Епископ Сызранский Фостирий (Максимовский, 1864-1938).

Автор: Прот. Дмитрий Сазонов. .

image001Преосвященный Фостирий (в миру Павел Ксенофонтович Максимовский) родился 21 октября 1864 года в с.Болотово Юрьевецкого уезда, Костромской губернии. В 1888 году окончил Костромскую духовную семинарию. 10 сентября 1895 года был рукоположен в иерейский сан священника. Служил в г. Ветлуга Нижегородской области в Воскресенском соборе[1].

Ветлужские священники, епископы и многие верующие миряне достойно вошли в молитвенный строй Русской Православной церкви.  Священники в своих приходах, в своих храмах служили подолгу, лет по двадцать – тридцать, практически всю жизнь. Примеров тому много. Ни один десяток лет прослужил в Богоявленском храме о. Григорий Весновский, о. Павел Потехин – в Белышеве, о. Василий Поздеевский – в Макарьевском, о. Василий Либеров – в Новоуспении, о. Яков Махровский, о. Владимир Ястребов, о. Иоанн Зарницын, о. Василий Покровский, о. Павел Максимовский, о. Александр Зарницын, о. Иоанн Знаменский – в Воскресенской церкви города Ветлуги, о. Николай Крылов, о. Вячеслав Ильинский – в Троицкой церкви.   Сами дети священнослужителей, они достойно продолжали историю своего рода, роднились друг с другом, тем самым ещё больше укрепляли духовные и кровные узы. Эта связь была столь крепка, что даже после революции продержалась ещё лет двадцать, позволяя достойно жить в нечеловеческих условиях, стойко переносить все унижения и издевательства. Никто из них не отрёкся от Бога, от сана. Тогда власть пошла на крайние меры – физическое уничтожение духовенства как класса. Очень символично, что и смерть приняли наши пастыри все вместе. Они были расстреляны в Горьковской тюрьме семьдесят лет назад 28 ноября 1937 года. Вот их имена:

о. Александр Благовещенский (с. Георгиевское)

о. Григорий Весновский (с. Белышево)

о. Иоанн Розанов (с. Турань)

о. Алексей Чудецкий (с. Белышево)

о. Андрей Скворцов (с. Новопокровское)

о. Александр Карпинский (с. Георгиевское)

о. Сергей Кислицын (с. Галкино)

о. Иоанн Сеготский (с. Макарьевское)

о. Владимир Слободской (с. Новоуспение)

о. Владимир Успенский (с. Новоуспение)

о. Владимир Драницин (с. Спасское)

о. Вячеслав Ильинский (г. Ветлуга Екатерининская церковь)

о. Иоанн Знаменский (г. Ветлуга Воскресенский собор)

о. Александр Зарницын (г. Ветлуга Воскресенский собор)

    Николай Воздвиженский – диакон собора

    Иоанн Воздвиженский – протодиакон собора

    Михаил Вячеславов – регент собора

Последний Ветлужский епископ Неофит в тюрьме содержался отдельно, 11.11.1937г. был приговорен «тройкой» к высшей мере наказания и вскоре расстрелян. В январе 1938г. были расстреляны  игумен Дорофей, диакон церкви с. Спасское Василий Зотиков. Епископ Фостирий, живший в Ветлуге на покое, замерз по дороге в Варнавин во время этапа[2].

image002

Много лет о. Павел Максимовский состоял законоучителем в учебных заведениях города, в том числе в женской и мужской гимназиях, заведовал уездной учительской библиотекой, состоял депутатом от духовного ведомства в Ветлужском уездном Земском собрании и в Ветлужской городской Думе. Был благочинным первого Ветлужского округа, пользовался огромным авторитетом среди духовенства и мирян. В марте 1917 года умерла его жена, а в ноябре 1918-го расстрелян старший сын Инна, учащийся восьмого класса Ветлужской гимназии «за участие в вооруженном белогвардейском восстании против советской власти». Ничего неизвестно о других его сыновьях — Борисе 1902-го и Владимире 1904 годов рождения.

image003В 1930г. в Томске служил в Томской Никольской (бывшей единоверческой) церкви.

За особые труды по народному образованию и «за усердие и ревностное служение Церкви Божией» награжден орденом Святой Анны третьей степени, бронзовой медалью и крестом в память 300-летия царствования Дома Романовых, книгою «Библия» от Священного Синода, золотым наперсным крестом. Святейшим Патриархом Тихоном в 1923 году награжден палицей, а в 1929 году ко дню Святой Пасхи бывший тогда заместителем Патриаршего Местоблюстителя и митрополитом Нижегородским Сергий (Страгородский) удостоил его права ношения митры.

image004В 1930 году, после 35-летнего служения в священном сане, в Казанской церкви бывшего Крестовоздвиженского монастыря в Нижнем Новгороде митрополитом Сергием (Страгородским) пострижен в монашество, возведен в сан архимандрита. 9 ноября того же года хиротонисан во епископа Томского. Хиротонию совершили: митрополит Сергий, епископ Кронштадтский Венедикт (Плотников), епископ Богородский Александр (Похвалинский) и епископ Арзамасский Дометиан (Горохов). В 1933 году назначен епископом Челябинским, но в управление не вступил.

В июне 1934 года епископ (к тому времен Сызранский) уволен на покой и вернулся в Ветлугу. Неизвестно, где епископ Фостирий жил в  Ветлуге в последние годы. Возможно, эта информация есть в деле арестованного, которое хранится в Государственном архиве Нижегородской области. В «Книге памяти жертв политических репрессий в Нижегородской области» имеется запись: «Максимовский Павел Ксенофонтович, житель города Ветлуги, без определенных занятий, ранее архиерей города Ветлуги. Статья ст.58–10, 58–11 УК РСФСР. В 1937 году приговорен «тройкой» к расстрелу. Расстрелян 27.01.38 года».

 По другим сведениям. В августе 1937 года были арестованы священники Ветлужской округи во главе с епископом Неофитом (Коробовым), на Покров — священники и дьяконы собора, а в декабре арестовали епископа Фостирия, жившего на покое, и множество православных мирян. Священники были обвинены в том, что поджигали колхозные фермы, а миряне — в попытке организации некоей группы, для чего они, якобы, ходили к священникам.

Арестованные были подвергнуты жесткому обращению. Один из них позднее вспоминал: «Привели в кабинет. Поставили лицом к раскаленной докрасна печке, вплотную, и оставили так сутки стоять. Не смей повернуться. Еды не давали. Воды — рюмочку, от которой жажда только сильнее распалялась».

image005По данным некоторых очевидцев условий для содержания значительного числа арестованных в Ветлуге не было, и их отправили в тюрьмы пос. Варнавино и Нижнего Новгорода. Этап, в котором шли епископ Фостирий и Николай Шумов от Ветлуги до Варнавино, гнали пешком. Среди очевидцев был Николай Федорович Голубев, который впоследствии вспоминал: «Забрали меня ночью. Предъявили обвинение: вступил в заговор против советской власти вместе со священниками. Той же ночью погнали этапом в город Варнавин. Шли сутки, а дело было зимой, в Николу зимнего…» Этим же этапом шел и семидесятитрехлетний епископ Фостирий. По свидетельствам очевидцев, владыка, старый и больной человек, не мог идти, его посадили на одну из подвод, на которых везли вещи. Стояли сильные морозы, и в пути он замерз.

Есть однако информация, что он был расстрелян 27 января 1938 года. Можно предположить, что документы, вероятно, продолжили свой путь и после его смерти, и дело было закрыто спустя месяц после как о расстрелянном по приговору[3]

Похоронен в безвестной могиле.

Публикации:

1.Дамаскин (Орловский), иером. Мученики, исповедники и подвижники благочестия Российской Православной Церкви ХХ столетия: Жизнеописания и материалы к ним. Тверь, 1992. Кн.1. С.176–177, 179.

2.Акты Святейшего Тихона, Патриарха Московского и всея России, позднейшие документы и переписка о каноническом преемстве высшей церковной власти, 1917–1943: Сб. в 2-х частях/ Сост. М.Е. Губонин. М., 1994. С.996.

3.Мануил (Лемешевский В.В.), митр. Русские православные иерархи периода с 1893 по 1965 гг. (включительно). Erlangen, 1979–1989. Т.6. С.459.

4.Фаст М.В., Фаст Н.П. Нарымская Голгофа: Материалы к истории церковных репрессий в Томской области в советский период. Томск; М.: Водолей Publishers, 2004. С.102–103,356,428.

5.База данных о жертвах политического террора в СССР. Компакт-диск. 3-е изд. НИПЦ "Мемориал". М.:Звенья, 2004. 670812

6.Книга памяти жертв политических репрессий в Нижегородской области. Нижний Новгород. Нижегородский печатник. Т.1–4. 1997–2003.

 

[1] Церковь Воскресения Христова построена в 1859 году «на церковную сумму с тщанием от прихожан. Воскресенский собор пятиглавый с колокольнею в двух главах и обнесен каменною с решеткой оградой. Престолов в соборе три: Воскресению, Благовещению и святым мученикам Фролу и Лавру. По штату положены: протоиерей, священников два, дьяконов два, псаломщиков три. Приписанных к церкви церквей одна, часовен шесть, из них одна каменная близ собора в память Чудесного Спасения Царского Семейства 17 октября 1888 г. и пять деревянных часовен в приходских селениях и каменные столбы в деревне Больших Крутцах, Глущихе и Заганихе, сооруженные по случаю избавления от холеры в 1910 году». В 1896 году Воскресенская церковь переименована в собор. Кафедра епископа открыта 1922 году.

В 1918-19 гг. имущество собора, книги, имеющийся капитал были конфискованы новой властью. Начался период гонений и разрушений. Вот как об этом времени пишет иеромонах Дамаскин в первой книге «Мученики, исповедники и подвижники благочестия Русской Православной Церкви XX столетия»: «Во время гонений 1930 года власти решили снять с собора колокола. Эти колокола были украшением города, ветлужцы почитали их своей святыней. Один был весом в пятьсот шестьдесят пудов с очень мелодичным звоном, слышным за двадцать пять верст. Разорителями были приезжие, а из своих – городские пьяницы… Видя происходящее, томилось и стенало сердце архипастыря (речь идет об епископе Неофите; от авт.). но он знал, что любое слово протеста приведет к аресту, а колокола все равно снимут. Не о колоколах поставил его печься Господь, а о душах живых. Конец все равно будет мученическим, а сейчас надо смириться и ждать. Но в народе поднялся – в первый раз – ропот на архипастыря: почему не защитил достояние народа. И тогда епископ вышел на амвон и сказал:" Дорогие братья и сестры, я не хозяин над имуществом храма, теперь здесь хозяева власти, они захотели – они и сняли, меня не спросили. Я скоро умру, а вы еще будете жить, и вы сами увидите, какая наступит страшная жизнь… Но не пришли еще сроки уничтожения Ветлужской церкви. Один из благочестивых ветлужских прихожан поехал к начальству в Москву и добился разрешения на открытие собора. За это время кое-где стекла в храме побили, и хотя внутри было нетронуто, но уже потянуло духом запустения и смерти. В собор вошел его настоятель о. Александр Зарницын. Он упал на колени и заплакал. За ним вошел протодиакон Иоанн Воздвиженский и опустился на колени рядом. Люди, сколько их было в храме, заплакали. Епископ Неофит, видя такую любовь народа к храму Божию, прослезился сам". Официально собор был закрыт решением облисполкома 11 сентября 1938 года. Причину закрытия объяснили так: «в связи с тем, что Воскресенский собор является бесхозяйственным зданием, церковной двадцатки нет, служители культа изъяты органами НКВД за контрреволюционную деятельность».

В стенах Воскресенского собора был оборудован пивзавод, а в 1960 году – хлебозавод, который функционирует до сегодняшнего дня.

http://vmuzeum.nnov.muzkult.ru/vetluga_pravoslavnaya

[2] Ветлужские епископы.

     Первый Ветлужский епископ Григорий прибыл в наш город 1 мая 1922г. В миру Владимир Сергеевич Козлов, родился в Москве в 1883г. Получил хорошее светское образование. После окончания университета служил преподавателем в Москве и в Костроме. В 1919г., в период гражданской войны, в период смуты и террора принял сан и выбрал для себя путь служения Православной Церкви. Три года служил в храмах г. Костромы, а в марте 1922г. принял монашеский постриг с именем Григорий и был рукоположен во епископа Ветлужского, викария Костромской епархии.

     Преосвященный Григорий с первых дней начавшейся обновленческой смуты противостоял церковному расколу. Наряду с приходами Ветлужского уезда Владыке пришлось взять под свое руководство приходы Яранской епископии, по причине уклонения епископа Яранского в обновленчество.

     В связи с изменением территориально – административных границ Ветлужский уезд Костромской губернии вошел в состав Нижегородской, викарная кафедра также стала относиться к Нижегородской епархии. В ноябре 1923г. власти подвергли Владыку аресту. Он должен был выехать из Ветлуги 8 декабря на неопределенный срок. На время своего отсутствия ведение церковных дел он поручил протоиереям Ветлужского Воскресенского собора о. Павлу Максимовскому и о. Александру Зарницыну. По сведениям авторов книги «Святители земли Нижегородской», после вынужденного своего отъезда епископ в Ветлугу уже не возвращался. Однако мы располагаем записью, сделанной в книге «Клировые ведомости о Ветлужском Воскресенском соборе с приписанной к нему Екатерининской (кладбищенской) церковью и о священно-церковно-служителях при нем за 1914-1929гг.»: «Преосвященный Григорий, назначенный в город Нижний викарием Печерским, выбыл из города Ветлуги 2 февраля 1926г.». Как же было на самом деле, еще предстоит выяснить. Но у нас нет основания не верить записи, сделанной рукой о. Павла Максимовского.

   В 1926г. епископ Григорий действительно был перемещен на кафедру епископа Печерского, викария Нижегородского. Но уже в декабре он был арестован и переведен в Москву в Бутырскую тюрьму, где был осужден сроком на 3 года с отбыванием наказания в исправительно-трудовом лагере на Соловках. Затем находился в ссылке. Несколько лет прожил в городе Орле. В 1936г. последовало его назначение на кафедру епископа Уфимского, с возведением в сан архиепископа. В августе 1937г. Владыка был арестован, а в ноябре решением «тройки» при Уфимском НКВД приговорен к высшей мере наказания. Приговор приведен в исполнение 29 ноября 1937г. Сегодня у нас есть возможность вместе с расстрелянными Ветлужскими священниками вспомнить и первого Ветлужского епископа Григория.

Во втором ряду второй слева о. Иоанн Знаменский, настоятель собора о. Павел Максимовский,

первый Ветлужский епископ Григорий, о. Александр Зарницын, первый справа староста собора Вячеслав Попов.

      Второй Ветлужский епископ Николай прибыл в город Ветлугу 4 сентября 1926г. Епископ Николай (в миру Владимир Иванович Голубев) родился в 1862г. в Галичском уезде Костромской губернии. Отец Владимир был священником в ряде церквей в Костромской губернии. В 1924г. арестован и обвинен в «антисоветской агитации», после освобождения в 1926г. принял монашеский постриг с именем Николай, а в октябре того же года был рукоположен в епископа Ветлужского, викария Нижегородской епархии. После подписания в июле 1927г. митрополитом Сергием (Страгородским) декларации о лояльности к Советской власти и признания ее официальной Церковью епископ Николай перешел в оппозицию к Местоблюстителю Патриаршего престола. В книге «Клировые ведомости… за 1928г. …» имеется запись протоирея П.Максимовского: «Преосвященным Неофитом, епископом Городецким, временно управляющим Ветлужским викариатством, запрещен в священнослужении (Указ за №252 от 27 июля 1928г.) за письменное выступление против Патриаршей Церкви».

Владыка был отправлен на покой. В течение года он прожил в своем прежнем приходе в с. Ширяево Костромской губернии. Незадолго до ареста, в сентябре 1929г., был назначен епископом Кинешемским. По официальной версии, в тюрьме епископ Николай тяжело заболел и был отпущен под подписку о невыезде в свое село, где через полтора месяца скончался. Произошло это якобы 5 декабря 1929г. В январе следующего года коллегия ОГПУ СССР вынесла относительно его постановление. Владыки уже месяц как не было в живых.

Третий Ветлужский епископ Поликарп  (в миру Павел Алексеевич Тихонравов) родился в 1858г. В книге «Клировые ведомости о Ветлужском Воскресенском соборе …» имеется запись о нем: «… кандидат Петербургской духовной академии; с 1884 г. служил в Нижнем Новгороде, год – учителем духовного училища, священником – Александро-Невской церкви при земской богодельне, законоучителем епархиального женского училища и второй женской гимназии. Рукоположен во епископа 8 марта 1920 г. служил в Лукоянове, Ардатове, в  г. Ветлугу назначен 30 июля 1928 г.» В книге также сделана запись о том, что преосвященный Поликарп – третий Ветлужский епископ, викарий Нижегородской епархии прибыл в Ветлугу 9 сентября и служил первый раз всенощную на 11 сентября – усекновение главы Иоанна Предтечи.

Епископ Поликарп пробыл на Ветлужской кафедре недолго. В феврале 1929 г. было удовлетворено его прошение уволить на покой с жительством в г. Ардатове Нижегородской области. 22 февраля он выбыл из г. Ветлуги. О дальнейшей судьбе нам известно немного. «Житель с.Ардатово, епископ. Арестован 06.02.31г. Умер в заключении 07.07.31г.» (т.7 «Книга памяти жертв политических репрессий в Нижегородской области».)

Епископ Неофит – последний Ветлужский епископ прибыл в Ветлугу 1 августа 1929 года. В миру Николай Алексеевич Коробов, родился 15 января 1878г. в Ярославской губернии в семье купца. После получения светского начального образования он поступил в монастырь послушником. Многие годы его жизни были связаны с Валаамским Спасо-Преображенским монастырем. В 1906 году был пострижен в монашество, с наречением имени Неофит. В сане архимандрита в апреле 1927г. Неофит был рукоположен во епископа Городецкого, викария Нижегородской епархии. Десять лет  своей жизни и служения Преосвященный Неофит посвятил Нижегородской земле, восемь из них – Ветлужской.

Замечательные воспоминания о Владыке собраны иеромонахом Дамаскиным и опубликованы в его многотомнике «Мученики, исповедники и  подвижники благочестия Российской Православной церкви ХХ столетия. Жизнеописания и материалы к ним». В книге шарьинского автора В.Овчинникова «Возвращение к истокам», вышедший в 2007г.,  немало страниц посвящено последнему Ветлужскому епископу. Память о Владыке и его предшественниках нашла воплощение в музейной экспозиции «Ветлуга православная» в краеведческом музее. Живя в Ветлуге, епископ Неофит не прерывал связи со своей духовной родиной – Валаамским монастырем. В Ветлуге вместе с ним жили валаамцы – игумен Антоний (Лучкин) и игумен Дорофей (Павлов). (Игумен Антоний похоронен на нашем Ветлужском кладбище).Владыка Неофит вместе с некоторыми священниками Ветлужской округи был арестован 6 августа 1937 года по обвинению в «создании диверсионно-террористической  организации» и в Горьковской тюрьме был подвергнут всякого рода мучениям. Его содержали отдельно от находившегося в тюрьме духовенства.

Обвинение строилось на нелепых и абсурдных «доказательствах» и заключалось в том, что епископ якобы «проводил активную контрреволюционную подрывную работу, направленную на свержение Советской власти и реставрацию капитализма в СССР» и что им была «создана церковно-фашистская, диверсионно-террористическая, шпионско-повстанческая организация… общим числом свыше 60 участников». Как следовало из обвинения, епископ Неофит «руководил подготовкой террористических актов, сбором шпионских сведений, поджогами колхозов, уничтожением колхозного поголовья».

11 ноября 1937 года решением Тройки при УНКВД СССР по Горьковской области Преосвященный Неофит был приговорен к высшей мере наказания, расстрелян и погребен в общей могиле.

 

Храмы и монастыри

Исторические фотографии Успенского Собора

Добавлены фотографии Успенского Собора

Святые и Святыни

26 февраля Святая Церковь совевршает память святителя Серафим (Соболева), архиепископа Богучарского

Архиепископ Серафим (Соболев) (1881-1950) – епископ Православной Российской Церкви (рукоположен в октябре 1920 года в епископа Лубенского, викария Полтавской епархии), затем – Русской Православной Церкви Заграницей, а с октября 1945 года – Русской Православной Церкви. Многолетний настоятель патриаршего подворья Русской Церкви в Софии (Болгария).

Подробнее...

Статьи

Оценка личности и сравнительный анализ деятельности костромских архиереев в период с 1958 по 1988 гг.

Аннотация. В статье дается сравнительный анализ личности костромских архиереев – выходцев из различных социальных слоев общества, людей различного образования и личностных качеств, осуществлявших свою деятельность в период с 1958 по 1988 годы. Их верность своим идеалам и христианским ценностям позволила нивелировать усилия государственного аппарата по сокращению церковных структур в Костромской епархии. На основании источников делается вывод о том, что никакими запретительными мерами и репрессиями невозможно уничтожить церковную организацию и запугать управляющих епархиями архиереев, верных своему призванию. Убеждает сделать такой вывод статистика, которая позволяет говорить о том, что даже в самые сложные годы притеснения церковных структур, Костромская епархия представляла собой жизнеспособную структуру, которая при улучшении государственно-церковных отношений смогла восстановить и развивать свою деятельность.

Подробнее...