Подготовительные недели к Великому посту

Автор: Прот. Дмитрий Сазонов. . Опубликовано в Статьи

image001В воскресенье, 3 марта, Церковь, евангельской притчей о блудном сыне, призывает к покаянию людей находящихся в греховном состоянии. Тех, кто по каким либо причинам не может и не хочет освободиться от греховных привычек.

Она так и называется в церковном календаре – Неделя о блудном сыне и является подготовительной неделей к Великому посту.

Праздник Сретения в предваряет цикл подготовительных недель к Великому посту.

image003Неделя о Закхее, неделя о мытаре и фарисее (сплошная неделя, и в среду и пятницу можно есть мясную пищу), с неделя о блудном сыне (9 марта Вселенская мясопустная родительская суббота), с 11 марта по 17 марта - неделя Сыропустная, о Страшном Суде (с 10 марта заговенье на мясо, Масленичная неделя), 17 марта – Прощеное воскресение, заговенье на Великий пост. С 18 марта – 5мая недели Великого поста (6 недель+ Страстная седмица= 7 недель).

image005 Цикл подготовительных недель постепенно подготовить людей к течению и правилам Великого Поста. Начинается  он совершением богослужений по книге Постная Триодь, названной так потому, что в ней содержатся порядок и содержание великопостных служб.  Неделя о мытаре и фарисее (25 февраля) названа так по евангельской притче (Лк.18,10-14). Церковь предлагает для нашего назидания притчу о духе молитвы этих двух людей. Примером фарисея и мытаря  Церковь внушает готовящимся к подвигам поста и молитвы, покаяния и причащения, что не подобает хвалиться перед другими своей праведностью (фарисей), но при исполнении привил церковных – являть смирение перед Богом и ближними (мытарь). Те, кто любуется и хвалится своими делами, очевидно забывает, что без помощи Божией мы не в состоянии, по нашей немощи, исполнить всех постановлений, данных нам для душевного спасения. Что их исполнение является не нашей заслугой перед Богом – а нашим долгом. Смирение – это основа христианского благочестия. Желая возвыситься, человек пал. Чтобы встать (духовно), надо смириться, уповая на помощь Божию. Церковь учит, что для совершенствования в благочестии, надо внешнее  - добрые дела фарисея, соединять с внутренним, смирением мытаря. Разрешением от поста в эту неделю Церковь показывает тщетность перед Богом превозношения своим соблюдением поста (без внутреннего изменения) гордого фарисея.

Для ободрения и утешения всех нас, Церковь образом покаявшегося сына, отступившего от заповедей отца, показывает неисчерпаемое милосердие Отца нашего Небесного, принимающего всякого грешника кающегося.

Выпросив у отца свою долю наследства, юноша отправился в дальние земли, где промотал всё полученное состояние и вернулся к родителю нищим, потерянным и полным раскаяния. И был с великой радостью принят отцом, который и не помышлял о потраченных впустую деньгах, а лишь радовался, что блудный его сын наконец-то дома, живой и невредимый.

image007Отец все прощает блудному сыну.  «Так,- говорит Евангелие,- бывает радость у Ангелов Божьих и об одном грешнике кающемся».

 Эта история про каждого из нас. Ведь все мы дети в доме Отца Небесного. Часто, получив долю имения – разнообразные духовные дарования, удаляемся из дома Отца в область греха и темноты. Растрачиваем свои таланты, заглушаем голос совести, губим жизненные силы и способности, живя лишь для удовлетворения своих желаний. В этой стране духовного голода поступаем на службу духу гордости, исполняя его повеления. Так унижаем в грехах свою человеческую природу,  до того растрачиваем свои богоподобные силы, что опускаемся на духовное дно. Казалось бы, нет уже выхода. Но и на последних ступенях нравственного падения  возможно покаяние. Нужно только чтобы грешник, подобно блудному сыну, осознал свое жалкое положение, всю глубину и мерзость греха. Господь, через Таинство Покаяния, принимает нас и возвращает первую, чистую одежду нашей души, в которую мы были одеты в Таинстве Крещения и укрепляет нас в жизни праведной. А, едва покаявшихся, приобщает к небесной трапезе – приобщения Тела и Крови Божественного Агнца, закланного за грехи мира. И бывает тогда радость на небе о раскаявшемся грешнике у ангелов (Лк. 15,10).

Так ли поступаем мы? Церковь зовет нас к покаянию словами песнопений Постной Триоди: «Покаяния открой мне двери Жизнодавче». Послушаемся ли мы ее призыву?

В неделю о Блудном сыне и последующие два воскресных дня до начала Великого поста на Всенощной исполняется псалом 136: «На реках Вавилонских». Суббота этой седмицы называется Вселенской родительской субботой. В этот день совершается поминовение всех усопших православных христиан.

image009Эта неделя еще не постная. А вот среда и пятница Седмицы о Блудном сыне вновь являются постными днями, в отличие от предыдущей сплошной недели о Мытаре и фарисее и последующей седмицы Сыропустной.

Третья неделя называется Неделей мясопустной, или «о Страшном Суде» (11 марта). Воспоминанием о грядущем Страшном Суде, Церковь побуждает нераскаянных грешников к покаянию.  Христос есть Судия живых и мертвых,  в связи с этим, накануне воскресного дня, в субботу, 10 марта Церковь молится о всех усопших  и называет эту субботу Родительской.

Посвящая Неделю Мясопустную (О страшном Суде) напоминанию последнего Страшного суда Христова, Церковь, ввиду этого суда, установила ходатайствовать не только за живущих, но и за всех, от века умерших, всех родов, званий и состояний, особенно же за скончавшихся внезапной смертью, и молит Господа о помиловании их. Мясопустная и схожая по содержанию и богослужениям Троицкая (перед праздником Св. Троицы) родительские субботы носят еще наименование вселенских

Всецерковное  поминовение усопших  приносит великую пользу и помощь умершим. Общение с ними чрез молитву, молитвенное их поминовение и есть выражение нашего общего единства( живых и усопших) в Церкви Христовой.

image011Воскресенье о Страшном Суде называется еще Неделей мясопустной, потому что этим днем завершается вкушение мяса и на следующую неделю (Сырная, масленица), дается разрешение вкушать только сыр, масло и яйца. В среду и пятницу этой недели уже читается великопостная молитва «Господи и Владыко живота». Запрещая  употреблять в пищу мясо, Церковь приучает нас к воздержанию, подготавливая к посту. Последнее воскресенье перед Великим постом, 1-го марта, от благочестивого обычая в этот день просить друг у друга прощение называется Прощеным. В этот день, в  евангельском чтении говорится о прощении обид и излагает учение Иисуса Христа о посте.

 17 марта в церковном календаре значится как Неделя сыропустная (завершается вкушение молочной пищи). В этот воскресный день Церковь предлагает своим чадам, вспомнить изгнание первого человека Адама из рая, для назидания в вере и уповании в помощи Спасителя. Воскресенье это называется еще и Прощеным воскресеньем, из-за чина прощения, который совершается после вечерней службы, накануне 1-ой седмицы (семи дней) Великого поста.

«Ибо если вы не будете прощать людям согрешения их, то не  простит и вам Отец ваш Небесный» (Мф. 6,14). Это воскресение знаменательно для всех нас как день прощения и примирения. Готовясь вступить в поприще поста и покаяния, мы должны разорвать узел вражды и ненависти к ближним своим.

 image013   Необходимость прощения обид проистекает из всеобщего греховного состояния человека - мы все грешны и сами нуждаемся в прощении своих грехов и от Бога и от людей. Если же в нас нет решимости простить обиду, потушить в сердце огонь вражды, тогда не можем мы причислись себя и к царству любви Божьей. Памятозлобием и жестокосердием мы отстраняем от себя благодатные дары этого царства. Господь говорит: «пойди, прежде примирись с братом своим» (Мф. 5,24). Если мы хотим исцелить раны совести покаянием, вновь соединиться с Господом в Таинстве Евхаристии (Причащения), но не желаем простить обид - не найдем мы мира своему сердцу. Голосом нашей совести будут  звучать в нас грозные слова Евангелия: «не надлежало ли и тебе помиловать товарища твоего, как и я помиловал тебя?» (Мф. 18,33). Без прощения обид не будет полезен самый строгий пост (Ис.58,6). Даже мученический подвиг не имеет цены в очах Божьих, если он не является плодом любви (I Kop. 13,3).

image015В Прощеное воскресенье, после вечернего богослужения в храмах (в некоторых храмах после утреннего богослужения), совершается особый чин прощения. На середину храма выносятся и полагаются на аналоях напрестольный Крест, иконы Спасителя  и Божией Матери.

Настоятель прихода (архиерей  в соборном храме) обращается к присутствующим  с поучением о христианском проведении поста и испрашивает прощения грехов у присутствующих. Затем, все присутствующие подходят к нему, целуют иконы на аналоях и крест в его руке, просят прощения у него как у своего духовного отца. Затем прощение просят друг у друга.

Храмы и монастыри

Храм Спаса на Запрудне. Исторический очерк

На северной окраине Костромы, на правом берегу речки Запруденки, впадающей в р. Кострому немного выше Ипатьевского монастыря, расположена одна из дивных по красоте и духовной своей значимости в истории Костромского края, церковь в честь Нерукотворенного Образа Господа Иисуса Христа на Запрудне. На месте, где расположен храм, 29 августа 1263г., в день, когда Церковь вспоминает перенесение из малоазийского города Эдессы в Константинополь Нерукотворенного Образа (Убруса) Спасителя (944г.), костромским князем Василием Ярославичем Квашней, во время охоты, была обретена на сосне чудотворная икона Божьей Матери, ставшая иконой – покровительницей Костромы и Костромского края.

Подробнее...

Святые и Святыни

Мученик Юрий Новицкий (1882-1922)

Память 31 июля / 13 августа

Новицкий Юрий Петрович. 10.11. 1882-13.08.1922. известный профессор-криминалист. Родился 10 ноября 1882 года в городе Умани Киевской губернии. Окончил 1-ю гимназию и в 1908 году юридический факультет Киевского университета. С 1913 года доцент, затем — профессор кафедры уголовного права Петроградского Университета.

Подробнее...

Статьи

«Трагическое непонимание» России и Руси. Смысловые категории жизни Русской Церкви в СССР и ее миссия в 1960-1970-е годы.

Аннотация. В статье на исторической канве рассматриваются смысловые понятия России и Руси, формулы «Третеьго Рима» и «Второго Иерусалима», их различия и противоречия. Методом исторического анализа и сравнительных характеристик достигается вывод о могущем быть единстве существования светской (внерелигиозной) культуры и религии в одном государстве, при их автономности и наличия непонимания их и неприятия в смысле их разных природ –  атеизма и теизма. На основании опыта проведения попыток ликвидации церковных структур в СССР в 1960-1970-е годы делается вывод о безуспешности поглощения или «перевоспитания» усилиями атеистической пропаганды религиозных убеждений.

Подробнее...