Солигаличские новомученики: священномученики протоиерей Иосиф Смирнов, иерей Владимир Ильинский, диакон Иоанн Касторский и мученик Иоанн Перебаскин. (+ 1918)

Автор: Прот. Дмитрий Сазонов. .

image001Память 26 февраля/7 марта  в Соборе Костромских святых, в Соборе новомучеников и исповедников Церкви Русской.

В январе 1918 г. вышел Декрет «об отделении Церкви от государства», положивший начало изъятию церковной собственности, притеснению духовенства и верующих. Вся православная Россия откликнулась на это событие проведением многочисленных крестных ходов.

Цитата. За месяц до трагических событий, совершившихся в Солигаличе в 1918 году, Поместный Собор Русской Православной Церкви обращался ко всероссийской пастве: «Объединяйтесь же, православные, около своих храмов и пастырей, объединяйтесь все, мужчины и женщины, и старые и малые, составляйте союзы для защиты заветных святынь… Лучше кровь свою пролить и удостоиться венца мученического, чем допустить веру православную врагам на поругание. Мужайся же, Русь Святая. Иди на свою Голгофу. С тобою Крест Святой, оружие непобедимое…»

image002В воскресенье 11 (24) февраля прошел крестный ход и в уездном Солигаличе против разграбления Богородице-Феодоровского монастыря. Возглавлял крестный ход настоятель собора Рождества Пресвятой Богородицы протоиерей Иосиф Смирнов (1864 – 1918), с хоругвями и иконами шли ученики Духовного училища вместе со своим смотрителем Иоанном Перебаскиным; в крестном ходе принимали участие протоиерей Владимир Ильинский, и семидесятилетний диакон Иоанн Касторский.

На вторник, 13 (26) февраля, Вылузгин назначил «реквизицию хлебных излишков» в Богородице-Феодоровском монастыре близ Солигалича. Эта обитель пользовалась в народе необыкновенной любовью: там находился благоговейно чтимый горожанами список с всероссийской святыни — чудотворной Феодоровской иконы Пресвятой Богородицы, Небесной покровительницы Костромского края. Все верующие солигаличане понимали, чем на деле закончится намеченная большевиком Вылузгиным «реквизиция», и были полны решимости защитить святую обитель от разграбления.

image003Накануне вечером на заседании городской думы выступил монастырский священник Василий Ильинский, сын отца Владимира. Было принято решение спасти обитель от погрома, и вскоре у ее стен стали собираться люди. Здесь их встречал иерей Василий, получивший благословение своего старца-отца духовно возглавить защиту монастыря. Прибывшие на место представители Совета были вынуждены отступиться от своего намерения.

image004 После молебна, отслуженного в монастырском храме, огромная процессия верующих направилась в город; по дороге к ней присоединялись все новые и новые участники. Местный отряд Красной гвардии не смог остановить это стихийное народное выступление. Множество людей окружило здание исполкома Совета, требуя прекратить террор и насилие. Вылузгин вышел на балкон и пытался убедить народ разойтись, но его речь не возымела действия. Тогда богоотступник, окончательно выведенный из душевного равновесия, выхватил из-за пояса револьвер и открыл огонь по собравшимся людям, убив при этом одного человека. Разгневанный народ ворвался в здание; члены исполкома скрылись, а сам Вылузгин, получивший ранение, был арестован и доставлен в больницу. Утром следующего дня неизвестные, проникнув в больницу, убили ненавистного людям уездного диктатора, и законная власть на солигаличской земле была восстановлена. Однако продержалась она всего неделю: из Вологды в Солигалич по вызову большевиков был немедленно отправлен кавалерийский отряд из 150 человек, в официальных документах того времени уже именовавшийся «карательным».

Восстановление большевистской власти в Солигаличе совершилось с беспощадной жестокостью: на гибель своего соратника красногвардейцы 22 февраля (7 марта) 1918 года ответили массовым расстрелом местных жителей. Реакция советской власти была немедленной – Костромской горком партии направил к месту восстания карательные отряды. Руководители восстания, а также местное духовенство (всего 21 человек), были схвачены и расстреляны ночью 7 марта 1918 года около стен тюремного Никольского храма.

image005Похоронили убитых сами каратели, не дав это сделать родственникам. Вырыли большую могилу на местном кладбище, близ кладбищенской церкви святых апостолов Петра и Павла.

Первоначально на братской могиле стоял крест с лампадой и её посещали люди, но в 30-е годы советская власть уничтожила крест, и захоронение мучеников смогли обнаружить только в наше время. 28 июня 1996 года крест был восстановлен, и с тех пор, ежегодно 7 марта у него собираются верующие и поминают новомучеников и всех убиенных с ними.

13 апреля 1918 года во время работы Поместного Собора Русской Православной Церкви святитель Тихон, Патриарх Московский и всея Руси, совершил в храме Московской Духовной семинарии первую заупокойную литургию по всем убиенным «за веру Православную и Церковь Российскую». Среди жертв красного террора, поимённо названных святителем на богослужении, были имена четверых жителей Солигалича – Иосифа Смирнова, Владимира Ильинского, Иоанна Касторского и Иоанна Перебаскина.

Среди казненных по приговору «военно-революционного суда» были самые достойные представители солигаличан: настоятель собора протоиерей Иосиф Смирнов и смотритель Духовного училища Иоанн Перебаскин, старец-иерей Владимир Ильинский и уважаемый всеми диакон Иоанн Касторский, городской голова М.М. Алексеев, начальник почтово-телеграфной конторы Д.В. Кременецкий, секретарь уездной земской управы М.А. Воскресенский, воинский начальник штабс-капитан А.Н. Иванский, врач Виноградов, возглавивший Совет после гибели большевика Вылузгина. Среди расстрелянных была и 19-летняя телеграфистка Анна Капустина. 

image006Сведения из послужного списка невинно убиенных и материалы периодической церковной печати показывают нам их как образованных, достойных священнослужителей и мирян, людей безупречной христианской нравственности, пользовавшихся среди горожан глубоким уважением.

В рапорте управляющего костромского архиерея епископа Евдокима (Мещерского) указывается, что расстрелянных "настолько изуродовали, что, по словам очевидцев, нельзя было узнать ни одного трупа. Расстрелянных мучеников почти нагих зарыли в одну яму без отпевания, и да и некому было отпевать: духовенство города Солигалича скрывается и его разыскивают." 

Вместе с глубоко почитаемыми народом солигаличскими священнослужителями и смотрителем Духовного училища — лучшими людьми городского духовного сословия — красногвардейцами были расстреляны еще 17 человек, представителей иных сословных групп населения уездного центра.

Расстрелянных похоронили в братской могиле на городском кладбище, у стен Петропавловской церкви рано утром 8 марта. На месте братской могилы были установлены крест и ограда, которые были снесены безбожниками в тридцатые годы. Крест на могиле был восстановлен в 1996 году.

image007Цитата. «Невозможно восстановить полнокровную жизнь Церкви, не прославив тех, кто в годы гонений своим мученичеством засвидетельствовал верность Христу, не воздав должное их страдальческому подвигу», — писал в своем обращении к Поместному собору в 1918 году один из священников Костромской епархии.

Канонизация. Причислены к лику новомучеников и исповедников Российских в августе 2000 года на Архиерейском Соборе Русской Православной Церкви.

Протоиерей Иосиф Сергеевич Смирнов родился в 1864 году. Закончив Костромскую духовную семинарию, с 1885 по 1896 год преподавал в Солигаличском приходском училище. В 1886 году был рукоположен во священника к собору Рождества Пресвятой Богородицы; состоял духовником при городской тюрьме и наблюдателем церковно-приходских школ Солигаличского уезда. В сентябре 1905 года был назначен настоятелем собора. Избирался депутатом городской думы и Солигаличского уездного собрания, состоял членом уездного комитета попечительства о народной трезвости. В 1907 году был возведен в сан протоиерея.

Сведения из послужного списка и материалы периодической церковной печати показывают нам отца Иосифа как образованного, достойного священнослужителя, человека безупречной христианской нравственности, занимавшегося, помимо исполнения церковного служения, обширной общественной деятельностью и пользовавшегося среди горожан глубоким уважением. Отец Иосиф был удостоен нескольких церковных и государственных наград, среди них — ордена Святой Анны III степени. Благочестивый семьянин, отец настоятель имел семерых детей. Старший из них, Сергий, был преподавателем мужской гимназии, другой — Леонид — учился ко времени описываемых событий в Московском университете.

image008Иерей Владимир Стефанович Ильинский (настоящие отчество и год рождения священномученика указаны по сведениям двоюродного праправнука Владимира Ильинского) родился в 1845, долгое время был священником церкви села Солда Солигаличского уезда. Его сын, иерей Василий Ильинский, служил священником при Богородице-Феодоровском Ратьковском женском монастыре, находившемся в 2 верстах от Солигалича. Ко времени Октябрьского переворота отец Владимир был уже на покое. В его обширном послужном списке (как, впрочем, и у остальных трех страдальцев за Имя Христово) значится: «судим и штрафован не был», «под судом и следствием не состоял», «поведения отлично-хорошего». Многолетнее беспорочное служение Церкви Христовой снискало священнику Владимиру Ильинскому почет и глубокое уважение православного народа. Не удивительно поэтому, что выбор карателей, пытавшихся устрашить население публичной казнью лучших представителей различных сословий, пал именно на него.

Диакон Иоанн Алексеевич Касторский родился в 1848 году в семье диакона села Николо-Березовец Солигаличского уезда. Окончив Солигаличское духовное училище, служил сторожем и причетником при городском соборе, затем псаломщиком в Богородице-Феодоровском монастыре. В 1880 году был рукоположен в сан диакона, имел четырех детей. На склоне лет отец Иоанн лишился супруги — в ведомостях клира за 1915 год указывается, что он вдов. Семидесятилетний старец, смиренный труженик на ниве Христовой, диакон Иоанн Касторский отличался благочестием и безупречностью в служении.

Статский советник Иоанн Павлович Перебаскин родился в 1862 году, окончил Санкт-Петербургскую Духовную Академию и имел ученую степень кандидата богословия. Не принимая священного сана, Иоанн Павлович посвятил себя делу духовного образования и воспитания юношества. Сразу после окончания Академии в 1884 году он направился в небольшой уездный город Солигалич, где стал помощником смотрителя, а в 1897 году — смотрителем духовного image009училища. К своим обязанностям Иоанн Павлович, награжденный орденами Святой Анны и Святого Станислава III степени, относился с глубокой ответственностью и усердием; им была написана книга «Правила поведения учеников Солигаличского Духовного училища», изданная в 1915 году.

Тропарь, гл. З:

К сонму новомучеников Российских сопричтенные, страдальцы за Христа града Солигалича, священномученицы Иосифе, Владимире, Иоанне и мучениче Иоанне, венцами небесными увенчанные, дерзновенно Христа Бога молите даровати людям земли Костромския(ой) веры правыя укрепление и душам нашим спасение.

Кондак, гл.4:

Богохранимая земля Костромская многия святыя Богови воспита; т^ ныне и новомученицы солигалич(е)ские(я), кровию своею верность Христу запечатлевшия, молитеся усердно о всех, страдания и подвиги ваша почитающия(х).

Молитва

О святые и преславные новомученицы града Солигалича, священноиереи Иосифе и Владимире, священнодиаконе Иоанне и мучениче Иоанне, от юности Христа Бога в сердце своем носившие, с любовию и послушанием на поприще церковном послужившие!

Прежде страданий ваших много ко всякой пользе изрядней людей православных града Солигалича потрудившеся, скорбящих и немощствующих утешители, обидимым помощницы, юношей воспитатели, во узах сущих к жизни праведней наставницы были есте. Времени же сущу за Христа пострадати, суеты мирской с радостью совлекшеся, новомучеников Российских первейшие, кончину мученическую от безбожников приемше во славословии Страдальца Божественнаго Христа Бога нашего, кровью своею древнюю землю Соли Галицкой обильно оросили есте.

О святые угдницы Божий, в подвиге добром Подвигоположнику Христу уподобившиеся, на многи подвиги в годину огненнаго искушения верных чад Церкви нашея утвердившие!

Ныне же приимите усердные моления наша и вознесите я ко Престолу Всеблагаго Бога Вседержителя. Во славе предстоя Ему в сонме новомучеников и исповедников земли Русския, со Святейшим Тихоном, Патриархом Всероссийским, святым священномучеником Никодимом, архиепископом Костромским, и со всеми святыми Костромскаго края покровителями, прилежно молите Христа Бога нашего, да утвердит Он Церковь Свою святую, юже стяжал есть честною Своею Кровию, да сохранит в нас дух правыя веры и благочестия, страждущую страну нашу от лютых безбожных и от междоусобныя брани да свободит, Костромс(тей)кой земли мир глубок и неотъемлем и благословение да дарует, нам же, чтущим святую память вашу, да подаст спасение и во всем благое поспешение, да выну благодаряще Триипостаснаго Бога нашего, славу и благодарение Ему воссылаем, Отцу и Сыну и Святому Духу, ныне и присно и во веки веков. Аминь.

Величание:

Величаем вас,/ святии (новомученицы и исповедницы Соли Галичския) священномученицы Иосифе, Владимире, Иоанне и мучениче Иоанне,/ и чтим честная страдания ваша,/ яже за Христа/ претерпели есте.

Храмы и монастыри

Документы Государственного архива Ярославской области по истории домовых церквей Ярославской епархии XIX –нач. ХХ вв.

Документы Государственного архива Ярославской  области по истории домовых церквей Ярославской епархии XIX –нач. ХХ вв.

О.А.Кострикина

В работе на основе архивных документов составлена краткая справка по домовым церквям. Рассказывается о храмостроителях и благотворителях; источниках доходов храмов, размерах церковного и причтового капитала,  численности прихожан.

Подробнее...

Святые и Святыни

Священник Власов Владимир Михайлович(1884-1938)

Почетный гражданин г. Ветлуги Владимир Михайлович Власов родился 28 декабря 1884 года в г. Ветлуга Ивановского края (бывш. Костромской губ.) ныне Горьковской области.

Подробнее...

Статьи

Церковь Божией Матери Успения, что близ реки Волги. Презентация

Подробнее...