15 марта. Память о великом святом Церкви - архиепископе Григории Паламе

Автор: Прот. Дмитрий Сазонов. .

image00315 марта, во второе воскресенье Великого Поста, раскрывается православное учение о посте, как благодатном средстве ведущем к духовному просветлению всего нашего естества. В воскресный день совершается память о великом святом Церкви - архиепископе Григории Паламе,  архипастыре  города Фессалоники (Солунь, Греция) жившем в XIV веке. Вспоминая его как ревностного поборника монашеской жизни и духовного делания, Церковь говорит о сформулированном им учении о Фаворском свете – нематериальном благодатном Небесном свете, которым просиял Господь при Своем славном Преображении на горе Фавор. Это учение  говорит о возможности приобщения для человека благодати Святого Духа. Церковь предлагает своим чадам  пути приобретения  духовной благодати  – усердие в молитве и делание добра.

Концепция Паламы уникальна в том плане, что она создана на основе собственного духовного и мистического опыта самого святого. Он сочетал высокую образованность и знание философии с осмыслением собственных переживаний во время молитвенного действа.

Святитель прославляется 14 (27) ноября. Другой день его поминания — второе воскресенье Великого поста. Символизм даты в том, что за неделю до этого церковь отмечает Торжество православия — победу над иконоборчеством. Палама как бы продолжает эту линию борьбы с ересями, одержав в свое время верх над варлаамитами.

Как и в случае с другими православными святыми, у мощей Паламы страждущие обретают исцеление от болезней. Но не менее часто его почитатели говорят о пережитом духовном опыте, изменившем их жизнь после посещения собора святого Григория. Его мистическое учение спустя века продолжает овладевать умами людей.

Молитвы и тропари святому читаются святителю о даровании молитвенного усердия и сил для соблюдения поста, а также при трудных ситуациях в жизни.

 Вечером  в воскресенье в храмах совершается особое богослужение  - т. н. чин пассии (пассио-лат. - страсти) – акафиста Страстей Господних. Главной доминантой пассии служит чтение Евангельского повествования  (4 воскресенья - Евангелие от 4 евангелистов) о страданиях Христа до, и при распятии на Кресте.

image001image005Накануне воскресенья, в субботу 14 марта, как и в две последующие субботы (21, 28 марта), совершается поминовение усопших. Эти субботы Великого Поста именуются родительскими поминальными.

Родительскими субботы именуются потому, что наш человеческий долг и обязанность состоит в том, чтобы помнить тех, кто дал нам жизнь – наших родителей и предков. Поминать усопших родных, друзей, знакомых. Эти субботы установлены Церковью, чтобы не лишить усопших своего поминовения во дни Великого Поста, так как, в дни Поста Церковь не совершает обыкновенные ежедневные поминовения усопших (сорокоусты и другие частные поминовения), соединённые с совершением полной Литургии. В Великий Пост полная Литургия положена не каждый день, а лишь в субботы и воскресенья (на Литургия Преждеосвященных Даров в среду и пятницу поминовения не совершаются). Нужно помнить, что наши родные, близкие люди всегда нуждаются в нашей молитве, в нашей милостыне о них.

  Особенностью великопостных  служб служит произнесение  молитвы преподобного Ефрема Сирина: «Господи и Владыка живота моего, Дух праздности, уныния, любоначалия и празднословия  не даждь ми. Дух же целомудрия, смиренномудрия, терпения и любви даруй ми, рабу Твоему. Ей Господи Царю! Даруй ми зрети моя прегрешения, И не осуждати брата моего яко благословен еси во веки веков. Аминь». (Молитва на церковно-славянском языке)

Господи и Владыка жизни моей! Не дай мне склонности к лени, к беспечности, к властолюбию и пустословию. Чистоту же души, смирение, терпение и любовь пошли мне, рабу Твоему. Да, Царь Господи, дай мне видеть мои собственные грехи и не осуждать брата моего; ибо благословен Ты в веки вечные. Аминь. (Молитва на русском языке).

 

А. С. Пушкин  переложил эту молитву на поэтический лад: 

Отцы пустынники и жены непорочны,

Чтоб сердцем возлетать во области заочны,

Чтоб укреплять его средь дольних бурь и битв,

Сложили множество божественных молитв;

Но ни одна из них меня не умиляет,

Как та, которую священник повторяет

Во дни печальные Великого поста;

Всех чаще мне она приходит на уста

И падшего крепит неведомою силой:

Владыко дней моих! Дух праздности унылой,

Любоначалия, змеи сокрытой сей,

И празднословия не дай душе моей.

Но дай мне зреть мои, о Боже, прегрешенья,

Да брат мой от меня не примет осужденья,

И дух смирения, терпения, любви

И целомудрия мне в сердце оживи.

 

Эта молитва читается  в конце каждой повседневной службы поста (по субботам и воскресеньям она не читается).

image007Почему эта короткая и простая молитва занимает такое важное место во всем великопостном богослужении? Да, потому, что в ней перечисляются все отрицательные и положительные элементы покаяния и определяется освобождение от недуга, препятствующего  воцарению божественного света в нашей душе.

 Большим недугом человека являются праздность, лень, нерадение, небрежность. То состояние нашей души, которое постоянно нас убеждает в невозможности что-либо изменить. Плод праздности – уныние. Человек во власти уныния лишен возможности видеть положительное и хорошее, светлое.

Любоначалие! Любовь к власти. Если душа человека не направлена к Богу, не ставит перед собой вечные ценности, то неизбежно она становится эгоистичной и все окружающее, люди, становятся лишь средством для удовлетворения моих желаний.

Празднословие. Слово, будучи высшим даром, выражая саму сущность человека, может стать средством падения, самоуничтожения, обмана и греха. Когда оно откланяется от своей божественной природы и назначения, оно становится праздным.

Целомудрие – это целостность человека. Первый плод этой целостности – смирение. Победа правды в нас самих. Уничтожение всей той лжи, в которой мы обычно живем. Вот почему Бог, по слову апостала, гордым противится, смиренным дает благодать. За целомудрием и смирением следует терпение. Чем больше мы приближаемся к Богу, тем терпеливее мы становимся, тем более отражаем мы свойственное одному Богу бережное отношение, уважение к каждому отдельному существу. Наконец венец всех добродетелей  есть любовь – дар, который является целью всего духовного опыта.

Храмы и монастыри

Монастыри Костромского края

 В разное время в современных границах Костромской области существовало, по крайней мере, около 60 монастырей (помещаемый ниже их порайонный спи­сок, конечно, не полон). Древнейшими среди них являлись Спасо-Запрудненский и Ипатьевский, основанные в окрестностях Костромы в ХШ в. Во второй половине XIV в. учениками при. Сергия Радонежского на костром­ской земле был создан целый ряд обителей. Один прп. Авраамий Галичский и Чухломской основал в галичско-чухломских пределах четыре монастыря. В XVI-XVII вв. в нашем крае возникло немало новых монастырей, в их числе: Спасо-Геннадиев, основанный прп. Корнилием Комелъским, Благовещенский Ферапонтов, основанный прп. Адрианом Монзенским, Богородицко-Игрицкий под Костромой и др.

Подробнее...

Святые и Святыни

Иеромонах Анемподист (Васильев, 1884 – 1975 гг.)

Печатается по дипломной работе  игумении Феофании (Ложкиной)
«Киевский старец иеромонах Анемподист (Васильев)»

Родился будущий иеромонах Анемподист в местечке Сокиряны (с. Сикуян) Хотинского уезда в Бессарабии 30 июня (13 июля) 1884 года, в день памяти Собора святых двенадцати апостолов в молдавской крестьянской семье. При Крещении мальчика назвали Никоном на молдавский лад, в честь преп. Никона Соколовского.

Подробнее...

Статьи

Воцарение Дома Романовых. Подвиг Ивана Сусанина

К 400-ЛЕТИЮ ДОМА РОМАНОВЫХ
ПРЕКРАЩЕНИЮ СМУТЫ
И ВОССТАНОВЛЕНИЮ РОССИЙСКОЙ ГОСУДАРСТВЕННОСТИ

2013 год – юбилейный год для Костромы, которая, в связи с событиями 400-летней давности, прошедшими в Костромском Ипатьевском монастыре традиционно именуется «колыбелью дома Романовых». Название обращает наше внимание прежде всего на 14 марта (по старому стилю) 1613 года, когда в стенах Свято-Троицкого Ипатьевского мужского монастыря юный Михаил Феодорович Романов принял избрание его Земским Собором на престол государства Российского. Эта знаменательная веха отечественной истории, событие, восстановившее российскую государственность, нарушенную событиями Смуты и приведших к воцарению самозванца на престоле государей российских, предварялась рядом промыслительных действий, приведших в конечном итоге к избранию на царство юного боярина Михаила Феодоровича, родоначальника царствующего Дома Романовых.

Подробнее...

Православный календарь на сегодня: