Архиепископ Рязанский и Касимовский Николай (Чуфаровский, 1884- 1967).

Автор: Прот. Дмитрий Сазонов. .

image101Архиепископ Николай (в миру Александр Матвеевич Чуфаровский) родился 13 ноября 1884 г. в семье псаломщика в с. Чуфарово Ростовского уезда Ярославской губернии. В 1908 году окончил Ярославскую Духовную Семинарию. Поступил в Варшавский университет на юридический факультет. После второго курса оставил обучение, чтобы содержать семью, которая оказалась в затруднительном положении после двух пожаров, уничтоживших дом и все имущество. 14 ноября 1910 г. Епископом Угличским Иосифом(Петровых) рукоположен во священника к Ростовскому собору.

С 1915 г. иерей Александр проходил служение в должности полкового священника 206-го запасного пехотного полка. В 1918 г. вернулся к служению в Ростовском соборе. В том же году Священноисповедником Агафангелом (Преображенским), Митрополитом Ярославским и Ростовским, был возведен в сан протоиерея. В 1920г. — заведующий ликвидационным отделом церковных имуществ.

8 июля 1920 года арестован. Статья без ссылки на закон. Приговор - 1 год лишения свободы условно.

С 1923 г. – настоятель того же собора. С 1928 г. – настоятель Тихвинского храма г. Ярославля. С 1930 г. – настоятель Донского храма г. Ярославля. С 1931 г. – настоятель Вознесенского храма г. Шуи Ивановской области. С 1932 г. – настоятель Введенского храма г. Рыбинска. С 1933 г. – настоятель Иоанно-Богословского храма г. Ярославля. С 1934 г. – настоятель Леонтиевского храма г. Ярославля. С 1936 г. – настоятель Феодоровского храма г. Ярославля. С 1940 г. – настоятель Воскресенского собора г. Тутаева Ярославской области. С 1941 г. – настоятель Вознесенского храма г. Данилова Ярославской Епархии.

С 1942 г. – настоятель Воскресенского храма г. Буй Костромской области. С 1943 г. – настоятель Благовещенского храма в поселке Яковлевская слобода г. Ярославля. Овдовев, протоиерей Александр 19 мая 1944 года в Патриаршем Крестовом храме в Москве был пострижен в монашество с именем Николай.

20 мая состоялось наречение, и 21 мая – хиротония архимандрита Николая во Епископа Полтавского и Кременчугского. Чин наречения и хиротонии совершили Патриарший Местоблюститель Митрополит Ленинградский и Новгородский Алексий (Симанский), Митрополит Киевский и Галицкий Иоанн (Соколов) и Архиепископ Псковский и Порховский Григорий (Чуков). С 23 мая 1944 г. – Епископ Волынский и Луцкий, в том же году назначен управляющим Тернопольской Епархией. Существуют воспоминания, что в бытность свою епископом Волынским и Луцким к епископу Николаю обратились переодетые в форму советских офицеров офицеры-бендеровцы с требованием рукополагать во священников "их" ставленников и под угрозой лишения жизни запретили разглашать об их посещении. Владыка бесстрашно отверг требования изменников и заявил, что при поставлении священнослужителей руководствуется только церковными канонами. Об этом рассказал много спустя в 1967г. в слове на погребении владыки Николая архиепископ Сергий, как об одном из характерных случаев из его жизни, где он проявил свои лучшие качества православного архиерея и патриота своей Родины.

image102С 1945 г. – Епископ Волынский и Ровенский. С 3 января 1946 г. – Епископ Ижевский и Удмуртский. С 30 октября 1947 г. – Епископ Астраханский и Сталинградский. С 12 декабря 1947 г. – Епископ Орловский и Брянский.

В 1947 году награжден медалью «За доблестный труд в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг.». С 8 по 18 июля 1948 г. был участником Церковных торжеств, посвященных 500-летию Автокефалии Русской Православной Церкви.

С 19 октября 1949 г. – Епископ Ростовский и Новочеркасский. На протяжении своего служения он с особым благоговением почитал святых угодников Божиих, в земле Ростово-Ярославской просиявших и в особенности Матерь Божию — Покровительницу этого края — в Ее чудотворных иконах Толгской и Феодоровской.

С 27 марта 1951 г. - Епископ Рязанский и Касимовский. Руководил работами по реставрации живописи Рязанского кафедрального собора. Любил все старинное, церковное, русское. Сам неукоснительно следил за хором, просматривал и утверждал представленный ему регентом список песнопений. Благодаря этому все песнопения при нем были выдержаны в строгом, чисто церковном стиле. Пели всегда молитвенно и благозвучно.

image103Владыку Николая знали как человека, которого Господь щедро одарил мудростью, богатыми познаниями. Он знал несколько языков, за что близко знавшие называли его "полиглотом". При всех своих богатых дарованиях он был необычайно прост, доступен и скромен, обладал отзывчивым сердцем. На протяжении своего служения он с особым благоговением почитал святых угодников. Прилагал большие усилия к восстановлению разрушенных святынь.

 

25 февраля 1959 г. возведен в сан Архиепископа. 25 апреля 1962 г. награжден правом ношения креста на клобуке. 1 июня 1963 г. уволен на покой по состоянию здоровья.

В том же году награжден орденом Святого равноапостольного князя Владимира I степени.

Скончался 7 марта 1967 г. в г. Ярославле, где пребывал последние годы жизни. Погребен у алтаря Троицкого храма пос. Смоленское г. Ярославля.

Реабилитирован 31 марта 1992 года по 1920 –му году репрессий.

Публикации:

1.Синодик священнослужителей и мирян Ярославской епархии, пострадавших в годы гонений. Романов-Борисоглебск (г.Тутаев): Изд-во "Соборъ", 2003. С.88.

2.Мануил (Лемешевский В.В.), митр. Русские православные иерархи периода с 1893 по 1965 гг. (включительно). Erlangen, 1979–1989. Т.5. С.216–217.

3.Сайт "Русское Православие"  <http://www.ortho-rus.ru/cgi-bin/ps_file.cgi?2_568>

4.Сайт общества "Мемориал"  <http://lists.memo.ru/>

5.Протоиерей Алексий Скобей, настоятель Феодоровского кафедрального собора в Ярославле. Архиепископ Николай// ЖМП. 1967. N 5. С.27–30.

Литература

  • "ЖМП" 1944, № 6, с. 8, № 7, с. 8, 9, 1945, № 9, с. 5, 1946, № 3, с. 7, 1947, № 9, с. 64, 1949, № 11, с. 4, 1951, № 4, с. 3, 1959, № 3, с. 12, № 8, с. 21, № 10, с. 40, № 12, с. 9, 1960, № 1, с. 31, 33, № 4, с. 24, 1962, № 3, с. 10, 1963, № 6, с. 9, 10.
  • "Русск. Прав. Церковь", с. 82.
  • "Журнал Засед. Св. Син." № 18 от 30.X.1947 г., № 23 от 12.XII.1947 г., № 11 от 19.X.1949 г., № 18 от 30.Ч.1950 г., № 2 от 27.III.1951 г., № 6 от 5.X.1951 г.
  • ФПС I, № 309, с. 14, IV, с. 5, V, № 128.

Использованные материалы

Воскресенский собор г. Буя (1838).

Храм кирпичный, построен в 1838 прихожанами посреди кладбища. Представляет собой двухсветный одноглавый четверик, соединенный трапезной с колокольней, третий ярус которой выполнен в виде ротонды. В трапезной приделы иконы Божией Матери Казанская и Николая Чудотворца. Престолов три: в холодной - в честь Воскресения Христова, в теплой - правый в честь Казанской иконы Божией Матери и левый в честь св. Николая Мирликийского.Читать полностью на : https://rutraveller.ru/place/147324

В советское время не закрывался.

Храмы и монастыри

Костромской Свято-Троицкий Ипатьевский мужской монастырь

Есть основания полагать, что монастырь был заложен в 1330 году на средства татарского мурзы Чета, влиятельного вельможи Золотой Орды, который направлялся через эти края по пути в Москву на службу к великому князю Ивану Калите. На подходе к Костроме, в том месте, где сейчас стоит монастырь, Чет облюбовал дубовую рощу для отдыха. Во время отдыха ему было видение Божией Матери с апостолом Филиппом и священномучеником Ипатием, после чего он был исцелен от какого-то недуга. В благодарность Богу усердием татарского мурзы на этом месте вскоре была основана обитель.

Подробнее...

Святые и Святыни

Протоиерей Иванов Феодосий Николаевич (1878-?)

Родился Феодосий в 1878 г. в с. Торманово, Солигаличский уезда (Костромская о., Чухломской р.), Костромской губернии.

Окончил Солигаличское духовное училище, Костромская духовная семинария (обучался в Костромской духовной семинарии с 1-го по 3-й класс). В 1899 г. окончил Вятскую духовная семинария по 1-му разряду. В 1903 г. окончил Киевскую духовную академию со степенью кандидата богословия.

Подробнее...

Статьи

Святые места Востока: Тема путешествий в литературе второй половины 19 в.: По материалам библиотеки Костромского общественного собрания (1906 г.)

С 1866 г. в части главного дома городской усадьбы Карцовых[1] размещалось Костромское общественное собрание (1866 – 1917), содержание которого, по утверждению В. Н. Бочкова, в основном, осуществлялось на штрафы, взимаемые за карточную игру в ночное время. В собрании читались публичные лекции, устраивались концерты. «Здесь имелась превосходно подобранная большая библиотека с читальным залом, куда выписывались десятки газет и журналов» [1, с. 73]. Как о «самой большой в городе библиотеке» вспоминал и большевик В. Н. Соколов: «Огромные шкафы во все стены до потолка. И ряды шкафов посреди комнаты, только узенькие между ними проходы оставлены. … Библиотека много лет собиралась. Ещё помещиками при крепостном праве. … Собиралась и существовала только для членов клуба» [14, с. 59 – 60]. О количественном и содержательном составе фонда библиотеки могут свидетельствовать каталоги прекрасной сохранности, последний из которых относится к 1906 г.[4]. Представляется небезынтересным обратиться к некоторым из литературных источников, составлявших библиотеку.

Подробнее...