Здравствуйте, батюшка. Подскажите, пожалуйста, как правильно обращаться к батюшке в церкви (в какое время, в какой день)? И есть ли еще какие-то моменты, кт нужно знать? Спасибо. Полина

Автор: Прот. Дмитрий Сазонов. .

Уважаемая Полина! Вопросы обращения к священнику лежат в области церковного этикета. В церковной практике не принято приветствовать священника словами: "Здравствуйте". Надо обратиться: «Благословите!».

В третьем лице, ссылаясь на священника, обычно говорят: "Отец настоятель благословил", "Отец Михаил считает...". Но режет слух: "Иерей Федор посоветовал". Хотя на многоклирном приходе, где могут оказаться священники с одинаковыми именами, для различения их говорят: "Протоиерей Николай в командировке, а иерей Николай причащает". Или же в этом случае к имени добавляется фамилия: "Отец Николай Маслов сейчас на приеме у Владыки".

Сочетание "отец" и фамилия священника ("отец Кравченко") употребляется, но редко и несет оттенок официальности и отстраненности. Знание всего этого необходимо, но порой оказывается недостаточным по причине многоситуативности приходской жизни.

Как поступить, если вы встретились со священником на улице, в транспорте, в общественном месте (в приемной мэра, магазине и т.п.)? Даже если он в гражданской одежде, вы можете подойти к нему и взять у него благословение, видя, конечно, что это не помешает его делу. В случае невозможности взять благословение ограничиваются легким поклоном.

При прощании, как и при встрече, мирянин вновь испрашивает благословения у священника: "Простите, батюшка, и благословите".

Отношение мирянина к священнику как носителю благодати, полученной им в Таинстве Священства, как лицу, поставленному священноначалием пасти стадо словесных овец, должно быть исполнено почтительности и уважения. При общении со священнослужителем необходимо следить за тем, чтобы речь, жесты, мимика, поза, взгляд были благопристойными. Это значит, что в речи не должны встречаться экспрессивные и тем более грубые слова, жаргон, которыми полна речь в миру. Жесты и мимика должны свестись к минимуму (известно, что скупая жестикуляция есть признак воспитанного человека). В разговоре нельзя прикасаться к священнику, фамильярничать. При общении соблюдают определенное расстояние. Нарушение дистанции (чрезмерно близкое нахождение к собеседнику) есть нарушение норм даже и мирского этикета. Поза не должна быть развязной, тем более вызывающей. Не принято сидеть, если священник стоит; садятся после предложения сесть. Взгляд, который обычно менее всего подвластен сознательному контролю, не должен быть пристальным, изучающим, ироничным. Очень часто именно взгляд - кроткий, смиренный, потупленный - сразу же говорит о человеке воспитанном, в нашем случае - церковном.

Все подробности Вы можете узнать расспросив о них у служителей храма, либо у самого священника.

Храмы и монастыри

Монастыри Костромского края

 В разное время в современных границах Костромской области существовало, по крайней мере, около 60 монастырей (помещаемый ниже их порайонный спи­сок, конечно, не полон). Древнейшими среди них являлись Спасо-Запрудненский и Ипатьевский, основанные в окрестностях Костромы в ХШ в. Во второй половине XIV в. учениками при. Сергия Радонежского на костром­ской земле был создан целый ряд обителей. Один прп. Авраамий Галичский и Чухломской основал в галичско-чухломских пределах четыре монастыря. В XVI-XVII вв. в нашем крае возникло немало новых монастырей, в их числе: Спасо-Геннадиев, основанный прп. Корнилием Комелъским, Благовещенский Ферапонтов, основанный прп. Адрианом Монзенским, Богородицко-Игрицкий под Костромой и др.

Подробнее...

Святые и Святыни

Епископ Кинешемский Вениамин

Почетный член и первый председатель Костромского отделения Императорского Православного Палестинского общества викарий Костромской епархии, епископ Кинешемский Вениамин (Платонов, возглавлял Костромское отделение ИППО с 1898-1905гг.)

Епископ Кинешемский Вениамин (Платонов Василий Николаевич; г. р. 1817, Курская губ.- ум. 13.06.1905, Ипатьевский Костромской мон-рь) происходил из семьи священника. В 1841 г. с отличием окончил Курскую духовную семинарию, в 1841-1845 гг. учился в Киевской духовной академии, обучение в которой завершил по 1-му разряду. В январе 1846 г. удостоен степени магистра богословия. С 1845 г. помощник ректора Курской ДС.

Подробнее...

Статьи

Книга «…Я возжелал заповедей Твоих»

Под редакцией доктора исторических наук, профессора Ивановского института управления А. А. Федотова в Иваново вышла книга «…Я  возжелал  заповедей  Твоих», посвященная памяти архиепископа Ивановского и Кинешемского Амвросия (Щурова, +08.11.2016 г.). В книгу вошли воспоминания людей, которым был дорог почивший архипастырь,  биографический очерк о нем, статья, посвященная его архиерейскому служению, фотоматериалы и док-ты.

Книга предназначена для широкого круга читателей.

Скачать книгу (pdf)