Протоиерей Груздев Федор Васильевич (1876 -1937)

Автор: Прот. Дмитрий Сазонов. .

03Родился 27 декабря 1876 года в с. Красном, Красносельского уезда Костромской губернии в семье протоиерея Василия Петровича Груздева, служившего в церкви с. Бонячки, а с 1880г. — в Воскресенской церкви с. Старая Вичуга (+17.12.1916). Окончил в 1897 году Костромскую Духовную Семинарию.

С 2.09.1897г. до 16.06.1900г. состоял учителем Карьковской церковно-приходской школы при церкви Воскресения Христова с. Карьково Мантуровского уезда Костромской губ. Рукоположен в священнический сан 22.10. 1900 г. к Михаило-Архангельской церкви с. Архангельское Юрьевецкий уезда Костр. губ. (Ивановская о., Лухский р.). В 1916г. о.Федор стал настоятелем Воскресенской церкви с.Бонячки (Старая Вичуга), в котором служил до 09.11.1933. Первым настоятелем храма был его отец, протоиерей Василий Петрович Груздев, который, прослужив настоятелем в этой церкви более 35 лет, в 1916г. вышел за штат в связи с тяжелой болезнью и 17 декабря 1916г. скончался.

02Первый арест в 1919 году. Обвинение "несдача церковной печати" Приговор 3 года лишения свободы условно, был лишен избирательных прав как священнослужитель – «лишенец». Неоднократно арестовывался органами ОГПУ за "несдачу золотой валюты". Затем был арестован 9 ноября 1933г. Вичугским РО ОГПУ. Тройка при ПП ОГПУ по Ивановской Промышленной обл. вынесла обвинение: "контрреволюционная деятельность, участник к-р группировки церковников". Статья ст.58–10,58–11 УК РСФСР. Приговор 5 лет высылки в Северный край через ПП ОГПУ, считая срок с 09.11.1933г. Групповое дело "дело контрреволюционной группы церковников. Ивановская Промышленная о., Вичугский р., 1933г."

Из материалов дела: В период с 1925 по 1932 год на территории Старо-Вичугского, Путковского и  Федяевского с/советов Вичугского района ИПО существовали кружки ревнительниц  "ИПЦ", организованные Кинешемским епископом Василием (Преображенским) (ныне арестованным)...Членами этих нелегальных к-р кружков состояли старые религиозные девы, которые периодически устраивали молитвенные сборища...  На сборищах пели церковные стихи..., а в перерывах вели а/с и к/р разговоры. Руководители кружков поддерживали живую связь с Кинешемским епископом Василием  путем личного посещения, у которого получали конкретные установки  на проведение антисоветской и контрреволюционной деятельности". Из показаний "свидетеля": 15 сентября по окончании похорон я к себе на обед пригласил священника Груздева Федора Васильевича и протодиакона Высоцкого. За обедом присутствовало около 15 человек. В разговоре, касаясь продовольственного вопроса, а в частности приготовленного обеда, по этому поводу о.Феодор Груздев сказал:  "При этой власти хороших обедов больше мы не увидим. Тех продуктов, которые были раньше в дореволюционное время, нет. Теперь единственное удовольствие — черный хлеб, но и того люди едят не досыта. Много нынче сидит народа без хлеба голодными". Присутствующие с доводами Груздева согласились".

Воскресенская церковь с.Бонячек 1912 Свято-Воскресенская Белая церковь г. Вичуги 2008Из обвинения: «ГРУЗДЕВ... обвиняется в том, что а). Имел тесное общение с БЕРЕЗОВСКИМ и ПОКРОВСКИМ.  б). Участвовал в нелегальных антисоветских сборищах. в). Вел антисоветскую агитацию. В предъявленном ему обвинении виновным себя не признал, заявил: "Добавить к ранее данным мной показаниям больше ничего не могу"". Дело было направлено на рассмотрение тройки ПП ОГПУ по ИПО.

2 января 1934г. о.Феодор из-под стражи был освобожден под расписку "обязать явкой в распоряжение Котласского ОС ОГПУ г.Котласа с первым отходящим этапом". Однако 10 февраля 1934г. состоялось заседание Коллегии ОГПУ, на котором постановление тройки при ПП ОГПУ по ИПО от 27 декабря 1933г. было отменено, и  прот. Феодор Груздев из-под стражи был полностью освобожден с зачетом в наказание срока предварительного заключения (1933-1934гг.). С 1934 по 1937 гг. продолжал служить в Воскресенской церкви с. Бонячки, был благочинным. 5 сентября 1937г. арестован Вичугским РО НКВД.

Тройка при УНКВД Ивановской обл. 26/09/1937г. вынесла обвинение "организатор кулацко-антисоветской к/р церковной группировки, антисоветская агитация". Статья ст.58–10 ч.1 УК РСФСР. Приговор высшая мера наказания — расстрел. Групповое дело "дело кулацко-церковной контрреволюционной группировки, Ивановская о., Вичугский р., 1937г."

прот. Федор с семьейО.Феодор обвинялся в следующем:"Будучи враждебно настроен к Советской власти, одновременно состоял членом кулацко-антисоветской контрреволюционной церковной группировки, среди населения вел антисоветскую пропаганду, подвергая резкой критике политику ВКП(б) и Советской власти". Был допрошен при аресте, 5 сентября 1937г., виновным себя не признал.

26 сентября 1937г. было составлено обвинительное заключение. Из материалов дела: "Виновным себя признал только в том, что участвовал в антисоветских сборищах, уличается показаниями свидетелей...".

Из выписки заседания тройки при УНКВД Ивановской обл. от 26.09.1937г.:
"...СЛУШАЛИ: ...дело N6979 Вичугского РО НКВД к-р церковно-кулацкой группы  по обвинению ГРУЗДЕВА Федора Васильевича... ОБВИНЯЕТСЯ в организации к-р церковно-кулацкой группировки. Активно вел к-р агитацию и распространял клеветнические измышления о СССР. В своей квартире устраивал к-р сборища, где обсуждались вопросы борьбы с Советской властью. Частично признал себя виновным.

Свято-Воскресенский старый храм интерьерПОСТАНОВИЛИ: Груздева Федора Васильевича РАССТРЕЛЯТЬ"

01.10.1937 г. расстрелян в г. Кинешма, Ивановской промышленной области.

Реабилитирован:  10.03. 1989 г. по 1937 году репрессий.

Публикации

1 http://www.petergen.com/bovkalo/duhov/kossem.html (сайт А.А.Бовкало. Выпускники Костромской духовной семинарии).

2 https://yadi.sk/i/4wbOf0q0mWSHW (Список лиц из метрических книг села Бонячек).

3 http://forum.yar-genealogy.ru/index.php?showtopic=10341 (Форум Ярославского Историко-Родословного Общества (ЯИРО). Груздевы, Неклюдовы (духовенство; Костромская губ.).

Историческая справка:

 Однопрестольный храм построен в 1904 г. потомственным почетным гражданином А. И. Коноваловым по завещанию и на средства его отца И. П. Коновалова. В храме был установлен мраморный иконостас. Расположенная рядом деревянная церковь Рождества Пресвятой Богородицы, в которой более 20 лет совершались бого¬служения по единоверческому чину, была построена в 1880 г. И. П. Коноваловым. После освящения нового храма старый был оставлен как памятник. Здесь три раза в год стали совершаться службы (деревянный храм не сохранился). Воскресенский храм закрыт постановлением облисполкома от 29 июля 1938 г. Вновь был открыт в начале 1990¬х гг.

Храмы и монастыри

История Сретенской церкви г.Кинешмы

Сретенская кладбищенская церковь была построена во второй половине XVIII века (приблизительно 1779 год) на средства первого кинешемского фабриканта, купца Григория Ивановича Таланова. Находится она в конце нынешней улицы Ленина (в прошлом Московской) по адресу ул. Ленина д.71а. В праздник Сретения Господня Церковь воспоминает важное событие в земной жизни Господа Иисуса Христа (см.: Лк. 2: 22-40). В сороковой день по рождении Богомладенец был принесен в Иерусалимский храм - центр религиозной жизни богоизбранного народа. По закону Моисееву (см.: Лев. 12), женщине, родившей младенца мужского пола, в продолжение 40 дней было запрещено входить в храм Божий. После этого срока мать приходила в храм с младенцем, чтобы принести Господу благодарственную и очистительную жертву. Пресвятая Дева, Матерь Божия, не имела нужды в очищении, ибо неискусомужно родила Источник чистоты и святости, но по глубокому смирению Она подчинилась предписанию закона.

Подробнее...

Святые и Святыни

Святая  благоверная великая княгиня ЕВФРОСИНИЯ МОСКОВСКАЯ (ок. 1354 - 1407)

Память св. блгв. княгини Евфросинии, в миру Евдокия 

17 мая19 мая совместно с блгв. кн. Димитрием Донским, 7 июля, в Соборах Московских и Радонежских святых.

Подробнее...

Статьи

ВЫСОЧАЙШЕЕ ПОСЕЩЕНИЕ ГОРОДА КОСТРОМЫ ИХ ИМПЕРАТОРСКИМИ ВЕЛИЧЕСТВАМИ С АВГУСТЕЙШЕЙ СЕМЬЕЙ 19 И 20 МАЯ 1913 ГОДА

К 100-летию приезда в Кострому святых Царственных страстотерпцев: императора Николая II, императрицы Александры Феодоровны и их детей - публикуем статью из «Костромских епархиальных ведомостей» (1913 год, № 11, отдел неофициальный, с. 345-358), посвященную этому историческому событию.

Чтобы читатели могли полнее ощутить дух той эпохи, в текст статьи не вносилось никаких изменений (за исключением использования правил современной орфографии); в частности, сохранялось употребление прописных букв. Считаю, что необходимо напомнить посещение Костромы 100-летней давности с тем, чтобы лучше чувствовались оттенки посещения и встречи Е. И. В. Великой Княгини Государыни Марии Владимировны с 8-10 марта 2013 года.

Подробнее...