| | vivaspb.com | finntalk.com

Проповедническое наследие протоиерея Иоанна Сазонова

Автор: Прот. Дмитрий Сазонов. .

ioann sazonovСведения об авторах: Протоиерей Сазонов Иоанн Григорьевич(1936-1994), кандидат богословия, настоятель Спасо-Запрудненской церкви г. Костромы в 1982-1990 гг., благочинный 6-го округа Костромской епархии.

 

Проповедническое наследие протоиерея Иоанна Сазонова

Проповедь в день празднования чудотворного образа Феодоровской иконы Божией Матери 14/27 марта.

Проповедь в 1-ю Неделю Великого поста. Торжество Православия

Проповедь в Неделю Крестопоклонную Великого поста.

 

Проповедь в день празднования чудотворного образа Феодоровской иконы Божией Матери 14/27 марта.

                                       Во имя Отца и Сына и Святого Духа!

Дорогие братия и сестры! Сегодня во всем нашем Отечестве, а в особенности, на костромской земле, великий праздник в честь Божией Матери, Ее чудотворной иконы именуемой Феодоровская! 29 августа вся Кострома празднует день ее обретения великим князем Василием Ярославичем в день Нерукотворенного образа Спасителя на Запрудне. Сегодня, мы отмечаем день, когда Пресвятая Богородица изменила ход человеческой истории, указав, что Божие мздовоздояние, «праведный гнев на нас движимый», Ее молитвами сменились на милость. Обстоятельства избрания и наречения первого государя династии Романовых боярина Михаила Феодоровича на престол содействием Богоматери трогательно передают исторические хроники, где запечатлелись слова, сказанные материю будущего монарха инокиней Марфой: «Се тебе, Пречистая Богомати, в Твои пречистые руки, Владычице, предаю чадо свое, по воле Твоей устрой полезное ему и всему православному христианству» (Дни богослужения прав. Церкви. Кн. 1.Изд. 6-е СПб., 1866. С. 235).

Надо сказать, братия и сестры, что Смута в Российском государстве в XVII веке могла уничтожить саму государственность российского народа, погубить само понятие русского человека. Голод, разорение домов, болезни, нашествие неприятелей обрушились тогда на Россию. Раздираемые страстями, жаждой власти и денег, ожесточенные гордостью и алчностью люди не щадили ни своих, ни чужих, ни малых, ни старых. Все желали достижения своих интересов, не думая о пользе Отечества. Центральная Россия была разорена набегами пришлых людей. Храмы превращали в конюшни, иноков святых обителей убивали и разгоняли. Обитель преподобного Сергия – Троицкая Лавра была осаждена. На борьбу с внутренними и с внешними врагами по призыву гражданина Кузьмы Минина и князя Дмитрия Пожарского выступило всенародное ополчение волжских городов, неся к Москве, сердцу России, где находился польский гарнизон, чудотворный образ Казанской иконы Божией Матери. Помощью Царицы Небесной, предстательством святых, удалось тогда одолеть врагов и избрать на Земском соборе государя государства Российского, одолеть Смуту и разруху.

Так всегда, в годину тяжелых испытаний и нестроений в Отечестве нашем Пречистая заступается за людей, молит Сына Своего за них. Наставляет заблудших тем, что в страдании, надо искать не правды людской, и правды Божией! Покаянием умягчать ожесточенные грехом гордости людские сердца!

За материнское предстательство и ходатайство любит наш народ Божию Матерь!                                   В церковном песнопении обращаемся мы к Пресвятой Богородице: «Недоумеет всяк язык благохвалити по достоянию, изумевает же ум и премирный пети Тя, Богородице, обаче, Благая сущи, веру приими, ибо любовь веси Божественную нашу: Ты бо христиан еси Предстательница, Тя величаем! (Ирмос 9 песни канона на Богоявление.)

Действительно, какую же можем мы воздать достойную похвалу своими грешными и скудными устами «Чистейшей всех людей, Превысшей Ангелов и Архангелов, Преблагословенной Деве Марии, удостоившейся быть Матерью Бога Вышнего, – Заступнице рода христианского»! Какими высокими словами можем описать чудо спасения людей от неминуемой гибели!

Пресвятая Дева называется Матерью Божией и Матерью христиан. Она Матерь Божия по естественному рождению от Нее Господа нашего Иисуса Христа, и Матерь всех христиан по благодати усыновления. Господь наш Иисус Христос назвал всех верующих в Него Своими братьями (Мф.12:49-50; Лк.8:21), следовательно, мы – сыны Богородицы. Как Мать христиан, в силу материнской любви, Она оказывает им такую же милость, какую мать оказывает своим детям. И нет берегов у этой любви!

Кто-нибудь спросит: для чего нужно обращаться к Ее ходатайству, когда Христос Спаситель искупил нас от греха и Сам принимает наши моления? Но кто же из нас может сказать, что имеет сердце чистое, чтобы без зазрения совести и страха дерзновенно обратиться к Нему с просьбой, сам находясь в греховной нечистоте? Кто не сознается, что не только после крещения, но и после неоднократной исповеди не нарушает Его заповеди? Мы грешим всякий день, час, минуту. Плоть, которая воюет с нашим духом и гнетет нас к земле, делает нас рабом страстей. Вне себя – имеем греховный мир с бесчисленными его соблазнами и самого злейшего противника нашего спасения – диавола, который, «как лев рыкая, ходит, ища кого поглотить» (1 Пет.5:8). Сколько нечистого в наших помышлениях, сколько лукавства в наших деяниях видит Сын Божий! Будучи преступниками совести и заповедей своего Спасителя мы теряем радость общения с Ним, отрицаем сам факт Его существования, целиком полагаясь на себя и на свои силы, поэтому не смеем грешные сами обращаться к Нему в тяжких обстоятельствах. Видя глубину грехов, не верим в Его милосердие, и поэтому имеем нужду в ходатайстве о нас пред Ним.

Ходатайство за себя мы обретаем в лице Пресвятой Богородицы, и Она умилостивляет Сына Своего заступничеством за нас: «Аще бо Ты не предстояла молящи, кто бы нас избавил от толиких бед»? Заступничеством, которое сильнее предстательства всех святых, всех Ангелов: потому что Она, как Матерь Божия, выше всех святых, Она – честнейшая Херувимов и славнейшая без сравнения Серафимов! И когда просит за кого Пресвятая Богородица Сына Своего и Бога, то Господь не отказывает Ей в прошении. С любовью ходатайствует Она пред Богом за всех кто решается оставить свои беззакония и быть истинными христианами. Пресвятая Дева любит людей любовью Матери. Вспомним, разве найдется случай в истории, когда Она отказывалась помочь тем, кто, хотя по немощи и согрешают, но каются и желают спастись, несмотря на все препятствия ко спасению?

Дорогие братия и сестры, наши предки особенно почитали Божию Матерь, и их надежда и упование никогда не были посрамлены. История нашего Отечества свидетельствует об особой милости Матери Божией, являемой Ею в самые тяжелые дни испытаний православного русского народа через святые Ее изображения, Ее иконы: Владимирскую, Казанскую, Смоленскую, Тихвинскую, Феодоровскую… Чудес, которые проистекли от Пресвятой Девы, настолько много, что все их невозможно перечесть. Она – Заступница усердная рода христианского перед Сыном Своим отвращая Его «праведный гнев на нас движимый», Она - Взбранная Воевода и Защитница нашего Отечества и нас от врагов видимых и невидимых, Она – Споручница грешным в поиске спасительного пути к Истине, Она – всех скорбящих Радость, Она – наша Отрада и Утешение. Вся история нашего народа полна свидетельств об милостях Матери Божией, Которая благоволит к Русской Земле. В житиях святых повествуется, что наши благочестивые предки имели обычай поручать себя и своих близких покровительству Богородицы. Царица Небесная и угодники Божии являлись непреоборимыми заступниками за порученных им. В годину бед, когда от голода и болезней страдали люди, когда враг стоял уже у ворот Московского кремля, да уже находился в самом Кремле, желая поработить нас, заставить отречься от своей веры и истории, народ наш вручал себя покровительству и заступничеству Божией Матери! Так мать юного боярина Михаила Феодоровича Романова благочестивая инокиня Марфа вручила своего сына, будущего царя, покровительству Божией Матери через икону Ее Феодоровскую в 1613 г. у стен Ипатьевской обители. Через предстательство Царицы Небесной прекратилась Смута в Российском государстве в XVII веке. Вот достойный пример для матерей, пекущихся о своих детях, о возрастании их духовных способностей! Вручайте своих детей покровительству Божией Матери!

Зная неизреченную милость Матери Божией, будем и мы дорожить любовью Ее к нам и нашей – к Ней, будем хранить себя в чистоте от всякого беззакония и порока и с глубокою верой чтить Сына Ее, Господа нашего Иисуса Христа, как чтили Его наши благочестивые предки. Будем всегда прибегать к Ней, к чудной Заступнице христианского рода - напасть ли какая, скорбь ли душевная постигнет нас, поспешим скорее на молитву к Владычице! Грехи или страсти мучают нас, привычки ли недобрые овладевают нами, прибегнем к Споручнице нашего спасения! Горе ли, печаль или болезни постигнут нас, вспомним Преблагословенную Деву, стоявшую при Кресте Сына Своего, обратим к Ней молитвенные свои вздохи и будем уверены, что Ей понятны наши скорби! Она видит нашу беду, Она прольет милость и согреет Своей Материнской любовью изболевшуюся нашу душу, спасет нас от опасности и грозных обстоятельств. Не только нас, но и наше Отечество, которое не раз спасала она от врагов, желающих разорить и покорить людей наших, дабы

«К кому возопию, Владычице, к кому прибегну в горести моей, аще не к Тебе, Царице Небесная! Ты нам помози. На Тебя надеемся и Тобою хвалимся. Радуйся, Радосте наша, покрый нас от всякого зла, четным твоим омофором!» Аминь.

Проповедь в 1-ю Неделю Великого поста. Торжество Православия.

Сегодня, братия и сестры, Святая Церковь празднует победу над врагами веры, которые, начиная с четвертого, и до половины девятого века воздвигнув гонения на святые иконы и на само иконопочитание как на идолопоклонство, старались исказить, поколебать и уничтожить правую веру, которую принес в мир Сам Сын Божий, Господь Иисус Христос.

Несмотря на все угрозы и гонения, истинные ревнители Православия выступили на защиту почитания икон как обычая священного, который был дан Спасителем, давшим для исцеления царю Авгарю Едесскому Нерукотворенный образ. Дан Богородицей, Которая, еще при Своей жизни разрешила св. апостолу и евангелисту Луке написать несколько икон с Ее изображением. Потому свв. отцы на седьмом Вселенском соборе, в 787 году, единогласно утвердили почитание св. икон как догмат Церкви. Идолопоклонство предали анафеме, т.е. отлучению.

Богомудрые отцы подтвердили догмат иконопочитания на Поместном соборе в 842г. постановив, что догмат почитания икон, отличает Церковь от других религиозных общин. Тех же, кто является последователем неправильного понимания богословия Церкви, она предает того анафеме, вплоть до раскаяния его.

Со времени постановления свв. Отцов на Поместном соборе 842г. пошла традиция совершать особое чинопоследование в память утверждения на соборе догмата иконопочитания, свидетельствующего о том, что Господь наш, Иисус Христос есть истинный Бог и истинный Человек. Сын Божий, соединивший природу божества и человечества. Через Него, мы получили спасение от греха, проклятия и смерти. Через посвящение себя Христу и веру в Него. Как Спасителя мы приобщаемся любви Бога Отца и причастия Духа Святого(1Ин. 5:10-13). Через веру в Спасителя начинается путь поста, вершиной которого является Воскресение Христа.

Желая услышать назидание Церкви и стать сопричастником ее богословия, каждый православный может стать молитвенником чинопоследования молебна Торжества Православия. Вот почему и воскресный день 1-ой недели Великого поста учрежден как Торжество Православия.

В молебном пении Торжества Православия Святая Церковь ежегодно раскрывает нам учение истинной Веры: прославляет ревнителей веры, исповедников Христа, порицает отступивших от Истины, показывает путь и участь праведников и отступников.

Сегодня мы имеет великое счастье стоять в храме, окруженные ликами святых людей. Мы поклоняемся не стене и доске, но первообразу святых, души которых молят Бога о земном Отечестве своем и о людях, прибегающих к заступничеству святых и их молитве.

Наша вера внушает нам надежду получение благословения Божия на наши великопостные труды во славу Божию и спасение нашей бессмертной души.

«Дух же целомудрия, смиренномудрия, терпения и любви, подай нам» - просим мы в молитве прп. Ефрема Сирина.

Обратив свой взор на икону Спасителя, вокликнем и мы, братия и сестры: «Ведь с Тобою (Христе) благо нам и жить, и умереть, чтобы вечно жить (с Тобою)во Царствии Твоем, его же нас сподоби, со всеми Святыми Твоими, да будем приносить Тебе хвалу, во веки веков». Аминь.

1972 г.                 Воскресенский кафедральный собор г. Костромы.

 

Проповедь в Неделю Крестопоклонную Великого поста.

«Если кто хочет идти за Мною, отвергнись себя,

Возьми крест свой и следуй за Мной» (Мф. 16:24)

 

Куда и зачем зовет нас Спаситель, говоря слова об отвержении себя и следовании за Ним? Какой дорогой нам надлежит идти, чтобы исполнить завет, к которому призывает нас Господь?

На все эти вопросы, братия и сестры, мы найдем ответ в прочитанном сегодня евангельском отрывке в Неделю 3-ю Великого поста, Крестопоклонную.

Сам безгрешный, Спаситель взял на Себя бремя грехов всего человечества. С полной покорностью воле Бога Отца понес он тяжелое бремя грехов всех людей крестным, кровавым путем, понес под разъяренный крик озверевшей толпы на Гологофу и там, вознес «людское бремя тяжкое греховное» на Крест и кровию Своею Честною омыл наш первородный грех.

Господь Сам показал нам пример несения креста. С тех пор, позорное орудие казни – крест - стал символом победы над смертью, победой над злом, над грехом.

Крест стал нашим неразлучным спутником с самой колыбели, когда на нас, крещеных во Христа, надели впервые нательный крест. Он сопровождает нас всю жизнь - в крестах на куполах церквей, крестом в нашем домашнем иконостасе, в крестном знамении, которым мы ограждаемся от нападений диавола, в придорожных поклонных крестах. Крест завершает наш земной путь свидетельством воскресения – крестом на нашей могиле.

Церковь обращает наш взор от земли на небо, выше всего земного, и в своих гимнах говорит о кресте осеняющем всю вселенную, о кресте оружии против демонов: «Крест хранитель всея вселенныя, крест красота Церкви, крест царей держава, крест верных утверждение, крест ангелов слава и демонов язва» (Екзапостиларий в среду и пятницу недельного богослужебного круга). Слушая слова о кресте как центре мироздания – символе смерти и воскресения Христа, каждый христианин вспоминает слова, сказанные Спасителем: «Если кто хочет идти за Мною, отвергнись себя, возьми крест свой и следуй за Мной» (Мф. 16:24).

Следуя за Христом, как за Спасителем своим, каждый христианин проходит крестный путь, которым шел Господь. Он говорит, что крест скорбей и страданий – неизбежный наш спутник, он невидимо сопровождает каждого из нас. «Пусть каждый возьмет крест свой» - обращается к нам Спаситель. Все дело в том, как возьмем ли мы свой крест: как взял Он, или будем жаловаться, и задавать все те же неизменные вопросы: «За что? За что Ты нас наказал, за что Ты допустил наши скорби, за что нам так тяжело, почему мы страдаем?

А Он, послушный воле Отца, указывает нам на Свой Крестный путь и говорит: «Многими скорбями надлежит нам войти в Царствие Божие» (Деян. 14:22). Другого пути нет у христианина. «Елицы во Христа крестистеся, во Христа облекостеся», то есть крестившиеся во имя Христа и Святыя Троицы облеклись во Христа духовно: в Его правду, святость, кротость, смирение, послушание, терпение, воздержание, в Его крестоношение — словом в Христово совершенство, в Христов образ, во всякую благодать Христову — в новаго человека, созданнаго по Богу в правде и преподобии истины» (Ефес. 4:24).

Облеклись ли мы во Христа? Спросим себя и ответим себе искренно – готовы ли мы понести за Ним свой крест? А если не облеклись, если не готовы, то мы и не Христовы. Ибо Апостол говорит, что кто Духа Христова не имеет, тот и не Его (Рим. 8:9).

Братия и сестры! Настоящая неделя называется Крестопоклонной в честь прославления Креста Христова и поклонения ему. Она служит нам не только напоминанием о Крестоношении Господа нашего, она служит нам онтологической, опытной помощью в прохождении поста и его понимании. Крест дан для поклонения в посту как помощь для немощных, чтобы мы, взирая на него и на нем Распятого, укреплялись духом. Он полагается посреди храма на аналое, и служит нам указателем пути поста и его цели – воскресить «умерщвленное грехом естество наше» и, его высшим смыслом – Пасхой Христовой

«Кресту Твоему поклоняемся Владыко и Святое воскресение твое поем и славим».

Взирая на Крест, приободримся и мы духовно, чтобы в терпении и молитве, с верой и любовью пройти нам поприще поста для пользы нашей бессмертной души: «Помогай нам, пречестный Крест Господень, на нем же распят был Царь и Господь!»

«Приидите вернии, Животворящему древу поклонимся!» Аминь.

 

1.04.1973г.             Воскресенский кафедральный собор. г. Кострома.

 

Храмы и монастыри

Буйского уезда село Троицкое в Ликурге

Краткие сведения о селе и Ликургской волости. Две каменные церкви 1685 г. Описание их. Надпись 1721 г. на иконостасе. Колокольня, ограда. Церковный дом «Трапеза». Кресты 1669 и 1665 гг. Два печатныя Евангелия начала XYII века. Евангелие 1681 г. Гробница Готовцевых. Надгробныя камни с надписями 1725, 1709 (над убитым под Полтавою), 1661 (над Голенищевою Кутузовою), 1650, 1624, 1729 гг.

Подробнее...

Святые и Святыни

Архиепископ Омский и Тюменский Андрей (Сухенко, 1900 -1973)

Архиепископ Андрей (в миру Сухенко Евгений Александрович) родился 5 сентября 1900 года в с. Озеряны Козелецкого у. Черниговской губернии в семье агронома и управляющего имением местного помещика. Окончил сельскую начальную школу, затем гимназию в Переяславе (совр. Переяслав-Хмельницкий), в 1918 г.- 3-ю киевскую гимназию. В 1919 г. поступил в Киевскую духовную академию, где обучался до ее закрытия в начале 1920 г. В 1920-1924 гг. учился в Киевском институтете народного хозяйства, одновременно дома проходил курс богословских наук под руководством профессоров КДА прот. Василия Прилуцкого, П. Я. Светлова, А. А. Глаголева, М. Н. Скабаллановича.

Подробнее...

Статьи

Идеал монархической государственности в эпоху царствования Николая I (1825-1855)

 В стихотворении «14 декабря 1825 года» Ф. И. Тютчев назвал декабристов «жертвами мысли безрассудной» и указал на причины этого «безрассудства»:

Вас развратило Самовластье,
И меч его вас поразил... i

Подробнее...