Митрополит Корнилий (Попов, 1874 - 1966)

Автор: Прот. Дмитрий Сазонов. .

image001Митрополит Корнилий (в миру Константин Константинович Попов) родился в 1874 году в с. Никольском Вологодской губернии, в семье служащего. По окончании в 1894 году Вологодской духовной семинарии по первому разряду он был определен псаломщиком и одновременно учителем церковно-приходской школы в с. Черевково. В 1896 году принял диаконский сан, затем был рукоположен в священника. Служил священником, миссионером, наблюдателем церковно-приходских школ в Пермской епархии. В 1897 году овдовел.

В 1906 году окончил Казанскую духовную академию со степенью кандидата богословия, после чего служил миссионером и епархиальным наблюдателем в городе Ярославле и Ярославской епархии. 12 сентября 1909 года иерей Константин Попов принял монашеский постриг с именем Корнилий, в честь св. прп. Корнилия Комельского.

За особые труды на поприще миссионерского служения иеромонах Корнилий 27 сентября 1913 года был возведен в сан архимандрита и определен настоятелем Ростовского Троице-Варницкого монастыря Ярославской епархии, с оставлением за ним послушания епархиального миссионера.

В течение двух лет (1913-1914) слушал лекции в Ярославском отделении Археологического института.

5 июля 1915 года хиротонисан во епископа Рыбинского, с назначением настоятелем Ярославского Афанасьевского монастыря.

 28 февраля 1921 года Святейший Патриарх Тихон поставил его епископом Сумским, викарием Харьковской епархии. Но в 1922 году епископ Корнилий уклонился в обновленческий раскол, и 19 сентября 1922 года был определен на Вологодскую кафедру (уже в обновленчестве), а спустя полгода, 24 января 1923-го, возведен в сан архиепископа.

. При переходе в обновленческий раскол сложил с себя монашество: 7 сентября 1922 года постановлением обновленческого ВЦУ сняты монашеские обеты. Когда узнал, что обновленцы признают и епископов-монахов, официально отказаться от своего заявления.

В мае 1923 года архиепископ Корнилий (Попов) участвовал в работе второго обновленческого Всероссийского Поместного Собора. В числе пятидесяти четырех обновленческих архиереев он подписал постановление о лишении сана и звания Святейшего Патриарха Тихона (Беллавина).

image0026 мая 1923 года принял участие в епископской хиротонии Александра Введенского.

С 23 января 1924 года Корнилий — архиепископ Ярославский и Ростовский. С 1 мая 1925 года — архиепископ Саратовский (также обновленческий). В 1925 году — архиепископ, затем обновленческий митрополит Свердловский и Уральский, управляющий Уральской митрополией (прибыл на кафедру 1 сентября). В октябре 1925 года архиепископ Корнилий принял участие в работе третьего обновленческого Поместного Собора.

С 22 сентября 1926 года он возглавлял Воронежскую кафедру (митрополит Воронежский и всей Центральной Черноземной области). Член обновленческого Священного Синода.                         В обновленчестве был награжден правом предношения креста при богослужении (отличие, которого может быть удостоен только Патриарх. — Прим. Ред.).

image003В 1935 году арестован. Воронежским областным судом осужден по ст.58–10 УК РСФСР. В 1935 году арестован, приговорён к пяти годам исправительно-трудовых лагерей.

21 июня 1935 года указом обновленческого первоиерарха митрополита Виталия (Введенского) уволен на покой. Освобождён в 1940 году.

В 1935 году Корнилий был уволен на покой указом первоиерарха митрополита Виталия, но спустя семь лет, 21 июня 1942 года, указом первоиерарха митрополита Александра (Введенского) был назначен митрополитом Воронежским и Задонским. Гражданская власть отказала ему в регистрации. Служил в Иоанно-Предтеченский церкви села Колегаево Рыбинского района Ярославской епархии в качестве священника.

В декабре того же года назначен митрополитом Ярославским и Костромским.

image004В 20-х гг. XX в. обновленцы неизменно пользовались поддержкой властей в Костроме. В первые годы раскола им был передан ряд важнейших соборов: Успенский и Богоявленский в Костроме, Спасо-Преображенский в Чухломе, Тихвинский (Александро-Невский) в Макарьеве и др. В 1922 г. к обновленцам перешла и Феодоровская икона Божией Матери, которая находилась в их ведении до 1944 г. Однако обновленцы не пользовались большой поддержкой верующих. На 1 янв. 1925 г. у обновленцев было всего 15 церквей.

 В кон. 1943 г. в связи с общей ликвидацией обновленческого раскола прекратила существование и обновленческая епархия. В ноябре 1944 г. Феодоровскую икону Божией Матери перевезли из бывш. обновленческого кафедрального собора Иоанна Богослова на Кадкиной горе в кафедральный собор Костромской епархии - церковь Иоанна Златоуста.

Церковь Иоанна Богослова. Комплекс XVII – вторая половина XIX вв. Своеобразный костромской храм, характеризующий особенности развития культовой архитектуры во второй половине 19 века и имеющий важное градостроительное значение. С начала 17 века здесь известна деревянная приходская церковь. Вместо нее по некоторым сведениям в 1686 г. сооружен каменный храм, двустолпный и одноглавый, с позакомарным покрытием, трапезной с южным приделом и шатровой колокольней, впервые упомянутый в архивных документах в 1715-1716 гг. Однако в 1874-1912 гг. храм ремонтировался.

image005В конце 1940-х гг. разобраны колокольня и главы и переделан интерьер, на фасадах при сохранении их общей композиционной структуры были сбиты украшавшие окна треугольные разорванные фронтончики, а полуциркульные кокошники, декорированные антики боковых фасадов, заменены фризом из прямоугольных нишек, утрачены также арочные тяги, объединяющие окна в широких гранях восьмерика. Территория храма была обнесена оградой. Храм был закрыт в 1946 г.

В 1929-1943 г. храм являлся кафедральным собором Обновленческой церкви, здесь находилась Федоровская икона Богоматери, одна из главных костромских святынь. В середине 1940-х, после того, как обновленчество фактически прекратило существование церковь Иоанна Богослова в 1946 году была закрыта, а в конце 1940-х – переоборудована под планетарий, открытый в 1951 г., и существующий до сих пор (Ул. Горная, 14). При этом был кардинально изменен декор фасадов (он получил строгий плоскостный характер), снесена колокольня и т.д.

12 сентября 1943 года приезжал в Ульяновск на празднование именин митрополита Александра Введенского, находившегося там в эвакуации. 4 декабря 1943 года принял верное решение — принести покаяние Святейшему Патриарху Сергию (Страгородскому) и вернуться в лоно Матери-Церкви.

image006«Я, нижеподписавшийся, исповедую Господу моему Иисусу Христу и Его Пречистой Матери и всем Святым, и тебе, Святейший Владыко, и вам всем, боголюбезнейшие отцы и братие, мое великое согрешение: еще в 1923 году я уклонился в обновленческий раскол и вот закоснел в нем до настоящего времени…. Теперь я обо всем этом глубоко сожалею и искренно раскаиваюсь. Навсегда отрекаюсь от всякого общения с обновленческим сборищем, отвергаю полученные от них награды. Клятвенно обещаюсь до последнего моего издыхания быть верным и послушным служителем Святой Патриаршей Русской Церкви, в общение с которой принять меня усердно прошу и молю. Прости меня, Святейший Владыко, и благослови, и помолися о мне, грешном».

 По принесении покаяния4 декабря 1943 года, принят в общение с Московской Патриархией в сане епископа. 8 декабря того же года назначен епископом Сумским и Ахтырским. Назначение на территорию, только что освобождённую от немецкой оккупации, свидетельствует об особом доверии к епископу советских спецслужб. Участник Поместного Собора 1945 года. В феврале 1945 года возведён в сан архиепископа за архипастырские труды и патриотическую деятельность.

Преосвященный Корнилий был возведен в сан архиепископа, а 13 апреля того же года он назначен архиепископом Виленским и Литовским и поставлен священноархимандритом Виленского Свято-Духова монастыря. Первым делом принялся за восстановление Свято-Духовского Собора Виленского монастыря. Добился возвращения мощей Виленских мучеников. При нём была в 1946 году открыта, а на следующий год «под давлением местных властей» закрыта Виленская духовная семинария.

В июле 1945 года ему поручено управлять Рижской епархией.

image007На Пасху 1946 года, по случаю полувекового служения в священническом сане, ко дню 50-летнего юбилея служения в (из которых он 21 год провёл в обновленчестве) архиепископ Корнилий был награжден правом ношения креста на клобуке.

С 18 ноября 1948 года Преосвященный Корнилий — управляющий Горьковской епархией, с титулом архиепископа Горьковского и Арзамасского (до 1957 года под его омофором находились приходы Горьковской области и Марийской АССР, затем — только Горьковской области (в 1957 году приходы Марийской АССР были переданы под управление Казанских преосвященных).

. 25 февраля 1955 года он возведен в сан митрополита.

Характеристика. По характеру своему Преосвященный Корнилий был скромен и сердоболен, никому из нуждающихся не отказывал в помощи, заслужив искреннюю любовь и уважение от вверенной паствы за время своего правления в нелегкие для Русской Православной Церкви (и, в частности, для церковной жизни Горьковской епархии) годы.

в Горьковской епархии. На начало 1950-х годов в Горьковской епархии насчитывалось 47 зарегистрированных храмов (три из них — в городе Горьком); служило 70 священников, 19 диаконов, 34 псаломщика. Потребность людей в действующих храмах была во много раз больше. Об этом свидетельствовали не только переполненные церкви и многочисленные факты ходатайств об открытии храмов, но и огромное число прецедентов, когда богослужения совершались в домах — заштатными или не имеющими регистрации и прихода священниками, а то и просто верующими мирянами.

Уполномоченный Совета по делам РПЦ по Горьковской области (в тот период это был назначенный в 1945 году тов. Богданов А. М., член ВКП(б) с 1925 года, пробыл в должности уполномоченного до 1960 года) сообщал начальству о наличии 60-ти (!) незарегистрированных молитвенных домов в области. «Как бы мы не сдерживали открытия церквей, религиозные люди безнаказанно организуют службы по домам», — жаловался он в более позднем своем донесении. Но и молельные дома не вмещали всех желающих: во время праздников десятки молящихся стояли прямо на улице, при дверях же храмов их было до нескольких сотен человек. «За пасхальной службой в церкви пос. Высоково верующих было около 15000 человек… В церкви пос. Карповка молящихся было около 20000 человек», — сообщалось в донесении того же уполномоченного от 3 мая 1951 года (на самом деле ни один из этих храмов не мог бы вместить такого количества верующих. Во время праздничного богослужения большинство прихожан стояли в церковной ограде, под открытым небом).

Подводя неутешительный для действующей власти итог, уполномоченный вынужден был констатировать: «Анализируя посещаемость церквей в городе Горьком, можно сказать, что религиозность растет. Посещаемость церквей верующими увеличивается». Рост религиозности населения власть неизменно объясняла «низким уровнем культурно-просветительной работы».

В одном из своих донесений Карпову Богданов, не без хвастовства, замечал, что горьковский архиерей всю свою деятельность детально согласовывает с ним: не делает никаких перемещений духовенства и рукоположений без предварительного согласования с уполномоченным. Для подтверждения своих слов Богданов приводил выдержку из отчетного доклада архиепископа Корнилия в Московскую Патриархию: «Как в прошлом году, так и в 1952-м я в своей работе согласовывался с уполномоченным, не предпринимал ни одного шага в моей деятельности без договоренности с ним».

image008В советской системе отношений продиктованных властью, архиерей и духовенство обязаны были постоянно наносить вынужденные визиты уполномоченным на местах, отчитываясь и устно, и в письменной форме о течении епархиальной жизни и даже о проведении богослужений. «Почтительно сообщаю Вам следующее, — говорится в одном из писем Преосвященного Корнилия уполномоченному Богданову. — 2 апреля 1953 года, в Великий Четверг Страстной седмицы, чтение Двенадцати Евангелий я совершал в Карповском храме, храм был переполнен молящимися. Хор прекрасно исполнил песнопение «Разбойника благоразумного». Богослужение продолжалось с 6 до 9.30 часов вечера».

 Управляя Горьковской епархией, митрополит Корнилий, почтенный 80-летний старец, неукоснительно совершал богослужения. Служил он, по воспоминаниям современников, всегда необыкновенно торжественно, с большим подъемом и благоговением. Каждое произнесенное им слово было слышно во всем храме, а в сердцах верующих надолго сохранялась память о той радости, которую они пережили во время совместной молитвы с архипастырем. «Берегите нашу церковную обрядность: она полна глубокого смысла, высокой красоты и трогательной любви», — призывал Владыка в своих обращениях к священноначалию епархии. Несмотря на неусыпный контроль за его действиями, Преосвященный обращался к своей пастве и духовенству с вдохновенными речами и проповедями. Архипастырские проповеднические труды митрополита Корнилия неоднократно публиковались в те годы на страницах «Журнала Московской Патриархии».

Государственный Совет по делам РПЦ вменял в обязанность своим уполномоченным особо следить за проповеднической деятельностью духовенства. Еще в год назначения Преосвященного Корнилия на Горьковскую кафедру вступил в действие указ Св. Синода от 25 августа 1948 года, выпущенный явно под нажимом властей. В нем духовенству разъяснялось, что «их проповеди по объяснению Евангелия должны быть чужды всякого вмешательства в политику и носить чисто церковный характер».

23 июня 1952 года, на 6 лет раньше общесоюзного запрета паломничеств, под давлением уполномоченного запретил духовенству посещать святой источник в с. Оранки в праздник Владимирской иконы Божией Матери.

«По состоянию своего здоровья» не имел возможности прибыть на Архиерейский собор 18 июля 1961 года.

Постановлением Святейшего Патриарха Алексия и Священного Синода от 14 августа 1961 года митрополит Горьковский и Арзамасский Корнилий был освобожден от управления епархией.

27 октября 1966 года он скончался.

Погребение митрополита Корнилия состоялось 30 октября 1966 года. В отпевании почившего архипастыря приняли участие 16 священников и 4 диакона. Был похоронен согласно завещанию в каменной часовенке на погосте Троице-Высоковской церкви, служившей с конца 1941 года кафедральным собором Горьковской епархии

Сочинения

Творения блаженного Иеронима в борьбе с расколом» (Кандидатское сочинение) // Православный собеседник. 1907, январь. — С. 19 (отчет); Речь при наречении настоятеля Ярославского Афанасиевского монастыря епархиального миссоонера архимандрита Корнилоя во епископа Рыбинскаго // Ярославские епархиальные ведомости. 1915. № 29. Часть неофиц. С. 625—629; Речь, сказанная в Знаменской часовне перед молебном Пресв. Богородице в пятницу, 3-го марта, по получении известия о междоусобной брани в Петрограде // Ярославские епархиальные ведомости. 1917. № 9/10. С. 109; Речь пред молебном по прочтении манифеста об отречении государя Николая II от престола, сказанная в Знаменской часовне в 6 часов // Ярославские епархиальные ведомости. 1917. № 9/10. С. 109—110; Обращение епископа Корнилия, при вступлении на Вологодскую кафедру, к пасомым и пастырям церкви Вологодской // Церковная заря (Вологда). 1922. № 4. С. 1-5; Духовенству и прихожанам всех приходских церквей Вологодской епархии // Церковная заря (Вологда). 1923. № 5. С. 5-6 (в соавт. с прот. А. Сахаровым, прот. Т. Н. Шаламовым и др.); Обращение Корнилия, митрополита Воронежского и Задонского, к Воронежской пастве // Вестник Священного Синода Православной Российской Церкви 1927. № 3 (16). С. 20-24; [Отречение от общения с обновленческим сборищем] / Акт о воссоединении обновленческого епископа Корнилия (Попова)// Журнал Московской патриархии. 1943. № 4. С. 10.

Литература

Мануил [Лемешевский В.В.], митр. Русские православные иерархи периода с 1893 по 1965 годы (включительно): в 6 т.- Эрланген, 1986.- Т. IV.- С. 142-144; Некролог // Журнал Московской Патриархии.- М., 1967.- № 1.- С. 36-38; Флавиан, епископ Горьковский и Арзамсский. Митрополит Корнилий// ЖМП. 1967. N 1. С.36–37; Лавринов В., протоиерей. Екатеринбургская епархия. События. Люди. Храмы. Екатеринбург: Изд-во Урал. университета, 2001. 336с. С.145.

Храмы и монастыри

Реконструкция убранства храмов Макарьево-Унженского монастыря по древнейшим описям обители

Неопубликованные описи Макарьево-Унженского монастыря 1613 и 1624  гг. содержат исключительную по ценности информацию, которая позволяет реконструировать древнейшее убранство храмов обители, гробницы ее основателя, иконографию ранних икон и произведений прикладного искусства, связанных с преп. Макарием. Эти документы наглядно демонстрируют огромную популярность костромского святого в России первой четверти XVII в.

Документы Макарьево-Унженского монастыря хранятся в Государственном архиве Костромской области[1]. Фонд Макарьево-Унженского монастырясильно пострадал при пожаре архива, но древнейшие описи не сгорели. Сохранились описи 1613 г. и 1623-1624 гг., которые были частично использованы И.К.Херсонским. Древнейшая опись была произведена, когда монастырское хозяйство принимал игумен Зосима (1613-1625). Обновление обители началось незадолго до этого, в конце XVI в., после назначения в монастырь строителем старца Давида Хвостова.

Подробнее...

Святые и Святыни

Преподобномученица Анна (Корнеева 1880 -1938)

Анна Алексеевна Корнеева родилась в селе Щербинино Коломенского уезда Московской губернии в 1880 году. По достижении 15-летнего возраста, в 1895 году она поступила в Макарьевский Решемский монастырь Костромской губернии, где подвизалась в качестве послушницы семь лет. В 1902 г. она возвратилась на родину.

Подробнее...

Статьи

Костромское романоведение: темы и проблемы

Романоведение, возникшее в Костроме чуть ли не в 1613 году и со временем сделавшееся одним из главных направлений костромского краеведения, в 1913 году насчитывало свыше двухсот исследований, наиболее ранними из которых были костромские Писцовая [127] и Дозорная [125] книги, Летописец костромской краткий [105] и сказания о явлениях и чудесах икон Федоровской в Костроме [106] и Владимирской в Нерехте [107]. К исходу следующего столетия в «Истории о первоначалии и происшествиях города Костромы» [126] и «Кратком историческом известии о граде Костроме» [104] Николая Степановича Сумарокова и «Описании Костромского наместничества вообще» [38, 134] и «Собрании исторических известий, относящихся до Костромы» [37] Ивана Кузьмича Васькова наметились и основные темы костромского романоведения – избрания, сватовства, венчания и благословения на царство первого из Романовых, происхождения, землевладения и пребывания Романовых в Костромском крае и благодеяний ему, а также преданности им костромичей, увековечения памяти о них и пр.

Подробнее...