Проповедь в день Рождества Иоанна Предтечи

Автор: Протоиерей Иоанн Сазонов. .

«Истинно говорю вам: из рожденных женами не восставал больше Иоанна Крестителя» (Мф.11:11).

Братия и сестры! Святой Иоанн был не только человеком святой жизни, не только пророком, но Предтечей и Крестителем Мессии – Спасителя нашего Господа Иисуса Христа, что существенно отличает его от других ветхозаветных пророков. Другие пророки видели день Христов, провозглашали пришествие Мессии (Михей 5:2; Ис. 42: 1-4; 35:5-6), издалека и не совсем ясно говорили в символах и гаданиях, но все они отошли к Богу так и не увидев предсказанного ими Мессию (1Кор. 13:12). Но Предтеча не только был Его родственником, не только разговаривал с Ним, но крестил Его, приготовив тем самым Его крестный путь. Именно Предтеча был избран послужить непостижимой для человеческого ума тайне смирения Сына Божиего, и пострадать ради правды Его.

Церковь чтит святого пророка Иоанна и изображает в иконописи его вместе с Пречистой Богородицей предстоящим на Страшнем Суде и умоляющим Судию мира о роде человеческом. За каждой литургией священник вынимает частицу из просфоры и поминает Предтечу первым, после Божией Матери.

Память его празднуется шесть раз в год; он единственный святой, чье Рождество отмечается Церковью, празднующей лишь Рождество Христово и Рождество Пресвятой Богородицы.

Вспомним сегодня, братия и сестры, отрывок Евангелия от Луки, которое читается на утрени в праздники посвященные Божией Матери, когда при трогательном посещении Девой Марией престарелой своей родственницы Елисаветы, мать пророка Иоанна почувствовала, что «взыгрался младенец в ее чреве» от приветствия Пречистой Богородицы (Лк.1: 40-42). Будущий Предтеча Господень еще во чреве матери возрадовался при приближении Матери Того, о Ком ему было суждено возвестить всему миру. При рождении он получает имя, нареченное ему Архангелом – «благодать Божия» (Лк. 1:13).

О дальнейшей жизни юного Иоанна в Евангелии сказано кратко: «и был в пустынях до дня явления своего Израилю» (Лк. 1:80). Предание поясняет, что вскоре после Рождества Христова и избиения Иродом Вифлеемских младенцев был убит и престарелых отец святого Иоанна – священник Захария за то, что отказался отдать на убиение своего сына, а праведная Елисавета с малолетним Иоанном бежала в пустыню. Там, в пустыне, которую в народе прозвали «Страшная», Елисавета возрастила отрока и научила его Закону Божиему, и молитвам. По смерти матери, которую умертвили преспешники царя Ирода Иоанн остался один. Его единственным питьем была ключевая вода, а пищей – акриды (саранча) и мед диких пчел. В пустыне, среди безмолвия Бог был особенно близок сердцу великого пророка.

Братия и сестры! Имя Крестителя Господня Иоанна вошло в века. Суровый аскет, проповедник покаяния, поборник правды, глашатай истины, безбоязненный обличитель греха – таким сохранился его образ в истории человечества.

Во всех странах мира, где проповедано Благая весть о пришествии в мир Сына Божия и о спасении через веру в Него человека, свято чтится имя пророка Иоанна. Везде, в каждом храме, на Востоке и на Западе, можно встретить иконы Рождества Предтечи и иконы изображающие его ученную главу. Глава покоится на круглом блюде, орошенном кровью, густые волнистые волосы обрамляют бледное мертвое лицо. Очи закрыты, сжаты уста… И нет слов, чтобы выразить чувство, с которым смотришь на лик пророка, сравнивая его Рождество и смерть.

И хотя образ смерти предтечи ужасает нас, но в этой смерти, братия и сестры – видится победа, в безмолвии – проповедь, в казни – приговор казнившим…

Предтеча был, по слову Господа нашего Иисуса Христа, «светильник горящий и светящий», и свет его ныне, как и две тысячи лет тому назад, горит в Церкви Христовой, распространяя свет Божий по всему миру.

Будем же и мы следовать его путем к Правде и Истине, подражая ему в своей жизни: этим мы прославим его память, в Нем найдем себе молитвенника и его ходатайством обретем спасение своей бессмертной души.

Святой Великий угодник Божий Иоанне, Предтеча и Креститель Господень, моли Бога о нас! Аминь

1972 г.                         Воскресенский кафедральный собор г. Костромы.

 

Храмы и монастыри

Реконструкция убранства храмов Макарьево-Унженского монастыря по древнейшим описям обители

Неопубликованные описи Макарьево-Унженского монастыря 1613 и 1624  гг. содержат исключительную по ценности информацию, которая позволяет реконструировать древнейшее убранство храмов обители, гробницы ее основателя, иконографию ранних икон и произведений прикладного искусства, связанных с преп. Макарием. Эти документы наглядно демонстрируют огромную популярность костромского святого в России первой четверти XVII в.

Документы Макарьево-Унженского монастыря хранятся в Государственном архиве Костромской области[1]. Фонд Макарьево-Унженского монастырясильно пострадал при пожаре архива, но древнейшие описи не сгорели. Сохранились описи 1613 г. и 1623-1624 гг., которые были частично использованы И.К.Херсонским. Древнейшая опись была произведена, когда монастырское хозяйство принимал игумен Зосима (1613-1625). Обновление обители началось незадолго до этого, в конце XVI в., после назначения в монастырь строителем старца Давида Хвостова.

Подробнее...

Святые и Святыни

Монахини Феоктиста (Кулакова, 1902-1988), Палладия (Кулакова, 1906-1983), Анастасия (Кулакова,1909-2002).

Монахиня Феоктиста (в миру Мария Андреевна Кулакова), 1902 г.р., д. Минино Любимского узда Костромской губернии. С раннего детства пожелала служить Богу. Вместе с сестрами следовала наставлениям иеромонаха Железноборовского монастыря Иоасафа (Сазанова), была его духовной дочерью. Являлась насельницей тайного монастыря в Любимском р-не. 24 декабря 1932 года вместе с сестрами была арестована и обвинена в «религиозном возбуждении учения иеромонаха Иоасафа; организации нелегальных монашеских келлий; распространении антисоветской и антиколхозной агитации». 26 апреля 1933 года приговорена к 5-ти годам лишения свободы. Похоронена на городском кладбище в Костроме.

Подробнее...

Статьи

Развитие идеи метафизики всеединства у протоиерея Ф.А. Голубинского и священника Павла Флоренского как идеи подлинного воцерковления общества

Аннотация: В статье рассматриваются взгляды двух религиозных философов прот. Ф. А. Голубинского и свящ. П. Флоренского, которые, развивая философскую идею метафизики всеединства, выдвигали веру как акт высшего знания. Тем самым, они раскрывали приверженцам научного и философского методов познания мира и человека ничтожность относительного знания и популяризировали в среде отошедших от своих религиозных корней интеллектуалов возвращение в церковную ограду.

Ключевые слова:   Бог, Абсолют, Церковь, Истина, метафизика, всеединство, мир, ум, общество, человек, синтез, вера, наука, философия, церковность, красота           

Подробнее...