Митрополит Корнилий (Попов, 1874 - 1966)

Автор: Прот. Дмитрий Сазонов. .

image001Митрополит Корнилий (в миру Константин Константинович Попов) родился в 1874 году в с. Никольском Вологодской губернии, в семье служащего. По окончании в 1894 году Вологодской духовной семинарии по первому разряду он был определен псаломщиком и одновременно учителем церковно-приходской школы в с. Черевково. В 1896 году принял диаконский сан, затем был рукоположен в священника. Служил священником, миссионером, наблюдателем церковно-приходских школ в Пермской епархии. В 1897 году овдовел.

В 1906 году окончил Казанскую духовную академию со степенью кандидата богословия, после чего служил миссионером и епархиальным наблюдателем в городе Ярославле и Ярославской епархии. 12 сентября 1909 года иерей Константин Попов принял монашеский постриг с именем Корнилий, в честь св. прп. Корнилия Комельского.

За особые труды на поприще миссионерского служения иеромонах Корнилий 27 сентября 1913 года был возведен в сан архимандрита и определен настоятелем Ростовского Троице-Варницкого монастыря Ярославской епархии, с оставлением за ним послушания епархиального миссионера.

В течение двух лет (1913-1914) слушал лекции в Ярославском отделении Археологического института.

5 июля 1915 года хиротонисан во епископа Рыбинского, с назначением настоятелем Ярославского Афанасьевского монастыря.

 28 февраля 1921 года Святейший Патриарх Тихон поставил его епископом Сумским, викарием Харьковской епархии. Но в 1922 году епископ Корнилий уклонился в обновленческий раскол, и 19 сентября 1922 года был определен на Вологодскую кафедру (уже в обновленчестве), а спустя полгода, 24 января 1923-го, возведен в сан архиепископа.

. При переходе в обновленческий раскол сложил с себя монашество: 7 сентября 1922 года постановлением обновленческого ВЦУ сняты монашеские обеты. Когда узнал, что обновленцы признают и епископов-монахов, официально отказаться от своего заявления.

В мае 1923 года архиепископ Корнилий (Попов) участвовал в работе второго обновленческого Всероссийского Поместного Собора. В числе пятидесяти четырех обновленческих архиереев он подписал постановление о лишении сана и звания Святейшего Патриарха Тихона (Беллавина).

image0026 мая 1923 года принял участие в епископской хиротонии Александра Введенского.

С 23 января 1924 года Корнилий — архиепископ Ярославский и Ростовский. С 1 мая 1925 года — архиепископ Саратовский (также обновленческий). В 1925 году — архиепископ, затем обновленческий митрополит Свердловский и Уральский, управляющий Уральской митрополией (прибыл на кафедру 1 сентября). В октябре 1925 года архиепископ Корнилий принял участие в работе третьего обновленческого Поместного Собора.

С 22 сентября 1926 года он возглавлял Воронежскую кафедру (митрополит Воронежский и всей Центральной Черноземной области). Член обновленческого Священного Синода.                         В обновленчестве был награжден правом предношения креста при богослужении (отличие, которого может быть удостоен только Патриарх. — Прим. Ред.).

image003В 1935 году арестован. Воронежским областным судом осужден по ст.58–10 УК РСФСР. В 1935 году арестован, приговорён к пяти годам исправительно-трудовых лагерей.

21 июня 1935 года указом обновленческого первоиерарха митрополита Виталия (Введенского) уволен на покой. Освобождён в 1940 году.

В 1935 году Корнилий был уволен на покой указом первоиерарха митрополита Виталия, но спустя семь лет, 21 июня 1942 года, указом первоиерарха митрополита Александра (Введенского) был назначен митрополитом Воронежским и Задонским. Гражданская власть отказала ему в регистрации. Служил в Иоанно-Предтеченский церкви села Колегаево Рыбинского района Ярославской епархии в качестве священника.

В декабре того же года назначен митрополитом Ярославским и Костромским.

image004В 20-х гг. XX в. обновленцы неизменно пользовались поддержкой властей в Костроме. В первые годы раскола им был передан ряд важнейших соборов: Успенский и Богоявленский в Костроме, Спасо-Преображенский в Чухломе, Тихвинский (Александро-Невский) в Макарьеве и др. В 1922 г. к обновленцам перешла и Феодоровская икона Божией Матери, которая находилась в их ведении до 1944 г. Однако обновленцы не пользовались большой поддержкой верующих. На 1 янв. 1925 г. у обновленцев было всего 15 церквей.

 В кон. 1943 г. в связи с общей ликвидацией обновленческого раскола прекратила существование и обновленческая епархия. В ноябре 1944 г. Феодоровскую икону Божией Матери перевезли из бывш. обновленческого кафедрального собора Иоанна Богослова на Кадкиной горе в кафедральный собор Костромской епархии - церковь Иоанна Златоуста.

Церковь Иоанна Богослова. Комплекс XVII – вторая половина XIX вв. Своеобразный костромской храм, характеризующий особенности развития культовой архитектуры во второй половине 19 века и имеющий важное градостроительное значение. С начала 17 века здесь известна деревянная приходская церковь. Вместо нее по некоторым сведениям в 1686 г. сооружен каменный храм, двустолпный и одноглавый, с позакомарным покрытием, трапезной с южным приделом и шатровой колокольней, впервые упомянутый в архивных документах в 1715-1716 гг. Однако в 1874-1912 гг. храм ремонтировался.

image005В конце 1940-х гг. разобраны колокольня и главы и переделан интерьер, на фасадах при сохранении их общей композиционной структуры были сбиты украшавшие окна треугольные разорванные фронтончики, а полуциркульные кокошники, декорированные антики боковых фасадов, заменены фризом из прямоугольных нишек, утрачены также арочные тяги, объединяющие окна в широких гранях восьмерика. Территория храма была обнесена оградой. Храм был закрыт в 1946 г.

В 1929-1943 г. храм являлся кафедральным собором Обновленческой церкви, здесь находилась Федоровская икона Богоматери, одна из главных костромских святынь. В середине 1940-х, после того, как обновленчество фактически прекратило существование церковь Иоанна Богослова в 1946 году была закрыта, а в конце 1940-х – переоборудована под планетарий, открытый в 1951 г., и существующий до сих пор (Ул. Горная, 14). При этом был кардинально изменен декор фасадов (он получил строгий плоскостный характер), снесена колокольня и т.д.

12 сентября 1943 года приезжал в Ульяновск на празднование именин митрополита Александра Введенского, находившегося там в эвакуации. 4 декабря 1943 года принял верное решение — принести покаяние Святейшему Патриарху Сергию (Страгородскому) и вернуться в лоно Матери-Церкви.

image006«Я, нижеподписавшийся, исповедую Господу моему Иисусу Христу и Его Пречистой Матери и всем Святым, и тебе, Святейший Владыко, и вам всем, боголюбезнейшие отцы и братие, мое великое согрешение: еще в 1923 году я уклонился в обновленческий раскол и вот закоснел в нем до настоящего времени…. Теперь я обо всем этом глубоко сожалею и искренно раскаиваюсь. Навсегда отрекаюсь от всякого общения с обновленческим сборищем, отвергаю полученные от них награды. Клятвенно обещаюсь до последнего моего издыхания быть верным и послушным служителем Святой Патриаршей Русской Церкви, в общение с которой принять меня усердно прошу и молю. Прости меня, Святейший Владыко, и благослови, и помолися о мне, грешном».

 По принесении покаяния4 декабря 1943 года, принят в общение с Московской Патриархией в сане епископа. 8 декабря того же года назначен епископом Сумским и Ахтырским. Назначение на территорию, только что освобождённую от немецкой оккупации, свидетельствует об особом доверии к епископу советских спецслужб. Участник Поместного Собора 1945 года. В феврале 1945 года возведён в сан архиепископа за архипастырские труды и патриотическую деятельность.

Преосвященный Корнилий был возведен в сан архиепископа, а 13 апреля того же года он назначен архиепископом Виленским и Литовским и поставлен священноархимандритом Виленского Свято-Духова монастыря. Первым делом принялся за восстановление Свято-Духовского Собора Виленского монастыря. Добился возвращения мощей Виленских мучеников. При нём была в 1946 году открыта, а на следующий год «под давлением местных властей» закрыта Виленская духовная семинария.

В июле 1945 года ему поручено управлять Рижской епархией.

image007На Пасху 1946 года, по случаю полувекового служения в священническом сане, ко дню 50-летнего юбилея служения в (из которых он 21 год провёл в обновленчестве) архиепископ Корнилий был награжден правом ношения креста на клобуке.

С 18 ноября 1948 года Преосвященный Корнилий — управляющий Горьковской епархией, с титулом архиепископа Горьковского и Арзамасского (до 1957 года под его омофором находились приходы Горьковской области и Марийской АССР, затем — только Горьковской области (в 1957 году приходы Марийской АССР были переданы под управление Казанских преосвященных).

. 25 февраля 1955 года он возведен в сан митрополита.

Характеристика. По характеру своему Преосвященный Корнилий был скромен и сердоболен, никому из нуждающихся не отказывал в помощи, заслужив искреннюю любовь и уважение от вверенной паствы за время своего правления в нелегкие для Русской Православной Церкви (и, в частности, для церковной жизни Горьковской епархии) годы.

в Горьковской епархии. На начало 1950-х годов в Горьковской епархии насчитывалось 47 зарегистрированных храмов (три из них — в городе Горьком); служило 70 священников, 19 диаконов, 34 псаломщика. Потребность людей в действующих храмах была во много раз больше. Об этом свидетельствовали не только переполненные церкви и многочисленные факты ходатайств об открытии храмов, но и огромное число прецедентов, когда богослужения совершались в домах — заштатными или не имеющими регистрации и прихода священниками, а то и просто верующими мирянами.

Уполномоченный Совета по делам РПЦ по Горьковской области (в тот период это был назначенный в 1945 году тов. Богданов А. М., член ВКП(б) с 1925 года, пробыл в должности уполномоченного до 1960 года) сообщал начальству о наличии 60-ти (!) незарегистрированных молитвенных домов в области. «Как бы мы не сдерживали открытия церквей, религиозные люди безнаказанно организуют службы по домам», — жаловался он в более позднем своем донесении. Но и молельные дома не вмещали всех желающих: во время праздников десятки молящихся стояли прямо на улице, при дверях же храмов их было до нескольких сотен человек. «За пасхальной службой в церкви пос. Высоково верующих было около 15000 человек… В церкви пос. Карповка молящихся было около 20000 человек», — сообщалось в донесении того же уполномоченного от 3 мая 1951 года (на самом деле ни один из этих храмов не мог бы вместить такого количества верующих. Во время праздничного богослужения большинство прихожан стояли в церковной ограде, под открытым небом).

Подводя неутешительный для действующей власти итог, уполномоченный вынужден был констатировать: «Анализируя посещаемость церквей в городе Горьком, можно сказать, что религиозность растет. Посещаемость церквей верующими увеличивается». Рост религиозности населения власть неизменно объясняла «низким уровнем культурно-просветительной работы».

В одном из своих донесений Карпову Богданов, не без хвастовства, замечал, что горьковский архиерей всю свою деятельность детально согласовывает с ним: не делает никаких перемещений духовенства и рукоположений без предварительного согласования с уполномоченным. Для подтверждения своих слов Богданов приводил выдержку из отчетного доклада архиепископа Корнилия в Московскую Патриархию: «Как в прошлом году, так и в 1952-м я в своей работе согласовывался с уполномоченным, не предпринимал ни одного шага в моей деятельности без договоренности с ним».

image008В советской системе отношений продиктованных властью, архиерей и духовенство обязаны были постоянно наносить вынужденные визиты уполномоченным на местах, отчитываясь и устно, и в письменной форме о течении епархиальной жизни и даже о проведении богослужений. «Почтительно сообщаю Вам следующее, — говорится в одном из писем Преосвященного Корнилия уполномоченному Богданову. — 2 апреля 1953 года, в Великий Четверг Страстной седмицы, чтение Двенадцати Евангелий я совершал в Карповском храме, храм был переполнен молящимися. Хор прекрасно исполнил песнопение «Разбойника благоразумного». Богослужение продолжалось с 6 до 9.30 часов вечера».

 Управляя Горьковской епархией, митрополит Корнилий, почтенный 80-летний старец, неукоснительно совершал богослужения. Служил он, по воспоминаниям современников, всегда необыкновенно торжественно, с большим подъемом и благоговением. Каждое произнесенное им слово было слышно во всем храме, а в сердцах верующих надолго сохранялась память о той радости, которую они пережили во время совместной молитвы с архипастырем. «Берегите нашу церковную обрядность: она полна глубокого смысла, высокой красоты и трогательной любви», — призывал Владыка в своих обращениях к священноначалию епархии. Несмотря на неусыпный контроль за его действиями, Преосвященный обращался к своей пастве и духовенству с вдохновенными речами и проповедями. Архипастырские проповеднические труды митрополита Корнилия неоднократно публиковались в те годы на страницах «Журнала Московской Патриархии».

Государственный Совет по делам РПЦ вменял в обязанность своим уполномоченным особо следить за проповеднической деятельностью духовенства. Еще в год назначения Преосвященного Корнилия на Горьковскую кафедру вступил в действие указ Св. Синода от 25 августа 1948 года, выпущенный явно под нажимом властей. В нем духовенству разъяснялось, что «их проповеди по объяснению Евангелия должны быть чужды всякого вмешательства в политику и носить чисто церковный характер».

23 июня 1952 года, на 6 лет раньше общесоюзного запрета паломничеств, под давлением уполномоченного запретил духовенству посещать святой источник в с. Оранки в праздник Владимирской иконы Божией Матери.

«По состоянию своего здоровья» не имел возможности прибыть на Архиерейский собор 18 июля 1961 года.

Постановлением Святейшего Патриарха Алексия и Священного Синода от 14 августа 1961 года митрополит Горьковский и Арзамасский Корнилий был освобожден от управления епархией.

27 октября 1966 года он скончался.

Погребение митрополита Корнилия состоялось 30 октября 1966 года. В отпевании почившего архипастыря приняли участие 16 священников и 4 диакона. Был похоронен согласно завещанию в каменной часовенке на погосте Троице-Высоковской церкви, служившей с конца 1941 года кафедральным собором Горьковской епархии

Сочинения

Творения блаженного Иеронима в борьбе с расколом» (Кандидатское сочинение) // Православный собеседник. 1907, январь. — С. 19 (отчет); Речь при наречении настоятеля Ярославского Афанасиевского монастыря епархиального миссоонера архимандрита Корнилоя во епископа Рыбинскаго // Ярославские епархиальные ведомости. 1915. № 29. Часть неофиц. С. 625—629; Речь, сказанная в Знаменской часовне перед молебном Пресв. Богородице в пятницу, 3-го марта, по получении известия о междоусобной брани в Петрограде // Ярославские епархиальные ведомости. 1917. № 9/10. С. 109; Речь пред молебном по прочтении манифеста об отречении государя Николая II от престола, сказанная в Знаменской часовне в 6 часов // Ярославские епархиальные ведомости. 1917. № 9/10. С. 109—110; Обращение епископа Корнилия, при вступлении на Вологодскую кафедру, к пасомым и пастырям церкви Вологодской // Церковная заря (Вологда). 1922. № 4. С. 1-5; Духовенству и прихожанам всех приходских церквей Вологодской епархии // Церковная заря (Вологда). 1923. № 5. С. 5-6 (в соавт. с прот. А. Сахаровым, прот. Т. Н. Шаламовым и др.); Обращение Корнилия, митрополита Воронежского и Задонского, к Воронежской пастве // Вестник Священного Синода Православной Российской Церкви 1927. № 3 (16). С. 20-24; [Отречение от общения с обновленческим сборищем] / Акт о воссоединении обновленческого епископа Корнилия (Попова)// Журнал Московской патриархии. 1943. № 4. С. 10.

Литература

Мануил [Лемешевский В.В.], митр. Русские православные иерархи периода с 1893 по 1965 годы (включительно): в 6 т.- Эрланген, 1986.- Т. IV.- С. 142-144; Некролог // Журнал Московской Патриархии.- М., 1967.- № 1.- С. 36-38; Флавиан, епископ Горьковский и Арзамсский. Митрополит Корнилий// ЖМП. 1967. N 1. С.36–37; Лавринов В., протоиерей. Екатеринбургская епархия. События. Люди. Храмы. Екатеринбург: Изд-во Урал. университета, 2001. 336с. С.145.

Храмы и монастыри

Исторические фотографии Храмов Ярославля XVII века

Добавлены исторические фотографии Храмов и Монастырей Ярославской Епархии

Святые и Святыни

Священномученик протоиерей Николай Александрович Розов (1892 - 1938), пресвитер Борисоглебский

Память 10 / 23 декабря в Соборах новомучеников и исповедников Церкви Русской и Ростово-Ярославских святых.

Подробнее...

Статьи

Проповедь в Неделю о мытаре и фарисее 25 февраля 2024 года

Сегодня празднуется икона Божией Матери Иверская и память свт. Алексия, митр. Киевского, Московского и всея Руси, чудотворца.
С днем иконы Иверской Божьей Матери, православные!
«У иконы Божией Матери Иверской… сколько людей, даже неверующих или поколебавшихся, спасалось от гибельных решений, изменяло пути своей жизни, одними путями входило, другими исходило!».

Подробнее...