Проповедь в день памяти великомученицы Екатерины 24/7 декабря.

Автор: Прот. Иоанн Сазонов. .

Во имя Отца и Сына и Святаго Духа!

Дорогие братия и сестры! Церковь Христова хранит многочисленные свидетельства о деяниях святых жен, которые наравне с апостолами и мучениками подвизались в проповеди слова Божия. Многие из них пролил кровь и отдали жизнь за имя Христово, многие перед честной кончиной претерпели мучения, за что получили от людей особое название своего подвига, и особое имя – великомучеников.

К их числу принадлежит и святая великомученица Екатерина. Святая родилась в 286 году в египетской Александрии в обеспеченной семье. С раннего возраста Екатерина была любознательна и склонна к изучению наук. Она получила блестящее образование и благодаря своим необыкновенным способностям к восемнадцатилетнему возрасту в совершенстве овладела знаниями по античной литературе, философии, медицине. При такой развитости ума она, к тому же, обладала необыкновенной кротостью и красотой. Благодаря сочетанию таких добродетелей она была завидной невестой для многих юношей, но предпочла другой путь – путь служения Богу и людям. После общения с духовником своей матери старцем-отшельником она изучили Священное Писание, и по ночам, втайне, молилась перед иконой Божией Матери, которой ее благословил благочестивый отшельник. В одну из таких ночей она удостоилась Божественного видения Христа-Спасителя, Который при вторичном видении передал ей перстень в залог вечного единения в Царствии Небесном. Жить жизнью язычника, которой жили все окружающие она уже не могла.

Однажды, во время визита императора Максимина она, среди шумных праздничных торжеств, посвященного языческим богам, предстала безбоязненно перед императором обличила безумие языческого идолопоклонства. Разгневанный император приказал заключить Екатерину в темницу и собрать ученых мужей для состязания с ней о вере. В темницу святой явился Архангел Михаил, поддержавший ее веру. Каково же было удивление и гнев императора, когда Екатерина не только одержала победу над учеными мудрецами, но и обратила их к познанию Христовой истины.

Император решил во чтобы то ни стало добиться от Екатерины отказа от веры во Христа воскресшего. Лесть, хитрость, обещания благ, уговоры – все было употреблено, чтобы поколебать праведницу в ее убеждении. Вплоть до обещания царского венца в случае отказа от веры. Не достигнув желаемого, он повелел истязать ее, и бросить в темницу, томив ее голодом и холодом, в надежде, в надежде, что она изменить своим убеждениям. Но ничто не могло поколебать твердости ее духа. Казнь святой совершилась в 304 году. Тело ее христиане погребли на вершине Синайской горы, где затем был воздвигнут монастырь. Мощи были обретены в VIII веке.

Не только христиане, но и мусульмане приходят в монастырь, чтобы поклониться мощам святой и попросить ее молитв перед Богом.

Братия и сестры! Сегодняшний праздник в честь святой дает нам повод задуматься о смысле нашей жизни, образ святой служит нам примером жизни христианина как постоянного исповедания Правды Христа, веры, омытой кровью святых.

Многое зависит от нас. Каждый день Церковь назидает нас примерами святости, примерами стойкости в несении креста нашей жизни, в стойкости в исповедании Христовой Истины.

«Не всякий, говорящийМне: "Господи! Господи!", войдетвЦарствоНебесное, но исполняющий волю Отца Моего Небесного» - восклицает Спаситель, указывая на тех, кто лишь говорит о своей вере, но не живет ею (Мф. 7:21). «Как же нам жить верой?» – воскликнут многие, когда вокруг жизнь отнюдь не христианскими началами, когда все живут по язычески. А как, ответим мы, жила святая Екатерина в языческой среде и не боялась исповедовать своей веры? А мы стыдимся! Стыдимся сказать о своей вере своим знакомым, друзьям, родным. Боимся их не всегда приятной реакции, косых взглядов, укора.

Вспомним же слова Господа нашего Иисуса Христа: «Итак всякого, ктоисповедает Меняпредлюдьми, тогоисповедаюиЯпредОтцемМоимНебесным, а кто отречется от Меня пред людьми, отрекусь от того и Я пред Отцем Моим Небесным» (Мф. 10:32, 33).

Так это было когда! А мы ответим словами апостола Павла: «Иисус Христос вчера и днесь,Тойжеивовеки» (Евр. 13:8). Чего мы боимся потерять – имущество, расположение людей, жизнь? Но он же обещал «верующим в Него жизнь вечную (Ин. 6:47). Мы боимся потерять временное, теряя вечное? О чем, о ком, мы произносим сегодня молитву? Где наше подрастающее поколение? Кому мы передадим веру, кого научим в чем состоит Правда Божия?

Глядя на пришедших сегодня в храм, хочется спросить: а где наше наследие, где те, кто примет от нас веру? Можем ли мы сказать, имеем ил право обратиться к Нему с молитвой: «Господи, вот я и мое наследие, укрепи их, помоги их неверию (Мк. 9:24), вразуми их, дай им понять Тебя истинного Бога и спаси их!»

Трудно бывает, братия и сестры, как нам кажется плыть против всеобщего течения. Но ведь трудно было и нашим родителям привить нам веру, научить и воспитать в добродетельной жизни. Но ведь не испугались же они сделать нас христианами!

Думаем ли мы о своей смерти и о том, какой ответ мы дадим Господу нашему о делах нашей жизни. Часто приходится наблюдать, когда люди приносят в храм отпевать своих близких или знакомых, то не только не знают как следует себя вести в храме Божием, но даже не хотят лишнюю минуту постоять возле гроба усопшего, помолиться о нем, поставить свечу. Спешат выйти на улицу, там подождать.

А ведь нам придется отчитаться перед Судией Праведным и за то, как мы воспитали своих детей, отчитаться о том, что мы не смогли их научить вере, привить к ней любовь.

Братия и сестры! Пусть же праздник в честь святой великомученицы Екатерины послужит нам службой назидания и укрепления веры. Да укрепит нас Всемилостивый Господь и святая великомученица в благочестии и чистоте! Пусть наставит нас, как научить нам вере наших близких и родных!

Святая великомученице Екатерина, моли Бога о нас! Аминь.

7.12.1971 г. Воскресенский кафедральный собор г. Костромы.

Храмы и монастыри

Троицкий собор Ипатьевского монастыря. Наружные росписи середины XVII века

В 1956 году Костромская специальная научно-реставрационная производственная мастерская приступила к комплексной реставрации всех зданий ансамбля Ипатьевского монастыря и стенного письма в Троицком соборе.(1) Проект реставрации был тщательно проработан. Был выявлен и собран большой комплекс документальных и иконографических материалов в библиотеках, музеях и архивах страны. С особым вниманием изучались документы реставрационных работ 1912-1913 годов.

Подробнее...

Святые и Святыни

Священник Василий Румянцев (1876/77-1962)

Они называли меня «Красным попом»

Священник Василий Румянцев (1876/77-1962) родился в деревне Дьяконове Буйского уезда в крестьянской семье.

Подробнее...

Статьи

Принципы и основные положения практик собирания церковной общины на примере руководств Н. Неплюева и епископа Макария (Опоцкого)

Изучение опыта строительства, собирания, жизни и деятельности христианской общины в настоящее время не потеряло своей актуальности. Яркими представителями обновления христианской общинной жизни в начале ХХ века стали Н. Неплюев и епископ Макарий (Опоцкий). Анализ документов и исторических материалов позволил определить главные мотивы объединения людей, которыми являются христианская любовь и единение в вере. Крестовоздвиженское братство Н. Неплюева дало будущим поколениям опыт объединения людей, который затем, в начале 1920-х годов способствовал возникновению т.н. «приходской революции» - объединению в братствах, отстоявших Церковь от ликвидации ее в после революционные годы. Опыт приходских православных братств и сестричеств способствовал сохранению церковных объединений вплоть до конца 1940-х годов и осуществлению свидетельства о вере в советском обществе.

Подробнее...