеромонах Иоасаф (Григорий Меркулович САЗОНОВ). В 1929 г. монастырь был разорен, монахи были арестованы и высланы из пределов губернии (л. д. 31). http://soligalich.prihod.ru/2013/10/02/obvinitelnoe-zaklyuchenie-1932-g-ieromonax-ioasaf-sazonov/

ОБВИНИТЕЛЬНОЕ ЗАКЛЮЧЕНИЕ

В текстах Обвинительного заключения фамилия иеромонаха Иоасафа (Сазанова) ошибочно называется Сазонов- Прим. прот. Д. С.

По делу церковной контрреволюционной группировки в пределах Костромского, Буйского и Любимского районов.

Костромским ГО ОГПУ вскрыта и ликвидирована в Костроме церковная контрреволюционная монархическая группировка, распространявшая свою деятельность на территории г. Костромы и в пределах Костромского, Любимского и Буйского районов, состоявшая из бывших монахов, священников, монахинь — тайно пострижниц и келейниц из кулацкой части крестьянства.

По делу арестовано и привлечено к ответственности 17 человек.

ФОРМУЛА ОБВИНЕНИЯ

Руководители ликвидированной контр-революционной группировки ставили своей целью — свержение существующего строя, возлагая надежду на международные и внутренние осложнения, для чего основной своей задачей ставили организацию верующей массы на противодействие мероприятиям Советской власти и возбуждение против существующего строя населения на почве религиозных предрассудков и возрождении монастырей, как контрреволюционной базы.

ЛИЧНЫЙ СОСТАВ ОРГАНИЗАЦИИ

Социально-политическая физиономия привлеченных по делу лиц характеризуется следующими данными:

Организаторы и руководители: 

  1. САЗОНОВ Григорий Маркович — монах Боровского монастыря и духовник (умер в декабре 1931 г.).
  2. ГУСЕВ Серафим Захарович — монах-настоятель Боровского монастыря.
  3. БОРИСОВ Павел Владимирович — монах Боровского монастыря. (*)
  4. СЕРОВ Петр Федорович — послушник Боровского монастыря.
  5. АНДРЕЕВА Анна Павловна — келейница-монахиня, в тайном постриге «Евгения».
  6. МОРОЗОВА Пелагея Ивановна — монахиня в тайном постриге «Варвара».
  7. СОКОЛОВА Александра Ивановна — монахиня-тайнопострижница «Афанасия», дочь коллежского ассесора.

Активные участники:

  1. СЕРОВА Екатерина Касьяновна — дочь бывшего торговца, келейница.
  2. БЕКЕНЕВА Клавдия Александровна — дочь бывшего подрядчика-портного, твердозаданца, келейница.
  3. ИВАНОВА Наталья Николаевна — дочь бывшего владельца кирпичного завода, раскулаченного, келейница.
  4. САЗОНОВА Анна Александровна — дочь индивидуально-обложенца, келейница.
  5. ГОРЯЧЕВА Дарья Павловна — дочь ростовцика, индивидуально-обложенца.
  6. ЯКОВЛЕВА-ШИРЯЕВА Анна Яковлевна — бывшая твердозаданка.
  7. ГУСЕВА Пелагея Сергеевна — бывшая твердозаданка и церковная староста, организатор массового выступления.

Пособники:

  1. КРЫЛОВ Сергей Михайлович — священник.
  2. ГРУЗДЕВ Сергей Иванович — священник.
  3. ЗЕЙФЕРТ Александра Ивановна — дворянка, дочь чиновника, монахиня-тайнопострижница «Серафима» (освобождена под подписку).
  4. ЕГОРОВА Анисья Александровна — из кулацкой семьи, жена твердозаданца (освобождена под подписку).

Освобождены за недостатком собранных улик: 

  1. КУЧИНА Евдокия Васильевна — дочь бывшего мелкого купчаря и твердозаданца.
  2. ГОРОХОВА Александра Васильевна — дочь бывшего псаломщика, умершего в 1925 г.

image009В честь Рождества Предтечи и Крестителя Иоанна на месте бывшей древни Сельца в затопленной местности при строительстве Горьковского гидроузла в 1955-56гг. сооружена часовня. В д. Иванковицы, Островского р-на, храм в честь Рождества Предтечи Церковь кирпичная, построена в 1786 прихожанами, главный престол освящён в 1796. Основной объём храма представляет собой двусветный четверик с четырёхскатной кровлей и одноглавым завершением. Трапезная, равная по ширине четверику, соединяет основной объём церкви с трёхъярусной колокольней. Приделы Николая Чудотворца и Зосимы и Савватия Соловецких. Практически не закрывалась, но сейчас приход малолюден. Старинный храм некогда большого торгового села Иванковица на протяжении многих лет находится в запустении. Изредка, по большим православным праздникам, в нем проводит службы приезжий священник. В эти дни прихожане с окрестных деревень собираются в храме на богослужение и заодно навещают могилы родных, похороненных на иванковицком погосте.

В день Рождества пророка Предтечи и Крестителя Господня Иоанна многие костромичи вспоминают протоиерея Иоанна Григорьевича Сазонова (1936-1994), http://sazonow.ru/svyatye-i-svyatyni/1070-protoierej-ioann-grigorevich-sazonov-1936-1994) , который много лет служил в Костромской епархии протодиаконом и священником. Начавши свое служение диаконом в Белоруссии в 1959 г., затем Рыбинске и Орле, в 1965 по 1982 год служил протодиаконом Воскресенского кафедрального собора г. Костромы. В характеристике, данной ему архиепископом Кассианом (Ярославским +1990) говорится, что был «протодиакон Иоанн Григорьевич Сазонов был удерживаем в сане (столько лет) ввиду своих исключительных способностей и прекрасному служению». За годы протодиаконского служения им был составлен и напечатан «Сборник проповедей на воскресные и праздничные дни».

В 1972 г. протодиакон Иоанн Сазонов окончил Московскую духовную академию с ученой степенью кандидата богословия за сочинение по кафедре церковной истории на тему: «История Костромской епархии от ее основания до 1990 г.», которая получила высокую оценку профессора истории РПЦ МДА И. Шабатина. В его работе был дан обзор деятельности Костромской епархии со времени ее учреждения в 1744 г. до 1900-х гг., приведены библиографии костромских архиереев, особо отмечены их труды на костромской земле. В своей работе немало места он уделил и костромской агиографии — житиям святых. Его научным трудом до сих пор пользуются исследователи, он востребован.

image011

image012

С 1982 по 1990 гг. был настоятелем Спасо-Запрудненского храма. Возглавлял благочиния 6-го, а затем 8-го епархиального округа. В состав 8-го округа входили все действующие церкви Кологривского, Парфеньевского, Нейского, Мантуровского, Октябрьского и Шарьинского районов Костромской области. Весь Северо-восток Костромской области - 8 церквей, расположенных на значительном удалении друг от друга. Много трудов положил для его благоукрашения и создания в нем подлинной христианской общины. Каждый год делались внутренние и наружные ремонты: был про­веден капитальный ремонт верхнего и нижнего храмов; устроена просфорня: было завезено пусть немного устаревшее, но вполне пригодное оборудование одной из городских пекарен. Приобретены: новый престол, обустроена ризница, пошиты и приобретены облачения, предметы церковной утвари. Восстановлена и позолочена резьба правого и левого приделов, покрыта позолотой резьба главного иконостаса. Его ходатайством и трудами во многом удалось вернуть церкви бывший приходской дом, находившийся на церковной территории и заселенный жильцами.

День Рождества Предтечи был Днем его тезоименитства. Архиепископ Кассиан (Ярославский) в характеристике данной протоиерею Иоанну писал: «Высокообразованный и культурный, усердный к своим пастырским обязанностям. Поведения трезвого и благонравного. Заботлив о благолепии храмов Божиих и благоповедении духовенства. Отличный проповедник Слова Божиего. Любим и уважаем прихожанами».

Жизнь усердного и любимого костромичами пастыря трагически оборвалась в результате произошедшей 11 сентября 1994 года (в День Усекновения главы Иоанна Крестителя) автомобильной катастрофы.

Похоронен протоиерей Иоанн близ алтаря Воскресенской церкви с. Любовниково, рядом с могилами своей супруги Ларисы Владимировны (+1987) и тестя, протоиерея Владимира Конон (+1975).

Список опубликованных проповедей прот. Иоанна Сазонова.

  1. На пассии; В Неделю святых жен мироносиц.// Светочъ. Альманах Костромского церковно-исторического общества. Кострома, № 1. 2007. С. 70-73.
  2. В Неделю 2-ю по Пятидесятнице. Всех святых в земле Российской просиявших; В день памяти тех святителей Василия Великого. Григория Богослова и Иоанна Златоустого// Светочъ. Альманах Костромского церковно-исторического общества. Кострома, № 5. 2009 С.237-240.
  3. В день Казанской иконы Божией Матери; В Неделю 21-ю по Пятидесятнице.

В Неделю 25-ю по Пятидесятнице //Светочъ. Альманах Костромского церковно-исторического общества. Кострома, № 6. 2010. С. 297-300.

В Неделю 4-я Великого поста; В Неделю 5-я Великого поста; В 8-ю неделю по Пятидесятнице. (В день 50-летнего юбилея в священном сане архиепископа Костромского и Галичского Кассиана) // Светочъ. Альманах Костромского церковно-исторического общества. Кострома, № 7. 2012. С. 238-241.

  1. В день празднования чудотворного образа Феодоровской иконы Божией Матери 14/ 27 марта; В 1-ю Неделю Великого поста. Торжество Православия; В Неделю крестопоклонную Великого поста.// Светочъ. Альманах Костромского церковно-исторического общества. Кострома, № 8. 2018. С. 89-93.

image013 На электронных ресурсах:

  1. Проповедническое наследие протоиерея Иоанна Сазонова. [Электронный ресурс]. http://sazonow.ru/propovedi/944-propovednicheskoe-nasledie-protoiereya-ioanna-sazonova.
  2. Проповеди протоиерея Иоанна Сазонова. [Электронный ресурс]. http://sazonow.ru/propovedi.
  3. Протоиерей Иоанн Сазонов. Проповедь в память трех святителей. [Электронный ресурс] http://pokrov-fond.info/content/propoved-v-den-pamyati-trekh-svyatitelei-protoierei-ioann-sazonov.
  4. Протоиерей Иоанн Сазонов. В день великомученицы Екатерины. [Электронный ресурс]. http://www.na-gore.ru/articles/sazonov_ekaterina.htm.
  5. Протоиерей Иоанн Сазонов. В Неделю крестопоклонную. [Электронный ресурс]. http://arhistratigocher.cerkov.ru/2017/03/16/propoved-protoiereya-ioanna-sazonova-1994g-v-nedelyu-krestopoklonnuyu/.

Литература:

  1. Сазонов Д. И. Не хлебом единым (воспоминания об отце)// Светочъ. Альманах Костромского церковно-исторического общества. Кострома, № 1. 2007. С. 62-68.
  2. Сазонов Д. И. «Не хлебом единым» (Мф. 4:4) (Воспоминания об отце – протоиерее Иоанне Григорьевиче Сазонове). Костромские этюды. Сборник статей. Кострома, 2014. С. 294-308.
  3. Костромская епархия – синодик – протоиерей Иоанн Григорьевич Сазонов. [Электронный ресурс] http://www.kostroma-eparhiy.narod.ru/sinodik/pg_ioann_sazonov.htm.
  4. «Сей из рода нашего»: К портрету архиепископа Костромского и Галичского Кассиана. (1889-1990). [Электронный ресурс]. .

Храмы и монастыри

Формирование библиотеки Ипатьевского монастыря в XIV веке

Книжное собрание Ипатьевского монастыря XIV –XVIII в.в., хранящееся в фондах Церковного историко – археологического музея Костромской епархии.

В собрании церковных древностей Церковного историко – археологического музея Костромской епархии значительное место занимает фонд ценных и редких книг. Большую часть этого фонда составляют книги, внесенные в монастыри и храмы Костромы в XVI – XVIIIвеках российскими государями, князьями, боярами, духовными лицами и крестьянами. Часть этого фонда составляют книги из библиотеки Ипатьевского монастыря – старейшей и богатейшей библиотеки Костромы.

Подробнее...

Святые и Святыни

Архиепископ Тамбовский и Козловский Зиновий (Дроздов, 1875 – 1942)

Архиепископ Зиновий (в миру Дроздов Николай Петрович) родился 14.07.1875 г. в с. Холм Галичского у. Костромской губ. Из семьи священника. По окончании Костромской ДС (1897) рукоположен во диакона, затем - во иерея. Вскоре овдовел.

Подробнее...

Статьи

Биограф святителя

Алексей Андреевич Воскресенский (1856-23.02.1921) был сыном дьякона Троицкой церкви в Костроме (12.02.1855-25.11.1862)[1], рукоположенного затем в священника Софийской церкви села Бушнево Чухломского уезда, и оттого, наверное, местом его рождения в «Православной энциклопедии» называется некая «Бушня»[2], а в «Биобиблиографическом словаре отечественных тюркологов» - и вовсе «Буткево»[3].

Подробнее...

Православный календарь на сегодня: