МОРСКИЕ СУДА НОСЯЩИЕ ИМЯ «КОСТРОМА» И КОРАБЛИ СВЯЗАННЫЕ НАЗВАНИЯМИ С КОСТРОМСКИМ КРАЕМ
В истории флота России и СССР можно найти несколько кораблей под названием «Кострома». К примеру, в составе 2-й российской Тихоокеанской эскадры было судно «Кострома», участвовавшее в Цусимском сражении. Исторические факты свидетельствуют, что в каждом этапном и значимом морском сражении – при Гангуте, Выборге, Ревеле, Наварине, Чесме, Корфу, Синопе, Цусиме, при обороне Севастополе участвовали и были отличены уроженцы Костромской земли. Мы вправе гордиться тем, что на карте мира, во всех частях света и на всех материках более 150 географических объектов – городов, поселков, улиц, островов, заливов, рек, гор, скал, камней, ледников названы в честь их первооткрывателей – наших земляков.
Помимо этого, по всей России около 250 населенных пунктов, бухт, улиц, учебных заведений и кораблей носят имена выдающихся костромичей-моряков.
В своё время Юрий Визбор посвятил песни «Три минуты тишины» и «Кострома» одноимённому дальневосточному теплоходу.
В настоящее время такое имя носит российская многоцелевая атомная подводная лодка Б-276 проекта 945 «Барракуда».
Подводная лодка Б-276 «Кострома» (до июня 1992 года К-276, в 1992—1993 годах носила имя «Краб») — советская и российская атомная торпедная подводная лодка проекта 945 «Барракуда». Место базирования: Северный флот, Видяево.
Постройка, имя:
лодка заложена 21 апреля 1984 года на заводе "Красное Сормово" в Горьком, спущена на воду 26 июля 1986 года, вошла в состав флота 30 декабря 1987 года под наименованием К-276. 3 июня 1992 года переименована в Б-276, 6 апреля 1993 года – в "Краб", 15 ноября 1996 года получила наименование "Кострома".
27 августа - 6 сентября 1988 года участвовала в командно-штабных учениях 1-й флотилии подводных лодок, выполнив на "отлично" задачу по поиску и слежению за иностранными субмаринами. В 1988, 1989, 1990, 1991, 1992, 1994 годах несла боевые службы. 1 декабря 1990 года экипаж лодки получил переходящий приз командующего 1-й ФлПЛ "За лучшую торпедную стрельбу" и с оценкой "отлично" занял 1 место в дивизии. Лучшая подводная лодка Северного флота 1990 года. 11 февраля 1992 года, отрабатывая задачи боевой подготовки в Баренцевом море на Кильдинском плесе на глубине 21 метра, в 20.17 столкнулась с атомной субмариной ВМС США Baton Rouge. Вернулась в базу с повреждениями рубки и обтекателя ГАК. 28 марта - 29 июня 1992 года прошла восстановительный ремонт на заводе "Нерпа" в губе Оленья. В августе 1996 года выполнила ракетную стрельбу с оценкой "отлично" в ходе учений Северного флота. 19 февраля 1997 года освящена настоятелем костромского храма Святого Георгия Победоносца протоиереем Олегом Новиковым. В марте-апреле 1997 года участвовала в зачетно-тактических учениях Северного флота. В апреле 1998 года участвовала в командно-штабных учениях СФ под руководством главнокомандующего ВМФ адмирала В.И. Куроедова.
В 2000 году выведена в резерв. 24 декабря 2003 года отбуксирована для проведения докового ремонта на СРЗ-10 в Полярный. В 2008 году находилась в ремонте на ФГУП "СРЗ "Нерпа". В апреле 2008 года лодка освящена настоятелем церкви в честь святителя Николая Чудотворца в Видяево, после чего успешно совершила выход в море. В 2014 году должна была начаться модернизация подводной лодки в ЦСР "Звездочка".
По данным на начало 2022 года, подлодка выведена в резерв.
Костромичи построили для моряков-североморцев храм в г. Видяево и часовню в бухте Западная Лица. Представители экипажа посещали наш город и поддерживают шефские связи с Костромским детским морским центром.
Госпитальное судно пароход «КОСТРОМА» — пароход Добровольного флота, госпитальное судно, сопровождавшее отряд Небогатова в составе 2-й Тихоокеанской эскадры и участвовавшее в Цусимском сражении. Товаро-пассажирский пароход «Кострома» - бывший английский товаро-пассажирский пароход «Mikado». Корпус железный однопалубный. Механизмы фирмы J. & J. Thomson. Имел четыре мачты и одну дымовую трубу. Первоначально принадлежал фирме D.R. MacGregor & Со. и был приписан к торговому порту в Лите. В 1882 г. капитально отремонтирован на заводе фирмы John Elder & Со. в Глазго с установкой новых котлов и переделкой машины с простого расширения пара на двойное.
25.11.1882 г. куплен в Глазго у владельца за 60 000 фунтов стерлингов для замены погибшего парохода «Москва» и вскоре был переименован в «Кострома». 17.02.1883 г. прибыл в Одессу из Англии и затем получил приписку к Одесскому торговому порту под № 481.12.03.1883 г. первый раз вышел из Одессы на Тихий океан с 1800 т различного груза. Впоследствии совершал регулярные рейсы по дальневосточной линии.
16.05.1887 г. в густом тумане из-за ошибок в картах и лоциях сел на камни возле мыса Крильон у южной оконечности Сахалина после выхода из поста Корсаковский в Александровск с 235 арестантами, 30 пассажирами и 983 т казенного и частного груза. 18.05.1887 г. оставлен командой, при этом все люди были спасены. 02.07.1887 г. спасательные работы прекращены из-за безнадежного положения судна.
Зимой 1887 — 1888 гг. разрушен волнами. В 1893 г. остатки корпуса за 2000 американских долларов проданы на слом японской фирме.
18 февраля 1888 после подписания контракта на покупку новый пароход получил также название «Кострома». Весной 1888 года прибыл в Одессу и был сразу введен в эксплуатацию на линии до Владивостока.
В 1897 году был использован для перевозки войск из Владивостока в Порт-Артур и доставки этих войск обратно в Россию.
В июне 1900 года использовался для перевозки войск, участвовавших в подавлении Боксёрского восстания.
С началом русско-японской войны в 1904 году в Одессе был переоборудован под госпиталь на 200 коек и включен в состав отряда контр-дмирала Н. И. Небогатова, с которым соединился 8 марта 1905 года в районе Суды.
14 мая 1905 года был захвачен японским вспомогательным крейсером «Садо-Мару» и отконвоирован в Сасебо. 14 июля того же года, в соответствии с Гаагской конвецией, был освобожден и вернулся во Владивосток. 10 сентября 1905 года вернулся в Одессу и в конце декабря был возвращен в состав Добровольного флота.
25 августа (7 сентября) 1913 года во время очередного рейса был выброшен штормом на Карагинскую косу п-ва Камчатка , названную в дальнейшем Костромской. Снять судно с отмели не успели, так как оно было разграблено японскими рыболовными бригадами. Остатки остова судна были переданы на строительство школы в с. Карага.
С 1960 года в её северной части расположено одноимённое село.
В 1998 году при сильном отливе недалеко от берега ещё можно было увидеть остатки механизмов судна.
Интересный факт:
Единственным из великих князей, кто дважды ездил на Святую землю, был первый глава ИППО — великий князь Сергей Александрович. Впервые он оказался в Палестине вместе с братом Павлом и кузеном великим князем Константином Константиновичем в 1881 году после смерти от костного туберкулеза матери, императрицы Марии Александровны. Второй раз на Святой земле Великий князь побывал семь лет спустя, чтобы участвовать в освящении в Иерусалиме храма Марии Магдалины в память о матери. Возводился этот храм, кстати, исключительно на деньги Императорского дома.
Императорское Православное Палестинское Общество осенью 1888 года сообщило о походе крейсера "Кострома" в святую Землю.
«Правительственный вестник» ( С.-Петербург) 27 октября 1888 года писал:"Их Императорские Высочества Великий Князь Сергий Александрович, Великая Княгиня Елисавета Феодоровна и Великий Князь Павел Александрович предприняли путешествие в Святую Землю с целью присутствовать при освящении построенного близ Иерусалима, на средства Государя Императора и Его Августейших Братьев и Сестры, храма в память в Бозе почивающей Государыни Императрицы Марии Александровны, а также для обозрения в Сирии и Палестине учреждений Православного Палестинского Общества, председателем которого, как известно, состоит Великий Князь Сергий Александрович. 1-го октября, Их Императорские Высочества изволили прибыть в церковь равноапостольной Марии Магдалины, к 7.30 часам утра. Великие князья и Их свита были в парадной форме. По пути следования Их Высочеств, от дома русского консульства до церкви, стояли турецкие солдаты; конный конвой следовал за экипажем Великих Князей и Великой Княгини, а у ворот церковной ограды стоял почетный караул с музыкой, которая, при приближении Их Высочеств, заиграла русский гимн. По выходе из экипажа, у ворот, Их Высочества направились пешком к церкви, при звоне колоколов вновь построенной церкви и русской церкви Вознесения, построенной о. Архимандритом Антонином на вершине Елеонской горы; на площадке, против храма, были выстроены матросы, в числе 90 человек, с клипера «Забияка» и крейсера «Кострома», с офицерами на правом фланге. На той же площадке собрались приглашенные: губернатор Иерусалима, Реуф-паша, комендант Иерусалима, греческий консул, русское консульсство».
Факт: В 1898 г. небезизвестный лейтенант П. П. Шмидт (1867-1906) поступил на службу в Добровольный флот. Служит ревизором, затем вахтенным начальником П/Х «Кострома» (служил 2 года). В 1900 г. переходит на службу в Российское общество пароходства и торговли (РОПиТ). Петр Шмидт был единственным офицером русского флота примкнувшим к революции 1905-1907 года и руководившим крупным восстанием, поэтому его имя получило широкую известность.
Пароход «КОСТРОМА» костромского купца И. Ф. Чернова. Родоначальником династии был Иван Федорович Чернов. Начинал он водоливом и более чем за 20 лет нажил около 6000 рублей капитала. Иван Федорович доверился местному Кулибину, который решил, что механизм понятен и его вполне можно изготовить на коленке. Так в 1854 году был создан пароход для буксировки кладей. Результат предсказуемо оказался неутешительным. Мало того что ушли все деньги — пришлось продать все баржи и набрать долгов, а пароход смог только переплыть из Селища через Волгу в устье реки Костромы. 1856 году пароход был спущен на воду и наречен именем родного города — «Кострома». Но в первую же навигацию выявилось множество неисправностей и поломок, машина действовала плохо, и Чернов вынужден был поставить свой пароход на прикол. Горожане смеялись над ним, считая его предприятие бесполезным. Как раз в это время отставной полковник Дмитрий Павлович Шипов устроил в Костроме чугунно-литейный механический завод. Он услышал о бедах купца, влезшего в долги, а также о его предприимчивости и честности, и решил выручить Чернова. Вскоре «Кострому» подвели к самому заводу Шипова, и несколько месяцев производились исправления. Ремонт оказался настолько удачным, что уже в навигацию 1857 года пароход заработал 14 000 рублей чистой прибыли, а следующий год дал такие результаты, что Иван Федорович заказал на заводе новую машину в 60 лошадиных сил для парохода «Иван Сусанин». Уже через десять лет у Чернова было 4 парохода и 32 баржи, дело все время расширялось. Вскоре оно перешло из рук отца к его сыновь-ям — Гордею, Федору и Василию. Было у отца три сына: Василий стал купцом первой гильдии, он получил две золотые медали «За усердие» и почти десятилетие занимал должность костромского городского головы. Второй брат, Гордей, прославился на всю Волгу своей предприимчивостью и равным по размаху самодурством.
Третий сын, Федор, не завел семьи, не относился к элите и не отметился в литературе, тихо прожив жизнь костромским купцом второй гильдии, но все-таки вошел в историю. И всякий, кто сегодня решит прогуляться по городу вдоль Волги, увидит краснокирпичное двухэтажное здание и непременно прочтет надпись на вмонтированной в стену доске:
«Сей ночлежный дом построен костромским купцом Федором Ивановичем Черновым на свой капитал для нуждающихся в бесплатном ночлеге, без различия всякого сословия, обоего полу и передан в вечные времена в костромское городское общество. Открыт в 1890 году».
В те годы на Каспии добывалось все больше нефти. Крупнейшей была фирма братьев Нобелей. Пароходчики «дрались» за нобелевскую нефть. Гордей Чернов победил всех. Заключил с фирмой договор на перевозку нефти по цене 7 копеек за пуд, в то время как обычная цена была 14 копеек. Но судовладелец отнюдь не прогорел. Он пустил под нефть весь свой флот. Вместо маленьких барж приспособил огромные. На мелких местах устраивал перекачку и за один рейс перевозил шесть миллионов пудов нефти. Купцы-волгари дивились черновской изобретательности и находчивости. Первый на реке он переделал деревянный корпус своего парохода «Слуга покорный» на железный.
И вот уже новый проект: вставить в днище каждой баржи деревянные валики-катки, чтобы на мелководье суда могли свободно перекатываться через песчаные отмели. Предлагал Гордей Чернов строить разборные баржи, так чтобы при необходимости каждая часть могла плавать самостоятельно. Еще идея: в зимнее время приспособить бездействующие машины пароходов к перемолу зерна, устраивая на берегу передвижные мельницы-амбары. Можно представить, что бы еще изобрел Гордей, получи он специальное образование! Но в один прекрасный день Чернов исчез. Объявился он спустя целых три года, но уже монахом. Оказалось, что он бросил мир с его соблазнами, удалился в Афонский монастырь, где и постригся.
Там этот самородок и закончил свой легендарный жизненный путь.
Сухогрузное судно "КОСТРОМА" IMO 5194923 2.1955 - Адмиралтейский завод, Ленинград. Универсальное грузовое судно (сухогруз), сошедшее со стапелей верфи в 1953. Ходит под Российским флагом. KOSTROMA имеет размер в длину 58м и ширину 9м. Валовый тоннаж судна составляет 628 тон.
Пользуясь возможностями озаглавленной темы, приведем еще несколько примеров названия кораблей, связанных с историей Костромского края.
Товаро-пассажирский пароход «КНЯЗЬ ВАСИЛИЙ КОСТРОМСКОЙ» Завода Коккериль мощностью 268 и.л.с. Место постройки – Бельгия. Год постройки 1876. Завод-строитель Cockerill. Тип судна пароход с железным корпусом Назначение грузопассажирские перевозки. Входило в состав Волжской военной флотилии в 1919-1920 г. в качестве транспорта. Название судна до Февральской революции - Князь Василий Костромской (1921). Район плавания - Нижний Новгород - Астрахань (1892, 1897, 1902); Рыбинск - Нижний Новгород (1908); Волга (1914); Рыбинск - Нижний Новгород (1915); Рыбинск - Саратов (1919); Волга (1921). Плес, для которого построено судно - речное судно, построено для плавания по глубоким и мелким плесам (1921).Изменение названия переименовано в Гоголь (1889 г.), А.В.Кольцов (1920 г.) Судовладелец общество Самолёт. Экипаж 23 чел. Скорость 18,5 км/час. Модернизация - перестроен в 1900 году. капитальный ремонт в 1913 (1915).
Вывод из эксплуатации 1961 г.
В Регистре СССР 1926г. имеет порядковый № 1003, № Регистра —2515 (Нижегородское бюро) и значится под именем «А.В. Кольцов» в составе судов Волжского государственного речного пароходства.
Интересные факты:
- [1902.07.27] Спасение упавшей с мостков в воду пассажирки парохода «Василий Костромской»
- [1906.06.01] Пароходные гонки в Ярославле
- [1906.06.10] Несчастный случай на пароходе «Князь Василий Костромской»
- [1910.09.17] Удар о камни парохода «Князь Василий Костромской»
Противодиверсионный катер П-345 "Буевлянин"
Патрульному катеру Черноморского флота присвоено имя «Буевлянин» в честь города Буй Костромской области. Буйский район является родиной плеяды моряков. Среди них два брата — Михаил и Павел Перелешины. Один сражался на Малаховом кургане и был награжден орденами св. Георгия Победоносца IV и III степеней. Второй прославился в обороне Севастополя. После Крымской войны в 1873 году вице-адмирала Перелешина назначили севастопольским градоначальником, командиром порта и военным комендантом. Именно при нем разрушенный войной город начал возрождаться — отстраивались здания, учебные заведения и магазины, заработало железнодорожное сообщение, был построен Музей Черноморского флота в Севастополе.
Буевлянами являются исследователь Арктики, участник Великой Северной экспедиции Дмитрий Овцын, контр-адмирал, ученый гидрограф, исследователь Каспийского моря Николай Ивашинцев, вице-адмирал Мартьян Сипягин, генерал-поручик Федор Пасынков и другие.
Кстати, «Буевлянин» - второе судно ВМФ РФ, названное в честь города Буя Костромской области. В 60-е годы прошлого столетия в состав Северного флота входил тральщик «Буй», на котором проходили срочную службу жители города.
Т-202 Буй (1934— тральщик ВМФ СССР проекта 3. 13.08.1938 г. вошел в состав КБФ. Погиб 15.08.1941 г. от подрыва на мине у м. Юминда.
12 декабря 1933 Заложен |
05 ноября 1934 Спущен на воду |
11 августа 1938 Введен в строй |
15 августа 1941 Гибель |
Катер «Буевлянин» специального назначения разработки ОАО "Ленинградский судостроительный завод "Пелла" по заданию ВМФ России. В основе катера лежит широко распространенный шведский многоцелевой катер проекта Strb 90H (также известен под названием CombatBoat 90), и фактически является его лицензионной версией.
Катера проекта 03160 (шифр "Раптор") предназначены для патрулирования прибрежных акваторий, высадки десантов и выполнения поисково-спасательных работ. Корпус к выполнен из алюминия, в носовой части имеется аппарель и проход для высадки десанта на берег. Вот его возможности:
- · Доставка групп персонала до 20 человек с обеспечением максимально возможной быстроты при высадке и посадке группы.
- · Несение дежурств в назначенных районах.· Перехват и задержание малых целей. · Спасение людей в районах несения дежурств. Оборона пунктов базирования, кораблей (судов) от атак малоразмерных надводных, воздушных и наземных целей на незащищенных рейдах.
- · Обеспечение действий подразделений специального назначения и морской пехоты в прибрежных районах, а также содействие силам Пограничной службы ФСБ России при решении задач охраны Государственной границы Российской Федерации.
При высадке через носовую аппарель десантники проходят через рубку. Также возможна высадка через верхние и задние люки десантного отсека. Помещение десанта и рулевая рубка катера орорудованы броневой защитой, а иллюминаторы катера изготовлены из пулестойкого стекла толщиной 39 мм. Силовая установка катера состоит из двух дизельных двигателей Caterpillar C18 и двух водометов KaMeWa Twin 36A3. Мореходность катеров данного проекта составляет 4 балла.
Фёдор Иванович Пасынков (1720, Костромская губерния — 3 апреля 1802, Кострома) — русский генерал-поручик, флота генерал-цейхмейстер.
В 1761 году Пасынков находился в морском сражении у Кольберга, где отличился своей искусной стрельбой, затем вернулся в Петербург и до 1765 года присутствовал в качестве члена в Артиллерийской экспедиции, а затем был определён главным командиром артиллерии Кронштадтского порта.
Катер П-345 был заложен в 2015 г. на Ленинградском заводе "Пелла" в Отрадном (заводской №707), спущен на воду в 2015 г. Вошел в строй 29.12.2015 г., военно-морской флаг был поднят в феврале 2016 г.
В июне 2019 г. катеру было присвоено новое наименование - П-345 "Буевлянин", в честь города Буя Костромской области. Имя патрульному катеру было присвоено по ходатайству главы города буя В.В. Катышева и при поддержке Н.П. Высотской.
Этим катером в разное время командовали: - старший мичман Андрей Бычков; - старшина контрактной службы Алексей Иванов.