Можно ли всуе упоминать имя Господа? Мы часто говорим "Господи", "Боже мой" и т.п., буквально к каждой фразе и каждому случаю. Когда можно так говорить и когда нельзя?

Автор: Прот. Дмитрий Сазонов. .

Ответ: Третья заповедь  ветхозаветного Закона учит: Не произноси имени Господа, Бога твоего, всуе. Буквально имя Господа, как святыня, не должно употребляться в обыденных разговорах, то есть без чувства благоговения перед Тем, Кто открыл нам Себя в этом имени. "Всуе" со славянского - "напрасно".

Самой большой ценностью для христианина является те чувства, которые он испытывает при мыслях о Боге и если он думает о Нем, если произносит Его имя, то должен это делать, как можно более полно осознавая всю любовь Бога к нему.  Если это слова краткой молитвы - "Господи, спаси!" или просто "Господи", как воззвание к Богу - это правильно. Вы обращаетесь к Богу и называете Его по Имени.

К сожалению, многие из нас  применяют слова, не несущие никакого информационного или эмоционального смысла. Слова-паразиты. Например, "Панимаешь" или "Ну-у-у" . Употребляя их, человек не вкладывает в них никакого смысла и не испытывает никаких чувств. Эти слова произносились им напрасно, всуе, в отсутствие какой-либо цели.

Таким образом, понимание запрета произношения имени Господа всуе основывается на понимании того, что человеку присуще свойство привыкания и склонность к употреблению слов без цели. Поэтому, имя Бога должно произносится как можно реже, чтобы люди не теряли полноты ощущений от приближения к Нему, а так же употребление Его имени должно использоваться только при обращении к Нему в молитвах или при описании его действий.

Помните слова Евангелия: "за всякое праздное слово, какое скажут люди, дадут они ответ в день суда", не только слово "Бог", "Господь", "Иисус Христос", но за каждое слово, не должно быть праздным слов "ибо от слов своих оправдаешься, и от слов своих осудишься" (Мф. 12: 37).

Приведем выказывания по данному поводу святых отцов:

«— Сего Имени боятся и трепещут все Силы небесные, его со страхом произносят Херувимы и Серафимы, когда славословят и воспевают Господа, а ты осмеливаешься дерзновенно призывать сие Имя даже в шутках и праздных беседах твоих, — даже тогда, когда обманываешь ближнего? "Или не боишься, — скажу словами преподобного Ефрема Сирина, — что огненный серп, виденный Пророком Захариею (Зах. 5; 4), вселится в доме твоем, и потребит тебя и весь дом твой за то, что на Бога Вседержителя ты отверзаешь уста свои? Или ты думаешь, что останешься ненаказанным? — Перестань, человек, чтобы это самое слово, которым пренебрегаешь ты, не сделалось пламенем в устах твоих и не сожгло языка твоего!»

"Страшное дело; — говорит святой Иоанн Златоуст, — слуга не смеет назвать господина своего по имени без нужды и как случилось, а мы Имя Господа Ангелов произносим с такою небрежностью! Христос так щадит нас, что запрещает нам клясться даже собственною головою, а мы до того не щадим славы Господа, что всюду влечем Его! Ты червь, земля, пепел и дым, влечешь к поручительству Владыку своего и принуждаешь Его быть поручителем! Какая дерзость!.. (Златоуст в беседах на Деян. 2, 8, 10, 11, 12; на Мф. 17; ст. 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 13, 14).

{backbutton}

Храмы и монастыри

Троицкий собор Ипатьевского монастыря. Наружные росписи середины XVII века

В 1956 году Костромская специальная научно-реставрационная производственная мастерская приступила к комплексной реставрации всех зданий ансамбля Ипатьевского монастыря и стенного письма в Троицком соборе.(1) Проект реставрации был тщательно проработан. Был выявлен и собран большой комплекс документальных и иконографических материалов в библиотеках, музеях и архивах страны. С особым вниманием изучались документы реставрационных работ 1912-1913 годов.

Подробнее...

Святые и Святыни

Святитель Иустин (Полянский) епископ Уфимский (+1903)

Память 26 сентября, в Соборе Воронежских святых – 4 сентября и в Соборе Крымских святых – 15 декабря.

Родился приблизительно в 1832 году в Воронежской губернии. При крещении был назван Михаилом. Сын диакона с. Богатырева. Михаил Евграфович ПолянскийВ 1853 году окончил Воронежскую духовную семинарию. В этом же году по благословению архиепископа Воронежского женился на сироте, дочери священника. 25 сентября 1854 года рукоположен в сан диакона, а 26 сентября - в сан иерея. В 1864 году овдовел и 1 июня архиепископом Иосифом был пострижен в монашество с именем Иустина, а не с именем Митрофана, в честь свят. Митрофана Воронежского, как ему хотелось. Архиепископ Иосиф, будучи прозорливым, знал, что Иустина ожидает не монастырская жизнь, а предлежит ученая дорога по стопам свят. Иустина философа. Назначил новопостриженника народным духовником и проповедником в монастыре и одновременно утвердил педагогом в Воронежское духовное училище.

Подробнее...

Статьи

Книга: История Костромского отделения Императорского Православного Палестинского общества

Книга «История Костромского отделения Императорского Православного Палестинского Общества 1898-2020 гг. с именным указателем» рассчитана на широкий круг читателей и имеет собой цель рассказать об истории создания и деятельности Регионального отделения Международной общественной организации «Императорское Православное Палестинское Общество» в Костромской области, его целях и задачах. Цель книги – поведать читателю о прошлом и современном состоянии Регионального отделения ИППО в Костромской области, раскрыть смысл его инициатив и проектов, рассказать о ярких личностях – костромичах, трудившихся в Костромском отделе, показать суть работы направленной на благо Отечества и общества, имеющую просветительские, научные, религиозные, воспитательные направления.

Книга будет полезна людям неравнодушным к изучению истории Православия и общественной жизни России в ее прошлом и настоящем.

Подробнее...