Проповедь в день памяти святителя Николая

Автор: Протоиерей Иоанн Сазонов. .

Братия и сестры! Имя прославляемого ныне великого святителя и чудотворца Николая означает «побеждающий людей» или «победитель народов». Нам неизвестно, почему именно такое имя дали ему родители. Быть может, они желали видеть в нем будущего славного полководца, ибо в те времена такой выбор жизненного пути, как считалось, вел к славе и почету. Но выбор был сделан юношей в совсем иной, чем военная, плоскости бытия. И все же, почему же церковное песнопение, прославляющее святителя, не имеющего никакого отношения к военным подвигам, говорит, что житие святителя Николая было сообразно его имени? «По имени твоему, тако и житие твое» - поем мы за Всенощным бдением.

Какими же качествами мог угодник Божий был подобен тем победоносным покорителям народов, которые руководствовались поиском славы и побед на поле брани, почестей и громких похвал? Что общего и милостивого и кроткого подвижника молитвы с людьми, которые в погоне за славой, богатством и почестями проливали неповинную кровь и заставляли жертв своих амбиций лить горестные слезы? Ведь о нем говорится в акафистном песнопении, что он «слезу всякую отъял от лица лютее страждущих» и что его молитвами перед Богом «отгонится рыдание»? Как совместить похвалы Церкви о святителе как победителе и полководце и нашими человеческими представлениями об образе полководца и завоевателя?

Если мы вдумаемся в слова молитв обращенных к святителю, то нам станет понятен смысл слов величающих святителя. Ибо те, кто по заповеди Спасителя шел вслед Его пути, полного скорбей и отдачи себя на служение Богу и ближним, те воистину были победителями смерти. Не желая славы при своей жизни, они прославляются нами потому, что отдали себя другим и за других. Победив страсти, ведущие к смерти души и тела, они стали великими полководцами. И подвиг их вечно живет в сердцах людей.

Святитель Николай, победитель страстей, воистину стал победителем народов, но не силой воинского оружия он одержал победу над противником, а силой сострадательной и действенной любви. «Мы отче Николае, любовию твоею побеждаеми, вопием ти, сице: Радуйся Николае, великий чудотворец!» - такими словами мы восхваляем подвиг кротости и правды, смирения и любви, который совершил великий молитвенник святитель Николай, ставший для нас «правилом веры».

Поэтому люди и обращаются к святителю с горячей молитвой о помощи в свих скорбях, твердо надеясь на его человеколюбивое сострадание к ним, и веруя в силу его молитв перед Богом: «Весь еси всем, воистину , помощник, богоносне Николае…Слышаша ближние и дальние величие чудес твоих…проповедует мир весь тебе… скорого в бедах заступника».

Святитель Николай, по образу Спасителя и Господа нашего Иисуса Христа, будучи «всем для всех» (1Кор. 9,22), был воистину недужным исцелитель и защитник нуждающимся, плачущим – утешитель, бедствующим – избавитель, страждущим – отрада, сиротам – отец, и всем, во всякой нужде и обстоянии – скорое прибежище и помощь.

Вот под покровом ночной тишины, избегая свидетелей и похвал, щедрой тайной милостыней он спасает целомудрие и доброе имя трех несчастных сестер-девиц и их обнищавшего малодушного и маловерного отца. Вот спасает он от смерти трех, невинно осужденных. Вот приходит на помощь терпящим бедствие мореплавателям. Вот спасает от голода целый город.

Помощь страждущим была такой насущной потребностью его души, что он, не дожидаясь просьб о помощи, сам разыскивал нуждающихся. Всюду и своевременно являлся с помощью и ободрением.

Братия и сестры! Мы, сегодня собравшиеся в храме твердо веруем, что он поможет и нам, в нашем нелегком жизненном пути: «Радуйся победы тезоименитель!» - обращаясь, воспеваем мы к нему.

Он победил в себе ветхого человека, преодолев в себе соблазн плоти и мира. Он победил гонителей веры своей кротостью и любовью к ним. Он победил лжеучителей своим бесстрашным и мужественным исповеданием правой веры. Он стал победителем неправды в деле защиты неповинно осужденных. Он победил полчища человеческих страстей. И как при жизни, так и по смерти своей отдавал и отдает свою любовь людям.

Он покорил своей любовью мир не только православный, но и инославный. Ибо все обращаются к нему за помощью. Он победитель смерти, как и Живоначальный наш Пастырь – Христос. Он полководец – ибо с его именем и помощью мы идем в бой со своими страстями и его предстательством пред Богом выходим победителями своих свбялюбивых устремлений и горделивого превозношения. Он оправдал свое победоносное имя – Николай.

Святителю отче Николае, моли Бога о нас. Аминь

1973 г.                                               Воскресенский кафедральный собор.

Храмы и монастыри

Светильник Костромского Заволжья

С 1932 года в городскую черту Костромы входит село Селище, расположенное на правом берегу Волги. С XVI века оно называлось Новоселки, затем – Мошениной слободой. Неизвестно, принадлежало ли Селище до середины ХVI века какому-либо владельцу, или его жители относились к числу «черных» (государственных) крестьян, но во второй половине ХVI века – предположительно в 70-е годы – Селище и прилегающие к нему деревни были пожалованы царем Иваном Грозным в вотчину князю и боярину Ивану Михайловичу Глинскому.

Подробнее...

Святые и Святыни

Священномученик Федор (Поздеевский), архиепископ Волокламский (1876-1937)

Память 10/23 октября

Архиепи́скоп Фео́дор (в миру Александр Васильевич Поздеевский); родился 21 марта 1876 года в селе Макарьевское, Ветлужского уезда, Костромской губернии, в многодетно йсемье священника (всего в семье было 9 детей). Окончил Макарьевское духовное училище, Костромскую духовную семинарию (1896), Казанскую духовную академию (1900) со степенью кандидата богословия. В 1900—1901 гг.— профессорский стипендиат по кафедре патрологии. В 1903 году получил учёную степень магистра богословия за сочинение: «Аскетические воззрения преподобного Иоанна Кассиана Римлянина» (удостоена Макарьевской премии). В 1900 году пострижен в монашество, возведён в сан иеродиакона, с 24 июля 1900 — иеромонах. С 17 октября 1901 года — преподаватель Калужской духовной семинарии. С 3 июля 1902 году — инспектор Казанской духовной семинарии.

Подробнее...

Статьи

Экзегетический анализ книги Иисуса Навина

Адекватное толкование ветхозаветного текста — проблема, с которой столкнулась христианская Церковь с самого начала своего существования. Актуальная проблема экзегетического анализа Священного Писания (и книги Иисуса Навина, как составной части Священного Писания) отсутствие понимания основных методов толкования, а соответственно и малая изученность данных текстов.

Подробнее...