| | vivaspb.com | finntalk.com

ВЫСОЧАЙШЕЕ ПОСЕЩЕНИЕ ГОРОДА КОСТРОМЫ ИХ ИМПЕРАТОРСКИМИ ВЕЛИЧЕСТВАМИ С АВГУСТЕЙШЕЙ СЕМЬЕЙ 19 И 20 МАЯ 1913 ГОДА

Автор: Прот. Дмитрий Сазонов. . Опубликовано в Статьи

84К 100-летию приезда в Кострому святых Царственных страстотерпцев: императора Николая II, императрицы Александры Феодоровны и их детей - публикуем статью из «Костромских епархиальных ведомостей» (1913 год, № 11, отдел неофициальный, с. 345-358), посвященную этому историческому событию.

Чтобы читатели могли полнее ощутить дух той эпохи, в текст статьи не вносилось никаких изменений (за исключением использования правил современной орфографии); в частности, сохранялось употребление прописных букв. Считаю, что необходимо напомнить посещение Костромы 100-летней давности с тем, чтобы лучше чувствовались оттенки посещения и встречи Е. И. В. Великой Княгини Государыни Марии Владимировны с 8-10 марта 2013 года.

Сердечное желание и светлые надежды на­селения города Костромы лицезреть в трехсот­летнюю годовщину славного Царствования Ав­густейшего Дома Романовых своего обожаемого Царя и Его Августейшую Семью исполнились: Их Императорские Величества Государь Император Николай Александрович и Государыня Императрица Александра Феодоровна с Наследником Цесаревичем Алексеем Николаевичем, Августейшими Дочерьми и Особами Императорской Фамилии Всемилостивейше соизволили Высочайше посетить Кострому 19 и 20 мая сего года.

Уже с 6 часов утра 19 мая почти вся Кострома была на улице. Празднично наряженная толпа народа сплошными массами спешила занять все пункты, с которых можно увидеть Императорскую Фамилию. Предназначенные для участия во встрече Их Императорских Величеств войска с оркестрами музыки направлялись на так называемую Стрелку, образуемую слиянием рек Костромы и Волги, где была устроена специальная Царская пристань. Туда же спешили все, имевшие возможность занять места в ограде Ипатьевского монастыря. Ветреная и дождливая с вечера погода к утру прояснилась, и день занялся на диво ясный, но несколько прохладный. Вся обстановка пристани пред раскинувшимся ровным изумрудным ковром лугом производила дивное впечатление. К месту встречи, к Царской пристани, прибыли председатель Совета Министров статс-секретарь Коковцов, министры - военный Сухомлинов, путей сообщения Рухлов и внутренних дел Маклаков, товарищ министра1 внутренних дел Джунковский, председатель комитета по устройству празднования трехсотлетия Царствования Дома Романовых статс-секретарь Булыгин, губернатор камергер Стремоухов, губернский предводитель дворянства Михаил Зузин, вице-губернатор Хозиков, председатель губернской земской управы Борис Зузин, Костромской уездный предводитель дворянства Кравков, председатель Костромской уездной земской управы Прохоров.

В нескольких шагах от линии откоса берега был выстроен почетный караул 13 лейб-гренадерского Эриванского имени Его Величества полка с полковым боевым знаменем.

Ровно в 9 ч. утра пред городом показалась Царская эскадра, и в тот же момент город на­полнился звуками праздничного церковного звона. С противоположного берега Волги по­слышался салют из размещенной там батареи. В это же время по берегу Волги из Костромского кафедрального собора, направляясь к Ипатьевскому монастырю, шествует во главе с епископом Кинешемским Арсением при участии многочисленного духовенства - как городского, так и прибывшего на торжества во множестве из сельских приходов - крестный ход, сопровождая вынесенную из собора древнюю Костромскую святыню - чудотворную икону Феодоровской Божией Матери. В 9 часов 45 минут пароход «Межень» под Императорским штандартом плавно подошел к пристани.

На пристани Его Императорскому Величеству имели счастье представляться прибывшие для встречи лица, причем губернатор Стремоухов имел счастье поднести Его Императорскому Величеству всеподданнейший рапорт о состоянии губернии. Его Императорское Величество был в форме Эриванского полка. С пристани Его Императорское Величество изволил подняться на берег, где Ему имела счастье представляться и поднести хлеб-соль депутация от крестьян Шунгенской волости в составе 5 человек, во главе с земским начальником князем Вяземским и непременным членом губернского присутствия Трухиным. Депутация имела счастье удостоиться милостивого Его Императорского Величества внимания. После сего Его Императорское Величество изволил принять почетный караул эриванцев. Государь Император, поздоровавшись, прошел по фронту при несмолкаемых кликах «ура». Затем эриванцы прошли церемониальным маршем, удостоившись благодарности Его Императорского Величества. На правом фланге почетного караула проходили военный министр, дующий войсками Московского округа, коман­диры корпуса, дивизии и бригады. После сего с парохода на берег изволили проследовать Ее Императорское Величество Государыня Императрица, Наследник Цесаревич и Августейшие Дочери.

На берегу Ее Императорское Величество имели счастье приветствовать супруга Костромского губернатора Стремоухова, супруга Костромского губернского предводителя дворянства Зузина, супруга председателя Костромской губернской земской управы Зузина, супруга Костромского уездного предводителя дворянства Кравкова. Ее Императорскому Величеству и Великим Княжнам супругой губернатора Стремоуховой и супругой губернского предводителя дворянства Зузиной были поднесены букеты цветов. После сего Их Императорские Величества с Наследником Цесаревичем и Августейшими Дочерьми изволили отбыть в экипажах в Ипатьевский монастырь. Проезжая, Его Императорское Величество изволил здороваться с выстроенными шпалерами эриванцами, пултусцами и гребенскими казаками. За линией войск весь прилегающий к монастырю луг был запружен массами народа. Могучее, громкое русское «ура» все время пе­рекатывалось с одного края поля до другого. У исторических ворот Зеленой башни Их Императорские Величества были встречены архиепископом Костромским и Галичским Тихоном с духовенством: протопресвитером военного и морского духовенства, духовником Их Императорских Величеств, архимандритом Николо-Бабаевского монастыря, четырьмя протоиереями Костромского кафедрального собора и игуменом и четырьмя иеро­монахами Ипатьевского монастыря. Здесь же встречали Их Величеств правопреемники и поощрены волостные старшины и выборные от крестьянского населения Костромской губернии.

Высокопреосвященный Тихон, архиепископ Костромской и Галичский, обратился к Их Императорским Величествам с следующей приветственной речью:«Ваши Императорские Величества, Благочестивейший Государь и Благочестивейшая Государыня! На этом месте, за этими высокими стенами, три века тому назад открылись дивные дела Божиего промышления о нашем дорогом отечестве. Иноческая обитель, основанная татарским мурзой Четом, родоначальником бояр Годуновых, сохранила в своих стенах драгоценную жизнь юного боярина Михаила Феодоровича, Родоначальника Августейшего Дома Романовых.

Иноческая обитель, с таким тщанием устроенная Годуновыми, которые вопреки воле Божией стремились удержать Царский трон в своем роде, по устроению Божию - эта самая обитель - стала царственной колыбелью Августейшего Дома Романовых.

О, глубина премудрости Божией! Поистине неиспытаны судьбы Божий и неисследованы пути Его. Современный летописец, бывший свидетелем воцарения Благоверного Государя Михаила Феодоровича в стенах Ипатьевского монастыря, говорит, что тогда была великая радость в Костроме и во всей Москве. Но если бы тот же летописец был свидетелем и настоящего нашего высокого торжества, если бы он видел это Царственное пришествие к нам, если бы слышал этот благовестный гул колоколов, эти клики всеобщего восторга - без сомнения, не иное что сказал бы он о настоящем дне: и была тогда великая радость в Ипатьевской обители и во всей Костроме.

Да будет благословен сей благознаменитый день в жизни нашей обители. Да будет благословенно и это Царственное пришествие к нам Ваших Императорских Величеств, Благоверного Государя Наследника Цесаревича и всего Царствующего Дома!»

Приложившись ко кресту и к иконам, Их Величества с Наследником Цесаревичем и Августейшими Дочерьми, в предшествии духовенства, через ворота Зеленой башни изволили проследовать к Троицкому собору обители, у коего находились Особы Императорской фамилии, накануне прибывшие в Кострому для участия в торжествах, министры, придворные дамы, придворные чины и кавалеры, особы свиты Великих Князей и Великих Княгинь. От Троицкого Собора Их Величества, в сопровождении особ Императорской Фамилии и в предшествии духовенства, изволили проследовать через Екатерининские ворота навстречу прибывшему к этому времени из Костромы крестному ходу. За Его Величеством следовали все особы, находившиеся на пристани, а также ожидавшие у собора. Вся улица и часть площадки перед Екатерининскими воротами была сплошь запружена народом из прилегающих к монастырю сел и деревень. Редко приходится видеть такое сердечное умиление, которое наблюдалось у крестьян: все крестились и плакали под влиянием проступившего наружу глубокого чувства любви к своему Державному Вождю. На лицах взрослых людей блестели слезы. Встречающиеся поздравляли друг друга так же, как поздравляют во время Святой Пасхи. По приложении к чудотворной иконе Феодоровской Божией Матери Их Величества, в сопровождении Особ Императорской Фамилии и в предшествии высшего духовенства, изволили направиться в Троицкий собор, где была совершена Божественная литургия архиепископом Тихоном в сослужении протопресвитера военного и морского духовенства, духовника Их Императорских Величеств, настоятеля Костромского кафедрального собора и ключаря того же собора. После литургии был отслужен молебен Феодоровской Божией Матери с возглашением многолетия. На богослужении присутствовали, кроме Особ Императорской Фамилии, министры, придворные дамы, первые чины Двора, особы свиты Его Величества, высшее военное начальство, члены Государственного Совета и костромские: губернатор, губернский предводитель дворянства, председатель губернской земской управы с супругами. В галерее Троицкого собора находились правопреемники и потомки членов Московского посольства, члены комитета по устройству празднования трехсотлетия Царствования Дома Романовых, уездные предводители дворянства, председатели уездных земских управ губернии, начальники отдельных частей, начальствующие лица Костромских административных и судебных учреждений, кои имели счастье представляться Его Величеству 20 мая в губернаторском доме, Костромской городской голова, с супругами, также члены Костромского комитета по реставрации Ипатьевского Троицкого собора.

По окончании богослужения Их Величества изволили обозревать собор и принять святые иконы от Костромских монастырей и Костромского Феодоровско-Сергиевского братства.

Затем Государь Император с Наследником Цесаревичем, в сопровождении Особ Импера­торской Фамилии, изволил посетить палаты царя Михаила Феодоровича, в которых ныне помещается обширное древнехранилище Костромского церковно-исторического общества.

В главной палате, где сосредоточены древнейшие иконы монастыря, Его Величество изволил осматривать большой складень - Феодоровскую икону Божией Матери, бывшую в молельной царя Михаила Феодоровича во время пребывания его в палатах в феврале-марте 1613 года, Казанскую икону Божией Матери, находившуюся в молельной Михаила Феодоровича во время пребывания его в Макариево-Унженском монастыре у строителя старца Давида Хвостова, и исторические реликвии Московского посольства: Владимирскую икону Божией Матери и запрестольный крест с фонарем своеобразного устройства; пред всеми этими иконами возжжены были в старинных подставах толстые свечи желтого воска. По стенам этого помещения расположены в старинных тяблах наиболее древние иконы XV, XVI и XVII веков. Затем Государь в остальных комнатах изволил обозревать церковные предметы древнерусского шитья - пелены, воздухи, плащаницы, надгробные покровы, священные одежды, архиерейские и иерейские, богослужебные сосуды, в числе которых есть дар царя Михаила Феодоровича, св[ятые] кресты, складни, наконец, старинные (от 1434 г.) рукописи и старопечатные богослужебные книги, причем особенное внимание Его Величества привлекли две лицевые рукописные псалтири - одна от 1591 года и другая от 1594 г. с многочисленными художественными миниатюрами и заставками. Необходимые объяснения при этом давал архиепископ Тихон. Между тем заведующий древ­лехранилищем преподаватель семинарии Иван Баженов давал объяснения при обозрении достопримечательностей древнехранилища Их Императорскими Высочествами. Государь Император милостиво изволил принять поднесенные архиепископом Тихоном два альбома с фотографическими снимками достопримеча­тельностей Ипатьевского монастыря и, при оставле­нии палат, в память о Высочайшем посещении их, сделать на особом листе Собственноручную подпись.

После сего Их Величества изволили отбыть на Царскую пристань. Во второй половине дня, в 4 часа, Их Величества с Августейшими Детьми изволили прибыть с Царской пристани на городскую. Для встречи Их Величеств на этой пристани, кроме министров и начальствующих лиц, бывших при прибытии Их Величеств утром в Кострому, находились: городской голова, гласные город­ской думы и городские головы и старосты уездных городов губернии. По вступлении на берег Их Императорские Величества милостиво выслушали приветствие городского головы, поднесшего хлеб-соль, после чего Государь Император обошел и пропустил церемониальным маршем построенный у пристани почетный караул от 183 пехотного Пултусского полка. Затем Их Императорские Величества, при колокольном звоне и несмолкаемом «ура» выстроенных по улицам города учеников и учениц учебных заведений и заполнившего все улицы населения города, отбыли в Романовский музей. В Романовском музее к этому времени собрались Особы Императорской Фамилии, министры, особы свиты, высшие военные и гражданские чины, члены совета Костромской губернской ученой архивной комиссии и члены строительной по возведению здания музея комиссии. Их Императорские Величества подробно обозревали музей, после чего проследовали в дом дворянства, расположенный рядом с музеем. При входе Их Императорские Величества были встречены губернским и уездным предводителями дворянства, а на верхней площадке лестницы - супругами губернского и уездных предводителей дворянства. В зале дворянского собрания губернский предводитель дворянства обратился к Государю Императору с приветственной речью и поднес хлеб-соль и святую икону. Их Императорские Величества изволили обходить после сего собравшихся в зале, удостаивая их мило­стивым вниманием. Ее Величеству Государыне Императрице имели счастье быть представленными находившиеся в собрании супруги и дочери дворян. Их Императорские Величества удостоили затем принять приглашение откушать чай. Губернский предводитель дворянства провозгласил здравицу за Их Величеств, покрытую громким «ура» и пением гимна.

Государь император обратился к дворянам с следующими милостивыми словами: «От имени Ее Величества и от Моего имени и всей Нашей Семьи сердечно благодарю Костромское дворянство за его радушный прием и гостеприимство. Я счастлив, что первое посещение Мое Костромы с Моей Семьей состоялось в нынешнем году и совпало с трехсотлетием Царствования Нашего Дома, чем мы навсегда связаны с Костромой и всеми ее сословиями. От души пью за процветание и здоровье Костромского дворянства и за ваше здоровье, господа». Затем Их Императорские Величества в начале седьмого часа отбыли из собрания, среди восторженных приветствий населения, на городскую пристань для следования оттуда к Царской пристани близ Ипатьевского монастыря. В тот же день, в 8 часов вечера, на пароходе «Царь Михаил Феодорович» состоялся в Высочайшем присутствии парадный обед, к которому были приглашены, кроме Особ Императорской Фамилии, министры, высшее духовенство, а также высшие чины губернской администрации. 20 мая утром на городской пристани собрались для встречи Их Императорских Величеств: председатель Совета Министров статс-секретарь Коковцов, министры - путей сообщения Рухлов, внутренних дел Маклаков, товарищ министра внутренних дел Джунковский, губернатор Стремоухов и городской голова Шевалдышев. В 10 часов утра подошел к пристани Царский пароход. С пристани Их Импе­раторские Величества с Наследником Цесаревичем, Августейшими Дочерьми и Особами Императорской Фамилии изволили прибыть к кафедральному собору. Государь Император был в форме Эриванского полка, Наследник Цесаревич - в форме первого лейб-гренадерского Екатеринославского полка. Государыня Императрица была в ленте Андрея Первозванного, Великие Княжны - в Екатерининских лентах. На площади были выстроены Эриванский и Пултусский полки и сотня Гребенских казаков. Его Императорское Величество изволил, проходя по фронту, здороваться с войсками. Ее Императорское Величество с Наследником Цесаревичем и Великими Княжнами следовали за Государем Императором в экипажах. Затем Государь Император и Государыня Императрица с Августейшими Детьми изволили проследовать в собор, где Их Величеств ожидали Особы Императорской Фамилии, министры, придворные дамы, особы свиты Их Императорских Величеств, первые чины Императорского Двора и особы свиты Их Императорских Высочеств. Их Императорских Величеств встретили внизу на паперти архиепископ Тихон, епископ Димитрий - Рязанский и епископ Арсений - Кинешемский, викарий Костромской епархии. По приложении ко кресту и окроплении св[ятой] водой Их Величства, в предшествии архиереев, при пении певчими тропаря «Спаси, Господи, люди Твоя», изволили проследовать в храм галереей и вступить в оный юго-западными дверями. Затем при пении певчими тропаря «Пришествием честныя Твоея иконы» Их Величества с Августейшими детьми приложились к чудотворной Феодоровской иконе Божией Матери. После сего архиепископ Тихон, подошедши к Царскому месту в сопровождении соборных протоиереев, державших святые иконы, обратился к Их Величествам с следующей речью: «Ваши Императорские Величества! Когда Благоверный Государь Михаил Феодорович, после долгого раздумья и неоднократных отка­зов, изъявил, наконец, свое согласие принять юрский скипетр Державы Российской - это было три века назад в Костроме, в Ипатьевском монастыре - тогда родительница Его старица-инокиня Марфа Иоанновна, взяв Сына своего за руку и вместе с Ним преклонив колена пред чудотворной Феодоровской иконой Божией Матери, произнесла эти замечательные слова: «Се, Тебе. о Богомати, в Твои пречистые руки вверяю Сына и: его. Наставь Его на истинный путь, устрой все полезное Ему и всему христианству». Феодоровской же иконой Божией Матери она благословила потом Сына своего на царство. С тех пор Феодоровская Богоматерь является всегдашней помощницей и покровительницей наших православных Русских Царей из Дома Романовых. Ее всемощный благодатный покров да будет неизменно распростерт и над Вами, Благочестивейший Государь и Благочестивейшая Государыня, над Благоверным Государем Наследником Цесаревичем и над всем Царствующим Домом. Костромской кафедральный собор бьет челом Вашим Императорским Величествам. Благоволите принять в благословение эти святые иконы Феодоровской Божией Матери». При этом архиепископ благословил Их Величеств и Наследника Цесаревича иконами от собора. После сего началось служение молебна. По пропетии «Бог Господь и явися нам», при пении тропаря «К Богородице прилежно ныне притецем...», открылось шествие к месту закладки памятника трехсотлетия Царствования Дома Романовых. Впереди идет ключарь собора, за ним диакон с запрестольным крестом; затем два псаломщика с двумя малыми хоругвями, за ними архиерейские певчие, продолжая петь тропарь «К Богородице прилежно...» и Пасху, за певчими духовенство попарно, затем Феодоровская икона Божией Матери, несомая на руках двумя протоиереями, за ней два архимандрита, несущие Крест и Евангелие, по сторонам два псаломщика с рипидами, потом иподиаконы с дикирием и трикирием, затем архиереи и при них по сторонам протодиакон и диакон, три посошника и свещеносец. Духовенство было, как и при служении литургии в Ипатьевском Троицком соборе 19 мая, в великолепных облачениях, по Высочайшему повелению пожалованных Ипатьевскому монастырю и Костромскому кафедральному собору. Их Императорские Величества с Наследником Цесаревичем, Августейшими Дочерьми и Особами Императорской Фамилии, прибыв, в предшествии архиереев, к месту закладки, изволили присутствовать при богослужении в особо устроенной открытой палатке, несколько возвышавшейся над устланным красным сукном обширным помостом, на котором расположился крестный ход с священнослужащим духовенством. По прочтении Апостола и Евангелия и произнесении ектений архиепископ Тихон прочитал молитву освящения воды: «Господи Боже наш, освятивый струи Иорданския». По окончании молитвы совершено по­гружение св[ятого] Креста при пении «Спаси, Господи, люди Твоя». Затем протодиакон поднялся на фундамент памятника и, обратившись лицом к Их Величествам, прочитал громогласно выгравированную на закладной металлической доске следующую надпись: «В лето от Рождества Бога Слова 1913, мая 20 дня, в царствование Благочестивейшего Самодержавнейшего Великого Государя Императора Николая Александровича всея России, при Супруге Его Благочестивейшей Государыне Императрице Александре Феодоровне, при Матери Его Благочестивейшей Государыне Императрице Марии Феодоровне и при Наследнике Его Благоверном Государе Цесаревиче и Великом князе Алексие Николаевиче совершена Собственноручно Его Императорским Величеством закладка памятника в благодарное воспоминание трехсотлетия Царствования Дома Романовых. Священнодействовал Тихон, архиепископ Костромской и Галичский. Памятник воздвигается в Костроме иждивением русского народа. Работы производятся особым Комитетом под председательством Костромского губернатора, Двора Его Императорского Величества в звании камергера Стремоухова. Строитель памятника Костромской губернский инженер Большаков. Скульптор Адамсон».

После этого поднялся на фундамент памятника архиепископ в предшествии ключаря, несшего святую воду. За архиепископом изволили проследовать Их Императорские Величества с Наследником Цесаревичем и Августейшими Дочерьми, Особы Императорской Фамилии. Председатель Комитета поднес Его Императорскому Величеству на блюде юбилейный рубль. Государь Император и Высочайшие Особы опустили в чашу монеты. После этого Высокопреосвященный окропил святой водой доску и покрыл ей чашку. Рабочие залили доску цементом. Председатель поднес Государю Императору именной кирпич, причем Высокопреосвященный окропил кирпич святой водой. Затем строитель поднес на блюде молоток. Государь Император уложил кирпич. Также изволили положить кирпичи Государыня Императрица, Наследник Цесаревич и особы Императорской Фамилии, а после них архиепископ и губернатор. Затем рабочие залили кирпичи цементом, и сверху закладных кирпичей была возложена, по окроплении святой водой, каменная плита. После этого архиепископ сошел с фундамента памятника, сделал отпуст, и было возглашено многолетие. Государь Император с Августей­шей Семьей приложились ко кресту, и крестный ход во главе с архиепископом возвратился в собор. По окончании чина закладки Их Императорские Величества изволили обозревать в городском павильоне близ памятника планы и рисунки сооружаемого памятника. Когда затем Его Величество изволил выйти вместе с Наследником Цесаревичем на пристроенный к городскому павильону балкон, бывший на площади в большом множестве народ приветствовал Государя Императора единодушным «ура». Его Величество изволил кланяться народу. После сего в Высочайшем присутствии состоялся парад войскам, после которого Его Им­ператорское Величество изволил отбыть к губернаторскому дому, а Государыня Императрица с Наследником Цесаревичем, Августейшими Дочерьми и Великой Княгиней Елизаветой Феодоровной проследовали в Костромской Богоявленский женский монастырь.

По прибытии к губернаторскому дому Его Императорское Величество изволил проследовать в сад при доме. Здесь Государю Императору имели счастье представиться архиепископ Костромской и Галичский Тихон, епископ Рязанский Димитрий, епископ Кинешемский, викарий Костромской епархии Арсений, ректор Костромской духовной семинарии протоиерей В. Чекан и Костромской кафедральный протоиерей П. Крутиков. После сего Его Императорское Величество изволил проследовать в другую часть сада, где состоялось представление Государю Императору военных и гражданских властей. Имели счастье представляться: Костромской уездный воинский начальник, начальник губернского жандармского управления, уездные предводители дворянства, члены губернской земской управы, председатель окружного суда и его товарищи, прокурор суда, тюремный инспектор, управляющий казенной палатой, управляющий акцизными сборами, управляющий отделением государственного банка, управляющий отделением крестьянского поземельного банка, директоры: народных училищ, первой мужской гимназии, второй гимназии, реального училища и землемерного училища, начальник управления земледелия и государственных имуществ, директор Чижовских училищ, управляющий контрольной палатой, непременные члены землеустроительных комиссий и земские начальники. Затем удостоились представиться депутации от Костромского мещанского общества, от жителей городов Макарьева, Галича и Буя, от Костромских старообрядцев, Костромского мусульманского общества, Костромской еврейской общины, от хуторян, от совета Костромского союза русского народа, от Костромского отдела союза русского народа и от учреждений мещанского кредита. Одни депутации удостоились поднести Его Императорскому Величеству иконы, другие хлеб-соль. Его Императорское Величество удостоил депутации милостивыми словами. Здесь же были представлены Государю Императору волостные старшины губернии, которым вместе с белопашцами2 был предложен обед от Высочайшего Двора. По окончании приема Госу­дарю Императору благоугодно было сказать: «Я счастлив был прибыть в Кострому с Ее Императорским Величеством и Семьей Своей в год празднования трехсотлетия Царствования Нашего Дома и радуюсь также видеть вас, представителей Моего верного Костромского населения, которое так славно показало себя в лице Ивана Сусанина триста лет тому назад. Я уверен, что та любовь и преданность, которую он показал Моему предку, никогда не иссякнет, пока жива будет земля русская. Пью за ваше здоровье, здоровье белопашцев и за все население Костромской губернии». За сим Его Величество, при громком и восторженном «ура» присутствующих, отбыл в расположение 183 Пултусского полка, где изволил обойти казармы и посетить офицерское собрание, а затем проследовать на городскую пристань. Ее Величество Государыня Императрица по окончании парада, с Наследником Цесаревичем, Августейшими Дочерьми и Великой Княгиней Елизаветой Феодоровной, изволила проследовать в Богоявленский монастырь, где по прибытии Ее Величества было отслужено молебствие. После молебствия Государыня Императрица посетила покои игуменьи, где Ее Величеству были поднесены разные рукодельные работы от 9 монастырей и Костромского епархиального женского училища; хор воспитанниц этого училища имел счастье петь в присутствии Ее Величества. Затем в покоях игуменьи Ее Величеству имели счастье представиться супруги высших должностных лиц губернии. После сего Ее Величество изволила отбыть на городскую пристань.

Во второй половине того же дня Его Императорское Величество с Августейшими Дочерьми, сопровождаемый Особами Императорской Фамилии, посетил церковь Воскресения Христова на Дебре, где изволил обозревать достопримечательности этого древнего храма. После сего Его Величество с Их Императорскими Высочествами проследовал в законченную постройкой и оборудованием больницу Красного Креста, которую изволил обозревать во всех подробностях. Из этого учреждения Его Величество с Августейшими Дочерьми проследовал на земскую выставку; приняв хлеб-соль от председателя губернской земской управы, Его Величество изволил подробно обозревать все отделы выставки и принять угощение чаем, во время которого пел соединенный хор учащихся в городских и приходских школах губернии.

Отбывая с выставки, Государь Император изволил благодарить от Себя и от Имени Госу­дарыни Императрицы и Августейшей Семьи за гостеприимство и пожелал успеха и процветания делу, которому посвящены были труды устроителей выставки. Затем Его Величество, провожаемый военными и гражданскими чинами и представителями земства и города, при неумолчных криках «ура» собравшихся и населения, покрывшего густой массой берега 3 г.тги. отбыл на пароходе «Межень» на Царскую пристань.

В 8 часов вечера на пароходе «Царь Михаил Сеодорович» состоялся Высочайший обеденный стол, к которому, кроме Особ Императорской Фамилии, были приглашены высшие военно-начальствующие лица и члены Комитета по устройству празднования трехсотлетия Царствования Дома Романовых.

В 10 час. 30 мин. вечера пароход «Межень» с Их Императорскими Величествами, Наследником Цесаревичем и Августейшими Дочерьми, отойдя от Царской пристани, направился в город Ярославль. При отбытии из города Костромы Его Императорскому Величеству благоугодно было повелеть Костромскому губернатору объявить населению города Костромы Высочайшую Его Императорского Величества благодарность за выраженные населением верноподданнические чувства, а также за тот образцовый порядок, какой Его Величество всюду изволил заметить. Кроме того, Государь Всемилостивейше соизволил передать губернатору десять тысяч рублей для раздачи бедным г. Костромы. Объявлено также о Всемилостивейшем награждении Государем Императором многих служащих в правительственных, общественных и сословных учреждениях орденами и чинами, о выражении Высочайшей Его Императорского Величества благодарности и Всемилостивейшем пожаловании Высочайших подарков.

Так имела древняя Кострома счастье лицезреть Возлюбленного Монарха с Августейшей Семьей и выразить верноподданнические чувства и радость свою о Царе своем и Его Августейшем Семействе в великую трехсотлетнюю годовщину Царствования Богоизбранного и Богохранимого Дома Романовых.

1Аналогично современному "заместитель министра" - Ред.

2Имеются в виду коробовские белопашцы, потомки Ивана Сусанина. - Ред.

Храмы и монастыри

Монастыри Костромского края

 В разное время в современных границах Костромской области существовало, по крайней мере, около 60 монастырей (помещаемый ниже их порайонный спи­сок, конечно, не полон). Древнейшими среди них являлись Спасо-Запрудненский и Ипатьевский, основанные в окрестностях Костромы в ХШ в. Во второй половине XIV в. учениками при. Сергия Радонежского на костром­ской земле был создан целый ряд обителей. Один прп. Авраамий Галичский и Чухломской основал в галичско-чухломских пределах четыре монастыря. В XVI-XVII вв. в нашем крае возникло немало новых монастырей, в их числе: Спасо-Геннадиев, основанный прп. Корнилием Комелъским, Благовещенский Ферапонтов, основанный прп. Адрианом Монзенским, Богородицко-Игрицкий под Костромой и др.

Подробнее...

Святые и Святыни

Священник Заварин Николай Константинович (1895-1937)

Родился в 1895 году в с. Вознесенское, Пречистенского р-на, Ярославской губернии (По другим сведениям в с. Возенсенье Ярославской губернии). По окончании Семинарии в 1921 году рукоположен во священника к церкви с. Вознесенское Ярославской губернии. Служил до конца 1920-х годов, потом о.Николай вместе с семьей переехал в г.Нерехту, где служил в Казанском соборе до 29 марта 1929 года. Люди потянулись к батюшке, стали активнее посещать храм. Это сразу обеспокоило местные власти.

Подробнее...

Статьи

В свете христианских ценностей… К оценке личность А. Д. Самарина

К 150-летию А. Д. Самарина

Аннотация. В статье дается оценка личности А. Д. Самарина, на протяжении своей жизни занимавшего значимые государственные и общественные посты, человека, благодаря инициативам которого на Поместном Собре Русской Православной Церкви удалось расширить смысл и дополнить содержание определения прихода и приходской жизни, благодаря верности которого ценностям христианства, удалось сползание Русской Церкви в обновленчество, посредством деятельности которого во главе союза объединенных приходов удалось в 1918 году защитить церковные святыни и имуществ. В статье делается вывод о том, что жизненные примеры (подвиг веры) и ценности таких людей должна церковная общественность противопоставлять ценностям мира, выбравшего поклонение язычеству.

Ключевые слова: Церковь, ценности, вера, идолопоклонство, память, вечная жизнь, идеал, путь.

7 февраля Русская Православная Церковь празднует Собор новомучеников и исповедников Русской Церкви (традиционно с 2000 года этот праздник отмечается в первое воскресенье после 7 февраля). На сегодняшний день в составе Собора — более 1700 имен[1]. Мы склоняем головы перед их подвигом, перед тем ценностным выбором, верность которому большинство из новомучеников и исповедников доказали своей смертью. Но вряд ли даже те, кто сейчас почитает их память, и говорит о величии их подвига, до конца осознают, насколько евангельским был их выбор. А что выбор был, можно не сомневаться. Ведь цена выбора – вечная жизнь. Вечная жизнь с Богом через тюрьмы, лагеря, расстрелы, через «возьми крест и следуй за Мной», либо спасение временной жизни любыми путями и способами, неверие в Божие мздовоздояние в вечной жизни, а может даже извечное самооправдание: «ну, Бог простит». Выбор, который лежит через принятие либо духовно-нравственных ценностей, либо материальных. Одни ведут к Богу и, следовательно, Его ценностям и пребыванию с Ним, другие в погибель.

Святейший Патриарх Кирилл 10 февраля 2013 года в слове, сказанном им в Успенском сборе Московского кремля в день Собора новомучеников и исповедников Российских определил выбор ценностей, который приходилось делать даже священникам-узникам и узникам-мирянам как выбор между ценностями христианства и язычества (идолопоклонства): «их также заставляли поклониться идолам — идолам политическим и идеологическим. Им так же предлагали, в лучшем случае, совместить храм Божий с идолами, а в худшем — разрушить всякие Божии храмы ради поклонения идолам. Но они не пошли по этому пути» [2]. Далее, Святейший Патриарх говорит о людях того времени, которые готовы были религиозно служить идолам, получая взамен призрачное счастье временной жизни. Поколение, заставшее время Советского Союза очень хорошо помнит имена идолов: К. Маркса, Ф. Энгельса, В. Ленина, И. Сталина, запечатленных на плакатах, вылитых в бронзе, запечатленных в названиях городов и улиц этих городов. О них слагали легенды, к их бюстам и памятникам возлагали цветы, им клялись в верности. Многие выбирают ценности пусть временного, но благополучия, наживы любой ценой, удачной карьеры.

Отметим, что революция 1917 года, каким бы оценкам и мнениям ее пользы и вреда она не подвергалась, создала для людей ситуацию выбора и предоставила человеку право воспользоваться своей свободой. Каждый сделал свой ценностный выбор. И для многих, выбор не оставил надежду одновременно служить Богу и маммоне, спасти временную жизнь или потерять ее: одним бросились разбирать помещичью землю, громить буржуев и занимать места в новой бюрократии. Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл, анализируя ситуацию того времени, говорит о допущенных человеком, коренных духовно-нравственных ошибках «В то время люди мечтали о мире без эксплуатации, без бедности, без войн. О мире, где наука решит все проблемы и исцелит все болезни. Но мечта для многих обернулась кошмаром. В чем была ошибка? Не в том ли, что люди стремились построить гуманное и справедливое общество, отвергнув духовные основы человеческой жизни и поставив нравственность в положение, подчиненное идеологии, что привело к оправданию несправедливости и к жестокости на пути построения «светлого будущего»?»[3] Другие объединились вокруг Церкви, и свой выбор сделали в пользу защиты своих идеалов.

Среди тех, кто остался верен Богу «даже до смерти» был Александр Дмитриевич Самарин. Мы вряд ли найдем как в прошлом, так и в настоящем, много восторженных откликов на его дореволюционную деятельность, в частности, в бытность его на посту обер-прокурора, где он своей деятельностью не оставил сколько-нибудь заметный след. Политизированность того времени, борьба придворных группировок, не располагала к раскрытию тех качеств его личности, которые проявились впоследствии: верность Богу и выбранным идеалам, любовь к Отечеству, желание служить благу своего народа не жалея сил, да и самой жизни не жалеть. Еще в 1905 году в «Обращении к московских дворян к императору Николаю II» он вместе с другими представителями дворянства настаивал на проведении нужных и необходимых по его мнению реформ, способствующих постепенному освобождению народа от излишних «стеснений в духовной и экономической жизни», в отличие от предлагаемых оппозиционными партиями учреждения «народных представительств», видя в них политизированную деструктивную силу, способную разрушить диалог власти и народа. Не в даровании Конституции преданные престолу и Росси люди видели выход из сложившейся трагической ситуации общественного раскола, не в даровании прав и представительств, а в воспитании «подлинной христианской свободы», верности традициям и исконным ценностям. которые преодолеет общественный разлад. В Обращении они описывают картину нестроений: «Значительная часть (общества) постепенно утрачивает предания, которыми все общество жило до сих пор, и отрекается от унаследованных исстари верований и идеалов. Над всем веками сложившимся политическим строем над верованиями и идеалами народа , над всем его бытом произносится строгий приговор, и все это беспощадно осуждается как окончательно отжившее»[4]. В частности, в Обращении, любящие Отчизну представители дворянства буквально взывали к государю о раскрепощении Российской Церкви, в которой видели институт могущий воспитать общество: «Так, бесспорно, давно пора освободить Церковь от государственной опеки, возвратить ей «свободу жизни, свободу внутреннего строения» которые будто бы для пользы Церкви наложены на верующую совесть; надо же, наконец, когда-нибудь понять, что от нынешнего порядка страдает сама Церковь, чем люди, от нее уклоняющиеся, и что он является более сильною опорою неверия и индифферентизма, чем самая убедительная проповедь какого-либо модного учения»[5]. К великому сожалению, их голос, голос искренних в своем стремлении блага для Родины людей не был услышан, приходится только гадать, как повернулись бы события, если необходимые реформы были бы проведены.

Личность Самарина объединяла вокруг него представителей различных кругов общества: дворян, священнослужителей и простых людей. Его интеллектуальные и душевные качества, бескомпромиссность и порядочность подтверждается всей его жизнью. О его высоком авторитете среди различных представителей общества говорит тот факт, что кандидатура Самарина была выдвинута в качестве кандидата на московскую митрополичью кафедру. Он во многом способствовал тому определению прихода и приходской жизни, наделению его правами, которое затем вошло в определение деяний Поместного Собора 1917-1918 гг.[6] Александр Дмитриевич обладал всеми качествами лидера за которым следовали люди и который мог довести выстраданную им мысль до конца, и силою следования высшей Правде склонить людей к согласию с выбранной им позицией. В качестве подтверждения вышеприведенной характеристики зачитаем выдержку из обвинительного приговора разоблаченной ОГПУ в 1925 году «сергиево-самаринской группировке», в частности, обвинений предъявленных лично А. Д. Самарину, как одному из руководителей консервативного крыла «тихоновцев», сорвавших планы ОГПУ по «примирению тихоновцев и обновленцев» и созданию подконтрольной большевикам религиозной организации: «а) Поставив целью сохранение церкви в качестве активной к[онтр]революционной организации, он с 1917 года все время старался держать церковь под властью и влиянием лиц, принадлежавших к черносотенной группировке, в которой САМАРИН играл руководящую роль. б) Руководил антисоветской работой патриарха Тихона до раскаяния последнего перед Соввластью […]. в) Руководил деятельностью им возглавляемой черносотенной группировки в гор. Сергиев-Посаде […]. г) Подчинив себе гр. ПОЛЯНСКОГО Петра Феодоровича (митрополита Петра) […], руководил работой последнего, корректируя и утверждая даже письменные распоряжения Петра, сносясь с ним через посредствующих лиц и отдав его под контроль черносотенного даниловского синода»[7]. За все вышеперечисленные обвинения А. Д. Самарин (в 1920-м получивший смертный приговор - С. Д.) получил, ввиду преклонного возраста, сравнительно малый срок – три года ссылки в Сибирь. О том, какое значение для Церкви в выборе правильного курса в тяжелейшие времена поставленной большевиками задачи уничтожения оппозиционной Церкви имела деятельность «сергиево-самаринской группировки» ярко характеризует историк священник А. Мазырин: «значение сделанного с ее помощью священномучеником Петром выбора (антиобновленческого – Д. С.) огромно. Русская Церковь проявила силу духовного сопротивления безбожной власти, выбрав в его лице не соглашательский, а исповеднический путь. В конечном итоге богоборческий режим пал, а Церковь выстояла»[8]. Перед нами характеристика одного из тех людей, благодаря исповедническому подвигу которых мы можем говорить «мы – Церковь верных». Они сделали свой выбор. Они выбрали голгофские ценности Христа, веруя в Его и свое воскресение, и этот выбор церковных людей был правильным, ибо был выстраданным выбором Бога и его ценностей.

Еще более оценим мы масштаб личности А. Д. Самарина[9], когда вспомним его деятельность на посту председателя союза объединенных московских приходов. По свидетельству современников, союз приходов был реальной невооруженной силой гражданского общества, противостоящей большевикам. Именно ненасильственные действия верующих смогли остановить действия большевиков по уничтожению Церкви, смогли остановить компанию по «изъятию церковных ценностей» начатую не в начале 20-х годов, о чем чаще всего вспоминают, а в 1918 году, тогда когда она задумывалась и началась Именно провозглашенные союзом приходов ненасильственные действия показали силу веры и не дали большевикам воспользоваться временем «бури и натиска» для разгрома церковных организаций. Достаточно вспомнить оборону Александро-Невской Лавры, подвиг солигаличских мучеников, отдавших жизнь за сохранение народных святынь. В ответ на красный террор в феврале 1918 года было сделано беспрецедентное в истории Русской Православной Церкви дело - при помощи братств и союзов объединенных приходов были собраны силы, народ отозвался на призыв Патриарха Тихона и встал на защиту православных святынь и веры. В силу вступившего в 1918 году религиозного законодательства (Декрет об отделении Церкви от государства – С. Д.), а также, лишения духовенства гражданских прав, огромная тяжесть ответственности за сохранение Церкви легла на мирян: «При всех приходских и бесприходных церквах надлежит организовывать из прихожан союзы (коллективы), которые и должны защищать сввятыни и церковное достояние от посягательства»[10]. В приходской общине святитель Святейший Патриарх Тихон и Поместный Собор Русской Православной Церкви 1917-1918 гг. увидели реальную силу, могущую противостоять большевистскому натиску[11]. Инициативу Святейшего Патриарха подхватил товарищ председателя и член Собора А. Д. Самарин, Н. Д. Кузнецов и другие видные миряне и священнослужители Православной Российской Церкви. Самарин был избран председателем союза объединенных приходов г. Москвы. Именно с деятельностью Собора по обновлению приходской жизни, объединяющей клир и мирян на правах общины, и началось так долго ожидаемое подлинное обновление Церкви[12], строящееся на основах свободы, любви и ответственности. Объединенный в своем представлении ценностей православный народ представлял собой великую силу. Достаточно сказать, что в ответ на требования большевистского Декрета отделать школу от Церкви, 25 февраля 1918 года, на собрании представителей московских приходов было решено требовать сохранения преподавания Закона Божия в школах, а законоучителям преподавать до тех пор, пока не выгонят оттуда штыками, затем продолжать обучение по рамам и домам[13]. Церковно-благотворительное братство при Покровском монастыре г. Углича, возмущенное грубым насилием над свободой совести, обращалось к Патриарху и «смиреннейше испрашивало святых молитв и благословвения стоять до смерти за веру Христову и церковное достояние»[14]. Считали Декрет неприемлемым и готовы были «пострадать за веру православную» прихожане Нерехтского уезда Костромской губернии[15]. В Петрограде члены братства защиты Александро-Невской Лавры перед ракой с мощами благоверного князя Александра дали обет защищать обитель до последнего вздоха. До 57 000 питерских прихожан вступили в союзы защиты православных храмов. И это при том, что только за восемь месяцев, с июня 1918-го по января 1919-го года в стране было убито митрополитов -1, архиереев – 18, священников 102, дьяконов – 154, монахов и монахинь – 94. Тюремному заключению по обвинениям в контрреволюционности подвергнуты 4 епископа, 198 священников, 8 архимандритов и 5 игуменов. Запрещено 18 крестных ходов, 41 церковная процессия разогнана, нарушены непристойностями богослужения в 22 городах и селах[16]. Но православных верующих людей не удалось запугать ни «красным террором», ни ужасающими условиями жизни, отягощенными гражданской войной и разрухой, голодом и болезнями. Народ встал на защиту веры, не только мужчины, но и женщины. 11 июня 1918 года было ознаменовано открытием союза православных женщин как отдела союза объединенных приходов. Союз православных женщин открыл огромный потенциал служения женщины в Церкви. Председателем союза была избрана сестра Александра Дмитриевича Софья Дмитриевна Самарина. Именно «белые платочки», вплоть до 90—х гг. ХХ века будут спасать церковную жизнь во все время пребывания у власти коммунистической партии.

Власть дрогнула, она отложила свои планы уничтожения противника, каким виделась Церковь, до «лучших времен». До времен, когда «данный момент представляет из себя не только исключительно благоприятный, но и вообще единственный момент, когда мы можем с 99-ю из 100 шансов на полный успех разбить неприятеля наголову и обеспечить за собой необходимые для нас позиции на много десятилетий … теперь и только теперь, когда в голодных местах едят людей и на дорогах валяются сотни, если не тысячи трупов, мы можем (и потому должны) провести изъятие церковных ценностей с самой бешеной и беспощадной энергией, не останавливаясь перед подавлением какого угодно сопротивления»[17]. Большевики не намерены были терпеть какую-либо оппозицию, особенно церковную, которая представляла собой силу народного протеста. Силу, которая объединялась для защиты своих прав и идеалов, своих святынь. Летом А. Д. Самарина обвинили в «разработке плана организации православного духовенства в целях борьбы с советской властью на религиозной платформе». Он был арестован и в январе 1920 года московским губернским ревтрибуналом (дело Самарина - Кузнецова) к стандартному обвинению в контрреволюции добавлено: «в проведении политики Собора и Патриарха, направленной на создание по всей стране «советов объединенных приходов, которые организовали крестные ходы, звонили в набат, собирали народ для противодействия советской власти". А. Д. Самарин и Н. Д. Кузнецов были признаны «главными вдохновителями всех контрреволюционных организаций … как «оказавшие активное сопротивление Советской власти» были приговорены к расстрелу, впоследствии отмененному. Пройдя ссылку в Якутии, тюрьмы: Бутырскую, Таганскую, Лубянку, А. Д. Самарин в начале 30-х годов оказался в Костроме, в должности псаломщика Всехсвятской церкви, затем, в Борисоглебской церкви[18]. Он верил Богу и Богу черпал силы и вдохновение в Нем. Он оставался верным Богу и избранным ценностям всегда, во все время своей жизни: и на посту обер-прокурора, и будучи главой союза объединенных приходов, в таганской тюрьме, в якутской ссылке, и … церковным псаломщиком. Александр Дмитриевич вряд ли будет причислен к лику святых, хотя пример его жизни для многих является «правилом веры и образом кротости», но его подвиг веры мы должны помнить. Он будет служить поддержкой христианам, а также, будет назидателен для тех, кто избрал ценности мира сего.

Шли годы. Менялось время, которое представляло новую идеологическую парадигму. Уничтожались одни идолы, на их место заступали другие. Сразу после закрытия XXII съезда в стране началось массовое переименование всего, что носило имя Сталина – городов, улиц и площадей, предприятий и учреждений. Тогда же, поздней осенью 1961 года, начался и повсеместный снос памятников Сталину: их отправляли на переплавку, разбивали на части, закапывали в землю, топили в воде. Улицу, которая носила имя Сталина, и в конце которой находилось Александро-Невское кладбище, на котором был погребен А. Д, Самарин в 1961 году переименовали в проспект Мира[19]. 12 ноября 1961 года «Северная правда» в крошечной заметке сообщала: «Исполком Костромского городского Совета, идя навстречу пожеланиям граждан города, решил переименовать проспект имени Сталина в проспект Мира»[20]. Всё последующее после 1956-го и 1961 гг. время всячески старались отделить «хорошего» Ленина от «плохого» Сталина. Из фильмов про Ленина вырезали куски со Сталиным, из пьес, где Ленин и Сталин ходили парой, вырезали Сталина, а его слова отдавали Ленину. На живописных полотнах, где на фоне выступающего Ленина был виден Сталин, вместо него вписывали какого-нибудь солдата или рабочего. В тех случаях, когда отделить учителя от верного ученика не удавалось, приходилось жертвовать обоими. В частности, это касалось многочисленных парных скульптур Ленина и Сталина. В одну из ночей ноября 1961 года в Костроме в сквере на Советской площади исчезла скульптура «Ленин и Сталин». Старожилы вспоминают, что ещё вечером вожди стояли на месте, а утром от них не осталось и следа. Вероятно, скульптуры – скорее всего, в разбитом виде – увезли на тогдашнюю городскую свалку в Посадском лесу. Ставший свидетелем сноса статуи Сталина у железнодорожного вокзала г. Костромы «сталинский сиделец» А. А. Григоров[21], только в 1956 году вернувшийся из тюрем, ссылок и лагерей, глядя на зрелище как низвергают идола «отца народов» подумал: «Как Перуна» [22]. Интересно мнение историков о судьбах кумиров и о скоротечности времени «народной любви» к ним. «Почему в подавляющем большинстве случаев фигуры бывшего вождя убирали по ночам, понятно: власти вполне обоснованно опасались, что какая-то часть граждан встанет на защиту сталинских изваяний и могут произойти нежелательные эксцессы. А так людей ставили перед свершившимся фактом – вечером памятник стоял, а утром его уже нет» - делает вывод костромской историк Н. А. Зонтиков[23].

12 февраля 2018 года исполнилось 150 лет со дня его рождения Александра Дмитриевича Самарина. На кладбище, где он был похоронен, и которое в начале 80-х годав ХХ века было снесено, восстановлен крест на его могиле. В 1989 году Самарин был реабилитирован следственным отделом КГБ СССР, а 1995 годы, в дни празднования Победы над фашистской Германией, на территории кладбища и Мемориала была возведена часовня во имя святого воина, великомученика, покровителя Костромы Феодора Стратилата. На месте снесенных могил появилась возможность совершать молитву по усопшим. С восстановлением надгробного креста Александру Дмитриевичу Самарину многие родственники людей, чьи надгробия были снесены возлагают надежду и на возможность восстановить могилы своих предков. Постепенно, шаг за шагом, люди пытаются выйти на дорогу веры, на которой к ним возвращается историческая память. В юбилейные годы, когда мы должны вспомнить не только имена великих святых: святителя Тихона, Патриарха Московского и всея России, свщмч. Владимира, митрополита Киевского и др., а в противовес им - злодеев и палачей: Н. Ежова, Л. Троцкого, М. Тухачевского, мы должны вспомнить имена и почтить память тех, кто не канонизирован, но защищал храмы и святыни, кто «даже до смерти» отстаивал идеалы и ценности, не укладывающиеся в рамки навязанных и общепринятых ценностей. И надо понимать, что среди тех, кого необходимо вспомнить, были не только государственные деятели, представители высших сословий и заметные фигуры, но много простых верующих людей, чья вера и верность остановила и разрушила глиняных колосс коммунистического язычества.

«Не стоит село без праведника, а город без святого» , - говорили на Руси. Не устоит селения без праведника(Быт.18: 17-33).

Святитель Святейший Патриарх Тихон писал о людях подобных А. Д, Самарину - выбравших ценности Христа и путь следования Ему: «О, тогда воистину подвиг твой за Христа в нынешние лукавые дни перейдет в наследие и научение будущим поколениям, как лучший завет и благословение, что только на камени сем – врачевания зла добром созиждется великая слава и величие нашей Святой Православной Церкви в Русской земле, и неуловимо даже для врагов будет Святое имя Ее и чистота Ее чад и служителей. Тем, кто поступают по сему правилу, мир им и милость. «Благодать Господа нашего Иисуса Христа со духов вашим, братие. Аминь»[24].

 

 


[1] Новомученики и исповедники. Лица и судьбы. [Электронный ресурс.] http://pstgu.ru/scientific/newest/smi_muchen/2016/02/15/63560/. Дата обращения 01.02.2018 г.

[2] Проповедь Святейшего Патриарха Кирилла в Успенском соборе Кремля в день Собора новомучеников и исповедников Российских.[Электронный ресурс.]. http://www.patriarchia.ru/db/text/2786981.html. Дата обращения 11.01.2018 г.

[3] Слово Святейшего Патриарха Кирилла на церемонии открытия мемориала памяти жертв политических репрессий «Стена скорби». [Электронный ресурс]. http://www.patriarchia.ru/db/text/5050963.html. Дата обращения 02.02.2018 г.

[4] «Подвигом добрым подвизался…». С. 212.

[5] «Подвигом добрым подвизался…». С. 215.

[6] Документы Священного Собора Православной Российской Церкви 1917-1918 годов. М., Изд-во6 Новоспасский монастырь, 2012. Т.5. С.883-884.

[7] «Подвигом добрым подвизался…» Материалы к жизнеописанию Александра Дмитриевича Самарина (1898-1932) / Авторы-составители С. Н. Чернышев и прот. Д, Сазонов. – Кострома: Изд-во Костромской митрополии. 2017. С.175

[8] «Подвигом добрым подвизался…». С. 176.

[9]Самарин А. Д. - предводитель Губернского   дворянства Москвы, потомок известной дворянской фамилии, состоящей в родстве с Трубецкими и Лопухиными, Пушкиными и Толстыми, славянофил, член Госсовета, Обер-прокурор Священного Синода РПЦ, Руководитель Русского Красного Креста в годы Великой войны 1914-1918гг., Кавалер многих высших орденов Российской империи и был единственным из мирян, кого выдвигали кандидатом в Патриархи на Поместном Соборе 1917-1918гг., проходящего в Соборной палате Епархиального дома, который спроектировал и воздвиг в 1902г. русский зодчий П.А.Виноградов (четвероюродный прадед). Внучатый племянник выдающегося полководца генерала А. П. Ермолова.

[10] Постановление Святейшего Патриарха Тихона и Священного Синода об устройстве Организации объединенных приходов. Акты Святейшего Тихона, Патриарха Московского и всея России, позднейшие документы и переписка о каноническом преемстве высшей церковной власти, 1917-1943: Сб. в 2-х частях/ сот. М. Губонин. М., 1994. С.97.

[11] Акты Святейшего Тихона, Патриарха Московского и всея России. С.97-99.

[12] «Подвигом добрым подвизался…». С. 185.

[13]

[14] Епархиальный экстренный съезд духовенства и мирян церквей. – Кострома. 1917 С.37.

[15] Епархиальный экстренный съезд духовенства и мирян церквей. – Кострома. 1917 С.82-89.

[16] Владимирские епархиальные ведомости. 1917. №36. С.37.

[17] Письмо членам Политбюро от 19 марта 1922. Известия ЦК КПСС. 1990. № 4. С. 190—193.

[18] Обе церкви были снесены: Всехсвятская; Борисоглебская

[19] В исполкоме Костромского горсовета// Северная правда. 12.11.1961.

[20] Новое название улицы.// Северная правда. 10.11.1961 г.

[21] Григоров Александр Александрович – выдающийся русский историк, крупнейший специалист по истории дворянства, костромской краевед, Почетный гражданин г. Костромы.

[22] Зонтиков Н. А. И. В. Сталин – депутат Костромского городского Совета/ Кострома: Ди АР, 2014 С.111.

[23] Зонтиков Н. А. И. В. Сталин – депутат Костромского городского Совета/ Кострома: Ди АР, 2014 С.111.

[24]Акты Святейшего Тихона, Патриарха Московского и всея России. С.161-162.