Христианская цивилизация преподобного Никиты Костромского
Посвящена 650-летию со дня рождения преподобного Никиты Костромского
Празднуя столь знаменательную дату, хочу поделиться с вами своими мыслями по поводу значения молитвенных подвигов преподобного Никиты, основавшего в 1426 году не только монастырь как христианскую общину, но как насадителя великой христианской цивилизации идущей через Византию и великого князя Владимира, сделавшего цивилизационный выбор для Руси, через благословение преподобного Сергия Радонежского, через учеников своих прирастившего России Северную Фиваиду.
С принятием христианства Русская земля стала наследницей великой христианской византийской цивилизации, распространение которой происходило в XIV-XV вв. на территории Поволжья не благодаря завоеваниям и указам сильных мира сего, но благодаря молитвам преподобных и богоносных отцов, среди которых, несомненно приоритетной является личность всероссийского аввы – преподобного Сергия, молитвами и трудами которого, через его учеников и сомолитвенников, была освоена по географическим масштабам целая страна, название которой – Северная Фиваида. В.Н. Топоров выражающий свой восторг от великого цивилизационного подвига преподобного Сергия восклицает: «...от священного огня, ярким пламенем взметнувшегося в Византии XIV века, он сумел зажечь свечу, перенести ее в темные леса Северо-Востока Руси и дать ей разгореться сильным и ровным пламенем»1.
По замыслу преподобного Сергия, благословившего своих учеников на цивилизационный прорыв, вся Русская земля была призвана стать зеркалом Святой Троицы – воспроизвести гармонию ее ипостасей. К реализации этой задачи была призвана Северная Фиваида, созданная учениками и последователями преподобного Сергия в нескольких поколениях. Родина преподобного - Ростов Великий находясь у самой её границы, открывал врата на Русский Север – через них прошли многие прославленные подвижники. Получив благословение преподобного, они покидали Троицкую обитель, чтобы великое богословие троичного единства передать новой Русской Земле. Родственник и собеседник преподобного Сергия, преподобный Никита, выходец из Ростова, понеся труды в Серпухове и Боровске, покинул Троицкую Сергиеву обитель в 1426 году, и исполняя благословение преподобного Сергия, основал на окраине Костромы Богоявленский монастырь, главной особенностью которого, в отличает от других первопроходцев пустынников, основавших обители в Северной Фиваиде, стал общежительный устав.
Очень важно подчеркнуть, что духовное воздействие Сергия Радонежского на Русский Север шло по двум направлениям: в монастырях и землях, «освоенных» молитвами преподобных получал закрепление и развитие наработанный преподобным Сергием опыт монашеского общежительства и одновременно укоренялась исихастская традиция, идущая из Византии, но получившая в преломлении Сергия Радонежского весьма спeцифические, а именно, паламитские черты.
Будучи создателями прославленных киновий, ученики преподобного Сергия одновременно практикуют умное делание, и являются исихастами. На русском Севере осуществился великий синтез. Игумен Андроник (Трубачёв) прямо утверждает: «Паламизм послужил основой богословия преподобного Сергия»2. Убеждёнными паламистами были митрополиты Феогност, Алексий и Киприан. Эстетика паламизма получает своё совершенное выражение в «Троице» Андрея Рублёва. В неглаголемом свете видится Северная Фиваида. Как это важно для понимания истоков тex идей, которые развивал Сергий Радонежский! Устав Тавеннисиотского общежития, написанный последоватеями Пахомия Великого, стремится воспроизвести тринитарную гармонию нераздельного и неслиянного – общего и личного: «...всякий должен был держать себя так, как будто он жил один в духе, однако ж, все должны, были быть в крепкой между собой любви, мире, и согласии»3.
И свет Святой Троицы в ее Крещальном исполнении воспроизводится на Костромской земле в основании обители Богоявления преподобным Никитой, которого в зависимости от мест его подвижнических подвигов именуют и Боровским, и Серпуховским и Костромским. В самом названии обители неслучайно просматривается глубокая богословская мысль. Явление Троичного Бога, в котором ипостась Сына неслиянно и нераздельно связанная с человеческой природой, погружаясь в воды Иордана берет на себя грехи человеческие и указует Крещением (Просвещением) путь спасения веры для язычников – мери, чуди, черемисов, населявших Север Руси. В основании обители в дремучих дебрях (пустыне), рядом с Волгой, напротив Троицкого Ипатьевского монастыря и видится глубокое прочтение спасительного пространства, зеркальное отражение Святой Земли: от явления Ветхозаветно Троицы к Богоявлению при Иордане-Волге, который указывает человеку путь спасения, молитвами Богородицы, через чудотворную икону Божией Матери Феодоровскую, находящуюся в Успенском соборе. Киновия в городе – град спасающихся среди мира. Именно киновия утверждает идеалы троичности и паламизма преподобного Сергия Радонежского.
Киновия ограждается от мира, но обитель оставляет свои стены прозрачными – через них благодать перетекает в мирские измерения и валунная кладка тут не помеха. Северный монастырь одновременно закрыт для мира и открыт миру: став зеркалом Святой Троицы, он превращает это зеркало в своего рода аттрактор – притягивает к себе дольнее бытие, стараясь передать ему опыт Божественной жизни. Крестьянская община на Севере многое восприняла oт своих любимых монастырей. По сути, о единстве центростремительного и центробежного в духовной жизни северного киновиота-исихаста говорит Дионисий Глушицкий Григорию Пельшемскому: «Весь ум свой направь к тому, чтобы со всем тщанием искать Единого Бога и ревностно прилежать к молитве. Но более всего будем стараться, отче Григорий, помогать нищим, сиротам и вдовицам. Пока есть время, твори благое»413. В этих словах нашел своё выражение дух Северной Фиваиды.
Все вышесказанное и воплотилось в замысле и деятельности преподобного Никиты на Костромской земле. Вплоть до середины XVI века мы мало знаем жизни Богоявленской обители. Многие документальные свидетельства были уничтожены в Смутное время, когда Кострома и монастырь были захвачены отрядами тушинцев. Авторитетный исследователь костромской старины И. В. Баженов в своем историческом очерке о Богоявленско-Анастасииной обители писал, повествуя о начальном времени обители: «братия не без борьбы с нуждою проводила строгую иноческую жизнь под неуклонным надзором старца Никиты»5. Из других источников: синодика и трапезного устава XVII века мы узнаем о наставлениях преподобного, составленных на основе «Добротолюбия» и «Лествицы» преподобного Иоанна Синайского, завещавшего братии проходить двенадцать степеней смирения, среди которых мы находим исихасткие заповеди, самоуглубления и самоотречения, послушания и молчальничества, сердечного исповедания6. Вышесказанное является свидетельством того, что преподобный Никита принес и насадил на Костромской земле византийскую христианскую цивилизацию преподобного Сергия, его общежите по троичному образу и исихасткую традицию.
Господь наш Иисус Христос заповедовал нам узнавать суть делания по его плодам (Мф.7:20). Каковы же плоды, посеянных преподобным Никитой духоносных семян? Вот они: просияла здесь слава Божия через чудотворные иконы Божией Матери Феодоровскую и Смоленскую, 11 мучеников Богоявленской обители стали всем примером мужества и стойкости верности Богу, государю и своему Отечеству. 33 года в стенах Богоявления располагалась Костромская духовная семинария, «школа просвещения», ректором которой был прославленный алтайский миссионер преподобный Макарий (Глухарев), апостол Алтая. Из стен ее в годы пребывания в монастыре вышли такие выдающиеся люди России как протоиерей А. Д, Домнинский – краевед, указваший место захоронения Ивана Сусанина, митрополит Киевский Арсений (Москвин), архиепископ Казанский Афанасий (Соколов), епископ Порфирий (Успенский) – востоковед и путешественник, родоначальник Русской православной миссии в Иерусалиме, протоиерей А. В. Горский – ректор Московской духовной академии, богослов и церковный историк и др., распространив опыт просвещения по всей России и за ее пределами.
Способствующая возрождению Богоявленской обители в XIX веке матушка игумения Мария (Давыдова), не только восстановила и привела в порядок разрушенные пожаром постройки монастыря, но сделала монастырь обителью милосердия: в стенах Крестовоздвиженского-Анастасиина монастыря соединенного с Богоявленским была открыта больница для бедных с курсами сестер милосердия, шестиклассная школа для девочек, богадельня, амбулатория, бесплатная аптека и больница для «лиц духовного звания». В годы Первой мировой войны в Богоявленской обители открылся лазарет для раненых воинов, где сестры монастыря выполняли функции сестер милосердия.
На рубеже XIX- XX веков возрожденный Богоявленско-Анастасиин монастырь стал традиционным местом паломничества как для представителей Дома Романовых, так и для выдающихся церковных и государственных деятелей того времени: его посещали Царственные страстотерпцы, генерал-губернатор Москвы великий князь Сергей Александрович, преподобномученица Елисавета и праведный Иоанн Кронштадский.
В 1919 году богоборческие власти закрыли древнюю обитель, тем самым лишив нашу землю великой христианской пассионарной цивилизации. Ведь как мы знаем, основы цивилизации лежат в духовно-нравственной плоскости.
Но христианская цивилизация сильна тем, что ее созидают люди в соработничестве с Богом (Деян. 5:38,39). 29 августа 1991 года в день празднования обретения Феодоровской иконы Божией Матери костромским князем Василием Ярославичем за Божественной литургией состоялось возведение в сан игумении настоятельницы возрожденного Богоявленско-Анастасиина женского монастыря монахини Иннокентии (Травиной), прибывшей из Свято-Успенской Пюхтицкой обители в Эстонии. Такое событие видится глубоко символичным: за сто лет до этого первой настоятельницей новоучрежденного Пюхтицкого монастыря стала насельница костромской Богоявленско-Анастасииной обители игумения Варвара (Блохина). Теперь эстонская святыня как бы отдавала духовный долг возрождаемой из руин святыне Костромской земли.
Важнейшим событием в истории монастыря и всей Костромской земли стало торжественное перенесение 18 августа 1991 года в Богоявленский собор чудотворной Феодоровской иконы Божией Матери, что дало благословение Царицы Небесной на возрождение духовной жизни на древней земле Северной Фиваиды.
В новейший период истории восстановления монастыря Богоявленская обитель воссияла первым в постсоветской России приютом для девочек сирот, богадельней. Шесть монахинь Богоявленско-Анастасиина монастыря стали игумениями монастырей и передали опыт умной молитвы новому поколению.
Затем уже, после Богоявленской обители, как феникс из пепла стали возрождаться обители Сергиевых учеников: Троице-Сыпанов, Авраамиево-Городецкий, Иаково-Железноборовский, Паисиево-Галичский…стала возрождаться монашеская жизнь в разрушенные лихолетьем стены древних монастырей.
Христианская цивилизация образом Богоявления – Просвещения возвратилась в Северную Фиваиду, на богоспасаемую Костромскую землю, молитвами преподобного Никиты 650-летие со дня рождения которого мы празднуем. Мы с вами являемся наследниками великой христианской цивилизации, наследниками преподобного создавшего здесь обитель Бога Всевышнего, но наступило время быть ее проводниками, чтобы мир весь услышал евангельский призыв: «Такода просветится свет ваш пред человеки... ...ваш предлюдьми, чтобы они видели ваши добрые дела и прославляли Отца вашего Небесного» (Мф. 5:16).
1 Топоров В.Н. Святость и святые. М., 1998. Т. 2. С. 678.
2 Игумен Андроник /Трубачев/. Русская духовность в жизни Преподобного и его учеников. Тысячелетие Крещения Руси. Международная церковная научная конференция «Богословие и духовность». М., 1989. C. 178.
3 Древние иноческие уставы. М., 1892. С. 139.
4 Житие Григория Пельшемского. Цит. по: Жития святых. Книга дополнительная, первая. М., 1908. С. 169.
5 Баженов И. В. Костромской Богоявленско-Анастасиинский монастырь. Кострома, 1893. С. 6.
6 Акафист с житием преподобного Никиты Костромского. Кострома. 2012 г. С.55.