Успенская церковь при реке Волге г. Костромы (1786-1929)

Автор: Прот. Дмитрий Сазонов. . Опубликовано в Вестник морского храма

image001Находилась на берегу Волгиблиз улицы Верхней Набережной – современной 1МАЯ, рядом с лесопильным заводом Бычковых (ддо недавнего времени предприятия «Костромамбель»).

Каменная, с такою же колокольней, построена в 1786 г. тщанием архимандрита Соловецкого монастыря Досифея и прихожан. Церковь обнесена каменной оградой. Престолов 3: а) в честь Успения Божией Матери, б) в честь Рождества Иоанна Предтечи, в) во имя прп. Макария Унженского. Ближайшие церквиБогоотцовская и Архангельская[1, с. 10, 11]

image002В 1627-1629 гг. "На берегу у Волги церковь Успение Пречистые Богородицы да три предела Макарья Желтовоцкого Унженского чудотворца, да Якова Боровского чудотворца, да Леонтия Ростовского чудотворца древяна, верх шатровой, да церковь другая с трапезою Рождество Пречистые Богородицы, да предел преподобного Сергия чудотворца древяна клецки, а в церквах образы месные, и свечи, и книги, и ризы, и колокола, и всякое церковное строенье мирское приходных людей, а церковных служебников поп Григорей Панкратьев, да поп Федосей Корнильев, да церковной дьячок Любимко Федосеев, да просвирница Ксенья, а земли церковной и с кладбищем в длину 39 сажен, поперег 26 сажен, да церковные ж земли на берегу у Волги под колоколницею и под кельями в длину 12 сажен с полусаженью, поперег 9 сажен... А на церковной земле 10 келей бобылских схожих бедных людей и нищих, кормятца Христовым имянем...".

   

image003 1654 г. упоминается как "прибывшая вновь" церковь "Успения Пречистыя Богородицы что на Волге на берегу".

 В 1653 г. "у сей церкви 2 двора поповы, двор дьяконов, 1 двор средняго человека, 38 дворов молотчих, 6 дворов бобыльских, да на

image004Освящение нового храма состоялось в 1786 году. В начале XIX века при храме построили двухъярусную колокольню в стиле классицизма. Церковный причт к началу XX века состоял из священика, диакона и псаломщика.

В январе 1929 года Костромской губисполком постановил передать Успенский храм для "культурных нужд профсоюзов", после чего здесь разместился так называемый "Клуб безбожников". Вскоре в начале 1930-х годов храм был разрушен.

Весной - осенью 2022 году года на территории бывшего предприятия «Костромамебель» (территория бывшего посада первого костромского кремля, в непосредственной близости к Волге), проводились археологические раскопки, в результате которых было найдено местонахождение (остатки фундамента) церкви Успения Пресвятой Богородицы, а также частокол и мостовая, отделявшие церковную территорию с некрополем от Успенского переулка.

1 мая 2022 года извлеченные в ходе археологических работ человвеческие останки были перезахоронены на Костромском кладбище (ул. Костромская).\ Камни фундамента Успенской церкви пошли на обсыпку бетонной дуги возле возрождающегося храма Рождества Пресввятой Богородицы.

Храмы и монастыри

Исторические фотографии Храмов Ярославля XVII века

Добавлены исторические фотографии Храмов и Монастырей Ярославской Епархии

Святые и Святыни

Собор Костромских святых

Преподобный Авраамий Галичский

память 20 июля (2 августа)

Преподобный Авраамий Галичский, Чухломский, Городецкий– ученик преподобного Сергия Радонежского.

Место рождения и мирское имя преподобного Авраамия неизвестны. Согласно отрывку из его древнейшего жития, преподобный Авраамий первоначально подвизался и нижегородской Печерской обители, откуда перешел в Троице-Сергиев монастырь. Спустя некоторое время, в поисках места для уединенной монашеской жизни, преподобныйАвраамий по благословению преподобного Сергия Радонежского ушел в костромские пределы, в Галичское княжество, где основал первую в галичской стороне обитель – Авраамиев Новозаозерский (Новоезерский) монастырь в честь Успения Пресвятой Богородицы на северо-восточном берегу Галичского озера (ныне – село Умиление Галичского района Костромской области).

Подробнее...

Статьи

Костромское романоведение: темы и проблемы

Романоведение, возникшее в Костроме чуть ли не в 1613 году и со временем сделавшееся одним из главных направлений костромского краеведения, в 1913 году насчитывало свыше двухсот исследований, наиболее ранними из которых были костромские Писцовая [127] и Дозорная [125] книги, Летописец костромской краткий [105] и сказания о явлениях и чудесах икон Федоровской в Костроме [106] и Владимирской в Нерехте [107]. К исходу следующего столетия в «Истории о первоначалии и происшествиях города Костромы» [126] и «Кратком историческом известии о граде Костроме» [104] Николая Степановича Сумарокова и «Описании Костромского наместничества вообще» [38, 134] и «Собрании исторических известий, относящихся до Костромы» [37] Ивана Кузьмича Васькова наметились и основные темы костромского романоведения – избрания, сватовства, венчания и благословения на царство первого из Романовых, происхождения, землевладения и пребывания Романовых в Костромском крае и благодеяний ему, а также преданности им костромичей, увековечения памяти о них и пр.

Подробнее...