Епископ Анатолий (Соколов, 1865 - 1942), бывший епископ Енотаевский, викарий Астраханской епархии, обновленческий митрополит Костромской

Автор: Прот. Дмитрий Сазонов. .

image001В миру Соколов Феодот Андреевич, родился 7 июня 1865 года в городе Ново-Быхов Быховского уезда Могилёвской губернии.

В 1887 году окончил Могилевскую духовную семинарию. Служил на приходе и одновременно состоял законоучителем Ново-Быховского церковно-учительского заведения. В 1890 году – надзиратель Оршанского духовного училища. В 1891 году возведен в сан иерея и назначен законоучителем Ново-Быховской церковно-учительской школы.

В 1900 году поступил в Санкт-Петербургскую духовную академию, которую окончил в 1904 году со степенью кандидата богословия.

1 июня 1904 года назначен законоучителем Перновской мужской гимназии.

С 24 ноября 1904 года - законоучитель Рижской гимназии. С 12 августа 1914 года – смотритель Торопецкого духовного училища. Овдовел.

24 мая 1915 года пострижен в монашество, а на следующий день был возведен в сан архимандрита. С 8 февраля 1917 года – ректор Виленской духовной семинарии. Затем председатель Училищного совета при Святейшем Синоде.

21 сентября 1919 года хиротонисан во епископа Енотаевского, викария Астраханской епархии. Хиротонию возглавил патриарх Тихон.

В ноябре 1919 года прибыл в Астрахань. В связи с тем что в июне 1919 года архиеп. Астраханский Митрофан (Краснопольский) и еп. Царевский Леонтий (Вимпфен) были расстреляны, на епископа Анатолия было возложено управление Астраханской епархией.

С назначением в марте 1920 года на Астраханскую кафедру архиепископа Палладия (Соколова) еп. Анатолий был перемещен на Царевское викариатство Астраханской епархии. Архиеп. Палладий пробыл на кафедре 3 месяца и в июне 1920 года скончался. Епископ Анатолий снова был переименован в епископа Енотаевского и назначен управляющим Астраханской епархией.

Во время объезда епархии в 1920 года, причиной которого было обновление нескольких икон, еп. Анатолий в проповедях объяснял политическую ситуацию в стране борьбой антихриста с Богом, что вызвало несколько случаев возмущения верующих против советской власти. Власти арестовали ряд священнослужителей. В конце 1921 года на Астраханскую кафедру был возведен архиепископ  Фаддей (Успенский); из-за ареста он не смог прибыть в Астрахань, поэтому еп. Анатолий продолжал управлять епархией.

В 1922 году, во время голода, бушевавшего в Поволжье, Советское правительство развернуло кампанию по изъятию церковных ценностей. Патриарх Тихон на эту кампанию властей отреагировал посланием, в котором не благословлял верующих отдавать ценности, имеющие богослужебное значение. Епископ Анатолий (Соколов), в свою очередь, 10/23 марта 1922 года обратился к астраханской пастве с посланием, полностью выдержанном в тонах послания Патриарха. Он призывал верующих откликнуться на призыв о помощи голодающим жителям Поволжья, пожертвовать на их нужды, кто чем может, а церковным советам благословлял отдать на это дело только предметы не богослужебного пользования.

"Я не допускаю, - писал епископ Анатолий, - чтобы среди церковных советов нашлись такие деятели, которые под влиянием духа времени устроили бы из церковных ценностей то, с чем не может помириться совесть верующего человека и его религиозные чувства. Во избежание сего считаю священным долгом своим предостеречь церковные советы, чтобы не делали никаких уступок... и чтобы люди нашей церкви Божией не причиняли ей болезней и страданий, не лишали ея красоты, благолепия, не понесли ущерба уставности в отправлении церковных богослужений".

image002После этого епископ Анатолий вместе с протоиереем Димитрием Стефановским, профессором А. А. Дмитриевским и рядом других лиц были привлечены к суду.

В начале июля 1922 года епископ Анатолий собрал в Иоанно-Предтеченском монастыре все городское духовенство и уездных благочинных. Он зачитал документ об организации в центре обновленческого ВЦУ и сообщил, что это вполне законная и преемственная церковная власть. На собрании выступил один из местных "идеологов" обновленчества – священник Ксенофонт Цендровский с докладом о программе "Живой Церкви". Едва докладчик закончил изложение живо-церковной программы, как присутствующие услышали из уст церковного старосты Ильинской церкви Баринова послание митрополита Агафангела (Преображенского), разоблачающее обновленчество. Раздались крики: "Долой Анатолия (Соколова)", "Гоните Цендровского", епископ Анатолий еле успел укрыться от разгневанной толпы в доме настоятеля Троицкого храма отца Григория Степанова.

Сразу же после этого собрания многие астраханские священнослужители подали заявление, в которых отказывались признавать подлинность ВЦУ. В создавшейся ситуации владыка Анатолий заявил, что он вступил в группу "Живая Церковь" по тактическим соображениям, что обновленцам он вовсе не сочувствует, и когда изменятся обстоятельства, обязательно выйдет из ее подчинения. Православные не стали прерывать канонического общения с епископом Анатолием, продолжая поминать его имя на ектениях за богослужением.

В августе 1922 года началось следствие по делу епископа Анатолия. На время следствия владыка был подвергнут домашнему аресту у себя в келье в астраханском во имя св. Иоанна Предтечи монастыре, лишившись возможности совершать богослужение в храмах и управлять епархиальными делами. Желание видеть епископа, естественное беспокойство за его судьбу привлекло в монастырь массу верующих людей. Власти были очень обеспокоены этим и вскоре заменили владыке арест на подписку о невыезде.

15 ноября начался судебный процесс, который происходил в актовом зале бывшей городской Думы. Процесс был открытым, длился несколько дней и вызвал вокруг себя ажиотаж. Епископ Анатолий, обязанный являться на каждое заседание суда, рано утром выходил из Иоанно-Предтеченского монастыря и пешком направлялся к зданию суда. С первого дня его уже окружала многотысячная толпа, сопровождавшая его всю дорогу. Вся Советская улица была забита народом, отчего владыка с трудом достигал здания суда к началу судебного заседания и даже опаздывал. Опоздание епископа дало обвинителю Фокину повод для требования изменения меры пресечения для владыки, т. е. чтобы он был взят под стражу, так как опаздывает «по неизвестным причинам». Но суд отверг притязания обвинителя. Суд вынес епископу Анатолию очень мягкий приговор - год условного заключения. Такие же небольшие сроки условного наказания были вынесены и другим обвиняемым по этому делу.

image003После состоявшегося в мае 1923 года обновленческого Собора в Москве, на котором патриарх Тихон был "лишен сана", ситуация в Астрахани коренным образом изменилась. Епископ Анатолий, поддерживаемый обновленческим епископом Михаилом (Постниковым), стал категорически требовать от православного духовенства и мирян признать собор 1923 года и созданный "Высший Церковный Совет". Собравшиеся в Успенском соборе представители от всех православных приходов г. Астрахани постановили: Собор 1923 года каноничным не считать и Высшему Церковному Совету не подчиняться.

Иоанно-Предтечевский монастырь в Астрахани основан в 1688 году при Астраханском митрополите Савватии. Первоначально располагался за городом. При монастыре имелось четыре храма: собор в честь Усекновения главы Иоанна Предтечи (освящён в 1697 году); церкви в честь Сретения Господня и Рождества Иоанна Предтечи, а также церковь в честь святого мученика Иоанна Воина на колокольне (освящена в 1737 году). В 1895 году на месте деревянных Сретенской и Рождество-Иоанно-Предтеченской церквей началось строительство нового величественного храма. В 1899 году этот новый храм был освящён в честь Сретения Господня. Здесь были устроены приделы в честь иконы Божией Матери «Всех скорбящих Радосте» и святителя Тихона Задонского. Этот храм – единственный из всех монастырских храмов, уцелевших в годину советского лихолетья.

image004В 1929 году монастырь был закрыт. Вскоре были снесены монастырский собор и уникальная шатровая колокольня с храмом в честь святого мученика Иоанна Воина. В 1989 году началось возрождение Сретенского монастырского храма, который долгое время использовался под склад «Заготзерно». Теперь этот храм был освящён в честь Усекновения главы Иоанна Предтечи. Боковые приделы освящены в честь Иверской иконы Божией Матери и святителя Тихона Задонского. 22 февраля 1995 годауказом Святейшего Патриарха Алексия Второго Иоанно-Предтеченский монастырь был восстановлен в своём звании.

С приездом 9 декабря 1923 года в Астрахань архиепископа Фаддея (Успенского) положение епископа Анатолия стало совсем неоднозначным. Возглавляемые Анатолием деятели раскола заняли бо́льшую часть астраханских храмов, к 1924 году православным в городе принадлежало всего 10 храмов.

В 1924-1925 годах Анатолий (Соколов) дважды писал архиепископу Фаддею (Успенскому) о необходимости примирения. С этими письмами ходил к владыке Фаддею обновленческий священник Боровков. Владыка Фаддей не принимал Боровкова, а, прочитав письма, передавал через келейника, что он примет в общение с Церковью каждого желающего покаяться, но не признает обновленчество за Церковь и не может говорить о примирении с ним. Епископ же Анатолий не хотел приносить личного покаяния, а настаивал лишь на "воссоединении". С этим он даже сам лично приезжал к архиепископу Фаддею, но тот уклонился от встречи с обновленческим епископом.

В 1924 году Анатолий был возведен обновленцами в сан архиепископа. С 1927 года – обновленческий митрополит Астраханский и всея Нижния Волги. В том же году стал обновленческим митрополитом Крымским. В 1933 году – правящий Луганской обновленческой епархией.

В 1935 году – правящий Костромской обновленческой епархией.

9 сентября 1937 года уволен за штат.

Скончался 25 января 1942 года в городе Костроме в полном одиночестве, покинутый всеми верующими, без покаяния, вне общения со св. Церковью. Отпевал его служивший в той же церкви псаломщиком обновленческий митрополит Корнилий (Попов).

Церковь Иоанна Богослова на Каткиной горе г. Костромы  сооружена в 1874-1876 путём капитальной перестройки старого двустолпного одноглавого храма 1680-х, от которого осталась часть стен. Имела вид четырёхстолпного трёхапсидного однокупольного здания в псевдорусском стиле с шатровой колокольней. Главный престол был Иоанна Богослова и Сретения, боковые приделы - один Богоявления, Иоанна Златоуста и Макария Унженского, второй Толгской Богоматери, Иоанна Устюжского, Стефана Сурожского и Михаила Тверского. Закрыта в 1946, венчания сломаны, декор переработан. С 1951 используется как планетарий.

Литература

Именной список ректорам и инспекторам духовных академий и семинарий, преподавателям духовных семинарий и училищ и священно-служителям при наших заграничных церквах 1917 года.- Пг., 1917.- С. 119; Православная энциклопедия / под ред. Патриарха Московского и всея Руси Алексия.- М., 2000.- Т. II.- С. 272-273; Мануил [Лемешевский В.В.], митр. Русские православные иерархи периода с 1893 по 1965 годы (включительно): в 6 т.- Эрланген, 1979.- Т. I.- С. 231-232.преподавателям духовных училищ и их помощникам, монашествующим

Храмы и монастыри

Троицкий собор Ипатьевского монастыря. Наружные росписи середины XVII века

В 1956 году Костромская специальная научно-реставрационная производственная мастерская приступила к комплексной реставрации всех зданий ансамбля Ипатьевского монастыря и стенного письма в Троицком соборе.(1) Проект реставрации был тщательно проработан. Был выявлен и собран большой комплекс документальных и иконографических материалов в библиотеках, музеях и архивах страны. С особым вниманием изучались документы реставрационных работ 1912-1913 годов.

Подробнее...

Святые и Святыни

Буевский Алексей Сергеевич (1920 - 2009)

Родился Алексей Сергеевич 20 июня 1920 года  в семье музыканта С. Н. Буевского и А. И. Козловой, воспитывался в семье деда - И. Г. Козлова, старосты Преображенской церкви Спаса в Подвязье в Костроме, с 6 лет прислуживал в храме.

Подробнее...

Статьи

Разница понимания и смыслов при принятии реформы приходского управления 1961 года со стороны Церкви и государства. Дисскурс истории.

Статья посвящена принципиальным отличиям в понимании реформы приходского управления принятой Русской Православной Церковью под давлением государства в ходе компании по возвращению к «ленинским нормам» в конце 1950-х, начале 1960-х годов. Принятие внешних форм соборного утроения прихода обернулось экклезиологической и канонической катастрофой из-за разницы понимания и целей государства и Церкви. На основании исследования и сопоставления различных смыслов, вложенных идеологически атеистическим партийным и государственным аппаратом с одной стороны, и церковным священноначалием с другой, удалось определить границы различного понимания и целей государства и Церкви. На основании изученных документов удалось выяснить и определить выводы, о форме и содержании реформы, которые из-за различия смыслов и  возникших противоречий, привели к кризису церковной приходской жизни.

Подробнее...