Серебрянский Николай Ильич (1872-1940)

Автор: Прот. Дмитрий Сазонов. .

image001Родился 1 декабря 1872 года в с. Крекшино, Новоржевского уезда Псковской губернии в семье священника. В 1892 году окончил Псковскую духовную семинарию, затем, один курс Варшавского университета. В 1898 году окончил Московскую академию со степенью кандидата богословия.

В 1898 - 1899 гг. был помощником инспектора Смоленской духовной семинарии. С 1899 по 1903 гг. преподавал греческий и латинский языки в Торопецком духовном училище Псковской губернии. С 1903 по 1909 преподавал в Псковской духовной семинарии. В 1909 году защитил магистерскую диссертацию. Преподавал на кафедре Истории Русской Церкви

С 1914 по 1916 преподавал в Костромской духовной семинарии. С 1916г. доктор церковной истории. Серебрянский Н.И. автор серии работ о монастырях и житиях святых Псковской Земли, а также о святых подвижниках Чехии — Яне Гусе, св. Вячеславе, св. Людмиле. Докторская диссертация посвящена древнерусским княжеским святым.

image003

Преподавал на кафедре Истории Русской Церкви в Московской духовной академии с 1916 по 1919 гг. Он получил место доцента в Московской духовной академии и переселился в Сергиев Посад. С 1917 года Николай Ильич — ординарный профессор академии. С 1918-го — профессор Православной народной академии, в 1919 — 1920 годах — профессор Воронежского университета. В 1921 — 1923 годах преподавал в педагогическом техникуме на родной псковской земле, в Пушкинских Горах. С сентября 1923-го — профессор по истории церкви в Московской Богословской академии. С 1923 года он - член Славянской научной комиссии при отделении русского языка и словесности Академии наук, научный сотрудник Славянского отделения библиотеки Академии наук в Ленинграде.

image002

В 1929 году, после работы комиссии по проверке Академии наук, Николай Ильич был уволен. Причина увольнения — хранение в Пушкинском доме в Ленинграде бумаг бывшего императора Николая II (всего было уволено 80 академиков). 22 декабря 1930 года Николая Ильича Серебрянского арестовали. Он проходил по явно сфабрикованному делу академика Сергея Платонова, который был представлен как лидер «Всенародного союза борьбы за возвращение свободной России». Привлекались 115 историков. Все они были признаны «врагами народа».

image004По статье 58-й Серебрянского приговорили к 10 годам лагерей с конфискацией имущества. В 1932 году лагерь был заменен высылкой в Судиславль Костромской области. А в 1936 году ученый был прописан на окраине Костромы в Селище как свободный поселенец.

Однако и здесь в декабре 1936 года Серебрянскому не дали покоя, он был арестован в связи с делом костромского епископа Никодима (Кроткова). К слову, с владыкой Николай Ильич был знаком еще по Псковской семинарии, где владыка был ректором. При аресте 27 апреля 1938 года у Николая Ильича были изъяты научные и церковные книги, переписка. Серебрянский категорически отрицал антисоветский характер разговоров с епископом Никодимом и существование мифической организации.

Николай Ильич Серебрянский 26 сентября 1938 года за контрреволюционную деятельность был приговорен к 5 годам исправительно-трудовых лагерей. Скончался он в Сиблаге 23 мая 1940 года.

Реабилитирован 30 апреля 1989 года.

image005Труды

1 Магистерская диссертация: "Очерки из истории монастырской жизни в Псковской земле" 1908г.
2 Докторская диссертация: "Древне-русские княжеские жития" 1915г. 

Публикации

1 Голубцов С.А., протодиак. Московская Духовная Академия дореволюционного периода.Т.II. "Кафедры и личный состав Академии". Ч.4 "Сотрудники Академии в 1901–1919 гг". Архив ПСТБИ. Машинопись.

2 Голубцов С.А., протодиак. Профессура МДА в сетях Гулага и ЧеКа. М., 1999.  
С.71.

3 Синодик гонимых, умученных, в узах невинно пострадавших православных священно-церковнослужителей и мирян Санкт-Петербургской епархии. XX столетие. СПб., 1999. С.101.

Документы

1 ГАНИКО. . Ф.3656. Оп.2. Д.6186. 
2 ГИЦ МВД России. Ответ на запрос от 06.08.98. 

И.Цирпонс. Николай Серебрянский. Летописец псковского края // Новости Пскова. 2002. 27 августа

 

Храмы и монастыри

Реконструкция убранства храмов Макарьево-Унженского монастыря по древнейшим описям обители

Неопубликованные описи Макарьево-Унженского монастыря 1613 и 1624  гг. содержат исключительную по ценности информацию, которая позволяет реконструировать древнейшее убранство храмов обители, гробницы ее основателя, иконографию ранних икон и произведений прикладного искусства, связанных с преп. Макарием. Эти документы наглядно демонстрируют огромную популярность костромского святого в России первой четверти XVII в.

Документы Макарьево-Унженского монастыря хранятся в Государственном архиве Костромской области[1]. Фонд Макарьево-Унженского монастырясильно пострадал при пожаре архива, но древнейшие описи не сгорели. Сохранились описи 1613 г. и 1623-1624 гг., которые были частично использованы И.К.Херсонским. Древнейшая опись была произведена, когда монастырское хозяйство принимал игумен Зосима (1613-1625). Обновление обители началось незадолго до этого, в конце XVI в., после назначения в монастырь строителем старца Давида Хвостова.

Подробнее...

Святые и Святыни

Святитель Иона, митрополит Московский и всея России

Святитель Иона (его мирское имя неизвестно) родился в конце XIV века в деревне Одноушево, находившейся в нескольких верстах от Соли Галицкой (Солигалича), в семье дворянина Феодора Одноуша. Согласно житию, будущий святитель принял монашество в 12-летнем возрасте «в одном из монастырей Галичской страны» – по современным данным, в Благовещенском Унорожском монастыре вблизи реки Вексы, в нескольких километрах к северо-западу от Галичского озера. Через некоторое время он перешел в московский Симонов монастырь и около 1430 года был рукоположен во епископа Рязанского. После кончины в 1431 году митрополита Фотия святитель Иона стал управлять делами всей Русской митрополии. В декабре 1448 года собор русских епископов избрал епископа Иону митрополитом всея Руси; с этого времени Русская Православная Церковь фактически стала автокефальной, независимой от Константинопольского Патриархата.

Подробнее...

Статьи

Путь к Богу: Возвращение

СВЯЩЕННИКИ ПАВЕЛ ФЛОРЕНСКИЙ И СЕРГИЙ БУЛГАКОВ: ПУТЬ К БОГУ.

По словам о. Павла, он был воспитан вне всякой исторической религии. « Религия в семейном воспитании: «отсутствовала…не по оплошности,- писал он впоследствии к своим детям,- а силой сознательно поставленной стены, ограждавшей рай (который родители «хотели установить в семье») от человеческого общества»1. В семейном кругу никогда не говорили о том, что Бога нет, или что религия – суеверие, или, что духовенство обманывает, как не говорилось и обратное»2.

Подробнее...