Проповедь в Неделю о мытаре и фарисее 25 февраля 2024 года

Автор: Прот. Дмитрий Сазонов. . Опубликовано в Статьи

Screenshot 3Сегодня празднуется икона Божией Матери Иверская и память свт. Алексия, митр. Киевского, Московского и всея Руси, чудотворца.
С днем иконы Иверской Божьей Матери, православные!
«У иконы Божией Матери Иверской… сколько людей, даже неверующих или поколебавшихся, спасалось от гибельных решений, изменяло пути своей жизни, одними путями входило, другими исходило!».


Так писал о чудотворном списке образа Богородицы сщмч. Фаддей Успенский в начале XX в. Неисчислимые чудеса происходят от этого образа Пречистой даже до наших дней.
🕯Накануне, на вечернем богослужении, после чтения Евангелия, хор исполнил покаянные стихиры "Покаяния отверзи ми двери, Жизнодавче...". В этот момент в покаянной молитве и священнослужители, и прихожане преклоняли колени.
На Божественной Литургии, по заамвонной молитве, было совершено славление, где коленоприклоненно всеми прихожанами была пропета молитва "Царице моя, Преблагая" перед иконой Божией Матери «Иверская».

С этой недели начинается подготовка православных христиан к великому празднику — Светлому Христову Воскресению. Первая неделя перед Великим Постом называется «Неделей о мытаре и фарисее». Своё название она получила от евангельской притчи, которая читается за воскресной Литургией.
Два человека вошли в храм помолиться, один фарисей, а другой мытарь. Фарисеи для еврейского народа были духовными лидерами и авторитетами. Они отличались особенной ревностью и скрупулезностью в соблюдении Закона Моисея. Мытарями же называли сборщиков налогов. Они собирали деньги с местных жителей и передавали в казну Римской Империи, Иудея в то время была одной из её провинций. Мытарей не любили за то, что они забирали последнее и наживались на этом.

Фарисей осуждал всех за видимые грехи ― «грабители, обидчики, прелюбодеи», а внутренних грехов в себе не видел. А это были и гордость, и зависть, и неприязнь, и ненависть, и осуждение. Всё это гнездилось в его душе.
Мытарь же зашёл в храм и не мог даже глаза от земли поднять. И такое у него было сокрушение и смирение, что он, взирая только на свои грехи, смог сказать только одно: «Боже! Будь милостив ко мне грешнику!»

Евангельская притча заканчивается словами Христа о том, что кающийся грешник выходит из храма более оправданным, «ибо всякий, возвышающий сам себя, унижен будет, а унижающий себя возвысится».

Для обличения фарисейства церковный Устав отменяет на грядущей неделе пост в среду и пятницу. Чтобы формальное исполнение церковных предписаний не становилось целью духовной жизни. Святые отцы учат, что пост, молитва и посещение храма — это инструмент, который служит главной цели — стяжанию Духа Святаго.

Храмы и монастыри

Очерк по истории Ипатьевского монастыря в XX веке

КАК ЭТО БЫЛО...

Начало XX лека подавало самые радужные перспективы в развитии Ипатьевского монастыря как духовно-исторического центра, церковно-народного музея-храма, осознание его роли в   истории государства и монархии. В нём проходили историко-археологические съезды, на которых присутствовали провинциальные и столичные учёные, искусствоведы, историки, которые собирались для обмена информацией, знакомства с исследованиями в области исторической науки и археологических изысканий. С созданием 3 июня 1912г. в Костроме Церковно-Исторического Общества, было положено основание церковно-исторического музея в стенах Ипатьевского монастыря, в палатах бояр Романовых. Многие из священных предметов находившихся в ризнице монастыря: иконы-складни, кресты, сосуды, памятники древнего шитья, рукописи и старопечатные книги, представляли, безусловно, историческую, и культурную редкость, являлись раритетами, относящимися к ХIV-ХVIвв.

Подробнее...

Святые и Святыни

Икона Собора Костромских святых. Память 23 января /5 февраля

В центре – преподобный Никита Костромской, небесный покровитель Костромы.

Подробнее...

Статьи

Оценка личности и сравнительный анализ деятельности костромских архиереев в период с 1958 по 1988 гг.

Аннотация. В статье дается сравнительный анализ личности костромских архиереев – выходцев из различных социальных слоев общества, людей различного образования и личностных качеств, осуществлявших свою деятельность в период с 1958 по 1988 годы. Их верность своим идеалам и христианским ценностям позволила нивелировать усилия государственного аппарата по сокращению церковных структур в Костромской епархии. На основании источников делается вывод о том, что никакими запретительными мерами и репрессиями невозможно уничтожить церковную организацию и запугать управляющих епархиями архиереев, верных своему призванию. Убеждает сделать такой вывод статистика, которая позволяет говорить о том, что даже в самые сложные годы притеснения церковных структур, Костромская епархия представляла собой жизнеспособную структуру, которая при улучшении государственно-церковных отношений смогла восстановить и развивать свою деятельность.

Подробнее...