В каком случае батюшка может не отпустить грехи на исповеди? И действительно ли действует тайна исповеди? Анна

Автор: Прот. Дмитрий Сазонов. .

Уважаемая Анна! В настоящее время церковные правила запрещают священнодействовать духовнику, который нарушил тайну исповеди. (Номок. пр. Б. треб. 128); а Духовный  Регламент (§ 9) грозит ему лишением священства и светским наказанием по приговору суда, поэтому священники не могут свидетельствовать в суде о признаниях, сделанных ими на исповеди (Уст. уг. Суд. 704). Но вместе с тем, скажу Вам и о том, что в раннехристианских общинах практиковалась публичная исповедь, когда кающийся открывал свои грехи перед всей Церковью, а все присутствовавшие христиане молились за кающегося и считали его грехи своими.

Таинство Покаяния (исповеди), установлено Спасителем, сказавшим Своим ученикам: «Истинно говорю вам: что вы свяжете на земле, то будет связано на небе; и что разрешите (развяжете) на земле, то будет разрешено на небе» (Евангелие от Матфея, гл. 18, стих 18).  Спаситель дает своим апостолам власть разрешать и не разрешать грехи пришедшего каяться человека, в первую очередь смотря на его духовное состояние:«Примите Духа Святого: кому простите грехи, тому простятся; на ком оставите, на том останутся» (Евангелие от Иоанна, гл. 20, стихи 22-23). Апостолы передали власть «вязать и разрешать» своим преемникам — епископам, которые в свою очередь при совершении Таинства рукоположения (священства) передают эту власть священникам. Для того, чтобы Таинство Покаяния совершилось, со стороны кающегося необходимы: осознание своей греховности, искреннее сердечное раскаяние в своих грехах, желание оставить грех и не повторять его, вера в Иисуса Христа и надежда на Его милосердие, вера в то, что Таинство Исповеди имеет силу очистить и смыть по молитве священника чистосердечно исповеданные грехи. Апостол Иоанн говорит: «Если говорим, что не имеем греха, — обманываем самих себя, и истины нет в нас» (1-е Послание Иоанна, гл. 1, стих 7). В то же время от многих приходится слышать: «Я не убиваю, не ворую, не прелюбодействую, так в чем же мне каяться?»

В связи с вышеизложенным священник может не допустить к исповеди человека, еще не осознавшего свои грехи, или напр., тех, кто опоздал к началу исповеди. Но он, если есть такая возможность, в конце исповеди заново читает для них чинопоследование и принимает исповедь, либо назначает ее на другой день. Нельзя приступать к Таинству Покаяния женщинам в период месячного очищения. При возможности нужно исповедоваться у одного и того же духовника. Не следует, имея постоянного духовника, искать другого для исповедания своих прегрешений, открыть которые знакомому духовнику мешает чувство ложного стыда. Поступающие так своими действиями пытаются обмануть Самого Бога: на исповеди мы исповедуем свои грехи не духовнику, а вместе с ним — Самому Спасителю. Богу и духовнику важен не список грехов, а покаянное чувство исповедуемого, не детальные рассказы, а сокрушенное сердце.

Храмы и монастыри

История одной церкви. Костромской Иоанно-Богословский храм в Ипатьевской слободе

Аннотация. На исторической судьбе одного из костромских храмов показана историческая канва всей России, идущей, или отступающей от Бога и Его святых заповедей. История этого храма типична для тысяч других и его восстановление служит примером для восстановления духовного мира русского человека, от состояния душевных сил которого зависит судьба храма и России.

Ключевые слова: Богословский храм, история, слобода, Александровское братство.

Подробнее...

Святые и Святыни

Махровский Геннадий Иванович (1857 – 1919)

Протоиерей Геннадий Иванович Махровский родился в 1857 году в семье псаломщика Костромской губернии. В 1881 году окончил Казанскую Духовную Академию кандидатом богословия с правом на получение степени магистра без нового устного испытания и 15 августа стал преподавать церковную историю в Саратовской духовной семинарии (в которой прослужил до 1914 года).

Подробнее...

Статьи

Костромская земля в судьбе Михаила Федоровича Романова

Аннотация: В 2013 году Россия будет отмечать 400-летия окончания Смутного времени и восстановления российской государственности. Одним из ключевых событий выхода страны из Смуты стало преодоление политического и, прежде всего, династического кризиса, связанное с восшествием на российский престол династии Романовых. Костромская земля сыграла в судьбе основателя новой династии особую роль. Именно здесь преданные сторонники помогли будущему государю спастись от врагов, а в Троицком соборе Ипатьевского монастыря состоялся один из важнейших, ключевых актов преодоления Смуты – чин наречения Михаила Федоровича Романова на царство.

Ключевые слова: Романовы, Годуновы, Филарет, Марфа Ивановна, Сусанин, Домнино, Ипатьевский монастырь, преодоление Смуты.

Подробнее...