Архиепископ Сильвестр (Братановский,1871 – 1932)

Автор: Прот. Дмитрий Сазонов. .

image001В миру Братановский Александр Алексеевич, родился 21 августа 1871 года в с. Воскресенское на Обноре Любимского уезда Ярославской губернии.

На этом месте в XIV веке подвизался преп. Сильвестр Обнорский, основавший здесь монастырь во имя Воскресения Христова. Монастырь в 1764 году был упразднен и преобразован в приходскую церковь.

Ныне существующая церковь построена в 1825 году на средства купца Кадетова, получившего исцеление от мощей преп. Сильвестра. В 1862-1864 гг. мощи святого, покоящиеся под спудом в храме, были освидетельствованы, храм был расширен и стал местом паломничества жителей окрестных городов. Святитель Тихон, будущий Патриарх Московский, в бытность свою ярославским архиепископом, неоднократно приезжал в Воскресенское для молитвы и отдыха, иногда задерживаясь здесь на целые недели.

В советское время храм был закрыт, в нем находились совхозная контора, пекарня, магазин. В 2003 г. возвращен Церкви. Неподалеку от храма находится источник преп. Сильвестра.

Образование Александр получил на юридическом факультете в Санкт-Петербургском университете (1896) и в Московской духовной академии.

image002В 1898 году пострижен в монашество. В 1900 году рукоположен во иеромонаха. В этом же году окончил духовную академию со степенью кандидата богословия и назначен смотрителем Мстиславского духовного училища. В 1901 году инспектор Кутаисской духовной семинарии.

С 1902 года - ректор той же семинарии в сане архимандрита.

В 1904 году назначен ректором Смоленской духовной семинарии.

С 1906 года – настоятель Херсонисского Св. Владимира монастыря.

В 1907 году назначен настоятелем Московского Спасо-Андрониковского монастыря.

4 апреля 1910 хиротонисан во епископа Рыбинского, викария Ярославской епархии. Хиротония состоялась в Свято-Троицком соборе Александро-Невской Лавры. Чин хиротонии совершали: митрополит СПб Антотний, митрополит Киевский Флавиан, архиепископ Литовский Никандр, архиепископ Ярославский Тихон и др. епископы.

С 30 апреля 1915 назначен епископом Севастопольским, викарием Таврической епархии.

С 9 октября 1917 – епископ Верейский, викарий Московской епархии.

С мая 1920 – епископ Пермский. Уклонялся в обновленческий раскол.

В ноябре 1922 года возведен в сан архиепископа.

image00322 декабря 1922 года был арестован, так как "скрыл наперсный крест с бриллиантами" во время изъятия церковных ценностей. Как выяснилось, комиссия явилась в храм во время богослужения, крест был на владыке, и на него никто не обратил внимания. Это была версия ареста для широкой публики. На самом деле архиепископ Сильвестр был арестован за скрытое противодействие обновленцам, т. к. сотрудники городского отдела ГПУ были уверены в том, что "арест епископа Сильвестра и др. уже лишает мощности реакционные группы, что в свою очередь дает возможность прогрессивной группе духовенства шире развернуть свою работу". В апреле 1923 г. проходил процесс архиепископа и членов церковного совета Воскресенского собора. Судили их "за небрежное отношение к своим обязанностям". Архиепископ Сильвестр и прот. Васильев были осуждены на три года, священник Н. Любимов на два года; миряне Комаров, Я. К. Танов и Егоров получили по году условно, епископ М. Бирюков освобожден по амнистии. После ареста архиепископа "прогрессивной группе духовенства удалось выдвинуть на пост епископа своего единомышленника Николая Ашихмина".

Владыка Сильвестр был освобожден досрочно, уже в июле 1923 года приходский совет Свято-Троицкого храма на пл. Коммуны просил горадмотдел разрешить прибывшему в Пермь архиерею совершить богослужение в воскресенье 11 июля вечером и на следующий день утром.

Архиерей опубликовал воззвание к духовенству, в котором были слова: «Из трех точек опоры: православие, самодержавие, народность... в конце февраля 1917 г. был выбит средний устой – самодержавие. Поэтому пошатнулась Россия, накренилась и стала катиться по наклонной плоскости». Епископ Сильвестр организовал в Перми 8-месячные пастырско-богословские курсы, работавшие в 1920–1922 гг. Летом 1921 г. сильная засуха поразила Поволжье, Крым, Кавказ и юг Украины, что привело к неурожаю и голоду. В Екатеринбургской губернии голодали 800 тыс. человек, в Пермской губернии — 658 тыс. человек, в Челябинской губернии — 600 тыс. человек. В мае 1922 г. в Осинском уезде ежедневно умирали от голода до 120 человек. По инициативе Пермского епископа Сильвестра 18-19 декабря 1921 г. и в Рождество Христово по церквам Перми и Мотовилихи прошел сбор денег и продуктов в пользу голодавших. Епископ поручил заниматься сбором денег и продуктов председателю Союза приходских советов священнику Троицкой церкви завода Мотовилихи П. Козыльскому. С декабря 1921 по август 1922 г. в церквах Перми и Мотовилихи собрали 80 млн руб. и 27 пудов 17 фунтов продуктов. Епископ Сильвестр произносил проповеди о сострадании и помощи голодавшим. Пермский священник А. Бирилов 18 февраля 1922 г., за 10 дней до послания патриарха святителя Тихона о помощи голодавшим, писал в газете «Звезда» (1922. № 39. 18 февраля) о том, что Церковь собирает деньги, питание, одежду, но этого недостаточно, «необходимо самим приходским советам совместно с духовенством сейчас же... уделить часть церковных ценностей гибнущим от голода». Весной 1922 г. проходили духовные концерты, сбор от которых шел в пользу голодавших.

По подсчетам П. Н. Агафонова, в связи с сопротивлением изъятию церковных ценностей к тюремному заключению были приговорены 15 священнослужителей и мирян Пермской епархии. На Урале изъятие первоначально прошло в губернских и уездных городах, где практически закончилось к середине мая. К июню 1922 г. комиссии по изъятию в основном завершили работу на Урале; было изъято 42 фунта золота, 1044 пуда 55 фунтов серебра и около 3 тыс. драгоценных камней (в Екатеринбургской губернии — 480 пудов ценностей, в Пермской губернии — менее 100 пудов, в Уфимской губернии — менее 50 пудов ценностей).

image004По сведениям ПСТБИ, в 1924 году архиепископ Сильвестр был арестован.

По сведениям ПСТБИ, в 1925 году назначен архиепископом Костромским и Галичским, но на тот момент на Костромской кафедре был православный архиерей архиепископ Севастиан (Вести), который покаялся в обновленчестве в 1924 году перед Святейшим Патриархом Тихоном и был оставлен на кафедре.

В Костроме, после предачи Успенского собора обновленцам в 1924 году, соборным храмом староцерковников была Ильинская церковь.

Церковь Илии Пророка на Русиной улице (1829).

image005Кирпичный храм, построенный в кон. XVII в. был перестроен в кон. XVIII в., получив вид пятиглавого четверика. Трапезная с приделами Знаменско-Алексиевским и Трёхсвятским и колокольня в стиле классицизма пристроены в 1829 на средства И. В. Малышева. Закрыт в 1929, основной объём разрушен в 1930. Уцелели только трапезная и нижний ярус колокольни, занятые учреждениями. Передан верующим в 2008, восстанавливается. В 2020 восстановлена колокольня. Богослужения проходят в трапезной части храма.

12 апреля 1925 г. подписал акт о передаче высшей церковной власти митрополиту Крутицкому Петру (Полянскому).

В 1926 году назначен архиепископом Вологодским .

С 18 мая 1927 года - постоянный член временного Патриаршего Священного Синода при Заместителе Патриаршего Местоблюстителя митрополите Сергии (Страгородском).

С 1 января 1929 по 16 сентября 1930 год – архиепископ Калужский.

Скончался 29 сентября 1932 г. на покое в Москве. Отпет в храме св.мц.Ирины митрополитом Сергием (Страгородским) в сослужении пятнадцати иерархов.

Погребен на Московском Семеновском кладбище.

Сочинения

"Есть ли какие-либо бесспорные основания для передачи бракоразводного процесса из ведения церкви гражданскому суду, и возможные следствия этой передачи" (Харьков, 1903); "Современные искатели полной свободы совести пред судом православной церкви и государства" (ib., 1903); "Где истинная интеллигенция?" (СПб., 1904).

Литература

"Церк. Ведом." 1900, № 43 с. 347; "Церк. Ведом." 1910, № 14 с. 77;"Церк. Ведом." 1915, № 20 с. 245;"Церк. Ведом." 1917, № 43-45 с. 402; "Приб. к "ЦВ" 1910, № 15, с. 693,. 706; "Русск. Паломн." 1915, № 22 с. 352.;"Русск. Паломн." 1915, № 26 с. 416; "ЖМП" 1932, № 8, с. 8;"ЖМП" 1932, № 11-12, с. 1;"Состав Свят. Правит. Всероссийск. Синода и Российск. Церковной. Иерархии на 1917 год" с. 156-157;Булгаков, с. 1418; БЭС т. II, стб. 6.

Архивные источники

Храмы и монастыри

Монастыри Костромского края

 В разное время в современных границах Костромской области существовало, по крайней мере, около 60 монастырей (помещаемый ниже их порайонный спи­сок, конечно, не полон). Древнейшими среди них являлись Спасо-Запрудненский и Ипатьевский, основанные в окрестностях Костромы в ХШ в. Во второй половине XIV в. учениками при. Сергия Радонежского на костром­ской земле был создан целый ряд обителей. Один прп. Авраамий Галичский и Чухломской основал в галичско-чухломских пределах четыре монастыря. В XVI-XVII вв. в нашем крае возникло немало новых монастырей, в их числе: Спасо-Геннадиев, основанный прп. Корнилием Комелъским, Благовещенский Ферапонтов, основанный прп. Адрианом Монзенским, Богородицко-Игрицкий под Костромой и др.

Подробнее...

Святые и Святыни

Преподобномученица Анна (Корнеева 1880 -1938)

Анна Алексеевна Корнеева родилась в селе Щербинино Коломенского уезда Московской губернии в 1880 году. По достижении 15-летнего возраста, в 1895 году она поступила в Макарьевский Решемский монастырь Костромской губернии, где подвизалась в качестве послушницы семь лет. В 1902 г. она возвратилась на родину.

Подробнее...

Статьи

Костромское романоведение: темы и проблемы

Романоведение, возникшее в Костроме чуть ли не в 1613 году и со временем сделавшееся одним из главных направлений костромского краеведения, в 1913 году насчитывало свыше двухсот исследований, наиболее ранними из которых были костромские Писцовая [127] и Дозорная [125] книги, Летописец костромской краткий [105] и сказания о явлениях и чудесах икон Федоровской в Костроме [106] и Владимирской в Нерехте [107]. К исходу следующего столетия в «Истории о первоначалии и происшествиях города Костромы» [126] и «Кратком историческом известии о граде Костроме» [104] Николая Степановича Сумарокова и «Описании Костромского наместничества вообще» [38, 134] и «Собрании исторических известий, относящихся до Костромы» [37] Ивана Кузьмича Васькова наметились и основные темы костромского романоведения – избрания, сватовства, венчания и благословения на царство первого из Романовых, происхождения, землевладения и пребывания Романовых в Костромском крае и благодеяний ему, а также преданности им костромичей, увековечения памяти о них и пр.

Подробнее...