28 июля. Память святого равноапостольного князя Владимира

Автор: Прот. Дмитрий Сазонов. .

image00128 июля Святая Православная Церковь совершает молитвенную память святого равноапостольного князя Владимира (в крещении Василий), при котором в 988г. произошло Крещение Руси. В 2018 году мы праздуем юбилейную дату – 1030 лет Крещения Руси великим князем Владимиром.

Наши предки до Владимира обожествляли явления природы и поклонялись идолам, которых отождествляли с богами. В начале своего княжения и Владимир был ревностным язычником. По всем городам и селениям своего княжества он велел ставить идолов и поклоняться им, нередко принося им человеческие жертвы. Но затем, вдохновленный примером своей бабки святой равноапостольной Ольги (память 24 июля), image002Владимир сознательно выбрал Православную веру и принял крещение в 988г. в г. Корсуни. Его крещение сопровождалось чудом – до крещения князь был поражен слепотой и лишь по совершении над ним Таинства, он прозрел. После крещения Владимира, приняли крещение его сыновья и бояре. Место, на котором они были крещены, стало называться Крещатиком.  Затем, он повелел киевлянам с женами и детьми явиться к Днепру (место, где р. Почайна впадает в Днепр). 28 августа (14 по ст.ст.), по новому стилю, совершилось крещение киевлян. Таинство, наряду со священниками, совершал и прибывший из Византии митрополит Михаил – впоследствии ставший митрополитом Киевским.  «И была видна радость на небе и на земле по поводу стольких спасаемых душ», свидетельствовал летописец. После крещения Киевской Руси христианство стало распространяться по «всей земле русской».  image003Митрополит Михаил с шестью епископами ходили в Новгород, в Ростов, оттуда  на восток по Волге, уча народ истинной вере и уча его. Утверждая веру, Владимир заботился о народном просвещении. Были учреждены школы при церквах. Первая церковь в честь святого Василия, небесного покровителя князя была воздвигнута Владимиром на том холме, где раньше стоял идол Перуна. Вторую, в честь Богоматери – там, где мученически скончались святые мученики Федор и Иоанн, претерпевшие страдания от еще от Владимира, когда еще он был язычником. Ее еще называли Десятинной, потому что князь на украшение ее и содержание дал десятую часть от своего имения. Принятие христианства изменило князя совершенно. Прежде славолюбивый и воинственный, отныне он вел только оборонительные войны, прежде многоженец, он стал образцовым семьянином, прежде суровый – он стал благодушным и каждый мог найти у него радушный прием. Он стал таким кротким и снисходительным, что даже боялся наказывать злодеев. Нищие, больные и слабые всегда находили у князя защиту и покровительство.  Князь Владимир умер 28 июля 1015г. Тело его было положено в Десятинном храме. Его святые мощи были открыты  в1635г. и по сей день находятся в Киевском Софийском соборе. Церковь почтила князя Владимира за его заслуги «святым равноапостольным», почтя его труды по просвещению Руси наравне с апостольскими.

 Первым известным провозвестником Евангелия в Костромском крае был преподобный Авраамий Ростовский (+ ок. 1073-1077), архимандрит, чья миссия положила начало христианизации славянских и угорских племен в регионе. Город Кострома был основан через век после его упокоения, и вскоре получил статус удельного города Великого княжества Владимирского.

image004 По свидетельству русских летописей, город Кострома был основан в 1152 году. После смерти великого князя владимирского Всеволода, по прозвищу Большое Гнездо (1154—1212), во Владимирском княжестве образовались три удела: Суздальский, Московский и Костромской.

В XIV—XV вв. ученики преподобного Сергия Радонежского, по его благословению, основали несколько монастырей на Костромской земле. Здесь, на обширной равнине, изрезанной реками, пролегли их пути: один — по реке Шексне на Белоозере, другой — по реке Костроме на Вычегду.

 image005В освоении костромского междуречья трудились преподобные Аврамий Чухломской (+ 1375; память (20 июля/2 августа) — основатель нескольких обителей, просветитель местных чудских  племен; Иаков Железноборовский (+ 1442; память 11/24 апреля), Макарий Писемский (XIV в.; память 10/23 января), Павел Обнорский (+ 1429; память 10/23 января). Святитель Дионисий Суздальский (+ 1385; память 26 июня/9 июля), спостник и собеседник преподобного Сергия Радонежского, в середине XV века «послал двенадцать человек из своей image006братии в верхние грады и страны, идеже кого Бог благословит, для духовного просвещения народа и основания обителей», в числе двенадцати был и преподобный Макарий Унженский (+ 1444; память 25 июля/7 августа) — основатель трёх обителей. Макариево-Успенский монастырь в XVII веке, в правление Михаила Феодоровича и Алексея Михайловича, стал вторым по значению после Троице-Сергиевой лавры.  Ученики преподобного Сергия Радонежского, который «был учитель всем монастырям, иже на Руси», просвещая Христовой верой языческие и полуязыческие племена, присоединяли их к Русской Православной Церкви.  Из многочисленных ветвей духовного генеалогического древа, имеющего корни в Троице-Сергиевой лавре, ветви — Белозерская (от преподобного Кирилла Белозерского), Комельская (от преподобного Корнилия Комельского), Железноборовская (от преподобного Иакова Железноборовского), Нижегородская (от святителя Суздальского Дионисия) принесли обильные плоды добротолюбия и молитвы на Костромской земле.

В Костромском Богоявленско-Анастасиином кафедральном соборе в главном пределе, по правой стороне есть большая икона святого равноапостольного князя, которая источает миро.

image007В день памяти св. равноапостольного великого князя Владимира костромичи вспоминают почившего 44 года назад старца протоиерея Владимира Конона (День Ангела).

Протоиерей Владимир Косьмич Конон (1901-1975) родился 1-го августа 1901 г. в селе Довбени, Воложинского уезда Минской губернии на территории нынешней Республики Беларусь в семье диакона местной Свято-Константино-Еленинской церкви г. Воложин Косьмы Конона. В 1911 г. окончил церковно-приходскую школу, в 1924 г. - 8 классов Виленской Духовной Семинарии. В 1921 г. сочетался браком с Еленой Мартиновной Кароль (+1962), ставшей его верной спутницей жизни. Имея прекрасные певческие и регентские способности, с 1.10.1919 по 1926 гг. он трудился псаломщиком в Воложинской церкви http://vologin.cerkov.ru/main-page/. 26.07.1926 состоялось его рукоположение в сан диакона к этому же храму без оставления псаломщических обязанностей, т.к. наделен был талантом прирожденного регента и знатока церковного устава. В характеристике, данной прот. Владимиру благочинным Сморгонского округа прот. Владимиром Ровдо, в частности, звучат слова, ярко характеризующие гольшанского настоятеля как истинного пастыря Церкви Христовой: «Протоиерей Владимир Конон – человек не от мира сего. Постник, молитвенник, честен и вообще благочестив. При огромных налогах государственных и епархиальных, на приходе достаточно сделано» Вся жизнь его была наполнена трудом и молитвой, был истинным бессребренником и духовным подвижником, верил в добро и жил заповедями Христа, жил в мире с Богом. В 1965г. прот. Владимир, овдовев, переехал вслед за семьей своего зятя, диакона Иоанна Сазонова, женатого на младшей дочери о. Владимира  - Ларисе (+1987), в Россию. Служил на приходе в Брянской области и на приходах Костромской епархии: до 1972г. был настоятелем Воскресенского храма д. Любовниково, Костромского р-на; с 29.11.1972 по 17.06.1975г.- настоятелем церкви с. Ильинское на Шаче, Сусанинского р-на, Костромской области.

image008 Очевидцы его самоотверженного пастырского служения недоумевали, как этот пожилой, щуплый, болеющий ревматизмом ног человек, при катаральным состоянии горла и легких добирался пешком, подчас, за десяток километров по бездорожью, в любую погоду, в любое время года и суток к страждущим и просящим утешения. Никому не отказал в помощи. Все, что имел – раздавал. Воистину он был «добрым пастырем, высоко несущим знамя священнического служения», - так характеризовал его Высокопреосвященнейший Кассиан (Ярославский, +1990), Архиепископ Костромской и Галичский.

image009 2015 год прошел под знаком 1000-летия преставления великого князя, Крестителя Руси. В Москве был сооружен памятник равноапостольному князю Владимиру на Боровицкой площади, готовится сооружение памятника князю на площади Победы в Калининграде.

Сегодняшний год дает повод порадоваться за людей, которые оказали большое влияние на духовно-нравственный облик костромичей.

18 июля сего года в Трапезном храме Троице- Сергиевой Лавры (церковь преподобного Сергия с Трапезной палатой) была награждена орденом Русской Православной Церкви святителя Иннокентия, митрополита Московского и Коломенского настоятельница Богоявленско-Анастасииного женского монастыря игумения Иннокентия (Травина) в знак ее неустанных трудов по возрождению Богоявленской обители и трудов на стезе просветительской деятельности. Пожелаем награжденной матушке настоятельнице игумении Иннокентии доброго здоровья и сил, так необходимых ей в деле всеобъемлющего возрождения обители.

image010image011Орден Русской Православной Церкви святителя Иннокентия, митрополита Московского и Коломенского Учрежден определением Патриарха Московского и всея Руси Алексия II и Священного синода Русской православной церкви от 28 декабря 1996 года в ознаменование 200-летия со дня рождения православного миссионера святителя Иннокентия (Вениаминова), митрополита Московского и Коломенского. В феврале 1999 года орден I степени вручен Патриарху Алексию II — за первосвятительские труды на благо Русской Церкви. Орден вручается за заслуги на ниве миссионерства и просвевщения.

Игумения Иннокентия (Травина) после прохождения псаломщического - регентского служения в Тихвинском храме г. Ступино Московской области в 1978 году поступила послушницей в Успенский Пюхтицкий монастырь, 24 февраля 1991 г. была пострижена в монашество с наречением имени в честь святителя Иннокентия, митрополита Московского и Коломенского. Указом Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II от 7 марта 1991 года назначена настоятельницей Богоявленско-Анастасииного женского монастыря г. Костромы; 29 августа того же года возведена в сан игумении. Святейшим Патриархом Алексием II в 1996 году удостоена награждения крестом с украшением. Награждения орденом св. равноапостольной Ольги III cтепени(1996), награждена орденом Дружбы (2000 г.), орденом св. Иннокентия, митрополита Московского III cтепени (2001).

Возрождение монастыря:

20 июля 1990 г. Священный Синод Русской Православной Церкви под председательством Святейшего Патриарха Алексия II постановил возродить Богоявленско-Анастасиин женский монастырь. Приступить к возрождению удалось в 1991г., когда кроме собора обители Костромской епархии были переданы дом привратника, трапезный корпус и Смоленская церковь. Началось поэтапное освобождение западного корпуса. В декабре 1991 года состоялась передача монастырского здания ранее занимаемое детским учреждением, где были размещены трапезная и детские кельи. Важнейшим событием в деле возрождения обители стало перенесение 18 августа 191 года из Воскресенского на Дебре собора в Богоявленско-Анастасиин собор 18 августа 191 года чудотворной Феодоровской иконы Божией Матери. Благодатная помощь Царицы Небесной через ее чудотворную икону укрепляла матушку игумению и насельниц обители и умножала силы направленные на возрождение монастыря. Возведение в сан игумении пюхтицкой монахини Иннокентии 29 августа 1991 года имело глубоко символичный подтекст: за сто лет до этого события первой настоятельницей вновь учрежденного Пюхтицкого Успенского монастыря в Эстонии стала насельница костромской Богоявленско-Анастасииной обители игумения Варвара (Блохина). Эстонская святыня возвращала свой долг возрождаемому из руин Костромскому монастырю.

image012Состояние возвращенного Церкви монастыря было печальным: передавалась немногим более половины территории. Передаваемый монастырь представлял печальный вид: в 1920-1930-е  годы были разрушены монастырские стены и башни, Никольская часовня и Никольский «салтыковский» храм. Западный, восточный и больничный корпуса обители еще предстояло освобождать, выделяя жильцам квартиры. За прошедшие годы с момента передачи многое удалось восстановить, привести в надлежащее и достойное состояние, приличествующее духовному статусу монастыря с богатой и древней историей.

Трудом и молитвой удалось сделать, казалось, невозможное. Монастырь обрел вид «града Божия», дома молитвы, в котором они, следуя наставлениям о сочетании труда и молитвы устроителя монашеской жизни преподобного Венедикта Нурсийского(+543) гармонично сочетают исполнение молитвенного правила с исполнением послушаний: трудятся на клиросе и заняты уборкой храма, в монастырской библиотеке и на просфорне, в иконописной и швейной мастерских. Многие из строительных и восстановительных работ по монастырю также  выполняют сами сестры обители.

Возрождение Богоявленско-Анастасиина монастыря за прошедшие почти 30 лет неразрывно связано с именем настоятельницы обители игумении Иннокентии, которая не покладая сил и времени, трудится над устроением в обители монашеской жизни и восстановлением архитектурного ансамбля монастыря.

Храмы и монастыри

Монастыри Костромского края

 В разное время в современных границах Костромской области существовало, по крайней мере, около 60 монастырей (помещаемый ниже их порайонный спи­сок, конечно, не полон). Древнейшими среди них являлись Спасо-Запрудненский и Ипатьевский, основанные в окрестностях Костромы в ХШ в. Во второй половине XIV в. учениками при. Сергия Радонежского на костром­ской земле был создан целый ряд обителей. Один прп. Авраамий Галичский и Чухломской основал в галичско-чухломских пределах четыре монастыря. В XVI-XVII вв. в нашем крае возникло немало новых монастырей, в их числе: Спасо-Геннадиев, основанный прп. Корнилием Комелъским, Благовещенский Ферапонтов, основанный прп. Адрианом Монзенским, Богородицко-Игрицкий под Костромой и др.

Подробнее...

Святые и Святыни

Протоиерей Дороватовский Николай Алексеевич (1868 - ?)

Родился в 1868 в г. Ветлуга, Костромская губ., окончил Костромскую духовную семинарию, в 1894 г. Московскую духовную академию со степенью кандидата богословия. В 1894-1895 гг. состоял в должности законоучителя Митавское реальное училище г.Митава, Курляндская губ. Рукоположен во иерея в 1894 г. С 1895 по 1899 г. определен в должности  епархиального наблюдателя церковно-приходских школ. Протоиерей. С 1899-1904 гг. смотритель Рязанского духовного училища. 1904-1918 гг. инспектор, ректор (1906 г.) Ярославской духовной семинарии, преподавал в педагогическом институте. В 1904 по 1929 гг. служил в храмах. «Тугова Гора» в Ярославле (1917-1918), в с Курба Ярославского у. (1918-1926), Власьевской церкви Ярославля (с 1926).

Подробнее...

Статьи

«Советская» религиозность как фактор жизнеспособности религии в СССР. На примере областей Верхнего Поволжья

Аннотация: На основании документальных источников в статье доказывается, что религиозные представления неистребимо живут в обществе, даже провозгласившем атеизм основой своей идеологии. Религиозность в таком обществе воспроизводится как в формах традиционных религиозных представлений, так и принимает различные другие направления, восполняющие у человека религиозный вакуум и запросы. В целом, «советская религиозность» характеризуется неофитством, увлеченностью религией, желанием воплотить в жизнь субъективные идеалы и представления о религии в основном почерпнутые из книг и разговоров о ней. В основе поиска религиозной удовлетворенности лежит самопознание и самообразование. Как показывают исследования феномена «советской религиозности», результатом неофитских порывов является нынешнее, постсоветское состояние церковных структур, а также, религиозной жизни людей

Подробнее...

Православный календарь на сегодня: