Проблемы Российской государственности и просветительская роль Русской Православной Церкви в их разрешении

Автор: Протоиерей Дмитрий Сазонов, доктор философских наук, профессор Российской Академии Естествознания.. . Опубликовано в Статьи

История мировых цивилизаций и государств показывает, что религиозная составляющая оказывала определяющее влияние на изменение общественной их психологии, морали и ценностей. История России, русской цивилизации, на протяжении более чем тысячелетия связана с Русской Православной Церковью, которая всегда являлась важнейшей опорой российской государственности. Ее функции в государственной административной системе были значительными. Само существование Российского государства в течение практически всей его истории невозможно представить без православного мировоззрения.

Церковь занимала ведущую позицию в регулировании повседневной жизни населения, в формировании и укоренении в обществе православной системы духовно-нравственных ценностей. Как универсальный инструмент формирования нравственных норм Церковь играла важную роль в формировании самой ментальности основной массы населения, глубоко проникая в повседневную бытовую практику людей. При этом включенность веры и обыденной религиозности в повседневную жизнь была настолько велика, что задавала весь ритм жизнедеятельности российского общества, его производственно-трудовой, семейной, бытовой и иных сфер. Весьма значительным представляется также влияние Православной церкви на сферы культуры, образования.

Большая просветительская работа стала важнейшим направлением в деятельности Церкви. В истории России образование всегда имело религиозный характер. Как писал А. Игнатов: «До начала ХХ века школа поистине являлась училищем благочестия, и всякое обучение, которое не говорило или мало говорило о Боге, о спасении, о вечности для русского человека являлось пустым, ничтожным делом»1.

Историк Н.И. Костомаров в «Русской истории в жизнеописании ее главнейших деятелей» указывал на огромное значение принятия христианства на Руси и влиянии Православия на развитие образования, распространения книжного просвещения и обучения грамоте. Он писал, что «с развитием христианства на Руси в каких-нибудь лет двадцать возросло поколение людей, по уровню своих понятий и по кругозору своих сведений, далеко шагнувших вперед от того состояния, в каком находились их родители; эти люди стали не только основателями христианского общества на Руси, но так же проводниками, переходившей вместе с религией образованности, борцами за начала государственные и гражданские».2

Равноапостольный князь Владимир, как говорит летописец, повелел "поимати у нарочитое чади дети и даяти на ученье книжное"3 В школах обучали славянской грамоте и письму. При потомках святого князя Владимира распространение грамотности сопровождалось созданием книгохранилищ - библиотек. Так, князь Ярослав Мудрый собрал множество книгописцев, которые переводили с греческого на славянский язык4 Ими было написано множество книг, положивших начало библиотеки Киевского собора. Собрания книг при храмах были и в других древнерусских городах. В Новгороде книги собирали и хранили в Софийском соборе. Сначала богослужебные книги привозили на Русь из Византии, затем их стали создавать на Руси. С принятием христианства появилось большое количество переводной литературы. Первыми проникли на Русь книги, переведенные с греческого языка на старославянский. Среди них были собрания служб на весь год, тексты праздничных служб до и после Пасхи, различные служебники. Появились Евангелие, тексты апостольских деяний, жития, в которых ставились и разрешались вопросы христианской морали, монашеской жизни, описывались жизнь и подвиги деятелей Церкви5. Книги носили, главным образом, поучительный, духовно-назидательный, а также. образовательный характер. Выдающимся литературным памятником того периода, относящимся к летописному жанру, является «Повесть временных лет» монаха Киево-Печерского монастыря Нестора. Главная цель этой летописи состояла в том, чтобы показать место Русской земли среди других держав, доказать, что русский народ имеет свою историю. В литературе этого периода отчетливо просматриваются такие характеристики национальной психологии, как жертвенность и стремление к страданию. Лучше всего это видно на агиографической литературе - житиях святых, любимом чтении наших предков. Не случайно первыми русскими святыми стали Борис и Глеб, младшие сыновья великого князя Владимира Святославовича, отказавшиеся сопротивляться своему старшему брату и принявшие от него добровольную мученическую смерть. Под воздействием христианства менялись нравы народа, из жестоких и воинственных язычников, приносящих нередко человеческие жертвоприношения, русские люди стали добрыми христианами, во главе угла ставившими милосердие и правду Божию. Недаром, первый судебный сборник русских именовался «Русская правда».

Русь, приняв христианство, а с христианством приняв византийскую культуру сделала несомненный большой цивилизационный рывок в своем развитии, пассионарный рывок. «Православие создало душу России и одухотворило ее бытие, - в таких словах определил значение принятия Православия на Руси проф. В. Н. Бутков. На нем (Православии – прим. автора) зиждется наше национальное единство, цельность и самобытность[…] племенное и национальное единство России, великое дело «собирания Земли Русской» совершилось под опекою и можно даже сказать, по инициативе великих пастырей Русской Церкви»6.

Вместе с тем, говоря о несомненном достижениях русской цивилизации, необходимо сказать и о тех сломах государственности, периодах, когда на повестку дня вставал вопрос о потере национальной русской государственности, угрозе самоиндификации и идентичности русского народа. Перечислим наиболее значимые из них: монголо-татарское нашествие XIII-XVвв., Смута XVII века, Отечественная война 1812 года, Октябрьский переворот 1917 года, Отечественная война 1941-1945 гг.

Все эти сломы характеризовались в первую очередь отказом от следования Христовой правде, нравственным падением, слепому поклонению и подражанию западной цивилизационной модели, и даже отпадению в язычество (социальный эксперимент в ХХ веке). Подтвердим свои слова свидетельством авторитетных исследователей и историков. Знаменитый российский историк Н. М. Карамзин писал о причинах татаро-монгольского нашествия: ««Россия со времен Ярослава до самого Батыя орошалась кровию и слезами народа. Порядок, спокойствие, столь нужные для успехов гражданского общества, непрестанно нарушались мечем и пламенем Княжеских междоусобий, так что в XIII веке мы уже отставали от Держав Западных в государственном образовании»7. Таким образом, государственность, которая с такими трудами была основана великими русскими князьями Владимиром, Ярославом и прочими, оказалась на краю разорения. Степень развития княжеских междоусобиц была ужасающей. Главная причина внешнего ига – разделение, внутренняя слабость. Очень хорошо сказаk о причине слабости государства и общества евангелист Марк: «Еслицарстворазделитсясамовсебе, неможет устоятьцарството; и если дом разделится сам в себе, не может устоять дом тот (Мк. 3:24,25). О том, какие человеческие потери понесла Русь при татарском нашествии и иге говорит доктор исторических наук Борис Сапунов: «Татары уничтожили около трети всего населения Древней Руси. Считая, что тогда на Руси проживало около 6-8 миллионов человек, было убито не менее двух - двух с половиной. Иностранцы, проезжавшие через южные районы страны, писали, что практически Русь превращена в мертвую пустыню, и такого государства на карте Европы больше нет»8. Что спасло Русь? Спасли Русь возвращение к своим христианским корням, к православным ценностям, молитвами святителей Петра и Алексия, духоносным подвигом преподобного Сергия Радонежского, по благословению которого вышли ученики его и образовали монашескую цивилизацию «Северной Фиваиды» - Северной России. Они шли в северные труднопроходимые леса исполняя слова Господа: «Шедше, научите вся языки, крестяще их во имя Отца и Сына и Святаго Духа»(Мф.28:19). Крестя и уча, они, в первую очередь, научили угро-финские племена меря и чудь евангельским истинам принеся им христианский образ жизни, грамоту и цивилизацию всей хозяйственной жизни, образовав их кирилло-мефодиевским наследием Византии и Киевской Купели. Вокруг нового цивилизационного центра во главе с Москвой объединилась Русь и благословением преподобного Сергия свергла на Куликовом поле иго татарское. В XVII веке «пресечение династии природных государей» явилась в Российском государстве Смута. Очень точно определил ее составляющие А. Б. Зубов: «Тяжкие испытания, выпадающие на долю общества в период смуты, как правило, порождают нравственную рефлексию, возбуждают чувство раскаяния в делах отцов, усиливают религиозные настроения. Аксиология русского общества на входе в смуту и на выходе из нее диаметрально противоположна. Перед смутой для общества характерны эвдемонические ценности, ориентация на благо этой земной жизни, равнодушие к вечности и к спасению в Боге. Религия в предсмутное время превращается в служанку земного благоденствия, в его идеологическую подпору, утрачивая в глазах большинства самоценную значительность, замыкается в самодовлеющий обряд. Напротив, на выходе из смуты религия занимает центральное место в жизненных ориентациях, сотерическая аксиология, следуя которой люди предпочитают «держаться вечной жизни» (1 Тим. 6, 12), существенно потесняет эвдемоническую, а идея жертвенного служения сплачивает общество. Все это приводит к более или менее быстрому усилению Русского государства»9. Именно опора на земные ценности и разделение в борьбе за власть, служение земным ценностям становится отправной точкой смуты. В этот период выделяется деятельность такого выдающегося иерарха Русской Церкви, как патриарх Гермоген, который видя всеобщее нечестие, вместе со своим предшественником Патриархом Иовом призвал народ к покаянию и в своих посланиях призывал свергнуть правление иноземцев и покончить с внутренней смутой. Благословил первое и второе ополчение. Первый предложил кандидатуру Михаила Романова на замещение царского престола, отвергнув иноземца и католика Владислава. Таким образом, на историческом примере мы увидели, как Русская Церковь вновь становиться в лице своего самого видного иерарха того времени на защиту интересов Российского государства. За своё героическое сопротивление и мужественное выступление против незаконных правителей Патриарх Гермоген был уморён голодом. Впоследствии Церковь причислила его к лику святых. Смутное время закончилось победой народных ополчений над интервентами. Душой народного просвещения в тот век стали Макарьевские Четьи-Минеи и Жития святых Димитрия Ростовского, которые на примере жизни святых формировали весь жизненный уклад народа, формировали его сознание, являли пример высокой духовно-нравственной жизни. Определительной формулой русской цивилизации стала формула старца Елизарова монастыря Филофея «Москва-Третий Рим». По сути византийской формулой Православие сформировало на Руси идеологию великой православной империи. Теперь русский человек мог говорить о своей независимости, ведь он подданный православной империи, независимой и самостоятельно ведущей свою историю от самого появления христианства в истории. Таким образом, в руки правителей Руси было дано мощное орудие борьбы за могущество и независимость Российского государства.

К сожалению, ценности Православия не были удерживаемы ни элитой, ни народом, и только внешние опасности заставляют всех посмотреть на причину страданий и бед, как каждого человека, так и народа и государства. На примере всех иностранных интервенций на нашу Отчизну мы можем определенно сказать о нашествии «язычников» на христианскую цивилизацию. И монголы, и французы в войне 1812 года, и немцы в Отечественной войне 1941-1945 гг. были людьми, отошедшими от Христа. Вспомним, что в начале войны 1812 г. Русская православная церковь призвала прихожан к защите не только царя и Отечества, но также православной веры и святых храмов. От человека (Наполеона – прим. автора), непочтительно относившегося к главе собственной Церкви (от которой он был отлучен!), и от которого вряд ли можно было ожидать уважительного отношения к религии покоряемого народа»10 Именно в защиту таких ценностей Русская Православная Церковь и смогла сплотить вокруг себя все силы русского общества. Элита с вохищением до нашествия воспринимавшая французскую культуру Просвещения (нехристианскую культуру Дидро, Вольтера, Монтескье, Руссо). Тоже самое, можем мы сказать и о Гитлере, отказавшемся от христианства в пользу язычества и оккультизма, тоже об атеизме и язычестве Ленина и большевиков.

Подводя итог вышесказанному обратим внимание, что все сломы, смуты Российской государственности были фактором отступления русских людей от ценностей Православной веры, заповедей Христа Спасителя. По словам Бытописателя, «всякая плоть извратила путь свой на земле» (Быт. 6: 12). И как некогда царь Ахав совершил тяжкое преступление, но затем, увидев пришедшего к нему пророка Илию, смиренно выслушал его обличение и сказал, по словам Златоуста: «Ты застиг меня виновным, потому что я согрешил», умилился пред Господом, ходил и плакал... и постился (Цар. 21: 2, 18), так и народы России возвращались к Богу, Спасителю своему и Его Церкви.Что же есть просвещение в данном контексте? Просвещение – осознание воли Божией о тебе и твоем народа, осознание единства Бога и человека. Помните? Шедшее научите все народы. Чему научить? Истине. Воля человека, подкрепляемая благодатию Таинства, направляет внимание ума кающегося к поискам истины, оживляет воспоминания прошлого с отчетливостью и, руководствуясь сознанием цели, выбирает нужное для исправления из широкой области познаний (Деян. 17: 22, 31). Драгоценный дар владеть мыслями — признак силы воли.«Итак, умертвите земные члены ваши, — пишет апостол Павел к колосским христианам, — блуд, нечистоту, страсть, злую похоть, любостяжание, которое есть идолослужение, за которое гнев Божий грядет на сынов противления (Кол 3, 5—6),[…] отложите[…] гнев, ярость, злобу, злоречие, сквернословие уст ваших; не говорите лжи друг другу, совлекшись ветхого человека с делами его и облекшись в нового, который обновляется в познании по образу Создавшего его» (ст. 8—10).

Святейший Патриарх Кирилл на открытии XXIII Международных Рождественских образовательных чтений проходивших в Москве в 2014 году сказал: «Все мы желаем изменить мир вокруг себя, сделать его лучше, чище, добрее и справедливее. В Евангелии мы находим совершенно ясное указание, по какому вектору должно быть направлено такое усилие человека, жаждущего преображения окружающей действительности. Этот вектор — Христос. Господь говорит: «Я свет миру; кто последует за Мною, тот не будет ходить во тьме, но будет иметь свет жизни» (Ин. 8:12). Это значит, что мы должны прилагать усилия к тому, чтобы следовать за Христом и устраивать свою жизнь в соответствии с Евангельскими идеалами. Преображая себя, свой внутренний мир, возрастая духовно, мы сможем силой Божественной благодати преобразить и мир вокруг нас»11.

Только так поступая, мы, основываясь на опыте возникновения и преодоления кризисов и проблем Российской государственности, на Евангельском опыте православной Русской истории, можем смело глядеть в будущее и добрыми делами преображать окружающий нас мир.

1 Игнатов А. (Отец Александр). Педагогические воззрения святителя Феофана Затворника, их актуальность // Материалы всероссийской научной конференции. Проблемы этнолингвистики и этнопедагогики в контексте региональных исследований. Славянск-на-Кубани, 2005. С.80.

2 Костомаров Н.И Русская история в жизнеописании ее главнейших деятелей. М., 1999.- С. 8.

3 Макарий (Булгаков М.П.) История русской церкви: в 4-х кн. Кн. 1. М., 1994. - С. 62.

4 Муравьёв А.В., Сахаров А.М. Очерки истории русской культуры IX - XVII вв. М., 1984. - С. 35.

5 Жития святых. 1000 лет русской святости /Собрала монахиня Таисия. Т. 2. Июль-декабрь. США., 1984. - С. 51-57.

6 Бутков В. Н., проф. Значение дела святого Владимира в одиннадцативековой истории и культуре России//Владимирский сборник в честь празднования Тысячелетия Крещения Руси. Монреаль. 1988. С.70.

7 Карамзин Н.М. История государства Российского. Т-V .М.: типография Н. Греча, 1829. – С. 355 37

8Сапунов Б. Татаро-монгольское иго... Было! http://anomalia.spb.ru/default.asp?num=169&id=5&ndate=10.12.2015.

9 Зубов А. Б. Циклы русской истории //Вопросы философии. – 2005. – №. 3. – С. 161-166.

10Мельникова Л. В. //Отечественная история. – 2002. – №. 6. – С. 27-38.

 

Храмы и монастыри

Исторические фотографии Успенского Собора

Добавлены фотографии Успенского Собора

Святые и Святыни

Настоятельница Богоявленско-Анастасииного женского монастыря игумения Мария (Давыдова; 1822 - 1889)

Игумения Мария (Давыдова), при крещении София, родилась в семье московских дворян. Получив прекрасное образование и воспитание в духе христианского благочестия, она, оставив высшее общество, с матерью уехала в Сергиев Посад, где стала духовной дочерью наместника Троице-Сергиевой Лавры преподобного Антония (Медведева; 1792-1877). Здесь, в Лавре преподобного Сергия, у нее возникло желание встать на путь иночества. В 1847 году по благословению святителя Филарета (Дроздова), митрополита Московского, она поступила послушницей в костромской Крестовоздвиженский Анастасиин девичий монастырь[1]. В 1858 году приняла постриг с именем Мария, а в 1863 году, после ухода на покой игумении Платониды, 3 февраля 1863 года была посвящена епископом Костромским и Галичским Платоном (Фивейским; 1809 – 1877) в сан игумении, и поставлена в управление обителью.

Подробнее...

Статьи

Рецензия на книгу прот. Дмитрия Сазонова "Костромские этюды: сборник статей"

Первые итоги

Недавно, в издательстве Костромского государственного университета имени Н.А. Некрасова вышла книга «Костромские этюды: сборник статей». Ее автор – протоиерей Дмитрий Иванович Сазонов – богослов, историк, философ. Но, в первую очередь, конечно, пастырь, что не может не накладывать отпечатка и на все его творчество. «Костромские этюды» – результат многолетних трудов отца Дмитрия. В нее вошли его работы по изучению житий святых Костромской земли, его проповеди, и созвучные им по содержанию публикации в костромской прессе, а также, исторические и философские статьи.

Подробнее...