| | vivaspb.com | finntalk.com

21 сентября. Праздник Рождества Пресвятой Богородицы

Автор: Прот. Дмитрий Сазонов. .

image00321 сентября Церковь празднует один из двенадцати т. н. «двунадесятых» великих праздников - праздник Рождества Пресвятой Богородицы. В годовом круге двунадесятых праздников он является первым по времени и празднуется Церковью как день всемирной радости.

В этот светлый день, на рубеже Старого (Ветхого) и Нового Заветов, родилась Преблагословенная Дева Мария, Которая предназначена была Божественным Промыслом послужить тайне воплощения Бога Слова – явиться Матерью Спасителя мира. Она родилась в небольшом галилейском городке Назарете. Родителями ее были праведные Иоаким и Анна, люди, ведущие безукоризненную, добродетельную жизнь веры, надежды и любви. Иоаким происходил из рода царя Давида, именно в его роде, по обетованию Бога, должен родиться Мессия – Христос image001Спаситель; Анна происходила из рода первосвященника Аарона. Супруги оставались бездетными и терпели несправедливые упреки со стороны людей, укорявших их тем, что за грехи Бог лишил их потомства. Каждый еврей жил надеждой, что через потомство, он станет участником  обещанного избранному народу царства Мессии. Поэтому, не имеющие детей, считались грешниками, наказанными  за свое нечестие Богом.

 За терпение, непоколебимую веру и любовь к Богу и друг к другу, Господь послал им великую радость – под конец их жизни Архангелом Гавриилом им было возвещено, что молитвы их услышаны Богом, и у них родится дочь Мария (евр.- госпожа, надежда), через Которую будет даровано спасение всему миру (Быт. 3,15). Святая Анна зачала, и по исполнению срока родила Пресвятую Деву Марию, чистотой и добродетелью превосходящую не только людей, но и ангелов, явившуюся живым храмом Божиим и, - как воспевает Церковь в праздничных песнопениях, - Небесной Дверью, вводящей Христа во вселенную, «во спасение душ наших» (стихира праздника).

image005Мы празднуем рождение Божией Матери, Которая через века была вымолена у Бога человечеством для спасения от рабства греха и смерти как вечного ада. Этот младенец, родившийся среди  добра и зла, греха и святости, избрал добро с самого начала, и продолжал жить в чистоте и всецелой верности своему человеческому величию, преодолевая разделение, существовавшее между Богом и человеком с момента грехопадения.

 Будем же радоваться рождению Той, Которая раскрыла перед нами небо и явилась тем мостом, который соединил небо и землю. Будем просить ее научить нас поклоняться Богу так, чтобы быть достойными одного с ней рода, рода человеческого, из которого родился Спаситель мира. Потому что среди этого рода были люди такие как Она, и ее родители, явившие Богу такую совершенную верность, упование и любовь.

В костромском Ипатьевском монастыре, находилась пристроенная к Троицкому собору, разрушенная в конце 20-х годов XX века, теплая (зимняя) пятиглавая  каменная церковь в честь Рождества Богородицы (1760-1764 гг.) с трапезной палатой. В 20-е годы в ней был устроен антирелигиозный музей, затем, очевидно строители «новой жизни», не успокоившись, перенесли антирелигиозные экспозиции в церковь Спаса в рядах, а церковь Рождества Богородицы в марте 1930 г. взорвали. Воссоздание храма, как и планировалось, завершено в 2013 году. Храм возведен в формах второй половины XIX века на месте снесенного храма, с юго-запада от Троицкого Собора. К 2015 году храм был полностью восстановлен. 19 июля 2015 года Патриарх Кирилл  освятил храм в Ипатьевском монастыре. В настоящее время в нем расписывают стены фресками.

image007В этот день престольный праздник в Рождества-Богородицком храме Иаково-Железноборовского мужского монастыря в с. Борок, Буйского р-на. Кирпичный зимний храм монастыря, построенный в 1753-1757 в духе архаичной архитектуры. Состоит из двусветного пятиглавого четверика с боковыми галереями. Купольная кровля четверика и ярусные барабаны глав, вероятно, появились при перестройках в XVIII-XIX вв. В галереях помещались приделы Иакова Железноборовского и Рождества Христова. Закрыт не позже 1930-х. В настоящее время ремонтируется. В храме под спудом хранятся мощи прп. Иакова Железноборовского (+1442 или 1451), основателя монастыря.

В 1919 г. Железноборовский монастырь был преобразован в сельскохозяйственную артель, членами к-рой наряду с монахами стали и местные крестьяне. 10 июня 1922 г. из обители было изъято 23 фунта серебра (ГА Костромской обл. Р-6. Оп. 1. Д. 1230). 16 апр. 1923 г. на заседании Борокской волостной партийной ячейки ее члены призывали закрыть артель как «рассадник религии». В докладе зав. подотделом Н. Орлеанского отмечалось, что в обители «проживают монахи (или по крайней мере часть их), храмы не закрыты, и местная власть, от которой главным образом зависит решение вопроса, смотрит на это спокойно» (Там же. Д. 118. Л. 158-163). Среди братии, проживавшей на территории мон-ря, особую известность приобрел иером. Иоасаф (Сазанов; 1879-1931), духовный наставник окрестного населения. В 1924 г. о. Иоасаф был арестован, судим и 2 года пробыл в СЛОН. Освободившись, он вернулся в Борок. Насельником Ж. м. был послушник Павел, буд. схиархим. Серафим (Борисов; 1906-1994), чтимый в Костромской епархии пастырь.

Окончательному закрытию обители предшествовал показательный судебный процесс, который выездная сессия Буйского районного суда провела в с. Борок 16 июня 1929 г. Перед судом предстали настоятель иером. Серафим (Гусев), иером. Иоасаф (Сазанов), иером. Сергий (Моряков) и 2 монаха. Всем им было предъявлено обвинение в препятствии коллективизации, в антисоветской агитации, в срыве антирелигиозных лекций и т. д. В начале процесса государственный обвинитель потребовал вскрытия мощей прп. Иакова, которое в присутствии комиссии из 15 чел. состоялось в тот же день. В ходе раскопок в кирпичном склепе в ц. Рождества Богородицы мощей не обнаружилось: были найдены несколько свежих щепок и 2 медные монеты XVIII и XIX вв. (возможно, предвидя вскрытие мощей, братия заранее извлекла их из-под спуда и спрятала в неизв. месте). Отсутствие мощей прибавило еще один пункт в обвинении подсудимых.

image009В ночь с 16 на 17 июня суд огласил приговор: все подсудимые получили по году принудительных работ и по 1 или 2 года лишения свободы с последующей высылкой из Костромского округи на 5 лет. Сессия суда поставила перед властями вопрос о закрытии монастыря. В окт. 1929 г. Костромской окрисполком утвердил ходатайство Буйского райисполкома о расторжении договора с Борокской религ. общиной на аренду монастырских храмов и рекомендовал передать их местному колхозу «для культурно-просветительной работы».

Остававшаяся в Железноборовском монастыре братия была изгнана, по рассказам местных жителей, неск. монахов нек-рое время жили в подклети Богородице-Рождественской ц. В 30-х гг. храмы обители использовались местным колхозом для хранения зерна, в 2-этажном братском корпусе была открыта школа. В 1947 г. в монастыре разместилась машинно-тракторная станция, в храмах устроены ремонтные мастерские. Деревянная Введенская (бывш. Богородице-Рождественская) церковь в Брылеевой пуст. после закрытия Иаково-Железноборовского монастыря  была разрушена. Постановлением Совета министров РСФСР от 13 авг. 1960 г. монастырь получил статус памятника культуры республиканского значения, но в 60-90-х гг. здания монастыря стояли заброшенными.

Справка о некоторых насельниках Иакова-Железноборовского монастыря нач. ХХ века:

 

image011Иеромонах Иоасаф (Григорий Меркурьевич

 Сазанов, ок. 1888 — 5 декабря 1931) уроженец Ярославской губернии, был духовным отцом матушки Ангелины — подвижницы из Солигаличского уезда, о которой собираются материалы для канонизации. В 1922 году отец Иоасаф совершил постриг монахини, после ее возвращения с Кавказа в 1916 г. А в 1927 году, отец Иоасаф со своим послушником Павлом, братом монахини (впоследствии архимандрит Серафим) приезжал в село Верхний Березовец Солигаличского уезда на могилку умершей в 1924 г. матушки Ангелины, в день ее памяти. За свое христианское служение иеромонах Иоасаф подвергался преследованию советской властью и неоднократно арестовывался. Погиб отец Иоасаф 5 декабря 1931 года.Иеромонах Иоасаф не принял Декларации митрополита Сергия и входил в ИПЦ. Истинный подвижник и молитвенник, он, в страшные годы гонений не оставлял верных своих чад и всех страждущих — назидая и укрепляя их, и  безбоязненно служа их спасению…

Игумен Сергий (в миру Моряков Сергей Прокофьевич) родился 8 ноября 1898 года в деревне Пензино  Солигалического уезда Костромской губернии. Русский, из крестьян. Окончил семилетнюю школу. Поступил послушником в Иаково-Железноборовскоий монастырь Буйского района Костромской области по совету духовной подвижницы, проживавшей в начале ХХ века в Буйском уезде, монахини Ангелины (Борисовой). Был духовным чадом иеромонаха Иоасафа (Сазанова, в схиме Серафима), — духовника монастыря. Неоднократно общался и с другой подвижницей благочестия того времени монахиней Верой (Меркуловой, в схиме Михаилой), с которой поддерживал духовную связь до ее кончины. Скончался 2 сентября 1967 года в городе Любиме в своем доме. По свидетельству очевидцев во время отпевания в Спасо-Введенском храме города Любима тело игумена Сергия благоухало, что вызвало удивление у некоторых присутствующих в храме. Погребен за алтарем Спасо-Введенского храма города Любима.

 

image013 Архимандрит Серафим (Борисов Павел Владимирович), родился в 1906 в дер. Красниково Солигаличского уезда, в крестьянской семье. Окончил сельскую школу. С 1924 — послушник Железно-Боровского монастыря в Буйском районе, затем рясофорный монах, в 1929 — пострижен в монашество с именем Серафим. После закрытия монастыря псаломщик в Свято-Троицкой церкви в Ленинграде. В 1930 — посвящен в иеродиакона, служил в церкви в Лесном. 14 января 1932 — арестован как «участник церковной контрреволюционной монархической группировки ИПЦ». 7 июля 1932 — приговорен к 3 годам ИТЛ и отправлен в Белбалтлаг (ст. Медвежья Гора Кировской ж.д.) После освобождения из лагеря соединился с Московской Патриархией. Трагически погиб в 1994 г.

Монахиня Ангелина (Борисова Александра Владимировна) (1886–1924). В 1913 г. по благословению свт. Макария (Невского), митр. Московского, поселилась на Кавказе под духовным руководством старца Стратоника. В 1916 г. старец отправил ее на родину (дер. Красниково Солигаличского уезда Костромской губернии). Она выстроила келлию в лесу, где подвизалась до конца жизни. Духовным наставником ее стал иером. Иоасаф (Сазанов). После нескольких лет полного затвора, стяжав дары прозорливости, по благословению о. Иоасафа принимала людей для духовного окормления.

Вера Антоновна Меркулова (в монашестве Вероника, в схиме Михаила) родилась 15 сент. 1874 г. в селе Новое Галичского уезда Костромской губернии. Схиигумения, подвижница благочестия, ходила круглый год босой, носила вериги, обладала даром прозорливости и исцеления. Подвизалась в Свято-Троицком монастыре села Ново-Сумарокова. С 1919 по 1935 гг. была гонима, неоднократно арестовывалась. 21 ин. 1935 г. особым совещанием при НКВД СССР приговорена к трем годам ИТЛ. По некоторым данным, ее отправили в один из лагерей Урала, где она и скончалась.

5 мая 1990 г., в день обретения мощей прп. Иакова, крестный ход в с. Борок возглавлял еп. Костромской и Галичский Александр (Могилёв). Среди руин обители был совершен праздничный молебен. В крестном ходе принял участие и последний из оставшихся к тому времени в живых бывш. насельник мон-ря архим. Серафим (Борисов), много лет проведший в тюрьмах и лагерях. Указом архиеп. Александра от 1 мая 1995 г. в бывшем мон-ре было организовано приписное подворье Ипатиевского во имя Св. Троицы мон-ря во главе с настоятелем иером. Адрианом (Антиповым). Решением Свящ. Синода от 17 авг. 2004 г. подворье было преобразовано в монастырь, настоятелем назначен иером. (впосл. игум.) Ферапонт (Кашин). К 2009 г. в Железноборовский монастырь проживало более 10 насельников. Восстанавливается Богородице-Рождественский храм. Регулярные будничные службы совершаются в домовой ц. во имя Трех святителей, устроенной в 1998 г. в трапезном корпусе XIX в. К мон-рю приписана приходская ц. в честь Рождества Христова в с. Борок. Построен 2-этажный келейный корпус (в не возвращенном обители братском корпусе 1825 размещается сельская школа).

 

Из разрушенных святынь, некогда украшавших наш город вспомним, разрушенную Рождества  Богородицы церковь на Лазаревском кладбище г. Костромы.

Справка:

Богородицерождественская на Лазаревском кладбище г. Костромы каменная, с такою же колокольней, построена в 1810 г. на средства костромского купца Федора Матвеевича Ознобихина; колокольня вновь устроена на средства прихожан. Церковь была закрыта в 1930 году и вскоре разрушена. Лазаревское кладбище появилось в конце 18 века и просуществовало до 30-х годов века прошлого. На нем погребены некогда известные костромские фабриканты миллионеры Чумаковы, члены их семей, которые кроме производства имели немалый доход от торговли табаком и мукой. Так же здесь нашел свой последний приют генерал-аншер Мещерский. Любопытный факт. В березовой роще, что теперь вместо кладбища, ближе к улице Советской, можно найти не только человеческие кости, но и черный камень-памятник некой актрисе Елене. К сожалению, надпись практически стерлась. Как актрисе фамилия, когда она родилась, когда умерла, могут установить только специалисты.

На бывшем Лазаревском кладбище открыт памятник детям блокадного Ленинграда. 27 января 2011 г. В 1942 г. из блокадного Ленинграда в Кострому были эвакуированы более 10 тысяч детей и подростков. Истощенные голодом и изнуренные болезнями, пережившие одни из самых страшных событий всей Великой Отечественной войны, многие из них практически не имели шансов выжить. Около 300 умерших ленинградских ребят были похоронены на Лазаревском кладбище - там, где сейчас находится березовая роща. В 67-ю годовщину снятия блокады Ленинграда в роще был установлен мемориал, посвященный всем детям, которым удалось покинуть родной город, но так и не удалось справиться с последствиями пережитого...

Вспоминают дети Ленинграда. "Открытие этого памятника - очень своевременное. Мы, иждивенцы, получали по 125 граммов хлеба в день. Чтобы получить их, в очереди на 40-градусном морозе нужно было стоять с трех часов ночи. Вся моя семья погибла. Необходимо, чтобы сегодняшние дети помнили о детях той войны", - сообщила инициатор создания в Костроме памятника детям блокады Елена Семянникова.

"Когда началась блокада, мне было пять лет. В середине марта 1942 года нас погрузили в "ПАЗ" и отправили по льду Ладожского озера. Меня на руках держала воспитательница. Прямо перед нами целый автобус ушел под лед", - вспоминает Людмила Волкова, которая сегодня живет в Костроме.

Богородицерождественскую церковь с. Апраксино, церковь с. Богородицкое, Костромского р-на, с. Поздеевское, Нерехтского р-на, одноименные церкви  в г. Солигаличе, Вяткиной-Горе,  Кологривского р-на, с. Ключей, Макарьевского р-на.

Храмы и монастыри

Богоявленско-Анастасиин женский монастырь город Кострома

Богоявленский мужской монастырь возник на бывшей окраине Костромы (теперь он находится уже в центре города) в первой четверти XV века. Его основателем был преподобный Никита Костромской — ученик и, как сказано в древних монастырских синодиках, «сродник» Преподобного Сергия Радонежского. К сожалению, житие преподобного Никиты до нас не дошло, и нам очень мало известно об этом подвижнике. Можно предполагать, что он родился где-то в Подмосковье, год его рождения и мирское имя неизвестны. В начале XV века преподобный Никита был настоятелем (и, видимо, основателем) Боровского Высокого монастыря (ныне город Боровск в Калужской области). Затем он перебрался в Кострому и здесь основал Богоявленский монастырь, сыгравший большую роль в последующей истории города. Предположительно в середине XV века преподобный Никита скончался и был погребен в соборном Богоявленском храме монастыря.

Подробнее...

Святые и Святыни

Иерей Александр Ребячьих, Христа ради юродивый

Юродивые — сонм святых подвижников, избравших особый подвиг — юродство, подвиг изображения внешнего, т.е. видимого безумия, с целью достижения внутреннего смирения. Юродство как путь святости реализует то противоположение мудрости века сего и веры во Христа, которое утверждает апостол Павел: «Никто не обольщай самого себя: если кто из вас думает быть мудрым в веке сем, тот будь безумным, чтоб быть мудрым. Ибо мудрость мира сего есть безумие пред Богом, как написано: уловляет мудрых в лукавстве их» (1 Кор. 3, 18-19), также: «Мы безумны Христа ради» (1 Кор. 4, 10). 

Подробнее...

Статьи

Либеральные ценности и феминизм

Весомым результатом влияния западного стандарта является стремление светского общества в России пересмотреть внутрисемейные отношения супругов, в том числе и роль женщины в семье. Речь идёт о таком явлении, как феминизм, с его стремлением к механическому нивелированию различий между мужчиной и женщиной.

Подробнее...

Православный календарь на сегодня: