Рязановский Федор Алексеевич (1887-1935?)

Автор: Прот. Дмитрий Сазонов. .

image001   Родился в семье священника Троицкой церкви Алексея Рязановского на ст. Ержа Галичского уезда Костромской губернии. Выпускник Галичского духовного училища (1901), окончил Костромскую духовную семинарию (1907) по первому разряду, Московскую духовную академию (1912), учился в московском Коммерческом институте, потом преподавал в Волынской и Казанской губерниях, до 1918 — во Владимирской духовной семинарии.

По распоряжению губернского комиссариата народного просвещения занятия во Владимирской духовной семинарии должны были быть прекращены в первых числах апреля 1918 года. Кроме того, Владимирский городской уездный отдел народного образования ходатайствовал «преобразование местных духовных заведений в светские школы … произвести в таком порядке: Владимирскую духовную семинарию преобразовать в мужскую гимназию в составе четырех старших классов… В настоящем году во Владимирской духовной семинарии обучалось 480 воспитанников, которые имели бесплатное обучение, пансион и прочее. С наступлением учебного года большинство семинаристов останутся на местах в уездах, в новую гимназию поступят лишь семинаристы г. Владимира, что составит около 160 человек. Эту новую гимназию предлагаем наименовать «V Владимирская гимназия»» .

image002После закрытия духовных учебных заведений советские школы никак не могли вначале нормально функционировать. Власти решили преобразовать прежние гимназии, училища и другие дореволюционные учебные заведения в «Единые трудовые школы». https://center33.ru/istoriya/

После закрытия Семинарии переехал в Кострому, работал секретарем в РК университете, с 1919 г. был уполномоченным Главархива, с 1921 — сотрудником Костромского музея местного края.

С 1920 г. заведующим музеем являлся В.И. Смирнов, научными сотрудниками Иван Петрович Пауль и Максимилиан Адольфович Вейденбаум.

В 1921 г. в музее появляются помощник заведующего Фёдор Алексеевич Рязановский, препаратор Николай Александрович Калиткин, в 1925 г. делопроизводитель и счетовод Н.С. Забенкина; в 1927 г. помощник хранителя И.А. Бобров; в 1928 г. препаратор Н.И. Захарова.

   Говоря об обследовании Солигаличских усадеб, работе в архивном бюро, а затем и в музее писал: «Несмотря на голод, тиф, отсутствие обуви и пр., работалось с каким-то подъемом, увлечением, верой, и сделал много… Основное, что одушевляло в архивной и музейной работе — сохранение исторического документа, художественно-исторического предмета для будущей культуры. Этого увлечения хватило надолго».

  Рязановский в музее — хранитель церковного и исторического отделов, безвозмездно исполнял обязанности делопроизводителя и счетовода, но после 1925г. по его просьбе эти функции были с него сняты и переданы И.П. Паулю.

Корреспондент Поволжского вестника (Кострома), Северной правды (Кострома), Трудов Галичского отделения Костромского научного общества по изучению местного края, Трудов Костромского научного общества по изучению местного края.

  В графе анкеты, посвященной знанию языков, перечислял: греческий, латынь, немецкий, французский, польский.

Арестован 13.11.1930 г. В результате следствия было осуждено 8 костромских краеведов. Приговор: Антисоветская агитация. Дискредитирование власти. Участие в контрреволюционной организации. Статья УК 58-10.

image003Решение от 28.02.1931 г. – высылка в Северный край на 3 года.

Реабилитирован 30.06.1960 г.

В первой половине - середине 1930-х гг. коллектив Костромского музея постоянно менялся. В 1929 г. Костромская губерния была упразднена, её территория вошла в состав Ивановской промышленной области, а музей, находившийся в районном центре, получил наименование Костромского базового музея (1929 - 1936 гг.). С 1936 г. с момента вхождения Костромы в Ярославскую область, он носил название «Костромской районный краеведческий музей».

Удар 1928 – 1930 гг. был нанесен по всему краеведению, и привел к новому упадку. Накануне «большого перелома», советизация музеев стала неизбежной, появился термин «орабочивание» кадров. Старые сотрудники, чуждые идеологии молодого советского государства должны были уступить место не столь образованным, но идеологически подкованным товарищам. Вот как описывает начало процесса Лидия Сергеевна Китицына, коллега и супруга заведующего музеем В.И. Смирнова: «24 авг. 1928 г. по распоряжению ГубОНО, Василий Иванович был освобожден от заведования музеем с оставлением его на должности научного сотрудника. Заведующим музеем был назначен сначала Крошкин, вскоре после него Воронин, а с переводом последнего на должность заведующего питомником собак, кажется Васильев». 

В этот период многие памятники истории и культуры были безвозвратно утрачены: кражи, бесконтрольная хозяйственная деятельность наносили огромный ущерб. На музее лежала обязанность сохранения памятников старины. Так 18 ноября 1931 г. ответственный за сохранение памятников старины докладывал директору музея Николаю Степановичу Прокуратову о хищениях и повреждениях в Ипатьевском монастыре: судя по всему, дверь была взломана злоумышленниками, и часть ценных предметов похищена. А в декабре 1933 г. новый заведующий охраной памятников старины А.В. Цветков и завхоз П.П. Дормидонтов были направлены совместно с представителями Заготзерно и хлебной базой Союзмуки для выяснения степени повреждения, нанесенной ссыпкой зерна в церкви Воскресенья на Дебре. В это же время шла передача библиотеки Костромского научного общества, от которого с момента ухода В.И. Смирнова музей был отделён. На смену высланным краеведам пришли люди далекие от музейной работы: выходцы из крестьян и рабочих, проявившие себя на партийной работе. Некоторые из них задержались в музее надолго и внесли вклад если не в развитие музея, то в его сохранение. https://kosmuseum.ru/about/hystory/

Труды:

  • Демонология в древнерусской литературе / Ф.А. Рязановский. - Москва : печатня А.И. Снегиревой, 1915 (обл. 1916). - 126 с.; 26.
  • Новые материалы о монастырях лесного Заволжья. 1923
  • Крестьяне Галичской вотчины Мещериновых в XVII и первой половине XVIII века. 1927 Прошлое и настоящее Костромского края. Сборник. 1923 г.
  • Крестьяне Галичской вотчины Мещериновых в XVII и первой половине XVIII века. - Галич : [Галичское отд-ние Костромского научного о-ва по изучению местного края], 1927. -61 с. : табл.. -Библиогр. в подстроч. примеч.
  • История края ; Памятники искусства и старины. Кострома / [Ф. Рязановский]. - Кострома, Б. г. - [42] с. - Без тит. л. и обл. - Авт. указан в конце текста. - Вырезка. Источник не установлен (С. 91-132).

Арх-вы:  ЦГА Москвы.  Ф. 229 Архив Московской Духовной Академии Ф.229 оп.4 №3576. Личные дела студентов (Рязановский Федор Алексеевич)

 

Храмы и монастыри

Костромской Николо-Бабаевский монастырь в жизни святителя Игнатия Брянчанинова и творчестве Н.А. Некрасова

Великий русский историк Н. М. Карамзин писал, что «истинный космополит есть существо метафизическое». То есть он отказывался верить в то, что в мире могут быть люди, равнодушные к судьбе своего Отечества. «Любим его, ибо любим себя». Интерес к истории родной земли – неотъемлемое чувство вложенное в природу человека Самим Богом. «…сердце наше учащенно бьется, когда старец указывает на высокую могилу и повествует о делах лежащего в ней героя». Если мы не знаем истории родного края – то обкрадываем себя. Наша жизнь обедняется, нам становится неинтересно жить. В душе поселяется смятение, раздражение, «охота к перемене мест». И, наоборот, если ты судьбой заброшен в новые края, или, тем паче, вырос здесь, то узнай его историю, познакомься с людьми и событиями – и ты полюбишь эту землю и вместе с этим обретешь то состояние духа, без которого невозможно быть на этой земле счастливым.

Подробнее...

Святые и Святыни

Святая  благоверная великая княгиня ЕВФРОСИНИЯ МОСКОВСКАЯ (ок. 1354 - 1407)

Память св. блгв. княгини Евфросинии, в миру Евдокия 

17 мая19 мая совместно с блгв. кн. Димитрием Донским, 7 июля, в Соборах Московских и Радонежских святых.

Подробнее...

Статьи

Духовно-нравственная составляющая мировоззрения Е.В. Честнякова как неотъемлемая часть православной духовной традиции русских

О духовно-нравственном сознании Е.В. Честнякова можно говорить лишь сквозь призму его творчества, которое отличает особая целостность и гармоничность. Внутреннее единство творчества (творений) может обеспечить только ясное миросозерцание творца (мастера), имеющее крепкий духовно-нравственный стержень, увенчанный «антенной», улавливающей волны истины и добра. Попытаемся разобраться, каким могли быть нравственный фундамент и духовный вектор развития русского художника-мыслителя из простой костромской деревни.

Подробнее...