Подготовительные недели к Великому посту

Автор: Прот. Дмитрий Сазонов. . Опубликовано в Статьи

image001В воскресенье, 3 марта, Церковь, евангельской притчей о блудном сыне, призывает к покаянию людей находящихся в греховном состоянии. Тех, кто по каким либо причинам не может и не хочет освободиться от греховных привычек.

Она так и называется в церковном календаре – Неделя о блудном сыне и является подготовительной неделей к Великому посту.

Праздник Сретения в предваряет цикл подготовительных недель к Великому посту.

image003Неделя о Закхее, неделя о мытаре и фарисее (сплошная неделя, и в среду и пятницу можно есть мясную пищу), с неделя о блудном сыне (9 марта Вселенская мясопустная родительская суббота), с 11 марта по 17 марта - неделя Сыропустная, о Страшном Суде (с 10 марта заговенье на мясо, Масленичная неделя), 17 марта – Прощеное воскресение, заговенье на Великий пост. С 18 марта – 5мая недели Великого поста (6 недель+ Страстная седмица= 7 недель).

image005 Цикл подготовительных недель постепенно подготовить людей к течению и правилам Великого Поста. Начинается  он совершением богослужений по книге Постная Триодь, названной так потому, что в ней содержатся порядок и содержание великопостных служб.  Неделя о мытаре и фарисее (25 февраля) названа так по евангельской притче (Лк.18,10-14). Церковь предлагает для нашего назидания притчу о духе молитвы этих двух людей. Примером фарисея и мытаря  Церковь внушает готовящимся к подвигам поста и молитвы, покаяния и причащения, что не подобает хвалиться перед другими своей праведностью (фарисей), но при исполнении привил церковных – являть смирение перед Богом и ближними (мытарь). Те, кто любуется и хвалится своими делами, очевидно забывает, что без помощи Божией мы не в состоянии, по нашей немощи, исполнить всех постановлений, данных нам для душевного спасения. Что их исполнение является не нашей заслугой перед Богом – а нашим долгом. Смирение – это основа христианского благочестия. Желая возвыситься, человек пал. Чтобы встать (духовно), надо смириться, уповая на помощь Божию. Церковь учит, что для совершенствования в благочестии, надо внешнее  - добрые дела фарисея, соединять с внутренним, смирением мытаря. Разрешением от поста в эту неделю Церковь показывает тщетность перед Богом превозношения своим соблюдением поста (без внутреннего изменения) гордого фарисея.

Для ободрения и утешения всех нас, Церковь образом покаявшегося сына, отступившего от заповедей отца, показывает неисчерпаемое милосердие Отца нашего Небесного, принимающего всякого грешника кающегося.

Выпросив у отца свою долю наследства, юноша отправился в дальние земли, где промотал всё полученное состояние и вернулся к родителю нищим, потерянным и полным раскаяния. И был с великой радостью принят отцом, который и не помышлял о потраченных впустую деньгах, а лишь радовался, что блудный его сын наконец-то дома, живой и невредимый.

image007Отец все прощает блудному сыну.  «Так,- говорит Евангелие,- бывает радость у Ангелов Божьих и об одном грешнике кающемся».

 Эта история про каждого из нас. Ведь все мы дети в доме Отца Небесного. Часто, получив долю имения – разнообразные духовные дарования, удаляемся из дома Отца в область греха и темноты. Растрачиваем свои таланты, заглушаем голос совести, губим жизненные силы и способности, живя лишь для удовлетворения своих желаний. В этой стране духовного голода поступаем на службу духу гордости, исполняя его повеления. Так унижаем в грехах свою человеческую природу,  до того растрачиваем свои богоподобные силы, что опускаемся на духовное дно. Казалось бы, нет уже выхода. Но и на последних ступенях нравственного падения  возможно покаяние. Нужно только чтобы грешник, подобно блудному сыну, осознал свое жалкое положение, всю глубину и мерзость греха. Господь, через Таинство Покаяния, принимает нас и возвращает первую, чистую одежду нашей души, в которую мы были одеты в Таинстве Крещения и укрепляет нас в жизни праведной. А, едва покаявшихся, приобщает к небесной трапезе – приобщения Тела и Крови Божественного Агнца, закланного за грехи мира. И бывает тогда радость на небе о раскаявшемся грешнике у ангелов (Лк. 15,10).

Так ли поступаем мы? Церковь зовет нас к покаянию словами песнопений Постной Триоди: «Покаяния открой мне двери Жизнодавче». Послушаемся ли мы ее призыву?

В неделю о Блудном сыне и последующие два воскресных дня до начала Великого поста на Всенощной исполняется псалом 136: «На реках Вавилонских». Суббота этой седмицы называется Вселенской родительской субботой. В этот день совершается поминовение всех усопших православных христиан.

image009Эта неделя еще не постная. А вот среда и пятница Седмицы о Блудном сыне вновь являются постными днями, в отличие от предыдущей сплошной недели о Мытаре и фарисее и последующей седмицы Сыропустной.

Третья неделя называется Неделей мясопустной, или «о Страшном Суде» (11 марта). Воспоминанием о грядущем Страшном Суде, Церковь побуждает нераскаянных грешников к покаянию.  Христос есть Судия живых и мертвых,  в связи с этим, накануне воскресного дня, в субботу, 10 марта Церковь молится о всех усопших  и называет эту субботу Родительской.

Посвящая Неделю Мясопустную (О страшном Суде) напоминанию последнего Страшного суда Христова, Церковь, ввиду этого суда, установила ходатайствовать не только за живущих, но и за всех, от века умерших, всех родов, званий и состояний, особенно же за скончавшихся внезапной смертью, и молит Господа о помиловании их. Мясопустная и схожая по содержанию и богослужениям Троицкая (перед праздником Св. Троицы) родительские субботы носят еще наименование вселенских

Всецерковное  поминовение усопших  приносит великую пользу и помощь умершим. Общение с ними чрез молитву, молитвенное их поминовение и есть выражение нашего общего единства( живых и усопших) в Церкви Христовой.

image011Воскресенье о Страшном Суде называется еще Неделей мясопустной, потому что этим днем завершается вкушение мяса и на следующую неделю (Сырная, масленица), дается разрешение вкушать только сыр, масло и яйца. В среду и пятницу этой недели уже читается великопостная молитва «Господи и Владыко живота». Запрещая  употреблять в пищу мясо, Церковь приучает нас к воздержанию, подготавливая к посту. Последнее воскресенье перед Великим постом, 1-го марта, от благочестивого обычая в этот день просить друг у друга прощение называется Прощеным. В этот день, в  евангельском чтении говорится о прощении обид и излагает учение Иисуса Христа о посте.

 17 марта в церковном календаре значится как Неделя сыропустная (завершается вкушение молочной пищи). В этот воскресный день Церковь предлагает своим чадам, вспомнить изгнание первого человека Адама из рая, для назидания в вере и уповании в помощи Спасителя. Воскресенье это называется еще и Прощеным воскресеньем, из-за чина прощения, который совершается после вечерней службы, накануне 1-ой седмицы (семи дней) Великого поста.

«Ибо если вы не будете прощать людям согрешения их, то не  простит и вам Отец ваш Небесный» (Мф. 6,14). Это воскресение знаменательно для всех нас как день прощения и примирения. Готовясь вступить в поприще поста и покаяния, мы должны разорвать узел вражды и ненависти к ближним своим.

 image013   Необходимость прощения обид проистекает из всеобщего греховного состояния человека - мы все грешны и сами нуждаемся в прощении своих грехов и от Бога и от людей. Если же в нас нет решимости простить обиду, потушить в сердце огонь вражды, тогда не можем мы причислись себя и к царству любви Божьей. Памятозлобием и жестокосердием мы отстраняем от себя благодатные дары этого царства. Господь говорит: «пойди, прежде примирись с братом своим» (Мф. 5,24). Если мы хотим исцелить раны совести покаянием, вновь соединиться с Господом в Таинстве Евхаристии (Причащения), но не желаем простить обид - не найдем мы мира своему сердцу. Голосом нашей совести будут  звучать в нас грозные слова Евангелия: «не надлежало ли и тебе помиловать товарища твоего, как и я помиловал тебя?» (Мф. 18,33). Без прощения обид не будет полезен самый строгий пост (Ис.58,6). Даже мученический подвиг не имеет цены в очах Божьих, если он не является плодом любви (I Kop. 13,3).

image015В Прощеное воскресенье, после вечернего богослужения в храмах (в некоторых храмах после утреннего богослужения), совершается особый чин прощения. На середину храма выносятся и полагаются на аналоях напрестольный Крест, иконы Спасителя  и Божией Матери.

Настоятель прихода (архиерей  в соборном храме) обращается к присутствующим  с поучением о христианском проведении поста и испрашивает прощения грехов у присутствующих. Затем, все присутствующие подходят к нему, целуют иконы на аналоях и крест в его руке, просят прощения у него как у своего духовного отца. Затем прощение просят друг у друга.

Храмы и монастыри

История и историософия Костромского Ипатьевского мужского монастыря

В книге рассматриваются богословско-философское и историко-философское осмысления вызовов, с которыми приходилось сталкиваться Российскому государству на протяжении своей истории. Автор предлагает на примере прошлого и настоящего Костромского Ипатьевского мужского монастыря принять модель разрешения исторических вызовов посредством поиска путей возвращения человека к Богу, Который вместе с человеком является Творцом истории.

Представлен анализ историографии проблемы и источниковой базы исследования, которую составили материалы ГАРФ, ЦГАДА, ГАКО, ГАНИКО, ЦИАМ.

Книга адресована научным работникам, преподавателям высшей школы, докторантам, аспирантам, студентам и всем, кто интересуется философским осмыслением проблем истории и историософии.

Скачать книгу ИСТОРИЯ И ИСТОРИОСОФИЯ КОСТРОМСКОГО ИПАТЬЕВСКОГО МУЖСКОГО МОНАСТЫРЯ

Святые и Святыни

Архиепископ Тамбовский и Козловский Зиновий (Дроздов, 1875 – 1942)

Архиепископ Зиновий (в миру Дроздов Николай Петрович) родился 14.07.1875 г. в с. Холм Галичского у. Костромской губ. Из семьи священника. По окончании Костромской ДС (1897) рукоположен во диакона, затем - во иерея. Вскоре овдовел.

Подробнее...

Статьи

Рецензия на выход в свет трилогии А. А. Федотова «Сломанный мир».

Относительно недавно появилась на полках библиотек трилогия доктора исторических наук, кандидат богословия, профессора Ивановского филиала Института управления (г. Архангельск) А. А. Федотова. Не раз мы знакомили читателя «Северной правды» с литературными произведениями этого замечательного автора:  его трилогии «Свет во тьме», повестей-сказок «Черный карликовый тигр», « «Орден крылатого Льва», «Последний кот Зверландии», повести «У истоков системы», и др.

Подробнее...