Проповедь в Неделю 2-ю Великого поста (Мк. 2: 1-12)

Автор: Протоиерей Иоанн Сазонов. .

«Чадо! Прощаются тебе грехи твои» (Мк. 2:5)

И расслаблен и грешен человек, братия и сестры, о котором говорится нам сегодня в Евангельском чтении. Вдвойне страждет он: болезнью расслабления (парализацией) тела и недугом души – грехом.

Перед нами живой образ мертвого человека – непогребенный труп, который имеет еще дыхание, но двигаться не может – бедственное сочетание жизни и смерти!

Евангельское чтение передает нам картину происходящего - этот несчастный у ног Врача души тела. «Чадо! Прощаются тебе грехи твои. – слышит он из уст владыки неба и земли… - встань, возьми постель твою и иди в дом твой» (Мк. 2:5, 11).

И тотчас расслабленный обретает силу, лежащий восстает, неподвижный ходит «пред всеми» (Мк. 2:12), полумертвый выздоравливает.

Возлюбленные братия и сестры! В это благословенное время постной весны душам, когда в покаянии омывается и очищается совесть наша «от бремени тяжкого греховного», мы  слышим сладостный глас владыки Христа, разрешающий нас от согрешений наших. И, кажется, что он исходит из той же капернаумской храмины, где алчущие и жаждущие правды Божией внимали словам Христа Спасителя, где отчаявшийся в выздоровлении вновь обрел радость жизни и здоровья. Но что мы слышим далее? Евангелист передает нам, что окружающие  и слышащие это обращение к больному Христа возроптали, некоторые искушающие вопрошали: «Что Он так богохульствует? Кто может прощать грехи, кроме одного Бога» (Мк. 2:7). Другие, будучи изумлены чудом, прославили Бога, чудотворящего через Иисуса Назарянина.

А как мы, христиане, собравшиеся в храм Бога Живаго – это училище благочестия,  воспринимаем повествование об этих событиях? Не застыло ли и на наших устах недоуменное вопрошение: что такое грех, почему он связан со здоровьем человека, почему призывы Церкви, обращенные к своим чадам, и ко всем людям, всегда сводятся к увещанию исправить греховную жизнь, оставить грех, спасаться от него?

По выражению св. апостола Иоанна Богослова, «грех есть беззаконие» (1Ин. 3:4), т.е., нарушение стройных законов миробытия, нарушение жизнеутверждающего Закона Божия, данного человеку. Иными словами, это совершение таких поступков, о которых человеку известно, что они плохи и запрещены, и от которых он волен воздержаться. Св. апостол Павел говорит о последствиях совершенного греха: «Возмездие за грех – смерть» (Рим. 6:23). Жизнь – послушание Закону Бога, смерть – последствие его нарушения. Грех, как жестокий и неумолимый тиран, собирает дань с людей, и эта дань есть смерть.

Христианин, внимательно посмотри – и ты увидишь и почувствуешь, как грех, начиная в тебе свое тлетворное действие, расслабляет (парализует) душу и тело. Парализует стремление к доброделанию, к борьбе за истинные ценности для человеческой души, которыми она наделена как душа образа и подобия Божия: милосердие, прощение обид, смирение, послушание. Грех - это яд для души, это ужасный корень всех зол. Это дерзостное умерщвление для человека его души и тела, как творения Бога.

Безобразен вид непогребенного мертвеца, гораздо хуже того душа грешника. То, что грех является болезнью для души и приносит расслабление телу – всякий из нас здесь присутствующих испытал на себе: вместо того, чтобы посетить больного, утешить страждущего, оказать помочь нуждающемуся, мы жалеем себя, успокаиваем свою совесть отговоркой усталостью от работы, желанием отдохнуть, развлечься. Мы соглашаемся на грех, соглашаемся быть преступниками закона.

Кому из нас, например, не ведомо греховное чувство зависти – скорби тайной или явной о благополучии ближнего? На первый взгляд, какое маловажное житейское чувство, но какое пагубное сплетение беззаконий влечет оно за собой! Зависть не дозволяет радоваться тем, что имеется, потому что, терзается желанием того, что недостает. Зависть не имеет любви ни к кому, даже к близким, к любимым, и любящим нас.

Она разрывает самые крепкие узы – узы родства, братства и дружбы. «Где зависть…там неустройство и все худое» - говорит ап. Иаков (Иак. 3:16). Действительно, сколько внутренних терзаний переживает завистливый человек, сколько мучений может он принести окружающим его, сколько бед и слез вносит в мир зависть! Из нее вырастают такие ядовитые и болезненные для души микробы как вражда, клевета, вероломство, которые перерождаясь в грех ненависти, нетерпения, уносят честь, покой и жизнь людей. Еще большему осуждению подвергает себя завистник, который образно выражаясь, капля за каплей обескровливает, медленно убивает и отравляет жизнь людей, не сделавших ему никакого вреда. Вот что представляет из себя самый обычный, «житейский», как нам кажется, незначительный грех зависти. Множество же таких повседневных грехов, повторяемых нами часто и даже без угрызения совести, без тревоги души, загрязняет и опустошает нашу душу.

Может быть мы слабы и немощны, и не в силах обуздать свое грехолюбивные порывы? Нет, мы сильны! Какое мы нередко имеем терпение, сколько трудов переносим мы иногда для достижения своих греховных желаний, которые могут доставить нам сиюминутные удовольствие! Тогда перед нами не бывает непреодолимых преград, тогда мы неутомимы и сами себя загоняем и отдаем в рабство страстям.

Мы действительно сильны! Ибо Господь даровал Своему творению не только человеческие силы, но силы образа и подобия Его: «малым чем умалил от ангелов Свое творение – человека», «славою и честию венчал его» (Пс. 8: 5-8), Своим же воплощением Он обожил наше человеческое естество. Для каждого из нас Сын Божий Голгофскими страданиями вновь открыл заключенные прародительским грехом двери рая, и к каждому из нас обращен Его Божественный глас: «Приидите, благословенные Отца Моего, наследуйте Царство, уготованное вам от создания мира» (Мф. 25:34).

И когда наша совесть вопиет против беззаконий и порочных страстей, бедный ты человек, если спешишь заглушить в себе этот беспокойный голос Бога шумом страстей и волнением суеты.

Нас ищет, нас зовет, к нам несется с разных сторон голос милосердия Божия: «Обратитесь ко Мне и я обращусь к вам (Малах.3:7).

И пусть только в тот момент, когда мы ощутим в себе всю мерзость греха, увидим глубину падения, пусть тогда сердце не закрывается для покаяния.

«Пусть никто не отчаивается в своем спасении. Порок не в нашей природе, - говорит св. Иоанн Златоуст, - мы почтены волей и свободой. Ты – мытарь? Можешь сделаться евангелистом. Ты разбойник? Можешь приобрести рай. Ты – волхв? Можешь поклониться владыке. Нет такого порока, который не изглаживался бы покаянием. Не говори мне: я согрешил, что мне делать? У тебя есть Врач, Который выше болезни, Который лечит одним мановением. Исцеляет одним хотением, Который и может и хочет врачевать».

Искреннее покаяние и исправление греховной жизни примиряет нас с Богом, снова возвращает утерянный рай, соделывает наследниками вечных обетований, дает сердцу мир и спокойствие, душе – силу и крепость, всему нашему естеству – дерзновение и радость.

Ободримся же возлюбленные братия и сестры, да мы обременены грехами, но не будем оскорблять Своего Творца отчаянием в Его милосердии.

Не будем медлить с покаянием, будем им рвать связующие нас узы греха и от Самого Иисуса Назарянина, Богочеловека, Спасителя мира, услышим вожделенный и блаженный глас: «Чадо прощаются тебе грехи твои». Аминь.

21.03.1976 г.             Воскресенский кафедральный собор. г. Кострома.

 

Храмы и монастыри

Церковь Богоявления

Церковь Богоявления – первый посадский памятник XVII века, который встречает любого приезжающего в Ярославль по московской дороге, с южной стороны. Она занимает заметное место в архитектурном ансамбле Которосльной набережной – одной из главных панорам города. Несмотря на то, что во времена строительства храма это была загородная территория (межевые книги конца XVIII века определяют ее место “за земляным валом, в форштате”), здесь всегда находился главный въезд в Ярославль со стороны московской дороги, поэтому каждый прибывающий в город путник проезжал мимо восточного фасада церкви, наверняка изумляясь и радуясь его необыкновенной красоте.

Подробнее...

Святые и Святыни

Протоиерей Михаил Иванович Горчаков (1838 — 5 [18] августа 1910)

Родился 20 мая или 8 ноября 1838 года в селе Палкино Галичского уезда Костромской губернии, в семье диакона Ивана Петровича Горчакова.

В 1845 году поступил в Галичское духовное училище и окончил курс первым учеником. Затем учился в Костромской семинарии, где обратил на себя внимание знанием языков. После окончания семинарии в 1857 году поступил в Санкт-Петербургскую духовную академию.

Подробнее...

Статьи

Митрополит Антоний (Кротевич): к вопросу о неодозначности оценок и определений личности.

Аннотация. На основании документов в статье показана однобокость и предвзятость оценок, применяемых к личности митрополита Тамбовского и Мичуринского Антония (Кротевича). Открытые в ходе исследования документы свидетельствуют о том, что многие действия и поступки митрополита во многом были обусловлены государственно-церковными отношениями того периода времени и обстоятельствами, сложившимися благодаря историческим реалиям жизни в атеистическом государстве, законодательство которого в отношении к религии не способствовало свободному развитию деятельности верующих. Удалось установить, что приписываемое митрополиту конфликтность и грубость в общении с людьми было продиктовано во многом состоянием церковной жизни и обстановки, сложившейся в послевоенный период времени, а также, нахождением его в местах лишения свободы. Из анализа документов следует сделать вывод о необходимости переоценки личности и деятельности митрополита Антония.

Подробнее...