| | vivaspb.com | finntalk.com

Дата и место рождения священномученика Илариона Верейского

Автор: священник Георгий Андрианов, ректор Костромской духовной семинарии, кандидат богословия. . Опубликовано в Статьи

Аннотация: Автор изучает вопросы о дате и месте рождения выдающегося церковного деятеля – архиепископа Илариона (†1929), который канонизирован Русской Православной Церковью. В литературе встречаются разные даты и места рождения. На основании анализа имеющихся данных автор предлагает свою датировку и уточняет место рождения святого Илариона: 13(25) сентября 1886, село Липицы, Каширский уезд, Тульская губерния,ныне Серпуховского района Московской области.

Ключевые слова: святой Иларион (Троицкий), канонизация святых, Тульская епархия, Московская область

священник Георгий Андрианов,

ректор Костромской духовной семинарии,

кандидат богословия

Религиозная организация – духовная образовательная организация высшего образования «Костромская духовная семинария Костромской Епархии Русской Православной Церкви»

rector44@mail.ru

The author examines the question of the date and place of birth of the prominent church leader - Archbishop Hilarion († 1929), who was canonized Russian Orthodox Church. In literature there are different dates and places of birth. Based on analysis of available data, the author offers his dating and clarifies the birthplace of St. Hilarion: 13 (25) in September 1886, the village of Lipica, Kashira district, Tula province, now the Serpukhov district, Moscow region.

Keywords: Saint Ilarion (Troitsky), the canonization of saints, Tula diocese, Moscow region

 

Дата и место рождения священномученика Илариона Верейского

Вопрос о дате рождения священномученика Илариона актуален в виду того, что разные исследователи указывают в своих работах различные даты. Все они сходятся во мнении относительно дня рождения (13 сентября), но в определении года рождения расходятся. Автор биографической статьи “Богословского Вестника” об ученом называет годом его рождения 1866-ой [1, c.880].

Этого же мнения придерживаются историк Д.В. Поспеловский [13, c.500], М.Д. Склярова [19, c.302], И.В. Соловьев [18, c.208] и авторы статьи об архиепископе Иларионе в словаре “Христианство” (М.: Издательство “Республика”, 1994) [6, c.160]. Автор учебника по истории Русской Православной Церкви для Духовных Семинарий протоиерей Владислав Цыпин считает годом рождения священномученика 1885-ый [24, c.92]. Однако, в своем более позднем труде он предлагает новую дату - 1886 г. [25, c.190]. Все остальные биографы (митрополит Мануил (Лемешевский) [12, c.102], иеромонах Дамаскин (Орловский) [4, c.1], Н.А. Кривошеева [11, c.210] и др.), включая житие, подготовленное Комиссией по канонизации святых [17, c.46], считают годом рождения владыки 1886 г.

Таким образом, в процессе работы пришлось решать вопрос уточнения года рождения архиепископа Илариона. Официальные документы, где могла быть указана точная дата рождения, например, его личное дело, в силу обстоятельств остаются не доступными. Однако существуют некоторые данные, которые позволяют предположить достаточно точную дату.

Во-первых, есть свидетельство самого ученого. Он писал из заключения: “Вот,... за шесть лет с 1906 до 1912 года прошел курс академический... Из мальчика, приехавшего из Тулы, стал совсем человеком. А за последние шесть лет - что?” [4, c.28] Думается, что богослов с большим трудом мог назвать мальчиком, сорокалетнего абитуриента Академии, если не считал годом своего рождения 1866-ой.

Во-вторых, известно, что труженик богословской науки принимал участие в составлении сборника “Россия в ее прошлом и настоящем”. В сборнике после статьи богослова приводится его краткая биография, фотография и список опубликованных работ. В этой анонимной справке указывается 1886 г.[9, c.14] Вполне вероятно, что ученый был знаком с этой заметкой, а, возможно, и сам явился ее автором.

В-третьих, лично знавший святителя, профессор Московской Академии М.М. Тареев, в январе 1916 г. писал о нем в своей критической статье как о молодом монахе [21, c.262]. Если принять за год рождения архиепископа 1866-ой, то в 1916 г. ему было бы пятьдесят лет. Думается, что почтенный профессор был не настолько предвзятым противником богослова, чтобы назвать молодым монахом пятидесятилетнего инспектора Академии. Если принять датировку второй группы биографов, то более справедливым было бы так называть тридцатилетнего архимандрита.

В-четвертых, автор заметки в “Богословском Вестнике” был современником святителя, и он не мог, печатаясь в журнале МДА, указать раннюю дату рождения. Поэтому, исходя из этого, можно допустить, что в это жизнеописание вкралась опечатка.

В-пятых, была предпринята попытка определить, на чем основаны утверждения Д.В. Поспеловского, М.Д. Скляровой, И.В. Соловьева и авторов статьи об архиепископе Иларионе в словаре “Христианство”, т. к. они сами никаких источников не указывают. Можно предложить вероятную историю появления ранней датировки в этих книгах. Возможно, что Д.В. Поспеловский получил ошибочные сведения не из “Богословского Вестника”, а из немецкого издания каталога митрополита Мануила. Это издание 1979-1989 гг. точно воспроизводит машинописный вариант статьи митрополита об архиепископе Иларионе, которая вышла в Куйбышеве в 1966 г. Однако на стр.211 немецкого издания имеется опечатка. Годом рождения архипастыря называется 1866-ой.

Можно было бы посчитать случайностью то, что в книге маститого историка Русской Православной Церкви ХХ века Д.В. Поспеловского указаны ошибочные данные, если бы они не подтверждались еще и мнением редактора [13, c.84]. Следует, тем не менее, заметить, что Д.В. Поспеловский в своих книгах “Русская Православная Церковь в XX веке” и “TheRussianchurchunderthesovietregime (1917-1982)” говорит о том, что архиепископ Иларион умер в 1929 г. в возрасте сорока-четырех лет. Это может означать, что историк все-таки принимает позднюю датировку [14, c.72].

Относительно датировки М. Скляровой, И.В. Соловьева и авторов статьи из словаря “Христианство” вероятнее всего следует предположить то, что они также воспользовалась каталогом русских архиереев немецкого издания, который является наиболее доступным биографическим справочником.

Место рождения. Священномученик Иларион всегда осознавал себя русским православным человеком, потомком древнего славянского племени вятичей [8, c.13]. Тревога владыки за Россию слышится в его проповедях времен Первой Мировой войны. Но его беспокоила и судьба всех славянских государств Европы. С болью в сердце он говорит о разделении славянского мира [8, c.15]. Необходимо заметить, что в своем взгляде на происходящие политические события богослов придерживался славянофильской концепции о том, что дух славянства определяется Православием. Для него славянин, особенно русский человек, просто обязан быть православным христианином [8, c.15].

Находясь в заключении, святитель часто вспоминал свои родные тульские просторы. Он писал родственнице, находясь в узах: “Получил от тебя письмо о Липицах... А вот мне придется ли когда-нибудь увидать родные места, где так много перемен, где одни выросли, другие совсем исчезли. Не знаю, но мне порой очень хотелось бы в тех местах побывать” [4, c.28]. Один из соузников архипастыря по Соловецкому лагерю написал на его кончину стихотворение, в котором есть такие строки: “Узнав про утрату, Ока затужила, Зеленые Липицы взвыли тоской” [5, c.33].

В одном из своих сочинений священномученик, тонко чувствуя красоту природы, в самых теплых словах рассказывает о своей родине: “С детства привык я, мой милый Друг, видеть такую именно картину на своей родине, на берегах родной Оки. Выйдешь у нас в Липицах на горку позади села, посмотришь на долину Оки, - верст на сорок видно вдаль. Только в ближайших деревнях своего и соседнего прихода разбираешь отдельные дома, а дальше заметны лишь здания Божиих храмов: красная тешиловская церковь, белая церковь в Лужках, в Пущине, в Тульчине, а на горизонте в тумане высятся каширские колокольни... Приедешь бывало домой на Пасху. Выйдешь к реке... И слышишь по воде со всех сторон радостный пасхальный трезвон во славу Христа Воскресшего: и с нашего тульского берега, и с московского несется звон, будто две церкви, две епархии сливаются в одном торжественном гимне. Ярко и ласково светит весеннее солнышко, шумно бегут по канавам мутные потоки, важно расхаживают по земле грачи, вся земля будто проснулась и начала дышать, зеленеет уже травка. Оживает природа и смиренный народ справляет праздник Воскресения. Слышишь бывало, как несется над рекой пасхальный звон, - будто волны новой жизни вливаются в душу, слезы навертываются на глазах. Долго и молча стоишь зачарованный” [8, c.60-61].

В приведенном отрывке из воспоминаний святителя Илариона перечисляются села и деревни Каширского уезда Тульской губернии. Такая панорама, согласно географическим картам, открывается смотрящему на север в сторону Москвы. На северо-запад от смотрящего расположен город Серпухов. На север от Липиц - крупный центр Кашира (в советское время отошла к Московской области [3, c.34]), за которым находится естественная водная преграда - река Ока. Заключенный Соловецкого лагеря писатель Олег Волков говорил, что он знал места под Серпуховым, откуда был родом архиепископ Иларион. В разговорах со своим соузником по несчастью владыка “загорался, вспоминая юность” [2, c.70].

При изучении данных о месте рождения необходимо сразу заметить, что исследователи, единогласно называющие местом рождения святителя село Липицы, почему-то расходятся в наименовании уезда и губернии. В частности, разногласие производят мнение митрополита Мануила (Лемешевского), данные официального жития, информация словаря “Христианство”, данные из жизнеописания архиепископа Илариона, изданного Воскресенским Новодевичьим монастырем (г. С.-Петербург) и сведения издателей сборника статей владыки Илариона “Христианства нет без Церкви”. В трудах владыки Мануила и в работе И. Резниковой [16, c.146] местом рождения архипастыря называется село Липицы Серпуховского уезда Московской губернии [12, c.102], авторы статьи о святителе из словаря “Христианство” - деревню Липицы Московской губернии [6, c.160], а издатели книги архиепископа, как и составитель жизнеописания [5, c.4] - село Липицы Серпуховского уезда Московской епархии [7, c.3]. В официальном житии, подготовленным Комиссией по канонизации местом рождения священномученика называется село Липицы Каширского уезда Московской губернии [17, c.46], хотя митрополит Иоанн (Снычев) [10, c.33] и иеромонах Иоанн (Дамаскин) [4, c.2] указывают село Липицы Каширского уезда Тульской губернии.

Известно, что Тульская епархия была основана в 1800 г. К этому времени христианство на Тульской земле существовало уже 700 лет. За такой значительный период времени границы епархии неоднократно изменялись. В последней четверти XVIII в. территориальный вопрос был окончательно разрешен правительством, которое стало заботиться о “соразмерности между епархиями и губерниями”. В 1777 г. был утвержден штат Тульской губернии. Он состоял из 12 уездов, среди которых значится Каширский, и отсутствовал Серпуховский [20, c.538]. Существуют аналогичные данные по состоянию губернских границ на 1902 г. Серпухов был уездным городом Московской губернии, который отделялся от Каширского уезда Тульской губернии руслом Оки [22, c.47].

В 1799 г. по указу императора Павла I границы епархий были приведены в соответствие с административным делением на губернии [15, c.1-3]. Приходы Каширского уезда входили в Тульскую епархию, а в 1893 г. при архиепископе Никандре (Покровском) было даже открыто Каширское викариатство [22, c.54]. Таким образом, село Липицы в 1886 г. не могло входить ни в Московскую губернию, ни в Московскую епархию. Следовательно, можно согласиться с мнением митрополита Иоанна и иеромонаха Иоанна (Дамаскина), что наиболее вероятным местом рождения священномученика Илариона можно считать село Липицы Каширского уезда Тульской губернии.

Библиографический список

  1. А. Из академической жизни//БВ. 1913. Апрель.

  2. Волков О.В. Погружение во тьму: Из пережитого. - М.: Советская Россия, 1992.

  3. Города российской империи на 1.01.1914. со сведениями о них на 1.01.1987. - СПб.: Русско-Балтийский информационный центр «Блиц», 1996.

  4. Дамаскин (Орловский), иером. Жизнеописание архиепископа Илариона (Троицкого). Машинопись. - Б/м, б/г.

  5. Жизнеописание священномученика и исповедника архиепископа Верейского Илариона (Троицкого; 1886-1929). – СПб.: Вера, 1997.

  6. Иларион (Троицкий), архиеп./Христианство: Словарь/Под ред. д. ф. н. Л.Н. Митрохина. - М.: Республика, 1994.

  7. Иларион (Троицкий), архим. Христианства нет без Церкви. - М.: Православная беседа, 1992.

  8. Иларион, архим. Письма о Западе. - Сергиев Посад: Типография Свято-Троицкой Лавры, 1915.

  9. Иларион, архим. Русская Православная Церковь с древнейших времен до наших дней Россия в ее прошлом и настоящем/Россия в ее прошлом и настоящем. - М.: типография Б. Смирновой, б/г.

  10. Иоанн (Снычев), митр. Священномученик Иларион. Житие и свидетельства к церковному прославлению. – М.: Сретенский монастырь, 1999.

  11. Кривошеева Н.А. «Блаженни непорочнии в путь ходящии». Жизнеописание архиепископа Илариона (Троицкого)//Москва. 1998. №1.

  12. Мануил (Лемешевский), архиеп., сост. Каталог русских архиереев за последние 60 лет (1897-1957 гг.) Ч.III. - Чебоксары, 1958.

  13. Поспеловский Д.В. Русская Православная Церковь в ХХ в. - М.: Республика, 1995.

  14. Pospielovskiy D. The Russian Church under the soviet regime 1917-1982. Vol.I. - New York: St. Vladimir`s Seminary Press, 1984.

  15. Преосвященные епископы Тульские. Памятная книжка для тульской паствы. - Тула: Типография Н.И. Соколова, 1865.

  16. Резникова И. Православие на Соловках: Материалы по истории Соловецкого лагеря. - СПб.: НИЦ “Мемориал”, 1994.

  17. Священномученик Иларион, архиепископ Верейский//Московские Епархиальные Ведомости. 1999. № 5-6.

  18. Соловьев И.В. Комментарии/Феодосий (Алмазов), архим. Мои воспоминания (записки соловецкого узника). - М.: Крутицкое патриаршее подворье. Общество любителей церковной истории, 1997.

  19. Сосуд избранный: Сборник документов по истории Русской Православной Церкви. - СПб.: Борей, 1994.

  20. Справочники по истории дореволюционной России. - М.: Книга, 1978. С.538.

  21. Тареев М.М., проф. Философия жизни (1891-1916). - Сергиев Посад: Типография Св. - Троицкой Сергиевой Лавры, 1916.

  22. Тульская губерния/Энциклопедический словарь. Изд. Ф.А. Брокгауз, И.А. Эфрон. Т. XXXIV. - СПб., 1902.

  23. Христианство: Словарь - М.: Республика, 1994.

  24. Цыпин В., прот. История Русской Православной Церкви (1917-1990): Учебник для православных духовных семинарий. – М.: Хроника, 1994.

  25. Цыпин В., прот. История Русской Православной Церкви (1917-1997). – М.: Спасо-Преображенский Валаамский монастырь, 1997. Т.IX.

Храмы и монастыри

История Сретенской церкви г.Кинешмы

Сретенская кладбищенская церковь была построена во второй половине XVIII века (приблизительно 1779 год) на средства первого кинешемского фабриканта, купца Григория Ивановича Таланова. Находится она в конце нынешней улицы Ленина (в прошлом Московской) по адресу ул. Ленина д.71а. В праздник Сретения Господня Церковь воспоминает важное событие в земной жизни Господа Иисуса Христа (см.: Лк. 2: 22-40). В сороковой день по рождении Богомладенец был принесен в Иерусалимский храм - центр религиозной жизни богоизбранного народа. По закону Моисееву (см.: Лев. 12), женщине, родившей младенца мужского пола, в продолжение 40 дней было запрещено входить в храм Божий. После этого срока мать приходила в храм с младенцем, чтобы принести Господу благодарственную и очистительную жертву. Пресвятая Дева, Матерь Божия, не имела нужды в очищении, ибо неискусомужно родила Источник чистоты и святости, но по глубокому смирению Она подчинилась предписанию закона.

Подробнее...

Святые и Святыни

Игумен Иоанн (Котляревский, 1905 – 1964)

Родился игумен Иоанн (в миру Михаил Михайлович Котляревский) 23 марта 1905 года в Костроме, в семье акцизного чиновника Михаила Ивановича Котляревского, сына священника. В семье было трое сыновей, Михаил был средним сыном. В 1920г. в Томске Михаил окончил 5 классов гимназии. В том же 1920 году семья переехала из Томска в Полтаву.

Подробнее...

Статьи

Святые места Востока: Тема путешествий в литературе второй половины 19 в.: По материалам библиотеки Костромского общественного собрания (1906 г.)

С 1866 г. в части главного дома городской усадьбы Карцовых[1] размещалось Костромское общественное собрание (1866 – 1917), содержание которого, по утверждению В. Н. Бочкова, в основном, осуществлялось на штрафы, взимаемые за карточную игру в ночное время. В собрании читались публичные лекции, устраивались концерты. «Здесь имелась превосходно подобранная большая библиотека с читальным залом, куда выписывались десятки газет и журналов» [1, с. 73]. Как о «самой большой в городе библиотеке» вспоминал и большевик В. Н. Соколов: «Огромные шкафы во все стены до потолка. И ряды шкафов посреди комнаты, только узенькие между ними проходы оставлены. … Библиотека много лет собиралась. Ещё помещиками при крепостном праве. … Собиралась и существовала только для членов клуба» [14, с. 59 – 60]. О количественном и содержательном составе фонда библиотеки могут свидетельствовать каталоги прекрасной сохранности, последний из которых относится к 1906 г.[4]. Представляется небезынтересным обратиться к некоторым из литературных источников, составлявших библиотеку.

Подробнее...