Архиепископ Рязанский и Касимовский Николай (Чуфаровский, 1884- 1967).

Автор: Прот. Дмитрий Сазонов. .

image101Архиепископ Николай (в миру Александр Матвеевич Чуфаровский) родился 13 ноября 1884 г. в семье псаломщика в с. Чуфарово Ростовского уезда Ярославской губернии. В 1908 году окончил Ярославскую Духовную Семинарию. Поступил в Варшавский университет на юридический факультет. После второго курса оставил обучение, чтобы содержать семью, которая оказалась в затруднительном положении после двух пожаров, уничтоживших дом и все имущество. 14 ноября 1910 г. Епископом Угличским Иосифом(Петровых) рукоположен во священника к Ростовскому собору.

С 1915 г. иерей Александр проходил служение в должности полкового священника 206-го запасного пехотного полка. В 1918 г. вернулся к служению в Ростовском соборе. В том же году Священноисповедником Агафангелом (Преображенским), Митрополитом Ярославским и Ростовским, был возведен в сан протоиерея. В 1920г. — заведующий ликвидационным отделом церковных имуществ.

8 июля 1920 года арестован. Статья без ссылки на закон. Приговор - 1 год лишения свободы условно.

С 1923 г. – настоятель того же собора. С 1928 г. – настоятель Тихвинского храма г. Ярославля. С 1930 г. – настоятель Донского храма г. Ярославля. С 1931 г. – настоятель Вознесенского храма г. Шуи Ивановской области. С 1932 г. – настоятель Введенского храма г. Рыбинска. С 1933 г. – настоятель Иоанно-Богословского храма г. Ярославля. С 1934 г. – настоятель Леонтиевского храма г. Ярославля. С 1936 г. – настоятель Феодоровского храма г. Ярославля. С 1940 г. – настоятель Воскресенского собора г. Тутаева Ярославской области. С 1941 г. – настоятель Вознесенского храма г. Данилова Ярославской Епархии.

С 1942 г. – настоятель Воскресенского храма г. Буй Костромской области. С 1943 г. – настоятель Благовещенского храма в поселке Яковлевская слобода г. Ярославля. Овдовев, протоиерей Александр 19 мая 1944 года в Патриаршем Крестовом храме в Москве был пострижен в монашество с именем Николай.

20 мая состоялось наречение, и 21 мая – хиротония архимандрита Николая во Епископа Полтавского и Кременчугского. Чин наречения и хиротонии совершили Патриарший Местоблюститель Митрополит Ленинградский и Новгородский Алексий (Симанский), Митрополит Киевский и Галицкий Иоанн (Соколов) и Архиепископ Псковский и Порховский Григорий (Чуков). С 23 мая 1944 г. – Епископ Волынский и Луцкий, в том же году назначен управляющим Тернопольской Епархией. Существуют воспоминания, что в бытность свою епископом Волынским и Луцким к епископу Николаю обратились переодетые в форму советских офицеров офицеры-бендеровцы с требованием рукополагать во священников "их" ставленников и под угрозой лишения жизни запретили разглашать об их посещении. Владыка бесстрашно отверг требования изменников и заявил, что при поставлении священнослужителей руководствуется только церковными канонами. Об этом рассказал много спустя в 1967г. в слове на погребении владыки Николая архиепископ Сергий, как об одном из характерных случаев из его жизни, где он проявил свои лучшие качества православного архиерея и патриота своей Родины.

image102С 1945 г. – Епископ Волынский и Ровенский. С 3 января 1946 г. – Епископ Ижевский и Удмуртский. С 30 октября 1947 г. – Епископ Астраханский и Сталинградский. С 12 декабря 1947 г. – Епископ Орловский и Брянский.

В 1947 году награжден медалью «За доблестный труд в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг.». С 8 по 18 июля 1948 г. был участником Церковных торжеств, посвященных 500-летию Автокефалии Русской Православной Церкви.

С 19 октября 1949 г. – Епископ Ростовский и Новочеркасский. На протяжении своего служения он с особым благоговением почитал святых угодников Божиих, в земле Ростово-Ярославской просиявших и в особенности Матерь Божию — Покровительницу этого края — в Ее чудотворных иконах Толгской и Феодоровской.

С 27 марта 1951 г. - Епископ Рязанский и Касимовский. Руководил работами по реставрации живописи Рязанского кафедрального собора. Любил все старинное, церковное, русское. Сам неукоснительно следил за хором, просматривал и утверждал представленный ему регентом список песнопений. Благодаря этому все песнопения при нем были выдержаны в строгом, чисто церковном стиле. Пели всегда молитвенно и благозвучно.

image103Владыку Николая знали как человека, которого Господь щедро одарил мудростью, богатыми познаниями. Он знал несколько языков, за что близко знавшие называли его "полиглотом". При всех своих богатых дарованиях он был необычайно прост, доступен и скромен, обладал отзывчивым сердцем. На протяжении своего служения он с особым благоговением почитал святых угодников. Прилагал большие усилия к восстановлению разрушенных святынь.

 

25 февраля 1959 г. возведен в сан Архиепископа. 25 апреля 1962 г. награжден правом ношения креста на клобуке. 1 июня 1963 г. уволен на покой по состоянию здоровья.

В том же году награжден орденом Святого равноапостольного князя Владимира I степени.

Скончался 7 марта 1967 г. в г. Ярославле, где пребывал последние годы жизни. Погребен у алтаря Троицкого храма пос. Смоленское г. Ярославля.

Реабилитирован 31 марта 1992 года по 1920 –му году репрессий.

Публикации:

1.Синодик священнослужителей и мирян Ярославской епархии, пострадавших в годы гонений. Романов-Борисоглебск (г.Тутаев): Изд-во "Соборъ", 2003. С.88.

2.Мануил (Лемешевский В.В.), митр. Русские православные иерархи периода с 1893 по 1965 гг. (включительно). Erlangen, 1979–1989. Т.5. С.216–217.

3.Сайт "Русское Православие"  <http://www.ortho-rus.ru/cgi-bin/ps_file.cgi?2_568>

4.Сайт общества "Мемориал"  <http://lists.memo.ru/>

5.Протоиерей Алексий Скобей, настоятель Феодоровского кафедрального собора в Ярославле. Архиепископ Николай// ЖМП. 1967. N 5. С.27–30.

Литература

  • "ЖМП" 1944, № 6, с. 8, № 7, с. 8, 9, 1945, № 9, с. 5, 1946, № 3, с. 7, 1947, № 9, с. 64, 1949, № 11, с. 4, 1951, № 4, с. 3, 1959, № 3, с. 12, № 8, с. 21, № 10, с. 40, № 12, с. 9, 1960, № 1, с. 31, 33, № 4, с. 24, 1962, № 3, с. 10, 1963, № 6, с. 9, 10.
  • "Русск. Прав. Церковь", с. 82.
  • "Журнал Засед. Св. Син." № 18 от 30.X.1947 г., № 23 от 12.XII.1947 г., № 11 от 19.X.1949 г., № 18 от 30.Ч.1950 г., № 2 от 27.III.1951 г., № 6 от 5.X.1951 г.
  • ФПС I, № 309, с. 14, IV, с. 5, V, № 128.

Использованные материалы

Воскресенский собор г. Буя (1838).

Храм кирпичный, построен в 1838 прихожанами посреди кладбища. Представляет собой двухсветный одноглавый четверик, соединенный трапезной с колокольней, третий ярус которой выполнен в виде ротонды. В трапезной приделы иконы Божией Матери Казанская и Николая Чудотворца. Престолов три: в холодной - в честь Воскресения Христова, в теплой - правый в честь Казанской иконы Божией Матери и левый в честь св. Николая Мирликийского.Читать полностью на : https://rutraveller.ru/place/147324

В советское время не закрывался.

Храмы и монастыри

Презентация Никольской церкви в селе Саметь Костромского района

Подробнее...

Святые и Святыни

Протоиерей Александр Венедиктович Богословский (1885 – 1942)

Богословский Александр Венедиктович родился в 1885 году в селе Ильинском на Кубани Ярославской губернии (в настоящее время Костромская область), в многодетной семье священника Венедикта Константиновича Богословского.

Подробнее...

Статьи

Репрессии Советской власти против Истинно-Православной Церкви как повод для уничтожения церковной организации в Костромской епархии.

«К свободе призваны вы братия» (Гал. 5, 13)

Истинно-Православная Церковь, название которой закрепилось в начале ХХ веке за теми, кто вначале противопоставлял себя живоцерковникам и раскольникам[1], затем перешло на последователей митрополита Ленинградского Иосифа (Петровых), объединяло разных людей, основной идеологической платформой которых было неприятие политики государства направленной на разрушение Церкви, насилие над свободой человека исповедующего религию, и на тенденцию подчинения Церкви безбожному государству. Как утверждает М. В. Шкаровский, «именно владыка Иосиф ввел термин «Истинно-Православная Церковь», употребив его в 1928 г. в одном из своих писем[2], отметив, что такое название имеет Церковь свободная от государственного насилия. Идеологической основой движения «иосифлян», ставших затем называться приверженцами ИПЦ, было неприятие курса митрополита Сергия, который выступая за легализацию отношений с государством, по мнению некоторых архиереев, священства и мирян, «допустил вмешательство гражданских властей» в дела и прямое порабощение Церкви[3]. Временный Священный Синод, возглавляемый заместителем Местоблюстителя митрополитом Сергием указом от 6 августа 1929 года фактически приравнивал последователей ИПЦ к обновленцам и григорианам, объявляя недействительными совершенные ими таинства и указывая принимать вернувшихся через Миропомазание[4]. Как указывает Шкаровский, сами иосифляне себя раскольниками не считали и действительно ими не были, т.к. не пытались создать параллельную Церковь, считали главой Русской Православной Церкви Патриаршего местоблюстителя митрополита Петра (Полянского) и не создавали особенных обрядов. Главной их, стратегической целью было привлечение большего количества сторонников в Высшее церковное управление, и возглавление его[5]. По мнению митрополита Иоанна (Снычева), который свидетельствовал о массовости иосифлянского движения «непоминающих» «многие их тех пастырей, которые в годы борьбы с обновленчеством показали себя стойкими борцами за чистоту православия, выступили против митрополита Сергия». По мнению владыки Иоанна, митрополит Сергий и возглавляемый им Синод допустили серьезную тактическую ошибку, т.к., большинство верующих было неподготовлено к новому курсу Русской Церкви на сближение с государством, осуществляющим антирелигиозную политику[6]. Однако, исходя из открытых, на данный момент, материалов, свидетельствующих о беспрецедентном нажиме на митрополита со стороны, в том числе и карательных органов, следует сказать, что вряд ли митрополиту Сергию было дано время на подготовку паствы к принятию как Декларации, так и курса направленного на легализацию Церкви в СССР, отраженного затем в Постановлении ВЦИК и СНК РСФСР «О религиозных объединениях».

Подробнее...