Можно ли в Пасхальную неделю поминать за упокой? Когда можно будет молиться за усопших? Сергей

Автор: Прот. Дмитрий Сазонов. .

Уважаемый Сергей! На Пасху и во всю Светлую Седмицу, ради великой радости Воскресения Христова, в храмах отменяются все заупокойные богослужения и панихиды. Для того, чтобы верующие могли должным образом помянуть усопших близких и разделить с ними духовное торжеством Воскресения Господня, после окончания Светлой Седмицы, во вторник, Церковь установила особый день поминовения усопших — Радоницу (14 мая 2013г.).

По разъяснению некоторых (см. Цер. Вест. 1891, 27), относительно совершения панихид в течение Светлой седмицы Устав говорит, что в эту седмицу нельзя совершать их "в притворе храма", а вовсе не воспрещает совершение их (вне храма). Отпевание (и совершение при этом панихид) бывает и в храме (без совершения заупокойных литургий). В Светлую неделю заупокойных служб не бывает, но можно принимать просфоры и поминать за упокой на проскомидии (см. Цер. Вест. 1895, 47). Победа над смертью, одержанная Распятием и Воскресением Христа, вытесняет печаль о временной разлуке с родными, и поэтому мы, по словам митрополита Антония Сурожского, «с верой, надеждой и пасхальной уверенностью стоим у гроба усопших». Именно на Радоницу существует обычай воспоминания Воскресения Христа на могилах усопших, куда приносятся крашеные яйца, куличи, сласти. Часть приготовленного яства раздается нуждающимся на помин души. Поминовение усопших отражает веру в то, что они и после смерти не перестают быть членами Церкви, основанной на земле Господом Иисусом Христом, Который «не есть Бог мертвых, но Бог живых». Перед тем, как идти на кладбище, следует посетить храм, заказать панихиду, написать записку «об упокоении», помолиться об усопших. Распространившийся же в настоящее время обычай посещать кладбища в самый день Пасхи противоречит уставу Церкви: в течение первой пасхальной недели поминовение усопших вообще не совершается. Если человек умирает на Пасху, то его хоронят по особому пасхальному чину. Пасха — время особой и исключительной радости, праздник победы над смертью и над всякой скорбью и печалью. Особенностью 2013 года будет совершение панихид на Светлой седмице в связи с тем, что  9 мая 2013 установленоПоминовение усопших воинов и всех страдальчески скончавшихся во время Великой Отечественной войны 1941-1945 годов

Храмы и монастыри

Храм Спаса на Запрудне. Исторический очерк

На северной окраине Костромы, на правом берегу речки Запруденки, впадающей в р. Кострому немного выше Ипатьевского монастыря, расположена одна из дивных по красоте и духовной своей значимости в истории Костромского края, церковь в честь Нерукотворенного Образа Господа Иисуса Христа на Запрудне. На месте, где расположен храм, 29 августа 1263г., в день, когда Церковь вспоминает перенесение из малоазийского города Эдессы в Константинополь Нерукотворенного Образа (Убруса) Спасителя (944г.), костромским князем Василием Ярославичем Квашней, во время охоты, была обретена на сосне чудотворная икона Божьей Матери, ставшая иконой – покровительницей Костромы и Костромского края.

Подробнее...

Святые и Святыни

Священномученик Николай Орлов, пресвитер Рыбницкий (+1937)

Память 13 августа/26 августа

26 августа Русская Православная Церковь отмечает память священномученика Николая Орлова, пресвитера Рыбницкого.

Подробнее...

Статьи

Рукописи Е.В. Честнякова – источник духовной и народной мудрости.

Костромской государственный историко-архитектурный и художественный музей-заповедник обладает уникальным фондом рукописных произведений Е.В. Честнякова. Всю жизнь наряду с рисованием и писанием картин он "сочинял словесности". Его рукописное наследие является подлинной сокровищницей духовной и народной мудрости. Это - сказки, стихи, романы в прозе и стихах, драматические сценки для детского театра, размышления о вере, жизни, искусстве. В своих художественных и литературных произведениях он поднимает общечеловеческие духовно-нравственные проблемы, через прекрасную мечту показывает пути совершенствования человека, построения всеобщего благоденствия. И делает это с такой неповторимой национальной самобытностью, что позволяет нам рассматривать его творчество не только как российское, но как общемировое явление художественной культуры.

Подробнее...