Солигаличские новомученики: священномученики протоиерей Иосиф Смирнов, иерей Владимир Ильинский, диакон Иоанн Касторский и мученик Иоанн Перебаскин. (+ 1918)

Автор: Прот. Дмитрий Сазонов. .

image001Память 26 февраля/7 марта  в Соборе Костромских святых, в Соборе новомучеников и исповедников Церкви Русской.

В январе 1918 г. вышел Декрет «об отделении Церкви от государства», положивший начало изъятию церковной собственности, притеснению духовенства и верующих. Вся православная Россия откликнулась на это событие проведением многочисленных крестных ходов.

Цитата. За месяц до трагических событий, совершившихся в Солигаличе в 1918 году, Поместный Собор Русской Православной Церкви обращался ко всероссийской пастве: «Объединяйтесь же, православные, около своих храмов и пастырей, объединяйтесь все, мужчины и женщины, и старые и малые, составляйте союзы для защиты заветных святынь… Лучше кровь свою пролить и удостоиться венца мученического, чем допустить веру православную врагам на поругание. Мужайся же, Русь Святая. Иди на свою Голгофу. С тобою Крест Святой, оружие непобедимое…»

image002В воскресенье 11 (24) февраля прошел крестный ход и в уездном Солигаличе против разграбления Богородице-Феодоровского монастыря. Возглавлял крестный ход настоятель собора Рождества Пресвятой Богородицы протоиерей Иосиф Смирнов (1864 – 1918), с хоругвями и иконами шли ученики Духовного училища вместе со своим смотрителем Иоанном Перебаскиным; в крестном ходе принимали участие протоиерей Владимир Ильинский, и семидесятилетний диакон Иоанн Касторский.

На вторник, 13 (26) февраля, Вылузгин назначил «реквизицию хлебных излишков» в Богородице-Феодоровском монастыре близ Солигалича. Эта обитель пользовалась в народе необыкновенной любовью: там находился благоговейно чтимый горожанами список с всероссийской святыни — чудотворной Феодоровской иконы Пресвятой Богородицы, Небесной покровительницы Костромского края. Все верующие солигаличане понимали, чем на деле закончится намеченная большевиком Вылузгиным «реквизиция», и были полны решимости защитить святую обитель от разграбления.

image003Накануне вечером на заседании городской думы выступил монастырский священник Василий Ильинский, сын отца Владимира. Было принято решение спасти обитель от погрома, и вскоре у ее стен стали собираться люди. Здесь их встречал иерей Василий, получивший благословение своего старца-отца духовно возглавить защиту монастыря. Прибывшие на место представители Совета были вынуждены отступиться от своего намерения.

image004 После молебна, отслуженного в монастырском храме, огромная процессия верующих направилась в город; по дороге к ней присоединялись все новые и новые участники. Местный отряд Красной гвардии не смог остановить это стихийное народное выступление. Множество людей окружило здание исполкома Совета, требуя прекратить террор и насилие. Вылузгин вышел на балкон и пытался убедить народ разойтись, но его речь не возымела действия. Тогда богоотступник, окончательно выведенный из душевного равновесия, выхватил из-за пояса револьвер и открыл огонь по собравшимся людям, убив при этом одного человека. Разгневанный народ ворвался в здание; члены исполкома скрылись, а сам Вылузгин, получивший ранение, был арестован и доставлен в больницу. Утром следующего дня неизвестные, проникнув в больницу, убили ненавистного людям уездного диктатора, и законная власть на солигаличской земле была восстановлена. Однако продержалась она всего неделю: из Вологды в Солигалич по вызову большевиков был немедленно отправлен кавалерийский отряд из 150 человек, в официальных документах того времени уже именовавшийся «карательным».

Восстановление большевистской власти в Солигаличе совершилось с беспощадной жестокостью: на гибель своего соратника красногвардейцы 22 февраля (7 марта) 1918 года ответили массовым расстрелом местных жителей. Реакция советской власти была немедленной – Костромской горком партии направил к месту восстания карательные отряды. Руководители восстания, а также местное духовенство (всего 21 человек), были схвачены и расстреляны ночью 7 марта 1918 года около стен тюремного Никольского храма.

image005Похоронили убитых сами каратели, не дав это сделать родственникам. Вырыли большую могилу на местном кладбище, близ кладбищенской церкви святых апостолов Петра и Павла.

Первоначально на братской могиле стоял крест с лампадой и её посещали люди, но в 30-е годы советская власть уничтожила крест, и захоронение мучеников смогли обнаружить только в наше время. 28 июня 1996 года крест был восстановлен, и с тех пор, ежегодно 7 марта у него собираются верующие и поминают новомучеников и всех убиенных с ними.

13 апреля 1918 года во время работы Поместного Собора Русской Православной Церкви святитель Тихон, Патриарх Московский и всея Руси, совершил в храме Московской Духовной семинарии первую заупокойную литургию по всем убиенным «за веру Православную и Церковь Российскую». Среди жертв красного террора, поимённо названных святителем на богослужении, были имена четверых жителей Солигалича – Иосифа Смирнова, Владимира Ильинского, Иоанна Касторского и Иоанна Перебаскина.

Среди казненных по приговору «военно-революционного суда» были самые достойные представители солигаличан: настоятель собора протоиерей Иосиф Смирнов и смотритель Духовного училища Иоанн Перебаскин, старец-иерей Владимир Ильинский и уважаемый всеми диакон Иоанн Касторский, городской голова М.М. Алексеев, начальник почтово-телеграфной конторы Д.В. Кременецкий, секретарь уездной земской управы М.А. Воскресенский, воинский начальник штабс-капитан А.Н. Иванский, врач Виноградов, возглавивший Совет после гибели большевика Вылузгина. Среди расстрелянных была и 19-летняя телеграфистка Анна Капустина. 

image006Сведения из послужного списка невинно убиенных и материалы периодической церковной печати показывают нам их как образованных, достойных священнослужителей и мирян, людей безупречной христианской нравственности, пользовавшихся среди горожан глубоким уважением.

В рапорте управляющего костромского архиерея епископа Евдокима (Мещерского) указывается, что расстрелянных "настолько изуродовали, что, по словам очевидцев, нельзя было узнать ни одного трупа. Расстрелянных мучеников почти нагих зарыли в одну яму без отпевания, и да и некому было отпевать: духовенство города Солигалича скрывается и его разыскивают." 

Вместе с глубоко почитаемыми народом солигаличскими священнослужителями и смотрителем Духовного училища — лучшими людьми городского духовного сословия — красногвардейцами были расстреляны еще 17 человек, представителей иных сословных групп населения уездного центра.

Расстрелянных похоронили в братской могиле на городском кладбище, у стен Петропавловской церкви рано утром 8 марта. На месте братской могилы были установлены крест и ограда, которые были снесены безбожниками в тридцатые годы. Крест на могиле был восстановлен в 1996 году.

image007Цитата. «Невозможно восстановить полнокровную жизнь Церкви, не прославив тех, кто в годы гонений своим мученичеством засвидетельствовал верность Христу, не воздав должное их страдальческому подвигу», — писал в своем обращении к Поместному собору в 1918 году один из священников Костромской епархии.

Канонизация. Причислены к лику новомучеников и исповедников Российских в августе 2000 года на Архиерейском Соборе Русской Православной Церкви.

Протоиерей Иосиф Сергеевич Смирнов родился в 1864 году. Закончив Костромскую духовную семинарию, с 1885 по 1896 год преподавал в Солигаличском приходском училище. В 1886 году был рукоположен во священника к собору Рождества Пресвятой Богородицы; состоял духовником при городской тюрьме и наблюдателем церковно-приходских школ Солигаличского уезда. В сентябре 1905 года был назначен настоятелем собора. Избирался депутатом городской думы и Солигаличского уездного собрания, состоял членом уездного комитета попечительства о народной трезвости. В 1907 году был возведен в сан протоиерея.

Сведения из послужного списка и материалы периодической церковной печати показывают нам отца Иосифа как образованного, достойного священнослужителя, человека безупречной христианской нравственности, занимавшегося, помимо исполнения церковного служения, обширной общественной деятельностью и пользовавшегося среди горожан глубоким уважением. Отец Иосиф был удостоен нескольких церковных и государственных наград, среди них — ордена Святой Анны III степени. Благочестивый семьянин, отец настоятель имел семерых детей. Старший из них, Сергий, был преподавателем мужской гимназии, другой — Леонид — учился ко времени описываемых событий в Московском университете.

image008Иерей Владимир Стефанович Ильинский (настоящие отчество и год рождения священномученика указаны по сведениям двоюродного праправнука Владимира Ильинского) родился в 1845, долгое время был священником церкви села Солда Солигаличского уезда. Его сын, иерей Василий Ильинский, служил священником при Богородице-Феодоровском Ратьковском женском монастыре, находившемся в 2 верстах от Солигалича. Ко времени Октябрьского переворота отец Владимир был уже на покое. В его обширном послужном списке (как, впрочем, и у остальных трех страдальцев за Имя Христово) значится: «судим и штрафован не был», «под судом и следствием не состоял», «поведения отлично-хорошего». Многолетнее беспорочное служение Церкви Христовой снискало священнику Владимиру Ильинскому почет и глубокое уважение православного народа. Не удивительно поэтому, что выбор карателей, пытавшихся устрашить население публичной казнью лучших представителей различных сословий, пал именно на него.

Диакон Иоанн Алексеевич Касторский родился в 1848 году в семье диакона села Николо-Березовец Солигаличского уезда. Окончив Солигаличское духовное училище, служил сторожем и причетником при городском соборе, затем псаломщиком в Богородице-Феодоровском монастыре. В 1880 году был рукоположен в сан диакона, имел четырех детей. На склоне лет отец Иоанн лишился супруги — в ведомостях клира за 1915 год указывается, что он вдов. Семидесятилетний старец, смиренный труженик на ниве Христовой, диакон Иоанн Касторский отличался благочестием и безупречностью в служении.

Статский советник Иоанн Павлович Перебаскин родился в 1862 году, окончил Санкт-Петербургскую Духовную Академию и имел ученую степень кандидата богословия. Не принимая священного сана, Иоанн Павлович посвятил себя делу духовного образования и воспитания юношества. Сразу после окончания Академии в 1884 году он направился в небольшой уездный город Солигалич, где стал помощником смотрителя, а в 1897 году — смотрителем духовного image009училища. К своим обязанностям Иоанн Павлович, награжденный орденами Святой Анны и Святого Станислава III степени, относился с глубокой ответственностью и усердием; им была написана книга «Правила поведения учеников Солигаличского Духовного училища», изданная в 1915 году.

Тропарь, гл. З:

К сонму новомучеников Российских сопричтенные, страдальцы за Христа града Солигалича, священномученицы Иосифе, Владимире, Иоанне и мучениче Иоанне, венцами небесными увенчанные, дерзновенно Христа Бога молите даровати людям земли Костромския(ой) веры правыя укрепление и душам нашим спасение.

Кондак, гл.4:

Богохранимая земля Костромская многия святыя Богови воспита; т^ ныне и новомученицы солигалич(е)ские(я), кровию своею верность Христу запечатлевшия, молитеся усердно о всех, страдания и подвиги ваша почитающия(х).

Молитва

О святые и преславные новомученицы града Солигалича, священноиереи Иосифе и Владимире, священнодиаконе Иоанне и мучениче Иоанне, от юности Христа Бога в сердце своем носившие, с любовию и послушанием на поприще церковном послужившие!

Прежде страданий ваших много ко всякой пользе изрядней людей православных града Солигалича потрудившеся, скорбящих и немощствующих утешители, обидимым помощницы, юношей воспитатели, во узах сущих к жизни праведней наставницы были есте. Времени же сущу за Христа пострадати, суеты мирской с радостью совлекшеся, новомучеников Российских первейшие, кончину мученическую от безбожников приемше во славословии Страдальца Божественнаго Христа Бога нашего, кровью своею древнюю землю Соли Галицкой обильно оросили есте.

О святые угдницы Божий, в подвиге добром Подвигоположнику Христу уподобившиеся, на многи подвиги в годину огненнаго искушения верных чад Церкви нашея утвердившие!

Ныне же приимите усердные моления наша и вознесите я ко Престолу Всеблагаго Бога Вседержителя. Во славе предстоя Ему в сонме новомучеников и исповедников земли Русския, со Святейшим Тихоном, Патриархом Всероссийским, святым священномучеником Никодимом, архиепископом Костромским, и со всеми святыми Костромскаго края покровителями, прилежно молите Христа Бога нашего, да утвердит Он Церковь Свою святую, юже стяжал есть честною Своею Кровию, да сохранит в нас дух правыя веры и благочестия, страждущую страну нашу от лютых безбожных и от междоусобныя брани да свободит, Костромс(тей)кой земли мир глубок и неотъемлем и благословение да дарует, нам же, чтущим святую память вашу, да подаст спасение и во всем благое поспешение, да выну благодаряще Триипостаснаго Бога нашего, славу и благодарение Ему воссылаем, Отцу и Сыну и Святому Духу, ныне и присно и во веки веков. Аминь.

Величание:

Величаем вас,/ святии (новомученицы и исповедницы Соли Галичския) священномученицы Иосифе, Владимире, Иоанне и мучениче Иоанне,/ и чтим честная страдания ваша,/ яже за Христа/ претерпели есте.

Храмы и монастыри

Троицкий собор Ипатьевского монастыря. Наружные росписи середины XVII века

В 1956 году Костромская специальная научно-реставрационная производственная мастерская приступила к комплексной реставрации всех зданий ансамбля Ипатьевского монастыря и стенного письма в Троицком соборе.(1) Проект реставрации был тщательно проработан. Был выявлен и собран большой комплекс документальных и иконографических материалов в библиотеках, музеях и архивах страны. С особым вниманием изучались документы реставрационных работ 1912-1913 годов.

Подробнее...

Святые и Святыни

СВЯТЫЕ НОВОМУЧЕНИКИ И ИСПОВЕДНИКИ ХХ ВЕКА ЦЕРКВИ РУССКОЙ СОБОРА КОСТРОМСКИХ СВЯТЫХ

Подробнее...

Статьи

К переосмыслению реформы приходского управления 1961 года

В историографии периода государственно-церковных отношений 1960-х годов приходская реформа однозначно подается как действие властей нанесших разрушительный для церковного прихода, для религиозного самосознания удар, окончательной целью которой была ликвидация церковных структур. В результате изучения материала, а также с учетом постановки проблематики, с целью ее объективности, удалось прийти к результатам, из которых следует, что к 1988 году, к работе Поместного собора, на котором будет принят новый Приходской устав, церковные организации пришли духовно, организационно и финансово более крепкими, чем они находились до 1960-х годов. Относительно благополучное состояние приходов позволило начать церковное возрождение 1990-х годов.

Подробнее...