История Костромской епархии

Автор: Прот. Дмитрий Сазонов. . Опубликовано в Статьи

С древних времен Кострома была одним из центров духовной жизни Руси.Здесь на рубеже пятидесятых-шестидесятых годов XIII столетия совершилось явление всероссийски чтимой православной святыни, чудотворной Феодоровской иконы Божией Матери – моленного образа благоверного князя Александра Невского, которым в 1613 году в стенах костромского Ипатьевского монастыря был благословлен на царство Михаил Феодорович Романов.

001В ХIV веке костромской край, часть Северной Фиваиды, был прославлен молитвенными подвигами и трудами учеников и духовных последователей игумена Земли Русской – преподобного Сергия Радонежского. Один из первых сподвижников аввы Сергия преподобный Авраамий Чухломской и Галичский основал в костромских пределах четыре монастыря. На костромской земле, среди некогда непроходимых лесов, в молитве и делах благочестия подвизались и другие Сергиевы ученики – преподобные Павел Обнорский, Иаков Железноборовский, Пахомий Нерехтский, Макарий Писемский, преподобный Никита, строитель костромского Богоявленского монастыря, который был не только учеником, но и близким родственником преподобного Сергия. Всего на костромской земле просияло более 30 угодников Божиих.

«Костромская сторона, – как пишет выдающийся костромской церковный историк и краевед XIX века протоиерей Михаил Диев (1794-1866), – с самого начала в ней веры христианской, принадлежала Ростовской епархии – как дело проповеди ростовских архиереев. По кончине государя Всеволода Георгиевича, именуемого Великим Гнездом, Кострома досталась в удел второму сыну его, великому князю Георгию II, и когда Георгий по вражде с братом Константином, ростовским князем, 1213 года испросил себе особого архиерея и основал для своих владений в Суздале отдельную от Ростова епископию, в это время Костромская сторона, как принадлежность великого княжества, от Ростовской епархии вступила в состав Суздальской. Когда же митрополит всея России Максим, 1299 года закрывши свою епископию в Суздале, основал свое местопребывание во Владимире, с той поры Костромская сторона взошла в состав митрополичьей области. Такимобразом, Костромская сторона, до самого учреждения в ней епархии, находилась в непосредственном управлении священноначальников земли Русской...»

С учреждением в 1589 году патриаршества Кострома и Галич вошли в состав патриаршей области, ставшей затем – после упразднения патриаршества и создания в 1721 году Святейшего Синода – синодальной. 1 сентября 1742 года синодальная область была преобразована в Московскую епархию, включившую в себя 200 монастырей и более 5 тысяч приходов.

Управление столь обширной епархией было весьма затруднено, и в середине ХVIII века возникла необходимость совершенствования церковно-административного деления и учреждения новых епархий[1].

18 июня 1744 года Святейший Правительствующий Синод направил императрице Елизавете Петровне (1709-1761) «всеподданейший доклад», в котором «для лучшего церквей святых правления и учреждения церковного благочиния» предлагал учредить   во Владимире, Костроме, Переславле Залесском и Тамбове новые епископские кафедры.

002Немногим менее месяца спустя, 16 июля 1744 года, императрица Елисавета Петровна, рассмотрев доклад Синода, подписала указ об учреждении в четырех «знатных городах», в том числе и «на Костроме», епископских кафедр.

Из двух кандидатур, предложенных Синодом для назначения на Костромскую епархию, на кафедру «богоспасаемых градов Костромы и Галича», государыня сделала выбор в пользу члена Святейшего Синода архимандрита костромского Ипатьевского монастыря Симона (Тодорского). Рукоположение отца Симона состоялось в конце марта 1744 года в придворной церкви Зимнего дворца «в высочайшем Ее Императорского Величества присутствии».

Однако, став епископом, преосвященный Симон так и не смог посетить свой кафедральный город. Первое время ему, как члену Святейшего Синода, необходимо было оставаться в столице, а уже через пять месяцев, 18 августа 1745 года, он был переведен на Псковскую кафедру.

Представляют интерес сведения о состоянии Костромской епархии, которые содержатся в докладе Синода от 18 июня 1744 года. В нем говорится о наличии в Костромской и Галичской провинциях 786 церквей, 27 мужских и 8 женских монастырей.

Более подробные данные о костромских храмах и монастырях этого времени содержит рукопись 1773 года, озаглавленная «История Костромской иерархии» и впервые опубликованная в 1887 году в «Костромских епархиальных ведомостях».

Согласно этому источнику, в середине ХVIII века в Костроме, провинциальном городе Московской губернии, было 3 мужских (Троицкий Ипатьевский, Богоявленский и Симеоновский) и 2 женских монастыря (Крестовоздвиженский и Анастасиин), а также 38 приходских церквей.

В Костромском уезде насчитывалось 6 монастырей: 5 мужских (Спасский Запрудненский, Спасский Геннадиев, Богородицкий Игрицкий, Николаевский Бабаевский и Троицкий Сыпанов), и 1 женский (Богородицкий в Нерехте), а также 2 мужские пустыни: Ильинская Яблонная близ села Сидоровское и Преображенская в пригороде Плесе.

003В городах и уездах Костромской провинции, к которой кроме Костромского относилось еще четыре, насчитывалось: в Любиме – 4 церкви, в Любимском уезде – Успенский Шеренский мужской монастырь и 3 пустыни: Троицкая Колесникова, Богородицкая, что на Свичне, Богородицкая Морозова; в Судиславле – 1 церковь, в Судиславском уезде – 2 пустыни: Николаевская, что на Сендеге, и Макарьевская, что на Письме; в Буе было 3 церкви, в Кадые – 2 церкви, в Кадыйском уезде – 2 пустыни: Новословинская и Николаевская, что в Надееве.К Костромской провинции принадлежали также два пригорода – Нерехта (6 церквей) и Плес (6 церквей), а также купеческий посад Большая Соль (5 церквей).

В состав Галичской провинции, которая принадлежала к Архангелогородской губернии, входило 7 городов и уездов.

В Галиче насчитывалось 13 приходских церквей и один женский Николаевский Староторжский монастырь. В Галичском уезде – 5 мужских монастырей: Паисиев, при городе Галиче, Новозаозерский Авраамиев, Флоровский, Иаково-Предтеченский Железноборовский и Ферапонтов. В Унже было 3 церкви, Унженском уезде – Макариев мужской монастырь и 2 пустыни: Варнавина и Николаевская Кажирова; в Чухломе – 1 церковь, в Чухломском уезде – мужской Авраамиево-Городецкий монастырь и Авраамиева Великая пустынь. В Соли Галичской (Солигаличе) стояло 6 церквей и 2 монастыря: Воскресенский мужской и Рождественский женский; Усольском уезде – 2 пустыни: Голдовская Жукова и Александрова на Воче. В Судае, Парфентьеве и Кологриве было по 2 церкви.

004С перемещением епископа Симона (Тодорского) на Псковскую кафедру в Кострому был назначен ректор Киевской Духовной академии архимандрит Сильвестр (Кулябка), рукоположенный во епископа Костромского и Галичского в Санкт-Петербурге 10 ноября 1745 года. Новый епископ прибыл в Кострому в конце января 1746 года и поселился в кафедральном Свято-Троицком Ипатьевском монастыре, который с того времени до 1918 года стал официальной резиденцией костромских архиереев.

005Одним из выдающихся деяний Преосвященного Сильвестра стало открытие в 1747 году Костромской Духовной семинарии, разместившейся в Ипатьевском монастыре. За годы существования семинарии ее выпускниками стали многие выдающиеся ученые, церковные и государственные деятели – митрополит Киевский и Галицкий Арсений (Москвин), профессор Московской Духовной академии протоиерей Ф.А. Голубинский, академики Ф.И. Успенский, Н.В. Покровский и Е.Е. Голубинский, ректоры Московской Духовной Академии протоиерей А.В. Горский и епископ Феодор (Поздеевский) известный востоковед и путешественник, первый начальник Русской Духовной миссии в Иерусалиме епископ Порфирий (Успенский), маршал А.Г. Василевский и многие другие.

Согласно сведениям, поданным епископом Сильвестром Святейшему Синоду в 1747 году, в Костромской епархии на то время числилось 13 соборов, 741 приходской храм, штатных: 3 протопопа, 1 ключарь, 960 священников, 1 протодиакон, 251 диакон; заштатных: 225 священников и 20 диаконов.

История Костромской епархии на протяжении последующих веков была наполнена многими событиями. Изменялись ее границы, упразднялись и вновь открывались монастыри, строились новые храмы, учреждались духовные учебные заведения.

006Среди архипастырей, которые несли на древней костромской земле свое святительское служение, были многие выдающиеся проповедники и духовные писатели, известные церковные ученые и мужественные исповедники веры Христовой, принявшие страдания и смерть в годы гонений на Святое Православие. В их числе – епископ Августин (Гуляницкий), управлявший епархией с 1887 по 1891 год и прославившийся своими учеными богословскими трудами; епископ Виссарион (Нечаев), преемник по кафедре преосвященного Августина, управлявший епархией с 1891 по 1905 год – известный проповедник, основатель журнала «Душеполезное чтение», один из четырех архиереев Русской Православной Церкви, удостоенный высокой ученой степени доктора богословия; священномученик Никодим (Кротков), управлявший епархией в трагические годы репрессий и принявший в числе еще девяти костромских архипастырей, прошедших сталинские застенки и лагеря, мученическую кончину в 1938 году.

В 1844 году, в год 100-летия учреждения Костромской епархии, в ее пределах, по данным «Военно-статистического обозрения Российской империи», епархии числилось 14 мужских и 3 женских монастыря, 1007 храмов, 1244 молитвенных домов и часовен.

В 1894 году, спустя ровно 150 лет после учреждения Костромской епархии, из 1 416 366 жителей Костромской губернии 1 388 865 человек (98,05 %) являлись православными и единоверцами; в губернском центре – Костроме – к Православной Церкви принадлежали 31 362 из 33 012 горожан.

В 1908 году в состав епархии входили 11 мужских и 10 женских монастырей, где подвизались 226 монашествующих и 1606 послушников и послушниц; духовенство епархии состояло из 52 протоиереев, 1082 священников и 518 диаконов (за штатом пребывали 11 протоиереев, 78 священников и 52 диакона). Церквей в епархии насчитывалось (по данным 1909 года): соборных – 28, приходских – 1015, домовых – 23, приписных – 22, кладбищенских – 44; часовен было 1711. При храмах имелось 679 библиотек и 35 церковноприходских попечительства.

007Трагические события XX столетия прервали мирное течение церковной жизни на древней костромской земле. Богоборцы закрывали храмы и обители, предавали поруганию святыни. В 1934 году варварски были взорваны Успенский и Богоявленский кафед-ральные соборы, вхо-дившие в ансамбль Костромского кремля. Многие из служителей и верных чад Церкви костромского края страданиями и муче-нической кончиной за-свидетельствовали свое исповедание веры во Христа. В сонме новомучеников и исповедников Российских прославлены костромские архипастыри священномученики архиепископ Димитрий (Добросердов), архиепископ Никодим (Кротков) и епископ Василий (Преображенский), священномученик Василий Разумов, иерей Сынановский, новомученики града Солигалича – протоиерей Иосиф Смирнов, иерей Владимир Ильинский, диакон Иоанн Касторский, мученик Иоанн Перебаскин.

В 1944 году, спустя 200 лет после учреждения Костромской кафедры, здесь даже не было правящего архиерея: управлявший Костромской епархией в 1932-1936 годах священномученик Никодим (Кротков), находясь в заключении в тюрьме города Ярославля, преставился ко Господу 21 августа 1938 года, а следующий костромской архипастырь – епископ (впоследствии митрополит) Антоний (Кротевич; 1889-1973) – прибыл на свою кафедру лишь в 1946 году. С 1942 по 1946 год Костромской епархией управляли ярославские архиереи – архиепископ (впоследствии митрополит Киевский и Галицкий) Иоанн (Соколов; 1877-1968) и архиепископ Алексий (Сергиев; 1899-1960).

Новое время бытия Русской Православной Церкви, ознаменованное воссозданием утраченного и возвращением к духовным ценностям, зримо отразилось на костромской земле.

В 1989 году в составе епархии было всего лишь 64 действующих храма, не имелось ни одного монастыря или духовного учебного заведения. Сейчас в Костромской епархии – 195 приходов, 11 монастырей (3 мужских и 8 женских), 9 лет действует Духовная семинария. Восстали из руин многие храмы, среди которых – костромской Богоявленско-Анастасиин кафедральный собор; развивается религиозно-образовательная и социально-благотворительная деятельность, работают православные детские приюты и богадельни, духовно-просветительские и молодежные центры.



[1] Следует отметить, что еще в 1681 году царь Феодор Алексеевич (1661-1682) предпринял попытку существенно изменить структуру церковного управления, а именно – разделить страну на патриарший и 12 митрополичьих округов; в свою очередь, каждый округ делился бы на епархии. Первоначально царем предполагалось увеличить число архиерейских кафедр до 72; однако в сентябре 1681 года, на совещании у царя и Патриарха Московского и всея Руси Иоакима в преддверии московского церковного Собора 1682 года, епископат высказался за сокращение числа новых епархий до 34. Но и эта инициатива не нашла своего воплощения: Собор 1682 года согласился лишь на поставление четырех новых епископов – в Великий Устюг, на Холмогоры и Вагу, в Тамбов и Воронеж. Тем не менее, даже этот неосуществленный проект учреждения новых кафедр свидетельствует о значении, которое имели Кострома и Галич для духовной жизни патриаршей области – в так и не принятом именном царском указе с патриаршим приговором (в редакции 27 ноября 1681 года) эти города занимали первые места в списке.

 

Храмы и монастыри

Монастыри Костромского края

 В разное время в современных границах Костромской области существовало, по крайней мере, около 60 монастырей (помещаемый ниже их порайонный спи­сок, конечно, не полон). Древнейшими среди них являлись Спасо-Запрудненский и Ипатьевский, основанные в окрестностях Костромы в ХШ в. Во второй половине XIV в. учениками при. Сергия Радонежского на костром­ской земле был создан целый ряд обителей. Один прп. Авраамий Галичский и Чухломской основал в галичско-чухломских пределах четыре монастыря. В XVI-XVII вв. в нашем крае возникло немало новых монастырей, в их числе: Спасо-Геннадиев, основанный прп. Корнилием Комелъским, Благовещенский Ферапонтов, основанный прп. Адрианом Монзенским, Богородицко-Игрицкий под Костромой и др.

Подробнее...

Святые и Святыни

Старица Надежда (Сиденкова (Седенкова ) Надежда Григорьевна (1882-?)) – насельница монастыря

Надежда Григорьевна Сиденкова, 1882 г.р., м. р. Богородицкаая волость Золотоношский уезд Полтавская губерния. В 1904 г. в возрасте 12 лет поступила в Успенский Вауловский скит, расположенный неподалеку от г. Романово-Борисоглебска.

Подробнее...

Статьи

Значение подвига Новомучеников и исповедников Российских для современной церковной жизни

Впервые тема канонизации новомучеников и исповедников Российских в Русской Православной Церкви была затронута на Поместном Соборе 1988 года. Пусть и не совсем прямо, в выступлении митрополита Сурожского Антония прозвучали и слова о необходимости их прославления. Он сказал тогда: «Единственные люди, которые молчат о том, что только героическая верность и стойкость тысяч неизвестных людей спасла Церковь от совершенного разрушения - это мы. И мы могли бы хоть какой-нибудь фразой в нашем Послании, не говоря о новомучениках, не употребляя таких слов, которые, может быть оскорбят чей-то слух, указать на то, что мы благодарим Бога, что за все ХХ столетие в Русской Православной Церкви оказались свидетели веры, которые до крови, до плахи, до жизни, до муки сумели остаться верными Христу, Который искупил их и спас, и этим они прибавили к сиянию и святости в Русской Церкви».[1] По тем временам это были смелые слова, проблему гонения на Церковь со стороны безбожной власти было принято обходить. И это был уже шаг на пути к Архиерейскому собору 2000 года, официально прославившему новомучеников и исповедников Российских.

Подробнее...