Буевский Алексей Сергеевич (1920 - 2009)

Автор: Прот. Дмитрий Сазонов. .

buevskijРодился Алексей Сергеевич 20 июня 1920 года  в семье музыканта С. Н. Буевского и А. И. Козловой, воспитывался в семье деда - И. Г. Козлова, старосты Преображенской церкви Спаса в Подвязье в Костроме, с 6 лет прислуживал в храме.

В конце 1929 г. власти приняли решение о закрытии храма, в связи с чем, Козлов был выслан на 3 года в Архангельск, куда вскоре приехали жена и внук. Храм был закрыт и взорван. В 1933 г. Алексей Сергеевич вернулся в Кострому, окончил среднюю школу, работал счетоводом, в 1943-1946 гг. учился в Московском институте стали. В 1945 г. поступил на 2-й курс Московского богословского института в Новодевичьем монастыре; в 1946 г. ин-т был преобразован в МДАиС. Окончил Академию в 1951 г. со степенью канд. богословия за соч. «Православный Восток и Русская Православная Церковь в 1-й половине XX столетия». Иподиаконствовал в храме Воскресения Словущего на Успенском Вражке в Москве. 1 июня 1946 г. был зачислен делопроизводителем и архивариусом в только что созданный ОВЦС, 21 авг. 1951 г. назначен членом отдела, 1 июня 1961 г.- секретарем, 17 июня 1981 г.- ответственным секретарем, 21 авг. 1997 г.- консультантом отдела.

2Принимал Алексей Сергеевич участие в подготовке и проведении наиболее значительных событий в жизни РПЦ сер.- 2-й пол. XX в., связанных с межцерковными контактами: праздновании 500-летия автокефалии РПЦ и Совещании глав и представителей поместных правосл. Церквей (1948), входил в состав делегаций РПЦ на 1-м (1961) и 3-м (1964) Всеправославном совещаниях на острове Родос. Существенное место в работе Буевского занимали взаимоотношения РПЦ с Римско-католической Церковью, древними Вост. Церквами: Армянской, Коптской, Эфиопской, Старо-Яковитской, Малабарской, а также с англикан. и старокатолическими Церквами. Активно участвовал во взаимоотношениях РПЦ с протестантскими Церквами и объединениями, прежде всего с представителями Евангелических и Лютеранских земельных Церквей Германии, др. стран; поддерживал дружеские отношения со мн. видными представителями протестант. Церквей.

8apr6 1024x683Буевский участвовал в подготовке вступления РПЦ в Всемирный Совет Церквей (ВСЦ), входил в состав делегации РПЦ на III ассамблее ВСЦ (1961, Нью-Дели), когда Русская Церковь стала членом ВСЦ, избирался членом ЦК ВСЦ на последующих ассамблеях: в 1968 г. в Уппсале (Швеция), в 1975 г. в Найроби (Кения), в 1983 г. в Ванкувере (Канада) и в 1991 г. в Канберре (Австралия). В 1962 г. начал сотрудничество с Комиссией по международным делам ВСЦ, в 1968 г. стал членом этой Комиссии и членом ее исполнительного комитета, в 1970-1992 гг. являлся ее вице-председателем. С сер. 50-х гг. XX в. он активно участвовал в формировании Конференции европейских Церквей (КЕЦ), присутствовал на неск. генеральных ассамблеях КЕЦ. Начиная со 2-й пол. 50-х гг. способствовал учреждению международного христианского миротворческого движения - Христианской международной конференции с центром в Праге (ХМК), являлся членом ее Международного секретариата, Рабочего комитета, вице-президентом (1985), присутствовал на 6 конгрессах ХМК (1961-1985). В нач. 60-х гг. участвовал в создании межрелигиозной Всемирной конференции «Религия и мир», был членом ее Международного совета и участником 1-3-й и 5-й ассамблей (1970-1989). В апреле 1983 г. присутствовал на проходившей в Уппсале (Швеция) Всемирной христ. конференции «Жизнь и мир», стал одним из учредителей центра по международным христ. исследованиям проблем сохранения мира между народами - института «Жизнь и мир» (Уппсала), членом Совета института.

75Буевский являлся одним из организаторов миротворческих конференций в СССР, призванных уменьшить международное напряжение, вызванное «холодной войной»: конференции всех Церквей и религиозных объединений в СССР (1952, ТСЛ), конференции представителей всех религий в СССР «За сотрудничество и мир между народами» (1969, ТСЛ), «Религиозные деятели за прочный мир, разоружение и справедливые отношения между народами» (1977, Москва) и «Религиозные деятели за спасение священного дара жизни от ядерной катастрофы» (1982, Москва). Был секретарем 1-5-й международных конференций по вопросам миротворчества и целостности творения (1983-1987, Москва).

Значителен вклад Алексея Сергеевича Буевского в развитие внутрицерковной жизни: он являлся членом Поместного Собора РПЦ 1988 г., секретарем Комиссии Священного Синода по подготовке и проведению празднования 1000-летия Крещения Руси, многолетним членом Комиссии Свящ. Синода по вопросам христ. единства и межцерковных сношений, членом редколлегии «ЖМП». В наст. время Б.- член Научно-редакционного совета по изданию «Православной энциклопедии», член редколлегии сборник «Богословские труды».

35326 20160626 225218Буевский удостоен степени д-ра богословия honoris causa Богословской академии Евангелическо-Лютеранской Церкви в Венгрии (1975), Православного богословского фак-та в Прешове (1984; Словацкая Республика) и Чехословацкого богословского фак-та им. Я. Гуса в Праге (1989). Награжден орденами РПЦ: св. равноап. кн. Владимира 3 степеней (1963, 1964, 1985), прп. Сергия Радонежского (1980, 1990), св. блгв. кн. Даниила Московского 3-й и 1-й степени (1989, 1995), свт. Иннокентия, митр. Московского 3-й степени (2000), свт. Макария, митр. Московского, 2-й степени (2002), наградами Поместных правосл. Церквей, гос. российскими наградами: орденом Дружбы (1990), орденом Почета (2000).

Более шестидесяти лет своей жизни он отдал служению Церкви.

А.С.Буевский трудился в Отделе внешних церковных связей, начиная с момента образования этого Синодального учреждения в 1946 году и до последних дней своей жизни. Первые десятилетия своего церковного послушания он проходил под руководством приснопамятных митрополита Крутицкого и Коломенского Николая (Ярушевича), первого председателя Отдела, и его преемника митрополита Ленинградского и Новгородского Никодима (Ротова). Сначала в должности архивариуса, затем секретаря, ответственного секретаря и консультанта Алексей Сергеевич Буевский трудился в ОВЦС при всех его председателях, в том числе Святейшем Патриархе Кирилле и нынешнем главе Отдела епископе Волоколамском Иларионе.

Во всех инстанциях, всегда, где и когда только мог, с полной самоотдачей, он всегда отстаивал позиции Церкви. Это было принципиально важно для него, потому что это был глубоко церковный человек. Его церковность была связана с традициями его семьи и по этой причине носила очень серьезный и в то же время уравновешенный характер. А высокий уровень образования культуры делали Алексея Сергеевича подлинным церковным интеллигентом. Скончался в ночь на 9 апреля 2009  года. Алексей Сергеевич был очень скромный человек, не стремился показать свою значимость - такой смиренный труженик, не смотря на свои порой очень высокие должности и посты. Скончался 9 апреля 2009 года в Москве. 11 апреля 2009 года в 13.00 председатель Отдела внешних церковных связей Московского Патриархата епископ Волоколамский Иларион совершит отпевание новопреставленного Алексея Сергеевича Буевского в храме Воскресения Словущего на Успенском Вражке (Брюсов пер., д. 15/2). Похоронен на Ваганьковском кладбище.

Награды

Был удостоен высоких церковных и государственных наград. В частности, награжден орденами Русской Православной Церкви: святого равноапостольного князя Владимира (I степени), преподобного Сергия Радонежского (I степени), святого благоверного князя Даниила Московского ( I и III степени), орден святителя Иннокентия Московского (III степени); он имел также награды ряда Поместных Православных Церквей.

Публикации:

  • Наследие апостола Фомы // Журнал Московской Патриархии. М., 1948. № 2. стр. 51-62.
  • К годовщине Совещания Предстоятелей и Представителей Православных Церквей в Москве (1948—1949 гг.) // Журнал Московской Патриархии. М., 1949. № 8. стр. 14-24.
  • К годовщине Совещания Предстоятелей и Представителей Православных Церквей в Москве (1948—1949 гг.) // Журнал Московской Патриархии. М., 1949. № 9. стр. 38-42.
  • Албанская Православная Церковь // Журнал Московской Патриархии. М., 1950. № 2. стр. 63-64.
  • Русская Православная Церковь за границей // Журнал Московской Патриархии. М., 1950. № 10. стр. 28-34.
  • Силы мира // Журнал Московской Патриархии. М., 1951. № 8. стр. 29-31.
  • Патриарх Константинопольский Григорий VII и Русская Православная Церковь (1923—1924 гг.) // Журнал Московской Патриархии. М., 1953. № 4. стр. 33-38.
  • Патриарх Константинопольский Мелетий IV и Русская Православная Церковь // Журнал Московской Патриархии. М., 1953. № 3. стр. 28-36.
  • К проблеме экуменизма // Журнал Московской Патриархии. М., 1954. № 1. стр. 74-76.
  • Ответ на статью «Обозревателя» из «Аамун Койтто» // Журнал Московской Патриархии. М., 1955. № 1. стр. 55-58.
  • Под знаком укрепления дружеских связей (к пребыванию в СССР делегации церковных деятелей Англии 17/XI-1/XII 1954 года) // Журнал Московской Патриархии. М., 1955. № 2. стр. 54-60.
  • О заседании Рабочего Комитета Пражской Мирной Христианской Конференции в Будапеште // Журнал Московской Патриархии. М., 1962. № 4. стр. 34-36.
  • Встреча с христианами Голландии // Журнал Московской Патриархии. М., 1963. № 2. стр. 57-61.
  • О постоянных комиссиях Христианской мирной конференции // Журнал Московской Патриархии. М., 1963. № 3. стр. 29-30.
  • IV Всемирная конференция «Вера и церковное устройство» // Журнал Московской Патриархии. М., 1963. № 9. стр. 55-59.
  • Объединенное коммюнике о визите Русской Православной Церкви к Церкви Братьев в Соединенных Штатах Америки // Журнал Московской Патриархии. М., 1963. № 10. стр. 35-36. (в соавторстве)
  • Памяти Рихарда Ульмана // Журнал Московской Патриархии. М., 1964. № 1. стр. 32-33.
  • Софийский дневник // Журнал Московской Патриархии. М., 1965. № 9. стр. 39-48.
  • «Церкви должны высказывать свое мнение по международным проблемам», — заявила Консультация ВСЦ в Гааге // Журнал Московской Патриархии. М., 1967. № 6. стр. 50-53.
  • Значение Великой Октябрьской социалистической революции в борьбе за мир, человечность и социальный прогресс (реферат, прочитанный на международном коллоквиуме в Магдебурге) // Журнал Московской Патриархии. М., 1968. № 3. стр. 32-37.
  • Примирение через Христа и мир на земле // Богословские труды. М., 1971. № 6 (БТ). 169—174, 205.
  • Несколько размышлений по поводу настоящей публикации [книги В. Зелинского «Приходящие в Церковь»] // Журнал Московской Патриархии. М., 1992. № 5. стр. 19.
  • Церковная реформа Петра Первого (историко-канонический аспект) // Журнал Московской Патриархии. М., 1985. № 11. стр. 91-105.
  • [Н. А. Полторацкий (некролог)] // Журнал Московской Патриархии. М., 1992. № 5. стр. 15-16 (2 паг.). (в соавторстве)
  • Несколько слов о статье отца Андрея Лоргуса // Журнал Московской Патриархии. М., 1992. № 11/12. стр. 62.
  • «И дал нам слово примирения» (2 Кор. 5, 19) // Журнал Московской Патриархии. М., 1997. № 4. стр. 55-58.
  • Памяти протоиерея Михаила Турчина // Журнал Московской Патриархии. М., 1998. № 5. стр. 50-53.
  • Светлой памяти Евгения Алексеевича Карманова // Журнал Московской Патриархии. М., 2000. № 5. стр. 50-60.

Использованные материалы

Сообщение Службы коммуникации ОВЦС МП / Седмица.Ru

http://www.sedmitza.ru/news/658836.html

ДРЕВО - открытая православная энциклопедия: http://drevo.pravbeseda.ru

Преображенская церковь в Подвязье (1737). Церковь была построена в честь Преображения Господня в Подвязье. Впервые церковь упоминается в писцовой книге в 1628 году: "Во Мшанской улице монастырь же словет Спас Подвязной, а в монастыре церковь Преображение Господне, да церковь другая с трапезою. Вход во Иерусалим, древяны клецки". Переулок Тесный когда-то вёл к расположенному в глубине квартала и обсаженному со всех сторон вязами Спасо-Подвязному монастырю. Древний, но бедный и деревянный монастырь существовал до 1691 года. В 1738 году на средства купца И.А. Ашастина в бывшем Подвязном монастыре была построена каменная Спасо-Преображенская церковь, с каменной колокольней и деревянной оградой. В церкви было три престола: в честь входа Господня в Иерусалим, в честь святых Василия Парийского и Василия Блаженного, и в честь Преображения Господня. Церковь была закрыта в 1929 году, после чего в ней устроили зерносклад, полностью разрушенный в середине 1930-х годов.

Храмы и монастыри

Формирование библиотеки Ипатьевского монастыря в XIV веке

Книжное собрание Ипатьевского монастыря XIV –XVIII в.в., хранящееся в фондах Церковного историко – археологического музея Костромской епархии.

В собрании церковных древностей Церковного историко – археологического музея Костромской епархии значительное место занимает фонд ценных и редких книг. Большую часть этого фонда составляют книги, внесенные в монастыри и храмы Костромы в XVI – XVIIIвеках российскими государями, князьями, боярами, духовными лицами и крестьянами. Часть этого фонда составляют книги из библиотеки Ипатьевского монастыря – старейшей и богатейшей библиотеки Костромы.

Подробнее...

Святые и Святыни

Святой Преподобный Геннадий Чудотворец Костромской и Любимоградский, Спасо-Геннадиев монастырь - в фольклоре, семейных историях и устном народном творчестве жителей окрестностей Геннадиева монастыря

Братие, любите друг друга!
(слова на свитке в руках прп.Геннадия, на
каноническом его изображении на иконе)      

Для начала – краткое объяснение, почему я на протяжении многих лет собираю все, что связано со св. преподобнымГеннадием Костромским и Любимоградским.

Подробнее...

Статьи

К КОНЦЕПТУАЛЬНЫМ ОШИБКАМ СОВРЕМЕННЫХ ИСТОРИКОВ В ИССЛЕДОВАНИИ ГОСУДАРСТВЕННО-ЦЕРКОВНЫХ ОТНОШЕНИЙ НА ПРИМЕРЕ ЗАКРЫТИЯ ХРАМОВ В СССР В 1950-1980-Е ГОДЫ.

Аннотация. В статье на основании архивных документов и законодательной базы опровергается устоявшийся в современной историографии тезис о причастности управляющих епархиями РПЦ епископов к закрытию храмов. Дается анализ поводам, служившим со стороны государства основанием для расторжения договора об аренде церковного помещения с приходской общиной. Делается вывод, что закрытие церквей было продиктовано общим курсом государственной политики на ликвидацию Церкви в СССР.

Подробнее...