10 июня. обретение Чухломско-Галичской иконы Божией Матери «Умиление»

Автор: Прот. Дмитрий Сазонов. .

image00128 мая / 10 июня по новому стилю Церковь почитает обретение Чухломско-Галичской иконы Божией Матери «Умиление».

Галичская икона Божией Матери «Умиление» была обретена великим подвижником костромского края преподобным Авраамием Городецким, Чухломским чудотворцем, в 1350 году близ града Галича. Как и его великий духовный наставник – игумен земли Русской преподобный Сергий Радонежский – преподобный Авраамий с особой любовью и благоговением почитал Пресвятую Богородицу. Он любил молиться Божией Матери в уединенном месте, у подножия небольшой горы на берегу Галичского озера.

Однажды после молитвы святой услышал обращенный к нему небесный глас: «Авраамий! Взойди на гору, где стоит икона Матери Господней». Исполнив повеление, преподобный увидел на вершине горы на одном из деревьев икону Царицы Небесной, окруженную дивным сиянием. Подвижник благоговейно поклонился образу до земли, и икона сама спустилась с дерева на его руки.

image002На месте чудесного явления иконы преподобный Авраамий основал иноческую обитель – первую из четырех монастырей, созданных им в пределах костромского края. Икона Божией Матери «Умиление», прославленная впоследствии многими чудотворениями, стала одной из главных святынь древней Галичской земли.

Основатель монастыря преподобный Авраамий, по преданию, родился в Ростове Великом и, начав свои подвижнические труды в Вознесенском Печерском монастыре Нижнего Новгорода, перешел затем в обитель преподобного Сергия Радонежского – где сам «игумен всея Руси» постриг его в монашество, а по прошествии нескольких лет благословил на исхождение в пустынные места для уединенной жизни. В 1350 году преподобный поселился на берегах Галичского озера, где совершилось чудесное явление ему иконы Божией Матери «Умиление».

Через два с лишним века пастух-подросток Тимофей, прослывший в округе юродивым, увидел в воздушном пространстве икону Богородицы. Происходило это уже в Псковской области, около речки Луговины. Видение ему повторилось через шесть лет на соседней невысокой Синючьей горе. Икона снова явилась на дереве. Ровно сорок дней постился и молился Тимофей и тогда услышал голос - повеление Богородицы о том, чтобы он собрал местное духовенство и крестным ходом направил его на Синючью гору. Повеление было исполнено, и тогда, при огромном стечении народа, снова появилась в воздухе икона "Умиление", озаренная необыкновенными лучами. Охваченные религиозным воодушевлением, люди кинулись к ней, простирая руки, но икона сама поднялась над ними, а сошла только на руки Тимофею. По особому указу Ивана Грозного, до которого дошел слух о чудесном явлении иконы "Умиление" на месте чуда, на Синючьей горе поставили часовню. В праздник Покрова Пресвятой Богородицы часовня сгорела дотла, но святые иконы остались целыми. И тогда на этом месте был поставлен каменный храм и основан Святогорский Успенский монастырь. Богата его история, в частности, она связана с именем А.С. Пушкина, прах которого там находится.

image003В 1337 г. эта икона ознаменована следующим чудом: в полдень 8 июля церковный сторож услышал шум в церкви и поспешил войти в нее. С ужасом он увидел, что находившаяся над северными дверями икона Божьей Матери, поднятая со своего места невидимою силою стояла в воздухе и слезы капали с очей Богоматери. Тот час уведомили архиепископа Алексия, и он немедленно, в сопровождении всего духовенства, крестного хода и множества народа прибыл на место чуда. Икона была поставлена архиепископом в особо устроенном киоте и тогда же в память этого чуда установлено праздновать иконе "Умиление" 8 июля.

Основав на месте явления монастырь, получивший название Нового Заозерского, преподобный затем удалился на пустынные берега реки Виги, затем еще выше по течению реки и, наконец – на берега Чухломского озера. Каждое место пребывания святого Авраамия, укрывавшегося от людской славы, было ознаменовано созданием иноческой обители (Великой пустыни Положения пояса Пресвятой Богородицы, Верхней пустыни Собора Пресвятой Богородицы на реке Виге); последним из четырех монастырей, основанных подвижником в Костромском крае, стала Свято-Покровская обитель «на городце» – городище, покинутом угро-финскими племенами в XIII веке и расположенном на берегу Чухломского озера напротив города Чухломы.

image004Еще при жизни преподобного Авраамия число братии Городецкой обители достигло ста человек. Ее основатель, отошедший ко Господу в день памяти святого пророка Илии в 1375 году, был погребен в монастыре у алтаря деревянного Покровского храма. Впоследствии преподобный Авраамий основал ещё несколько монастырей, последним из основанных был Чухломский, неподалеку от города Чухломы. По названию этой обители подвижника стали именовать Чухломским, а чудотворной иконе усвоено название Галичская-Чухломская.

image005Икона стала святыней не только Галичского монастыря. В XVIII веке, когда монастырь упразднили и сделали приходской церковью, Галичская икона была уже одной из главных святынь Галичского уезда и всего Костромского края. С ней несколько раз в год совершали крестные ходы в том числе и в соседние уезды. Во второй половине XVIII века Галичскую икону украсили серебряной позолоченной ризой.

Икона находилась в Новозаозерском монастыре, а после его упразднения в 1773 году - в одном из его храмов, ставших приходскими. По другим сведениям, в 1920-е годы, несмотря на антирелигиозную кампанию, с ней продолжали совершать крестные ходы. В 1932 году Успенская церковь в селе Умиленье была закрыта и, по свидетельству старожилов, её последний священник Алексий Стригалёв, уходя из села, взял Галичскую икону с собой. Дальнейшая судьба иконы остаётся неизвестной.В конце XIX века с Галичской иконы был сделан список «мерою и подобием» первообразу. Он находится во Введенском кафедральном соборе Галича. В 2000 году в день празднования 650-летия явления иконы с этим списком был совершён крестный ход к Галицкому озеру к месту явления иконы.

Свято-Покровский Авраамиево-Городецкий, Чухломский монастырь. Собор в честь иконы Божией Матери «Умиление» (1857-1867 год). Костромская обл., Чухломский р-н, с. Ножкино.

image006Первый каменный храм монастыря, посвященный Покрову Пресвятой Богородицы, начали строить в 1608 году, однако Смутное время и его последствия привели к тому, что работы затянулись надолго: лишь в 1631 году возведение храма, в Ильинском приделе которого под спудом покоились мощи преподобного Авраамия, завершилось. В конце сороковых годов XVII века в обители возвели Святые врата с надвратной Никольской церковью, во второй половине XVII столетия – двухэтажный собор в честь Рождества Христова (разобранный во второй половине XIX века). В 1764-1768 годах монастырь обнесли каменной оградой с четырьмя башнями.

При проведении монастырской реформы 1764 года Авраамиево-Городецкая обитель – единственная из четырех, основанных преподобным на Костромской земле – не претерпела закрытия и обращения в приход. В 1857-1867 годах на месте Ильинского придела Покровского храма был возведен величественный собор в честь иконы Божией Матери «Умиление»; в первой половине семидесятых годов XIX века монастырь украсила пятиярусная колокольня. На берегу озера, в «подгории», где подвизался преподобный, над выкопанным им самим небольшим колодцем стояла деревянная часовня; ежегодно в день памяти святого Авраамия сюда из обители совершался крестный ход. Нужно отметить, что по древней традиции память преподобного в монастыре отмечалась не в день празднования святому пророку Илие, а накануне, 19 июля по старому стилю – из-за совпадения дня преставления подвижника с престольным монастырским праздником.

image007К началу XX в. главными святынями монастыря были мощи прп. Авраамия, покоящиеся под спудом в соборе в честь иконы Божией Матери «Умиление», чудотворная Галичская (Чухломская) икона Божией Матери «Умиление». В 1896 г. над мощами преподобного была установлена серебряная рака. Среди погребенных в обители - кнж. Е. В. Долгорукова (сестра первой жены царя Михаила Феодоровича), представители дворянских родов: Лермонтовых (в т. ч. предположительно и основатель рода Дж. Лермонт), Шелешпанских, Катениных, Черевиных, Перелешиных и др.

По Декрету от 30 августа 1918 г. монастырь лишился юридических прав и льгот, хозяйство пришло в упадок. В 1922 г. вместе с другими ценностями из обители была изъята серебряная рака прп. Авраамия, местонахождение её неизвестно. С начала 20-х до середины 30-х г.г. XX в. в монастыре, потеснив монашескую общину, разместился детдом. В конце 1928 г. монастырь был закрыт. Последний архим.- Серапион принял мученическую кончину (1938). С середины 30-х и до конца 50-х г.г. в нем размещалась машинно-тракторная станция: в Покровском соборе находилась техника, а в соборе иконы Божией Матери «Умиление» - конюшня. В 1930-х г.г. была разрушена большая часть монастырской ограды, уничтожено монастырское кладбище, надкладезная часовня на берегу озера. До 1975 г. в монастыре находилась неполная средняя школа, с закрытием которой строения оказались окончательно заброшенными.

В 1919 году Авраамиево-Городецкий монастырь был упразднен, однако его последнему настоятелю архимандриту Серапиону (Михайлову; 1875-1942) и братии удалось зарегистрироваться как приходской общине. Богослужения в обители продолжались до декабря 1928 года, когда храмы окончательно закрыли, а насельники были изгнаны из монастыря. Судьба списка чудотворной иконы неизвестна.

В марте 1991 года Костромской облисполком утвердил решение Чухломского райисполкома о передаче Костромской епархии всего ансамбля монастырских зданий. Свято-Покровский Авраамиево-Городецкий мужской монастырь был возрожден определением Священного Синода Русской Православной Церкви 25 марта 1991 года. Уже в 1992 году был восстановлен Никольский надвратный храм, в 1993 году – расчищен колодец преподобного Авраамия; 31 июля 1993 года в монастырь из Успенского храма города Чухломы перенесли хранившийся там с 1928 года старинный надгробный покров с раки святых мощей городецкого подвижника. 1 августа 1994 года состоялось первая Божественная литургия в соборе в честь иконы Божией Матери «Умиление».

При монастыре действуют братство во имя преподобного Авраамия Городецкого, детский приют для мальчиков-сирот, Свято-Покровское Параскево-Пятницкое сестричество.

Мощи преподобного Авраамия Городецкого

Мощи пребывают под спудом в подклете Покровского храма.

Колодец, ископанный преподобным Авраамием Городецким

Святой источник села Ножкино Чухломского района Костромской области или как его еще называют святой колодезь(колодец) преподобного Авраамия Галичского, Чухломского расположен на берегу озера, в Нижнем монастырском саду, под горой на которой стоит Свято-Покровский Авраамиево-Городецкий мужской монастырь, неподалеку от него. Родник именуют в честь святого потому что, преподобный сам ископал его. Ныне у святого родника построена часовня и купальня. Считается, что помолившись и совершив подвиг купания в купели святого источника, получили исцеления особенно много женщин испытывающих проблемы с грудью.

11 марта 2020 года - 78 лет со дня мученической кончины архимандрита Серапиона (Михайлова).

Последний, в советское время, настоятель Покровского Авраамиева монастыря архимандрит Серапион (Михайлов), мученически погибший в 1942-м году в тюрьме особого назначения города Чистополя.

image008Молодой настоятель иеромонах Серапион (Михайлов) из села Емельяново Рыбно-Слободского района Казанской губернии возглавил обитель Покрова Пресвятой Богородицы и Авраамия Чудотворца в начале ХХ века. До этого он нёс послушание законоучителя и заведующего школой. Документы свидетельствуют о том, что избранник оказался достойным тружеником в винограднике Божием. Под его мудрым руководством обитель преобразилась. Он снискал высокий авторитет и уважение, был награждён наперсным золотым крестом. 18-го января 1915-го года он был избран членом Чухломского уездного отделения Училищного совета, а 9-го сентября того же года назначен благочинным монастырей Галичского округа. Но это время было отмечено не только расцветом монастырей, но и богоборчеством, крестными страданиями исповедников Христовых.

image009В Хрисанфо-Дариевская церковь Троицкого Ипатьевского монастыря возведен в сан игумена викарием  Костромской епархии епископом Кинешемским Арсением (Тимофеевым).

 

Перед закрытием обители в 1919-м году число братии составляло семнадцать человек. После закрытия монастыря монашеская община была зарегистрирована как приходская. Много скорбей от безбожных властей испытали игумен с братией. Новые власти искали повод для ареста отца Серапиона, и в 1925-м году они всё-таки привлекли его к уголовной ответственности, посадив сначала в Чухломскую, а затем в Костромскую тюрьму.

В начале 1920-х гг. о.Серапион был возведен в сан архимандрита. В 1922г. во время кампании по "изъятию церковных ценностей", "комиссия по изъятию" конфисковала у монастыря накопленные за века ценности и святыни, изготовленные из золота и серебра, в том числе серебряную раку с гробницы прп. Авраамия. На территорию Авраамиевского монастыря, стеснив братию обители, советские власти перевели детский дом из Чухломы ("Чухломской детгородок"). В нем проживало 43 воспитанника в возрасте от пяти до 18 лет. Даже советская печать считала этот городок "беспризорным", постоянно сообщая о воровстве заведующих и заброшенности детей. В августе 1922г. губернская газета писала:  "Дети оборваны, грязны и совершенно предоставлены сами себе, есть случаи занятия безобразием и развратом. Обокрали церковь. Часто дети вступают в пререкания с крестьянами, в связи с чем не пользуются любовью населения..." Дети делали не только бесчинства, о которых свидетельствовала советская пресса, но и совершали кощунства в храмах, портили церковное имущество и испражнялись в святой источник, устроенный прп.Авраамием 600 лет назад. В великий праздник обители, 1/14 августа 1925г., в день прп.Авраамия, после проповеди, архимандрит Серапион обратился к паломникам и прихожанам монастыря с просьбой подписать ходатайство о принятии мер против безобразий, творимых воспитанниками детдома, пытаясь таким образом защитить святыню и имущество монастыря. После этого он обратился к Губпрокурору с этим ходатайством-заявлением, подписанным также казначеем и старостой Авраамиевской религиозной общины Крошкиным А.М., а также казначеем и старостой Кадкинской религиозной общины Воробьевым И.М. и председателем Варваринской религиозной общины Вороновым Н.А. В заявлении содержалось ходатайство о защите Авраамиевского монастыря от разрушения, расхищения и осквернения, которое производили воспитанники детского дома. Вскоре архимандрит Серапион (Михайлов), Крошкин А.М., Воронов Н.А., Воробьев И.М. были арестованы и заключены в Чухломскую тюрьму.

После выхода из тюрьмы пребывание на Костромской земле стало для него невозможным, поэтому он возвратился на родину, в Казань, к своей престарелой матери. К тому времени большинство монастырей и храмов были уже закрыты. В их числе был и Спасо-Преображенский монастырь в Казанском Кремле, где отец Серапион начинал свой иноческий путь. Архимандрит поселился в Свято-Вознесенской Макарьевской пустыни близ Свияжска, где пробыл до 1929-го года, неся чреду священнослужения. После закрытия пустыни перебрался в Казань. Потом был направлен в село Большие Осиновки Рыбно-Слободского района. О его жизни в период с 1930-го по 1937-й годы ничего неизвестно, на этот счёт нет никаких архивных документов. В архивах ФСБ есть лишь его следственное дело. Да ещё остались скудные воспоминания жителей села, которые детьми бегали к нему с гостинцами от матерей. Они вспоминают, как помогали отцу Серапиону пилить дрова, а он угощал их сахаром, который в то время считался деликатесом. Сохранился и покосившийся домик, где жил батюшка Серапион.

Отец Серапион был арестован осенью 1941-го года. Сначала его увезли в КПЗ Рыбной Слободы, а затем в тюрьму особого назначения №4 НКВД города Чистополя. На родной земле отец Серапион завершил жизнь мученической кончиной 11-го марта 1942-го года, его останки покоятся на кладбище города Чистополя.

image010В Чистопольской тюрьме архимандрита допрашивали в течение 20-ти с лишним дней. Дата последнего допроса — 18 ноября 1941г. Из обвинительного заключения: "В процессе расследования было установлено, что Михайлов, как бывший священник-архимандрит, враждебно настроен к Советской власти, проводил  среди населения антисоветскую агитацию, распространял провокационные слухи и высказывал пораженческие взгляды. На протяжении ряда лет Михайлов, в кругу антисоветски настроенного духовенства, клеветал на Советскую власть.В конце 1937 года в сельской пожарной сторожке, в присутствии колхозников Кузьмина и Сметанина, а также 17 августа 1941г., в сельской кузнице среди колхозников Клюева, Гаврилова, Воронина и Яруллина, он клеветал на колхозное строительство и советскую печать и распространял антисоветские провокационные измышления. В августе месяце 1941 года, в присутствии колхозника Герасимова, Михайлов распространял провокационные измышления, дискредитирующие одного из руководителей Красной Армии. В октябре 1941 года в доме колхозника Гаврилова, Михайлов высказывал контрреволюционные пораженческие взгляды. Допрошенный в качестве обвиняемого Михайлов виновным себя признал, а также достаточно изобличается показаниями свидетелей: Воронина, Клюева, Яруллина, Иванова, Егорова, Кузьмина, Сметанина, Гаврилова, Герасимова, Кузьминой и очными ставками со свидетелями: Гавриловым, Кузьминым, Клюевым, Сметаниным. На основании изложенного — обвиняется... в том, что он, как бывший служитель религиозного культа, враждебно настроенный к Советской власти, на протяжении ряда лет вел антисоветскую агитацию, клеветал на Советскую власть и печать, распространял антисоветские провокационные слухи и высказывал пораженческие взгляды, т.е. достаточно изобличается в преступлениях предусмотренных ст.58–10 ч.2 УК РСФСР.Руководствуясь ст. 208 УПК, следственное дело N 17241 по обвинению Михайлова Сергея Ивановича направить на рассмотрение
 Особого Совещания при НКВД СССР. Полагал бы: обвиняемого Михайлова Сергея Ивановича подвергнуть  ысшей мере наказания — расстрелу, с конфискацией всего лично ему принадлежащего имущества". Обвинительное заключение составлено 18 марта 1942 года в г.Казани, т.е. через неделю после смерти архимандрита в тюрьме.

Реабилитация: Прокуратурой Татарской АССР 18.11.1996 по 1942 году репрессий.

Документы и публикации.

1.Архимандрит Никандр (Анпилогов). Жизнь Ради Правды и Веры Христовой. М: Парад, 2010. 96с., ил.

2.Архив УФСБ РФ по Республике Татарстан. Д.2–1909.

В 1943-м году в авиакатастрофе недалеко от Чистополя погиб экипаж бомбардировщика. Лётчиков похоронили в лесу, а над их могилой поставили железный памятник без надписей. Родственникам погибших сообщили, что молодые ребята пропали без вести. Но два года назад захоронение решили перенести. Когда на старом чистопольском кладбище копали могилу для лётчиков, то обнаружили в земле более четырёх десятков черепов. И это только на одном квадратном метре. Сколько всего страдальцев погребено на этом месте, можно лишь догадываться. Возможно, где-то рядом покоятся кости отца Серапиона и последнего священнослужителя Алексеевского храма протоиерея Димитрия Тростянского, расстрелянного в Чистополе 8-го января 1938-го года. И ещё многих других, чьи имена известны только Богу. http://kuz3.pstbi.ru/bin/nkws.exe/no_dbpath/ans/nm/?HYZ9EJxGHoxITcGZeu-yPnAk9X6mC**

image011Спустя столетие монастырь вновь возрождается, обретая нового настоятеля отца Никандра (Анпилогова) - молодого монаха из Татарстана. Свою жизнь отец Никандр (Ампилогов) посвятил, чтобы восстановить разрушенную обитель и память о своем предшественнике - отце Серапионе. Много лет ушло на то, чтобы найти хоть какую-нибудь информацию. Молитвами святых мучеников, отцу Никандру удалось узнать, где покоятся мощи мученически убитого архимандрита. Поиски привели отца Никандра к старому Авдеевскому кладбищу города Чистополь. Благодаря этим поискам город открыл для себя, что под обычными захоронениями находится огромная братская могила, где погребено множество мощей мучеников за веру Христову: монахи, священники и просто миряне, которые не отреклись от своей веры и не променяли Христа взамен на большевитскую похлебку. С момента воздвижения, на монументе не прекращаясь льются заупокойные моления. С каждой панихидой число людей, желающих отдать дань любви мученикам Христовой веры, растет.

Накануне праздника Воздвижения Креста Господня в Чистополе рядом с Авдеевским кладбищем по благословению митрополита Казанского и Татарстанского Анастасия был установлен памятный крест в честь игумена Свято-Покровского Авраамиево-Городецкого монастыря архимандрита Серапиона (Михайлова), замученного советской властью. В ближайшем будущем на этом месте будет построен мемориальный комплекс в честь всех невинно убиенных в годы репрессий и установлена памятная плита с именами погибших.

Никандр (Анпилогов) (род. 1957), архимандрит, наместник Покровского Авраамиева-Городецкого мужского монастыряклирик Костромской епархии

В миру Анпилогов Николай Алексеевич, родился 21 мая 1957 года в Оренбургской области.Окончил среднюю школу. Служил в армии.На церковном служении - с 1980 года.

Был иподиаконом архиепископа Оренбургского и Бузулукского Леонтия (Бондаря).В дальнейшем служил на приходах Казанской епархии. В 1990 году окончил Московскую духовную семинарию. В 1991 году назначен наместником Покровского Авраамиева Городецкого мужского монастыря села Ножкино Чухломского района Костромской области.В 1992 году возведён в сан игумена. 3 мая 1994 года - в сан архимандрита.

В 2004 году окончил Киевскую духовную академию.

Сочинения

  • Старец схиархимандрит Гавриил (Зырянов) и Казанская Седмиезерная Богородичная пустынь.- М., 1991.
  • Преподобный Аврамий Городецкий, Чухломской и Галичский чудотворец, и созданный им Свято-Покровский Авраамиево-Городецкий монастырь.- М., 1996.
  • Преподобный Авраамий Городецкий, Галичский и Чухломской. К 625-летию со дня преставления: 1375-2000.- Красногорск, 2000.
  • Светильник Северной Фиваиды.- М.; Кострома, 2004. (исследование было представлено о. Никандром в качестве дипломной работы в Киевскую духовную академию. Научным руководителем диплома являлся профессор-протоиерей Николай Забуга - ректор Киевских духовных школ).
  • Светильник Северной Фиваиды.- М.; Кострома, 2004.- 144 с. (изд. исправ. и дополн.)

image012Разновидности Святого образа

Существует большой ряд икон, объединенных под общим наименованием «Умиление». Божия Матерь чаще всего изображается в этой манере.

В традиционном варианте «Умиление» показывает Преподобную Богородицу с Младенцем Иисусом на руках, они прижимаются щеками. Символ объясняет неразлучную, бескрайнюю любовь и отсутствие всякого расстояния между Творцом, Его Сыном и Его Матерью.

К прославленным разновидностям «Умиления» относятся:

  • Новгородская. Производство датируется концом XII века, располагается в Успенском соборе. Матерь и Христос, изображенный в типичной для Путеводительницы (Одигитрии) позе, прижимаются щеками. В правой руке младенца свиток, а левой он слагает жест благословения.
  • Псково-Печерская является копией Владимирской иконы, была сотворена в 1521 г. служителем Арсением. Лик прославлен большим количеством чудодейственных свойств.
  • Феодоровская. Почитаемый образ, который хранится в Богоявленском соборе. Этот лик считается святыней дома Романовых, потому что в начале XVII в. он призвал на царствование Михаила Федоровича, основателя династии.
  • Донская. Двусторонняя икона, на обратной сторон располагается Успение Богородицы — праздник, вспоминающий смерть Божией Матери. Именно она была преподнесена Дмитрию Донскому накануне Куликового сражения.

О праздниках в честь Божьей Матери:

В иконографическом искусстве имеются и другие, менее известные образы, относящиеся к типу «Умиление» (Елеусы).

  Дева Мария излучает божественное смирение и неугасимую любовь, а ее радостное лицо унимает сознание, переполненное эгоистичной злобой, при одном взгляде. Богородица своим примером учит перебарывать отчаяние и смиренно возносить крест на свои плечи. Искренняя вера в святость изображения приносит облегчение и действительно выручает нуждающихся.

Тропарь Пресвятой Богородице в честь иконы Ее «Умиление» Псково-Печерская

глас 4
К Богородице с умилением припадем вси, грехми обремененнии, чудотворную Ея икону Умиления облобызающе и вопиюще со слезами: Владычице, приими моление недостойных раб Твоих и подаждь нам, просящим велию Твою милость.

Кондак Пресвятой Богородице в честь иконы Ее «Умиление» Псково-Печерская

глас 6
Не имамы иныя помощи, не имамы иныя надежды, разве Тебе, Пречистая Дево. Ты нам помози, на Тебе надеемся и Тобою хвалимся, Твои бо есмы раби, да не постыдимся.

Молитва Пресвятой Богородице в честь иконы Ее «Умиление» Псково-Печерская

О Преблагословенная Дево Богородице Владычице! Мати всех страждущих и болезнующих сердцем! Страны нашея и града Защитнице! Обители Псково-Печерския красото и славо! Призри на нас смиренных, обремененных грехи многими, отягченных скорбьми и печалями и с сокрушением и слезами взирающих на пречистый лик Твой, в чудотворней иконе явленный. Сохрани от всякаго зла святую обитель сию, юже преподобный Корнилий со старцы Марком и Ионою Тебе вручи, и всех в вере и надежде подвизающихся в ней. Спаси и град сей, и вся люди, правоверно живущия и к Тебе прибегающия, от нашествия иноплеменных, от всякаго страха и труса, от мора и глада, от злых человек и всяческия скорби. Приникни к нам милосердием Твоим, яко ликом Твоим Божественным любезно приникла еси к ланите Богомладенца. Согрей нас дыханием Твоея любве и никогдаже отступай от нас, ни в сей жизни, ни в будущей, да, чающе Твою всесильную Материнскую помощь, сподобимся безбедно дойти вечныя жизни и прославляти Небеснаго Отца и Сына и Святаго Духа, в Троице славимаго Бога, во веки веков. Аминь.

Храмы и монастыри

Храм Спаса на Запрудне. Исторический очерк

На северной окраине Костромы, на правом берегу речки Запруденки, впадающей в р. Кострому немного выше Ипатьевского монастыря, расположена одна из дивных по красоте и духовной своей значимости в истории Костромского края, церковь в честь Нерукотворенного Образа Господа Иисуса Христа на Запрудне. На месте, где расположен храм, 29 августа 1263г., в день, когда Церковь вспоминает перенесение из малоазийского города Эдессы в Константинополь Нерукотворенного Образа (Убруса) Спасителя (944г.), костромским князем Василием Ярославичем Квашней, во время охоты, была обретена на сосне чудотворная икона Божьей Матери, ставшая иконой – покровительницей Костромы и Костромского края.

Подробнее...

Святые и Святыни

Историк, этнограф, краевед Виноградов Николай Николаевич (1876-1938)

Виноградов Николай Николаевич – историк, этнограф, фольклорист, коллекционер, краевед. Родился в с. Чмутово Галичского уезда Костромской губернии в семье священника Троицкой церкви, закончил в 1896 г. Костромскую духовную семинарию, с 1897 по 1902 гг. учитель Семиловской церковноприходской школы Костромского уезда. С 1902 г. действительный член КГУАК (Костромской губернской ученой архивной комиссии), занимался комплектованием музея, сбором диалектологического и фольклорного материала. С августа 1902 г. в течение года служит секретарем у академика А. Н. Пыпина, выполняет работы по сбору предметов для музея императора Александра III в С. Петербурге.

Подробнее...

Статьи

Божьи люди...

Держа перед собой книгу митрополита Вениамина (Федченкова) - «Божьи люди. Мои духовные встречи», невольно задаешь себе вопрос: кто они, Божьи люди? Чем они отличаются от нас? Почему мы так нуждаемся в их молитвах?

В Ветхом Завете, в книге Судей, повествуется о рождении судьи народа израильского Самсона, о чем возвещает матери его Ангел Господень, названный ею– «человеком Божьим» (Суд. 13,6). Ангел, возвещающий волю Всевышнего, назван человеком Божьим и в 1-ой книге Царств (1Цар. 2,27). В Священном Писании, название человека Божия, дается посланнику, в данном случае, ангелу, возвещающему волю Господню. Ангел в виде человека – нередкое явление как в Ветхом, так и в Новом Завете (вспомним, напр., - юноши, седевшие у гроба воскресшего Христа (Лк. 24,4).

Подробнее...

Православный календарь на сегодня: