Об одном настоятеле Богоявленского монастыря

Автор: Резепин Павел Петрович . . Опубликовано в Статьи

Аннотация: Идентификация известного ранее лишь по монашескому имени настоятеля и строителя нескольких общежительных монастырей Костромской и Ярославской епархий середины XVIII столетия с 6-м наместником санкт-петербургской Свято-Троицкой Александро-Невской лавры, архимандритом соловецкого Спасо-Преображенского ставропигиального монастыря Архангельской епархии и жертвователем на строительство костромской каменной Успенской церкви, гипотеза о его малороссийском происхождении и принадлежности к окружению первых епископов Костромских и Галичских того же происхождения, должностях и деятельности в общежительных монастырях Костромской епархии, верификация упоминаний о нем в неопубликованных и опубликованных источниках и атрибуция части последних тем или другим историкам Костромской епархии

Ключевые слова: Кострома, Богоявленский монастырь, настоятель, наместник, архимандрит, игумен, строитель

Шифр ВАК - 07.00.02 - «Отечественная история»

УДК 262.1:271«17»(Р473.5)

Резепин Павел Петрович

Кострома, РФ

E-mail: prezepin@gmail.com

156016, г. Кострома, ул. Индустриальная, д. 6, кв. 127, тел. 228974

Об одном настоятеле Богоявленского монастыря

Rezepin Pavel Petrovich

Kostroma, RF

Annotation:Identification of previously unknown only in the monastic name of the abbot and builder of several cenobite monasteries of Kostroma and Yaroslavl dioceses middle of the XVIII century with a 6th governor of St. Petersburg of the Holy Trinity Alexander Nevsky Monastery, Archimandrite Solovetsky Spaso-Preobrazhensky Stavropegic Monastery Arkhangelsk diocese and the donor for the construction of Kostroma stone of the Assumption Church, the hypothesis of his Little Russian origin and of belonging to the environment of the first bishops of Kostroma and Galich same origin, positions and activities cenobite monasteries Kostroma diocese, verification of references to it in the unpublished and published sources and attribution of the last one or the other historians of the Kostroma diocese.

Key words:Kostroma, Epiphany Monastery, Abbot, Prior, Archimandrite, the abbot builder

С ретроспективной просопографией Досифею, мягко выражаясь, не повезло.

Начиная с того, что в «Русском провинциальном некрополе» ни год смерти, ни возраст похороненного под Архангельским приделом Спасо-Преображенского собора архимандрита соловецкого Спасо-Преображенского ставропигиального монастыря Архангельской епархии не указаны [13, с. 265-266].

В «Азбучном указателе имен русских деятелей для русского биографического словаря» анонсированы Досифей как игумен Николаевского Бабаевского и Богородицкого Игрицкого Песоченского (1, с. 216) и Досифей как игумен Иоанно-Предтеченского Железноборовского (1, с. 217) монастырей Костромской епархии, однако в словаре статей нет ни об одном.

Он возглавлял, кроме того, Авраамиев Заозерский Успенский монастырь Галичского уезда и являлся строителем костромского Спасо-Запрудненского монастыря, исторических описаний которых, как и Богородицкого Игрицкого Песоченского монастыря Костромского уезда, не существует.

Среди настоятелей костромского Богоявленского монастыря Досифей в «Списках иерархов и настоятелей монастырей Российской Церкви» Павла Михайловича Строева отсутствует, да и в «Исторических известиях о костромском второклассном Богоявленском монастыре с XV по XIX век» его архимандрита и ректора Костромской духовной семинарии (1829-1837) Афанасия (Дроздова Александра Васильевича) (1800-1876) [2, с. 49; 5, с. 3, 12, 17, 26, 44; 10, с. 128-132] упоминается только лишь в общем списке [4, с. 29].

Т. е. исторических известий о костромских общежительных монастырях недоставало даже при их существовании, а поскольку не прибавилось и в дальнейшем, реестр бумаг середины XVIII столетия на имя настоятеля Богородицкого Игрицкого Песоченского монастыря Досифея в Государственном архиве Костромской области [8] может считаться единственным документальным подтверждением его пребывания в Костромской епархии.

Вследствие этого немногочисленные и немногословные упоминания о нем в опубликованных источниках выглядят не то что противоречивыми, – взаимоисключающими.

Днем назначения Досифея игуменом Николаевского Бабаевского монастыря его историк Алексей Иванович Соловьев указывает 18 февраля 1742 года, а временем управления – 1742-1743 годы [14, с. 35-36], между тем как в «Азбучном указателе имен русских деятелей для русского биографического словаря» временем его управления названы 1745-1746 годы [1, с. 216].

Там же временем управления Досифея Богородицким Игрицким Песоченским монастырем названы 1746-1760 годы [1, с. 216], однако из более достоверных источников известно, что, во-первых, оно началось «в лето 1745 года» [3, с. 33], во-вторых, в 1747-1750 и 1754-1758 годах Богородицким Игрицким Песоченским монастырем управлял его игумен и ректор Костромской духовной семинарии (1747-1760) Анастасий (Белопольский) [2, с. 3, 6, 8, 11, 49; 7, с. 92; 10, с. 87-89; 11, с. 121; 12, с. 36], и, в-третьих, в 1754-1758 годах Досифей возглавлял Иоанно-Предтеченский Железноборовский монастырь, что подтверждают историки последнего Петр Михайлович Румянцев и Алексей Андреевич Воскресенский [7, с. 92; 12, с. 30, 36].

К тому же, как установил Иван Васильевич Баженов, «с 1755 г. временно Богоявленским монастырем управлял Железноборовский игумен Досифей до июля 1756 г., когда посвящен архимандритом этого монастыря» [5, с. 43-44], однако об этом назначении ни вышеуказанные историки Иоанно-Предтеченского Железноборовского монастыря, ни «Азбучный указатель имен русских деятелей для русского биографического словаря», ни «Списки иерархов и настоятелей монастырей Российской Церкви» не упоминают.

В свою очередь историки Костромской духовной семинарии Николай Осипович Андроников и Иоанн Иаковлевич Сырцов извещали о том, что «для построения семинарии был вызван из Железноборовского монастыря, перемещенный в Игрицкий, с правом присутствовать в консистории, игумен Досифей, в последствии времени архимандрит Соловецкого монастыря… Думать надобно, что семинария из Семеновского монастыря переведена была на Запрудню в 1760 году, или в начале 1761 года; так как 8 декабря 1760 года консистория докладывала Преосвященному, что в новоучрежденной епаршеской семинарии для обучения учеников школы, учителей покои и другия для исправления их нужд службы состроены» [2, с. 13-14] и что «строителем был удачно выбран настоятель Железно-Боровского монастыря архимандрит Досифей» [15, с. 12-13], хотя среди строителей костромского Спасо-Запрудненского монастыря в «Списках иерархов и настоятелей монастырей Российской Церкви» Павла Михайловича Строева он также отсутствует.

В довершение всего строительство в Костроме каменной Успенской церкви на завещанные им средства авторитетные историки Костромской епархии объясняли исключительно тем, что он был «костромским уроженцем» [6, с. 15; 11, с. 103-104], однако с учетом иногородних источников его жизнеописание в общих чертах представляется следующим образом.

Досифей, в миру Дионисий Андреевич Лебедевич, родившийся в 1695 году и, быть может, подобно многим другим выходцам из Малороссии, получивший образование в Киевской духовной академии, принявший постриг в Киево-Печерской Успенской лавре и положительно зарекомендовавший себя во главе золотоношского Спасо-Преображенского монастыря Полтавской епархии, Святейшим Правительствующим Всероссийским Синодом был назначен 6-м по счету наместником санкт-петербургской Свято-Троицкой Александро-Невской лавры (1738-1745), после чего переведен в управление первого епископа Костромского и Галичского (31.03.-18.08.1745) и золотоношского уроженца Симона (Тодорского Симеона Федоровича) (1700-1754) [10, с. 675-679], а после назначения епископом Костромским и Галичским (18.11.1745) их земляка Сильвестра (Кулябки Семена Петровича) (1701-1761) [10, с. 667-670] вместе с ним наотправлен на укрепление в новообразованную Костромскую епархию правлен в новообразованную Костромскую епархию, в которой оставался также при земляках Геннадии (Андреевском Григории) (ок. 1700-1758) [10, с. 196-199] и Дамаскине (Аскаронском Дамиане) (ок. 1708-1769) [10, с. 229-232] и лишь при вологодском уроженце и епископе Костромском и Галичском (1769-1778) Симоне (Лагове или Лаговском Стефане Михайловиче) (ок. 1730-1804) [10, с. 670-675] оказался архимандритом соловецкого Спасо-Преображенского ставропигиального монастыря Архангельской епархии (19.07.1761-22.06.1777) [9, с. 18, № 10], в котором и умер.

Что же касается взаимоисключающих датировок его перемещения по общежительным монастырям Костромской епархии, возможен вариант, при котором, как говорится, правы все стороны, если допустить, что во всех монастырях Досифей всего лишь исправлял должность настоятеля в его отсутствие и в действительности занимал должность строителя, тем более что и «Азбучный указатель имен русских деятелей для русского биографического словаря» называл его строителем Ройской Златоустовской пустыни Ярославской епархии в 1749 году [1, с. 217], после чего в Богородицком Игрицком Песоченском монастыре им был построен каменный собор Смоленско-Игрицкой иконы Божией Матери (1754), Иоанно-ПредтеченскомЖелезноборовском – Богородицерождественская (1758) и Иоанно-Предтеченская (1758) каменные церкви и Спасо-Запрудненском – деревянные службы для Костромской духовной семинарии (1760).

Библиография:

Bibliography:

  1. Азбучный указатель имен русских деятелей для русского биографического словаря: в 2 ч. – СПб.: Тип. Имп. Акад. наук, 1887. – Ч. 1:  А-Л. – 512 с. – (Сборник императорского Русского исторического общества; т. 60).
  2. Андроников Н.О. Исторические записки о Костромской духовной семинарии и Костромской губернской гимназии / сост. бывшим учителем семинарии и временным преподавателем гимназии Н. Андрониковым. – Кострома: типо-литогр. Балакирева, 1874. – 107, 32 с.
  3. Арсеньев I.А., прот. Описание Костромского Успенского собора, учрежденного по высочайшему повелению в 1835 г. кафедральным, составленное в 1829 году протоиереем оного собора и кавалером Иаковом Арсеньевым, а ныне вновь исправленное. – М.: Синод. тип., 1837. – 93 с.
  4. Афанасий [Дроздов А.В.], архим. Исторические известия о костромском второклассном Богоявленском монастыре с XV по XIX век. – СПб.: тип. Иверсена, 1837. – 55 с.
  5. Баженов И.В. Костромской Богоявленско-Анастасиинский монастырь: исторический очерк / сост. Иван Баженов, преп. Костромской дух. семинарии. – Кострома: Губ. тип., 1895. – II, 173, XXIII с.: ил. – Отд. отт. из Прил. к н.ч. КЕВ 1894-1895 гг.
  6. Беляев I.С., прот. Статистическое описание соборов и церквей Костромской епархии, составленное на основании подлинных сведений, имеющихся по духовному ведомству, членом Костромского губернского статистического комитета Костромского Успенского Собора Протоиереем Иоанном Беляевым. – СПб.: Тип. Почтового Департамента, 1863. – 358, VI с.
  7. Воскресенский А.А. Преподобный Иаков игумен, Железноборовский чудотворец, и основанный им Иоанно-Предтеченский Железноборовский монастырь, Костромской епархии. – Кострома: Губ. тип., 1913. – 116 с. – Отд. отт. из КЕВ 1912-1913 гг.
  8. Государственный архив Костромской области (ГАКО). Ф. 706. – Оп. 1. – Д. 3. – Л. 1-55.
  9. Денисов Л.И. Православные монастыри Российской империи: полный список всех 1105 ныне действующих в семидесяти пяти губерниях и областях России (и в двух иностранных государствах) мужских и женских монастырей, архиерейских домов и женских общин. С кратким топографическим, историко-статистическим и археологическим описанием, библиографическими примечаниями, статистической таблицей и четырьмя алфавитными указателями. С указанием ближайших к монастырям почтовых и железнодорожных станций. Со ста десятью рисунками в тексте и картой монастырей (в две краски) на вкладном листе. – М.: изд. А.Д. Ступина, 1908. – XII, 984 с., 1 л. карт., табл.
  10. Костромские монахи-книжники XIV-XX вв.: биобиблиографический словарь / авт.-сост. О.В. Горохова, П.П. Резепин. – СПб.: Дмитрий Буланин, 2015. – 784 с. – (Studiorumslavicorumorbis; вып. 9).
  11. Островский П.Ф., прот. Исторические записки о Костроме и ее святыне, благочестно-чтимой в императорском доме Романовых. – Кострома: тип. Андроникова, 1864. – [4], 247 с.
  12. Румянцев П.М., свящ. Описание Железноборовского монастыря, Костромской губернии, Буйского уезда / сост. священником Георгиевской церкви, что на реке Костроме, Буйского уезда, Петром Румянцевым. – Кострома: тип. Андроникова, 1873. – 44 с.
  13. Русский провинциальный некрополь / вел. кн. Николай Михайлович. – М.: Типо-литогр. И.Н. Кушнерев и Кº, 1914. – Т. I. – IX, 1008 с.
  14. Соловьев А.И. Николаевский Бабаевский монастырь Костромской епархии: Историко-статистический очерк. – Кострома: Губ. тип., 1895 (обл. 1896). – 111 с., 2 л. ил.
  15. [Сырцов И.Я., прот.] 150-летие Костромской духовной семинарии (1747-1897 гг.). – Кострома: Губ. тип., 1897. – 91 с.

 

Храмы и монастыри

Храм Спаса на Запрудне. Исторический очерк

На северной окраине Костромы, на правом берегу речки Запруденки, впадающей в р. Кострому немного выше Ипатьевского монастыря, расположена одна из дивных по красоте и духовной своей значимости в истории Костромского края, церковь в честь Нерукотворенного Образа Господа Иисуса Христа на Запрудне. На месте, где расположен храм, 29 августа 1263г., в день, когда Церковь вспоминает перенесение из малоазийского города Эдессы в Константинополь Нерукотворенного Образа (Убруса) Спасителя (944г.), костромским князем Василием Ярославичем Квашней, во время охоты, была обретена на сосне чудотворная икона Божьей Матери, ставшая иконой – покровительницей Костромы и Костромского края.

Подробнее...

Святые и Святыни

Митрополит Киевский и Галицкий Платон (Городецкий) (1803 - 1891)

В миру Городецкий Николай Иванович, родился 2 мая 1803 г. в посаде Погорелом-Городище, Ржевского уезда, Тверской губернии, в семье священника.

В 1811 г. поступил в Ржевское духовное училище. В 1817 г. перешел в Тверскую семинарию. В 1823 г., по окончании курса семинарии, послан в Санкт-Петербургскую духовную академию. 7 сентября 1827 г. окончил академию со званием магистра и назначен профессором в Орловскую духовную семинарию.

Подробнее...

Статьи

Репрессии Советской власти против Истинно-Православной Церкви как повод для уничтожения церковной организации в Костромской епархии.

«К свободе призваны вы братия» (Гал. 5, 13)

Истинно-Православная Церковь, название которой закрепилось в начале ХХ веке за теми, кто вначале противопоставлял себя живоцерковникам и раскольникам[1], затем перешло на последователей митрополита Ленинградского Иосифа (Петровых), объединяло разных людей, основной идеологической платформой которых было неприятие политики государства направленной на разрушение Церкви, насилие над свободой человека исповедующего религию, и на тенденцию подчинения Церкви безбожному государству. Как утверждает М. В. Шкаровский, «именно владыка Иосиф ввел термин «Истинно-Православная Церковь», употребив его в 1928 г. в одном из своих писем[2], отметив, что такое название имеет Церковь свободная от государственного насилия. Идеологической основой движения «иосифлян», ставших затем называться приверженцами ИПЦ, было неприятие курса митрополита Сергия, который выступая за легализацию отношений с государством, по мнению некоторых архиереев, священства и мирян, «допустил вмешательство гражданских властей» в дела и прямое порабощение Церкви[3]. Временный Священный Синод, возглавляемый заместителем Местоблюстителя митрополитом Сергием указом от 6 августа 1929 года фактически приравнивал последователей ИПЦ к обновленцам и григорианам, объявляя недействительными совершенные ими таинства и указывая принимать вернувшихся через Миропомазание[4]. Как указывает Шкаровский, сами иосифляне себя раскольниками не считали и действительно ими не были, т.к. не пытались создать параллельную Церковь, считали главой Русской Православной Церкви Патриаршего местоблюстителя митрополита Петра (Полянского) и не создавали особенных обрядов. Главной их, стратегической целью было привлечение большего количества сторонников в Высшее церковное управление, и возглавление его[5]. По мнению митрополита Иоанна (Снычева), который свидетельствовал о массовости иосифлянского движения «непоминающих» «многие их тех пастырей, которые в годы борьбы с обновленчеством показали себя стойкими борцами за чистоту православия, выступили против митрополита Сергия». По мнению владыки Иоанна, митрополит Сергий и возглавляемый им Синод допустили серьезную тактическую ошибку, т.к., большинство верующих было неподготовлено к новому курсу Русской Церкви на сближение с государством, осуществляющим антирелигиозную политику[6]. Однако, исходя из открытых, на данный момент, материалов, свидетельствующих о беспрецедентном нажиме на митрополита со стороны, в том числе и карательных органов, следует сказать, что вряд ли митрополиту Сергию было дано время на подготовку паствы к принятию как Декларации, так и курса направленного на легализацию Церкви в СССР, отраженного затем в Постановлении ВЦИК и СНК РСФСР «О религиозных объединениях».

Подробнее...