Принципы и основные положения практик собирания церковной общины на примере руководств Н. Неплюева и епископа Макария (Опоцкого)

Автор: Прот. Дмитрий Сазонов. . Опубликовано в Статьи

Изучение опыта строительства, собирания, жизни и деятельности христианской общины в настоящее время не потеряло своей актуальности. Яркими представителями обновления христианской общинной жизни в начале ХХ века стали Н. Неплюев и епископ Макарий (Опоцкий). Анализ документов и исторических материалов позволил определить главные мотивы объединения людей, которыми являются христианская любовь и единение в вере. Крестовоздвиженское братство Н. Неплюева дало будущим поколениям опыт объединения людей, который затем, в начале 1920-х годов способствовал возникновению т.н. «приходской революции» - объединению в братствах, отстоявших Церковь от ликвидации ее в после революционные годы. Опыт приходских православных братств и сестричеств способствовал сохранению церковных объединений вплоть до конца 1940-х годов и осуществлению свидетельства о вере в советском обществе.

Ключевые слова: община, братство, приход, пастырь, верующие, общество.

 Непреходящим интересом в настоящее время пользуется тема строительства приходской жизни Православной Российской Церкви в начале ХХ века. Интерес многих исследователей подтверждает как актуальность темы, так и  востребованность практического применения опыта форм приходской жизни в современных условиях. В этой связи изучение конструктивных положений христианских трудовых общин Н. Неплюева и епископа Макария (Опоцкого) позволяет решить сразу несколько задач: предлагает практическую модель организации приходской жизни и модель объединения общества на принципах христианской общины. Недаром, общинный проект Н. Неплюева предполагал возникновение Всероссийского братства, объединяющего множество приходов по всей России.

 Анализируя имеющийся архивных материал отметим, что в России в начале ХХ века наблюдался невероятное пробуждение гражданского общества выражающееся в создании гражданских союзов и обществ. Особенно это движение приняло массовый характер после Манифеста «о гражданских свободах» от 17 октября 1905 года[1]. Организация обществ и союзов происходила не только в гражданском обществе, но и в церковном. Среди духовенства и мирян шла широкая полемика по реформированию и обновлению всего строя церковной жизни, предлагались различные модели реформы церковных учреждений, в том числе, по «оживлению» приходской жизни, превратившейся из некогда живого общественного организма христианской общины в номинальную административную единицу[2].

  В середине XIX века, после отмены крепостного права, в результате общественного движения по реформированию общественных институтов возникали различные практики организации приходских общин, объединявших верующих под руководством как духовенства, так и «духоносных старцев» из среды мирян. В частности, к середине XIX века возродились православные церковные братства, осуществлявших свое служение как при монастырях, так и при приходских церквах. Братства имеющие различные цели: от просвещения, миссионерства, до обществ трезвения[3]. Следует заметить, что объединения людей на основе совместного христианского делания, получила свое развитие на Руси еще в XIV-XV вв. в областях Северной Фиваиды – Олонецких, Вологодских, Белозерских, Костромских землях[4]. Именно в этих краях создавал свои братства епископ Макарий.

 Идейная преемственность трудовых братств берет свое начало из монастрей. Дух братства, «умной молитвы» - исихазма которую описал И. Концевич[5] и труда объединял людей в общежительных обителях. Примером таких обителей могут служить Троице Сергиева Лавра, Оптина пустынь. Из монастырей общежитие трансформировалось в идею «монастыря в миру», опыт старчества на приходах. Например, в ХХ веке в «покаяльной» общине протоиерея Алексия Мечева[6]. Практика сестринской общины без принятия монашества с целью социального служения была учреждена в созданной Марфо-Мариининской обители в 1909 году[7]. Основной целью создания трудового братства, как христианской общины в конце XIX- начале XX века были ее соответствие общине христиан апостольского времени (Деян 4:32-37)[8], что импонировало идее обновления Церкви, которая была невозможна без возвращения к опыту Церкви первых веков христианства. По формулировке епископа Макария, создание трудовой общины имело целью: «религиозно-нравственное совершенствование личности до уподобления Христу»[9].

Однако идея собирания людей в церковную приходскую братскую общину, где уважалось и приветствовалось личностное духовное преображение, где клерикальное возглавление не было возведено в ранг абсолюта власти, было идеей неординарной для синодальной Церкви. В церковной среде такие общины обвинялись в ереси и сектанстве[10]. Создание трудовых общин преследовалась цель оживить административные единицы до высоты христианского служения в мире. Задача ставилась широко - главной идеей Н.Неплюева при создании Крестовоздвиженской трудовой общины было желание и стремление обновить, возродить не только локальный церковный приход, но и в целом, российское общество. Руководство общинной, по его мнению, должны были возглавить не обязательно священники, сколько люди духовно опытные и радеющие за дело. Предлагаемая модель трудовой общины могло направить освобожденные силы народа на духовное возрождение, а не на изменение государственного строя революционным путем. Продолжая дело Н. Неплюева, епископ Макарий обвинял формализм современной ему церковной жизни. Изменения, по его мнению должны коснуться в первую очередь «внутреннего человека». Он видел выход из создавшегося положения в «обновлении ума» и обновлении человека созданного Богом «в праведности  и святости истины» (Еф. 4:23-24). Считал, что обновление людей должно начаться с пастырей, как духовных наставников общества[11].

   7 марта 1924 года епископ Макарий обращаясь к Святейшему Патриарху Тихону за благословением на создание общины отмечал, что братское строительство на приходе служит делу христианского обновления «в смысле возрождения и преображения отдельных личностей до высоты Апостольского идеала». Цель создания общины он видел в нравственном совершенствовании личности и обещства до соответствия ее «братски-общинной жизни первохристиан»[12]. Испрашивая Патриаршего благословения на создание «кружка ревнителей христианского просвещения и созидания Церкви Христовой как Тела Его». Развивая свою мысль он указывал, что прототипом и аналогом общинной модели как соподчинения и сплочения ее членов как «единства в духе веры» можно рассматривать человеческий организм с его самоподчиненностью всех членов. По мнению владыки Макария, главной задачей на приходе было создание малой Церкви – братского общежития с единством духовным и экономическим[13]. Для епископа Макария приходская община – это духовная семья, соединенная «братской любовью», где в первую очередь выдвигается добровольное служение старших младшим и наоборот – благоустроение христианского трудового братства, имеющего целью созидания малой Церкви, как части Церкви Соборной и Апостольской[14]. В задачах братства он указывал духовно-нравственных 9 правил: от общей кассы до миссионерского служения[15]. Созданием такой семьи руководствовался ранее епископа Макария Н. Неплюев. В 1889 году он создал Крестовоздвиженское церковное братство-общину, в основе которого лежали апостольские принципы единой христианской семьи с соподчиненностью друг другу (1 Петр. 5:5)[16]. Он воплотил на практике идею, которую затем подхватил и пытался воплотить в 1908-м и последующих годах своего служения епископ Макарий.

  Подводя итог вышесказанному, следует сделать вывод о идейном единстве в целях и задачах создания трудовой общины Неплюевым и епископом Макарием, в основе которого были: а) реакция на формализм и утрату ценностного идейного начала между христианской общины первых веков и административной церковной единицы, б) желание обновления церковной жизни и понимание насущной потребности во внутреннем обновлении церковного прихода, неподвластном спущенным распоряжениям, в) генерация из малого количества трудовых братств в повсеместную структуру приходских организаций г) понимание духовных основ, могущих направить народную жизнь в созидательное русло.

  Главным отличием было поминание в руководстве братством. Неплюев предлагал руководство дать мирянам, оставив богослужебную часть священнослужителям, епископ Макарий видел руководство мирянами в лице клириков.

Начало 1920-х годов было расцветом трудовых братств в связи советским  законодательством, разрешавшим трудовые кооперативные союзы вплоть до начала 1930-х годов, что под видом кооперативных сельхозпредприятий позволяло монашествующим и мирянам объединяться в трудовые артели, скрытно сохранять свое внутреннее устройство и истинную органзацию. Таких кооперативных предприятий было много на территории соверменных Костромской и Ивановских областей.

Объединение трудовых приходских союзов смогли в условиях советской власти сохранить церковную организацию и затем, после их запрета и ликвидации, в лице оставшихся на свободе членов трудовых общин передать религиозные убеждения новым поколениям.

 

[1] Законодательные акты переходного времени. 1904–1908 гг. СПб., 1909. С. 150–151.

[2] Собрание Определений и Постановления Священного Собора Православной Российской Церкви. 1917–1918. Вып. 3. М., 1994. С. 13.

[3] Григорьев Н.И. Общества трезвости: их организация и деятельность за 1892–1893 гг. СПб., 1894. С. 17.

[4] Федотов Г. П. Святые центры Руси. Париж: ИМКА-ПРЕСС, 1989.С. 148-149.

[5] Kontzevitch I. M., ed. The Northern Thebaid, Monastic Saints of the Russian North. Platina, Calif.: Saint Herman of Alaska Brotherhood, 1975.

[6] Отец Алексей Мечев: Воспоминания. Письма. Проповеди. Надгробное слово о себе самом / ред., сост. Н. А. Струве. Paris: YMCA-PRESS, 1989. С.44-45.

[7] Горинов М., Иванова Е., Шарипов А., Войтиков С. Марфо-Мариинская обитель милосердия. 1909-2009. К 100-летию создания Обители. М.: Белый город, 2009. С. 99-101.

[8] Библия. Книги Священного Писания Ветхого и Нового Завета. United Bidle Societies, 1991. С.1166.

[9] Архив УФСБ по Новгородской области Д. 1/а12983. Л.273.

[10] Письмо епископа Макария Святейшему патриарху Тихону от 7 марта 1924 года. РГИА. Ф.831.Оп.1. Д.273. Л.73-74 об.

[11] Дмитриенко А. Г. За святую правду любви и братства: Епископ Макарий (Опоцкий), 1872-1941. Биография. Проповеди. Письма Литургическое наследие. Воспоминания. М.: Свято-Филаретовский православно-христианский институт, 2021. С. 309-310.

[12] Письмо епископа Макария Святейшему патриарху Тихону от 7 марта 1924 года. РГИА. Ф.831.Оп.1. Д.273. Л.73-74 об.

[13] Письмо епископа Макария Святейшему патриарху Тихону от 7 марта 1924 года. РГИА. Ф.831.Оп.1. Д.273. Л.73-74 об.

[14] Буданова А. В. Понятие личности и общины в пастырской практике епископа Макария (Опоцкого)//Альманах Свято-Филаретовского православно-христианского института. М., 2025. Вып.13. С.101

[15] Дмитриенко А. Г. За святую правду любви и братства: Епископ Макарий (Опоцкий), 1872-1941. Биография. Проповеди. Письма Литургическое наследие. Воспоминания. М.: Свято-Филаретовский православно-христианский институт, 2021. С.138.

[16] Библия. Книги Священного Писания Ветхого и Нового Завета. United Bidle Societies, 1991. С.1214.

Храмы и монастыри

Восстановление Сретенской церкви в г. Кинешма

Храм расположен в Ивановской области., г. Кинешма, ул. Ленина, 71А. Он представляет собой кирпичную церковь, сооружённую в 1770-х на средства первого кинешемского фабриканта  Г. И. Таланова. Бесстолпный одноапсидный пятиглавый четверик с декором  в духе зодчества XVII в. с поставленной к северо-западу от него колокольней, под которой был устроен Харалампиевский придел. В XIX в. перестроены боковые Введенский и Симеоно-Аннинский приделы, в главном храме второй престол в честь Боголюбской чудотворной иконы Божией Матери. Кладбище внутри церковной ограды.

Подробнее...

Святые и Святыни

Протоиерей Андрей Артемович Артамонов (1888-1976)

Андрей Артамонов  родился 25 сентября 1888 года в деревне Верховье Тихвинского уезда в бедной крестьянской семье. Получил будущий священник только начальное образование (учился в Соминской второклассной учительской школе). После окончания школы (в 1906 г.) в течение 6 лет батрачил на местного помещика, после чего был назначен на должность псаломщика. Усердие и горячая вера молодого человека обратили на себя внимание епархиального начальства и спустя некоторое время он был рукоположен сначала во диакона (в 1920 г.), а затем в 1924 году и во священника Носовской церкви под Череповцом.

Подробнее...

Статьи

Костромские романоведы

АНДРОНИКОВ ПАВЕЛ ИВАНОВИЧ (1835, с. Бушнево Чухломского у. Костромской губ. – 16.11.1888, г. Кострома). Сын дьячка Казанской церкви Ивана Борисова (ок. 1815-?). Выпускник костромских духовных училища (1848) и семинарии (1854). Регистратор (10.03.1855) и помощник столоначальника (13.11.1857) Костромской гражданской палаты. Редактор неофициальной части Костромских губернских ведомостей (1855-1859, 1862-1863).

Подробнее...