Преподобный Иаков Костромской, Соловецкий, игумен (XVIв.)

Автор: Прот. Дмитрий Сазонов. .

Собор Костромских святых (Янв. 23)16 мая 2023 года в Патриаршей и Синодальной резиденции в Даниловом ставропигиальном монастыре в Москве под председательством Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла состоялось заседание Священного Синода Русской Православной Церкви, на котором были утверждены поименные списки местных соборов святых. Собор костромских святых пополнили имена прп. Иакова Костромского и свщмч. Алексия Великосельского.

 

Преподобный Иаков Костромской, Соловецкий, игумен (XVIв.)

image001Преподобный игумен Иаков возглавлял Соловецкий монастырь с 1582 по 1597 год. Сохранившиеся сведения характеризуют его как выдающегося деятеля, одинаково успешно подвизавшегося и на административно-хозяйственном, и на духовном поприще, обладавшего немалыми литературными дарованиями и, очевидно, получившего хорошее образование. Это позволяет думать, что происходит он не из простого рода. В житии митрополита Филиппа, игумена Cоловецкого, Иаков назван его преданным учеником. О доигуменском периоде жизни Иакова можно судить по сохранившимся Соловецким летописцам. Из этих записей можно предположить, что будущий игумен происхождением был новгородец. Летописец сообщает, что в 1563-64 годах «Ияков, приехав на Соловки при Филиппе игумене Колычеве, постригся». Отсюда следует, что Иаков принял монашество вскоре после поступления в монастырь, что противоречило обычной практике, когда между приходом мирянина в монастырь и его пострижением проходил не один год.

В день Преображения Господня, 6 августа (ст.ст.) 1566 года на Соловках был освящен Спасо-Преображенский собор – главное детище игумена Филиппа, спустя два дня, 8 августа, в Зосимо-Савватиевский придел новоосвященного собора были перенесены мощи соловецких первоначальников – преподобных Зосимы и Савватия. «По совершении сего перенесения, – как сообщает соловецкий архимандрит Досифей, – по древнему обыкновению послан был к великому государю в Москву иеромонах Спиридон с частицами мощей преподобных и со святою водою». Как следует из летописца, вместе со старцем Спиридоном ездил к царю и Иаков, удостоившись такой чести спустя всего два года после прибытия на Соловки. В последующие годы Иаков неоднократно выезжал в Москву и Новгород по монастырским делам и имел даже беседы с государем – об этом говорят записи летописца 1567–1572 годов.

В то время возникла нужда поставить нового игумена в Палеостровском монастыре. Царским изволением был избран соловецкий постриженик Иаков. В 1572-73 годах, как сообщается в летописце, «взят с Соловков на игуменство в Палье-остров игумен Ияков».

Корнилиев Палеостровский Рождество-Богородичный монастырь основан в начале XV века преподобным Корнилием, иноком Валаамского монастыря. Расположен он на острове Палей в Онежском озере, в шести километрах от села Толвуя, в родных местах преподобного Зосимы Соловецкого. Палеостровская обитель со своим строгим иноческим уставом пользовалась в то время большой известностью.

image003Монастырь расположен на острове Палей, на Онежском озере в 7 км от с. Толвуя. Корнилие-Палеостровский монастырь основан в начале XV века прп. Корнилием. Получив благословение на подвиг просвещения язычников, преподобный остановился на Онежском озере и для подвижнической жизни поселился на острове Палей. Прп. Корнилий основал здесь монастырь и построил храм во имя Рождества Пресвятой Богородицы. Палеостровская обитель со своим строгим иноческим уставом пользовалась большой известностью. Главными ее святынями почитались святые мощи прпп. Корнилия и Авраамия Палеостровских. Также в монастыре бережно хранились вериги его основателя, позже вынесенные раскольниками, дважды захватывавшими монастырь в последней трети XVII века. В Палеостровской обители произошли самые массовые раскольнические самосожжения (до 2700 человек), в огне погибли плененные игумен Тихон с братией. Восстановился монастырь только к началу XX века. Монастырский ансамбль составляли каменные храм Рождества Богородицы, двухэтажный корпус с домовой церковью с редким посвящением престола во имя прп. Ефрема Сирина, а также двухэтажная гостиница. Со стороны озера шла ограда, сложенная из дикого камня. После установления советской власти монастырь был закрыт. Монастырские земли и угодья были разделены между организованными сельхозкоммуной, местным населением и братией. От древнего монастыря почти ничего не оста-лось, только стены братского корпуса да руины белокаменного храма.

image004О деятельности Иакова как Палеостровского игумена сведений не сохранилось. Известно только о двух его поездках в Новгород, где он был принят Новгородскими архи-епископами Леонидом и Александром.

Примерно 5–7 лет игумен Иаков управлял Палеостровским монастырем. По каким-то причинам в 1578–79 годах «игумен Ияков отказал игуменство в Палье-острове да приехал на Соловки».

Весной 1581 года соловецкий игумен Варлаам оставил «за старостию» настоятельство в Соловецком монастыре, и «братья послали бити челом ко государю, а просити игумена Иякова в Соловки на игуменство, и государь игумена Иякова на Соловки пожаловал, дал». Новый игумен вступил в должность настоятеля 5 мая 1582 г.

image005Начало игуменства Иакова пришлось на очень тяжелое и опасное для страны и особенно для Русского Севера время – последние годы Ливонской войны, период активного натиска шведов на русские земли. Сразу же после приезда «с Москвы от государя» игумен Иаков взамен деревянного острога, окружавшего монастырь, «начат делати на Соловках город каменой». К 1594 году вокруг обители была воздвигнута грандиозная крепость, поражающая и по сей день своей мощью и величием. «Чуднаго стеноздания соградителем» именует игумена Иакова «Верное и краткое исчисление… преподобных отец Соловецких». Крепость, выстроенная вологодским «городовым мастером» Иваном Михайловым и соловецким иноком Трифоном Кологривовым, пострижеником Николо-Корельского монастыря, стала крупнейшим памятником оборонительной и хозяйственной деятельности игумена Иакова, продолжившего дело игумена Филиппа по благоустроению обители.

image006Одновременно Иаков заложил деревянный острог в Сумской волости, на следующие полтора века ставший опорным пунктом обители на беломорском берегу. Помимо оборонного, игумен Иаков занимался и церковным строительством в монастыре. При нем был сооружен крытый переход между Успенской трапезной церковью и Преображенским собором (работы были закончены в 1602 году, уже после его отъезда из Соловецкой обители), начата постройка надвратной Благовещенской церкви, освященной при следующем игумене Исидоре.

Важнейшим делом для игумена Иакова стала забота о сохранении памяти его учителя, святителя Филиппа. В 1591 году от имени всей соловецкой братии Иаков обратился к царю Феодору Иоанновичу с просьбой о перенесении мощей бывшего соловецкого игумена из Тверского Отроча монастыря на Соловки.

 По царскому указу Тверской епископ Захария велел вырыть и открыть гроб святителя Филиппа: и тело, и одежды святого сохранились нетленными. Всенародно, с почестями проводили жители Твери честные мощи до берега Волги, откуда водным путем в сопровождении игумена Иакова они были доставлены в Соловецкий монастырь. Там 8 августа 1591 года мощи были положены под папертью Преображенского собора. Эту могилу святитель сам приготовил для себя в период игуменства; там оставались мощи в течение 55 лет, до перенесения их 31 мая 1646 года внутрь собора. Перенесением честных останков святителя Филиппа из места его заточения и мученической кончины в родную Соловецкую обитель Иаков положил начало церковному почитанию митрополита-мученика. При нем же началась и работа по сбору материалов для жития святителя. Есть также немалые основания предполагать, что именно Иаков является автором службы на преставление митрополита Филиппа, которая совершается 9/22 января.

image007Несмотря на постоянные заботы об обороне обители и хозяйственном ее устроении, благочестивый игумен уделял большое внимание монастырской библиотеке. За годы его настоятельства она пополнилась 94 книгами, написанными в обители, пожалованными царем Феодором Иоанновичем[1], подаренными богомольцами и приобретенными им самим. Надписи на некоторых книгах гласят о том, что они изготовлены «по повелению игумена Иакова». Он также составил немалое келейное собрание книг. 27 рукописей XV–XVI веков, принадлежавших ему, поступило в монастырскую библиотеку, причем многие из них имеют экслибрис – книжный знак, свидетельствующий о принадлежности книги конкретному владельцу. Экслибрис игумена Иакова был одним из первых в истории русской книжности. Наличие у него такого знака свидетельствует о его учености и особой любви к книгам.

Весной 1597 года Иаков был назначен настоятелем Костромского Ипатьевского Свято-Троицкого монастыря. Чтобы понять смысл и значение этого события, нужно обратиться к истории государства Российского.

В то время, при царе Феодоре Иоанновиче, фактическим правителем страны был Борис Годунов, шурин царя Феодора, женатого на сестре Бориса – Ирине. Как и другие представители рода Годуновых, Борис особо покровительствовал Костромскому Ипатьевскому монастырю, который по преданию был основан родоначальником этой династии татарским князем Четом, в крещении Захарием, и в котором находилось родовое кладбище Годуновых. Ипатьевский монастырь был жемчужиной владений Годуновых. Он являлся и фамильной святыней, и семейной усыпальницей, и своеобразным хранилищем родовых богатств. Деятельность Бориса Федоровича Годунова как до его восшествия на престол, так и после воцарения, была направлена на превращение родовой обители в «Преименитую Лавру» и Государев монастырь. Понятно, что к выбору настоятеля «своей» обители он подходил особенно тщательно. Борисом Годуновым была учреждена архимандрия в Ипатьевском монастыре, и первым его архимандритом стал Иаков.

image008Ипатьевский монастырь в это время приобретает еще одну важную функцию: становится монастырем-крепостью в непосредственной близости от владений Бориса и его родственников, где в случае необходимости они могли бы укрыться и отразить вооруженное нападение своих соперников. В 1586 году началось строительство каменных укреплений вокруг Ипатьевского монастыря. Оно продолжалось до конца 90-х годов XVI века.

7 января 1598 года скончался царь Феодор, не оставив после себя наследника. 17 февраля Земский собор избрал русским царем Бориса Годунова. Среди участников Земского собора был и Ипатьевский архимандрит Иаков.

image009При архимандрите Иакове в Ипатьевском монастыре было закончено каменное строительство, начатое его предшественником, строителем Гурием Ступишиным. Последняя постройка, завершившая соборный комплекс монастыря – это каменная звонница высотой более 30 метров, возводившаяся с 1601 по 1603 год, когда династия Годуновых достигла вершины своего могущества. Звонницу эту считают одним из наиболее совершенных архитектурных сооружений монастыря.

13 апреля 1605 года Борис Годунов внезапно скончался. Русский престол захватил Лжедмитрий I. В мае 1606 года, Лжедмитрий I был убит. На престол взошел князь Василий Иванович Шуйский. Коронация его состоялась в Москве 17 июня 1606 года. На этом событии присутствовал, видимо, и архимандрит Иаков, приехавший получить от нового царя подтвердительные грамоты на владения Ипатьевского монастыря. 20 июня грамоты от государя были получены. Однако близкий к Годуновым настоятель был неугоден новому царю, и тот, по всей видимости, решил воспользоваться удобным случаем – присутствием в Москве архимандрита Иакова – чтобы отправить его на покой «на обещание», то есть на место пострига, – в Соловецкий монастырь.

Сколько времени прожил архимандрит Иаков на покое в родном монастыре и когда он отошел от временной жизни к вечной, неизвестно. По кончине своей он был погребен под папертью Преображенского собора, в подготовленном им самим месте, «в подножии учителя своего святителя Филиппа».

image010Игумену Иакову выпало на долю возглавить два крупнейших монастыря России – Соловецкий и Костромской Ипатьевский – в последние десятилетия XVI-го и в первые годы XVII века, в эпоху нестроений, Смуты, постоянно меняющейся царской власти, в то время, когда многие предавались унынию и страху, поддавались соблазну предательства из боязни быть гонимыми. Но даже в такое трудное и тревожное время преподобный Иаков умел созидать и строить. И это строительство – вещественное и духовное – было главным делом его жизни. Велики заслуги преподобного Иакова перед Русской Церковью, Русским государством и перед родной Соловецкой обителью. Игумен Иаков явился достойным последователем святых основателей и строителей Соловецких – преподобных Зосимы, Савватия и Германа, и святителя Филиппа, и прославляется Православной Церковью в составе многочисленного сонма соловецких святых.

 

[1] Феодор I Иоаннович (1557 - 1598), царь Московский и всея Русисвятой благоверный. Последний царь рода Рюриковичей. Память 7 января (Моск., Греч. и в Соборе Московских святых. Родился в Москве 11 мая 1557 года. Он был младшим сыном Иоанна IV Грозного от Анастасии Романовны. Незадолго до смерти Иоанна, 19 ноября 1582 года, старший брат святого Феодора, Иоанн, был убит своим отцом, и с этого времени Феодор стал считаться наследником царского престола. Феодор вступил на царство после смерти 18 марта 1584 года своего отца. Его воцарение сопровождалось смутой, затеянной приверженцами самого младшего сына Грозного (от Марии Нагой), Димитрия. Смута эта была укрощена благодаря энергии Бориса Годунова, на сестре которого, Ирине Феодоровне, был женат святой Феодор.

Храмы и монастыри

Запрудненская школа Александровского православного братства.

Запрудненская женская рукодельная школа Александровского православного братства была открыта 1 октября 1889 г. Первоначально школа располагалась в приходе Спасо-Запрудненской церкви г. Костромы. Однако уже через год после открытия школа была переведена в центральную часть города, оставаясь по-прежнему в ведении Запрудненского попечительства Александровского православного братства. Обязанности заведующего школой исполнял священник Спасо-Запрудненской церкви Андрей Никанорович Писемский. Должность попечительницы приняла на себя Любовь Степановна Чумакова.

Подробнее...

Святые и Святыни

Служба преподобному Никите Костромскому

Подробнее...

Статьи

Божьи люди...

Держа перед собой книгу митрополита Вениамина (Федченкова) - «Божьи люди. Мои духовные встречи», невольно задаешь себе вопрос: кто они, Божьи люди? Чем они отличаются от нас? Почему мы так нуждаемся в их молитвах?

В Ветхом Завете, в книге Судей, повествуется о рождении судьи народа израильского Самсона, о чем возвещает матери его Ангел Господень, названный ею– «человеком Божьим» (Суд. 13,6). Ангел, возвещающий волю Всевышнего, назван человеком Божьим и в 1-ой книге Царств (1Цар. 2,27). В Священном Писании, название человека Божия, дается посланнику, в данном случае, ангелу, возвещающему волю Господню. Ангел в виде человека – нередкое явление как в Ветхом, так и в Новом Завете (вспомним, напр., - юноши, седевшие у гроба воскресшего Христа (Лк. 24,4).

Подробнее...