Священномученик Николай Орлов, пресвитер Рыбницкий (+1937)

Автор: Прот. Дмитрий Сазонов. .

image001Память 13 августа/26 августа

26 августа Русская Православная Церковь отмечает память священномученика Николая Орлова, пресвитера Рыбницкого.

Будущий священномученик родился 15 февраля 1881 г. в селе Рыбницы Большесольского уезда Костромской губернии (ныне Некрасовского района Ярославской области) в семье священника Петра Гурьевича Орлова. Многие поколения Орловых служили в с. Рыбницы и в других сёлах Ярославской и Костромской губерний. Как его отец и дед, Николай Петрович окончил Ярославскую духовную семинарию, некоторое время преподавал в народном училище в селе Петропавловском, женился и вскоре принял священный сан. В 1911 г. о. Николай был назначен настоятелем храма Спаса Нерукотворного образа в родном селе, заменив своего престарелого отца.

В 1930 г. пастырь был впервые арестован. Обстоятельства ареста примечательны для того времени. 8 января 1930 г. произошла драка между крестьянами, причиной которой стали споры об отце Николае. Пострадавшим в драке был признан колхозник, выступавший против священника. Власти усмотрели в произошедшем «происки» со стороны о. Николая и спустя несколько дней он был арестован. Удивительно, но сами участники драки при этом были отпущены. Местные жители были возмущены беззаконным арестом, и у дома, где содержался отец Николай, скоро собралась толпа, требовавшая освободить пастыря. Против священника не нашлось ни одной улики, и вскоре он был освобождён.

В 1932 г. последовал новый арест, на этот раз за «хулиганство», но все обвинения снова рассыпались, и пастырь был оправдан. Однако власти уже не оставляли священника в покое. У него отобрали дом, и семья несколько лет скиталась по разным квартирам.

image002С усилением антицерковной политики государства жить семье священника становилось всё труднее. Жители Рыбниц боялись приютить у себя опального батюшку – это значило подвергнуть смертельной опасности собственные семьи. Священник с семьёй ютились в крошечной кладовочке, пристроенной к церкви.

5 июня 1937 г. последовал новый арест. Дети о. Николая вспоминали, что взять при аресте было нечего – все имущество батюшки составляли лишь книги. На этот раз в вину отцу Николаю были поставлены беседы с Н. Введенским, который проживал в с. Петропавловском. Нашлись свидетели, показавшие, что о. Николай сокрушался по поводу творившихся в стране беззаконий. «Жаль народ, бедняков, они все страдают в данное время», – согласно показаниям, говорил пастырь. 6 июня отцу Николаю было предъявлено обвинение по статье 58-10, (участие в контрреволюционной группе и антисоветской агитации). 16 августа дело о. Николая было направлено на рассмотрение тройки УНКВД по Ярославской области. Священнику припомнили и прежние обвинения. Следствием не было принято во внимание, что священник был дважды оправдан – в деле говорилось, что оба раза он был всего лишь «отпущен на свободу». Исход дела был предрешён – «классовый враг» должен быть ликвидирован.25 августа тройка УНКВД приговорила священника Николая Орлова к расстрелу. Приговор был приведён в исполнение на следующий день, 26 августа. Место погребения священномученика неизвестно.

image003Семья отца Николая некоторое время продолжала жить в «кладовочке», затем их выгнали и оттуда. Близкие долгое время не знали о судьбе пастыря. Согласно официальным ответам, он умер в тюрьме в 1942 году.

Только в начале 1990-х гг. стало известно о расстреле священномученика 26 августа 1937 года.

29.02.1960 г. Николай Петрович Орлов был реабилитирован постановлением Ярославского областного суда по 1937 году репрессий.

Священник Николай Орлов был причислен к лику святых решением Архиерейского собора Русской Православной Церкви в 2000 году.

Память 13/26 августа, в Соборе Ростово-Ярославских святых и в Соборе новомучеников и исповедников Церкви Русской - первое воскресение, начиная с 25.01/07.02.

Храм Спаса Нерукотворного образа, где служил священномученик Николай, в годы богоборчества был поруган, но, к счастью, избежал разрушения. В настоящее время здесь возобновлены богослужения, хотя состояние храма удручающее. Сохранилась и «кладовочка», в которой жил о. Николай. Здесь её называют «кельей отца Николая». Иногда в келье оставляют включенную лампочку, свет от которой виден издалека.

Село Рыбницы в настоящее время известно тем, что здесь в марте 1923 г. окончил свой земной путь и был погребен русский скульптор Александр Михайлович Опекушин – автор множества памятников, в том числе А.С. Пушкину в Москве, М.Ю. Лермонтову в Пятигорске, царям Александру II и Александру III. Отпевание скульптора совершил будущий священномученик отец Николай Орлов. Будем надеяться, что молитвы священномученика Николая, внимание к его подвигу, а также интерес к памяти великого скульптора А.М. Опекушина, известного своей монархической позицией, ускорят восстановление этого замечательного храма.

Источник

ГАЯО Ф.Р-3698. Д.С-9514.

Литература.

1.Новомученики и исповедники Ярославской епархии. Ч. 2-3. Романо-Борисоглебск (Тутаев). Православное братство святых благоверных князей Бориса и Глеба. 2000. С. 104 – 105.

2. База данных «За Христа пострадавшие» (ПСТГУ). http://pstgu.ru/news/martir/2010/08/26/23306/

3. Егорова Т. Дело отца Николая // Северный край. 2004. 21 августа. http://www.sevkray.ru/news/11/45457/

http://rusk.ru/st.php?idar=62452

 

Храмы и монастыри

Буйского уезда село Троицкое в Ликурге

Краткие сведения о селе и Ликургской волости. Две каменные церкви 1685 г. Описание их. Надпись 1721 г. на иконостасе. Колокольня, ограда. Церковный дом «Трапеза». Кресты 1669 и 1665 гг. Два печатныя Евангелия начала XYII века. Евангелие 1681 г. Гробница Готовцевых. Надгробныя камни с надписями 1725, 1709 (над убитым под Полтавою), 1661 (над Голенищевою Кутузовою), 1650, 1624, 1729 гг.

Подробнее...

Святые и Святыни

Протоиерей Лозинский Ростислав Романович (1912 - 1994)

Родился Ростислав Романович Лозинский 29 января 1912 года во Пскове. В 1929 году окончил 3 класса гимназии в эстонском городе Тарту. С 1929 по 1934 год учился на богословском факультете Тартутского университета, по окончании, которого в августе 1934 года рукоположен во диакона, затем во иерея, настоятель Троицкой (Штиглицкой) церкви города Нарвы, за месяц до этого Лозинский вступил в брак и получил степень кандидата теологии.

Подробнее...

Статьи

Русская религиозная философия: единство versus фрагментарность.

 Глобализация предполагает распространение системы ценностей, основанной на процессе потребления, постольку ценность человека в этой системе измеряется, если обратиться к известной дихотомии Э. Фромма «иметь или быть?», именно по шкале потребления, то есть не тем, кто он действительно есть, а тем, что он имеет, какими потребительскими символами владеет. Оказавшись вершиной ценностной иерархии, уровень потребления становится основным показателем, определяющим место человека в социальной структуре, и неминуемо превращается в индикатор его самооценки.

Подробнее...