Проповедь в день празднования иконы Божией Матери Феодоровской 14/27 марта

Автор: Прот. Иоанн Сазонов. .

sazВо имя Отца и Сына и Святого Духа!

Дорогие братия и сестры! Сегодня во всем нашем Отечестве и на костромской земле великий праздник в честь Божией Матери! Обстоятельства восшествии первого государя династии Романовых на престол содействием Богоматери трогательно передают исторические хроники, где запечатлелись слова, сказанные материю будущего монарха: «Се тебе, пречистая Богомати, в твои пречистые руки, Владычице, предаю чадо свое, по воле твоей устрой полезное ему и всему православному христианству» (Дни богослужения прав. Церкви. Кн. 1.Изд. 6-е СПб., 1866. С. 235).

Надо сказать, братия и сестры, что Смута в Российском государстве в XVII веке могла уничтожить саму государственность российского народа. На борьбу с внутренними и с внешними врагами по призыву гражданина Минина и князя Пожарского выступило вненародное ополчение волжских городов неся к Москве, сердцу России, где уже находился польский гарнизон чудотворную икону Богоматери Казанскую. Помощью Царицы Небесной, предстательством святых, удалось тогда одолеть врагов и избрать на Земском соборе государя государства Российского.

В церковном песнопении обращаемся мы к Пресвятой Богородице: «Недоумеет всяк язык благохвалити по достоянию, изумевает же ум и премирный пети Тя, Богородице, обаче, Благая сущи, веру приими, ибо любовь веси Божественную нашу: Ты бо христиан еси Предстательница, Тя величаем! (Ирмос 9 песни канона на Богоявление.)

Действительно, какую же можем мы воздать достойную похвалу своими грешными и скудными устами Чистейшей всех людей, Превысшей Ангелов и Архангелов, Преблагословенной Деве Марии, удостоившейся быть Матерью Бога Вышнего, – Заступнице рода христианского умирившей обуреваемые ненавистью и злобой сердца людей!

Пресвятая Дева называется Матерью Божией и Матерью христиан. Она Матерь Божия по естественному рождению от Нее Бога Слова, Господа нашего Иисуса Христа, и Матерь всех христиан по благодати усыновления. Господь наш Иисус Христос назвал всех верующих в Него Своими братьями (Мф.12:49-50; Лк.8:21) и поскольку Он пребывает среди верующих как Первородный между многими братьями (Рим.8:29), то, следовательно, мы – сыны Богородицы. Матерь Божия, по материнскому достоинству, имеет у Бога такую благодать и такую честь, какие прилично иметь матери у сына; с другой стороны, как Матерь христиан, в силу материнской любви, Она оказывает христианам такую же милость, какую мать оказывает своим детям, а эта любовь также беспредельна.

Кто-нибудь спросит: для чего нужно обращаться к Ее ходатайству, когда Христос Спаситель наш искупил нас от греха и Сам принимает наши моления? Но кто из нас может сказать, что имеет сердце чистое, чтобы без зазрения совести и страха дерзновенно обратиться к Нему, «Содетелю и Создателю всяческих» с просьбой, находясь в греховной нечистоте? Кто не сознается, что не только после крещения, но и после неоднократной исповеди часто печалил и печалит своего Искупителя нарушением Его заповедей? Мы грешим всякий день, час и минуту. Сколько нечистого в наших помышлениях, сколько лукавства в наших деяниях видит Сын Божий! Будучи преступниками заповедей своего Спасителя мы теряем радость общения с Ним, не смеем по грехам своим сами обращаться к Нему и имеем нужду в ходатайстве о нас пред Ним.

Такое ходатайство мы обретаем в лице Пресвятой Богородицы, просим Ее заступления, и Она умилостивляет Сына Своего предстательством и заступничеством за нас. Заступничеством, которое сильнее предстательства всех святых, всех Ангелов: потому что Она, как Матерь Божия, выше всех святых, Она – честнейшая Херувимов и славнейшая без сравнения Серафимов. И когда просит за кого Пресвятая Богородица Сына Своего и Бога, то Господь не отказывает Ей в прошении. С любовью ходатайствует Она пред Богом за всех верующих в Него, если решаются они оставить свои беззакония и быть истинными, ревностными христианами. Пресвятая Дева любит христиан любовью Матери, и оттого разве откажется Она помочь тем, которые, хотя по немощи и согрешают, но каются и желают спастись, несмотря на все препятствия ко спасению?

Кто из желающих жить по-христиански не знает этих препятствий? С собой мы всегда носим врага христианской жизни – плоть, которая воюет с нашим духом и гнетет нас к земле, делает нас рабом своих страстей. Вне себя – имеем греховный мир с бесчисленными его соблазнами и самого злейшего противника нашего спасения – диавола, который, «как лев рыкая, ходит, ища кого поглотить» (1 Пет.5:8). Где же нам взять сил для успеха в преодолении препятствий? – В благодати Божией и в молитвах к Богоматери: «Аще бо Ты не бы предстояла молящи, кто бы нас избавил от толиких бед»?

Дорогие братия и сестры, наши предки особенно чтили Божию Матерь, и их надежда и упование никогда не были посрамлены. История нашего Отечества свидетельствует об особой милости к нему Матери Божией, являемой Ею в самые тяжелые дни испытаний православного русского народа через святые Ее изображения: иконы Владимирскую, Казанскую, Смоленскую, Тихвинскую, Феодоровскую… Чудес, которые проистекли от Пресвятой Девы, настолько много, что все их невозможно перечесть. Она – Заступница усердная рода христианского перед Сыном Своим отвращая Его «праведный гнев на нас движимый», Она - Взбранная Воевода и Затщитница нашего Отечества и нас от врагов видимых и невидимых, Она – Споручница грешным в поиске спасительного пути к Истине, Она – всех скорбящих Радость, Она – наша Отрад и Утешение. Вся история нашего народа полна свидетельств об этих милостях Матери Божией, Которая особенно благоволила к Русской Земле. В житиях святых повествуется, что наши благочестивые предки имели обычай поручать себя и своих близких покровительству святых и особенно – Богородицы. Царица Небесная и угодники Божии являлись непреоборимыми заступниками за порученных им. Так мать юного боярина Михаила Феодоровича Романова благочестивая инокиня Марфа вручила своего сына, будущего царя, покровительству Божией Матери через икону Ее Феодоровскую в 1613 г. у стен Ипатьевской обители. Через Ее предстательство прекратилась Смута в Российском государстве в XVII веке.

Зная неизреченную милость Матери Божией, будем и мы дорожить любовью Ее к нам и нашей – к Ней, будем хранить себя в чистоте от всякого беззакония и порока и с глубокою верой чтить Сына Ее, Господа нашего Иисуса Христа, как чтили Его наши благочестивые предки. Будем всегда прибегать к Ней, к чудной Заступнице христианского рода - напасть ли какая, скорбь ли душевная постигнет нас, поспешим скорее на молитву к Владычице! Грехи или страсти мучают нас, привычки ли недобрые овладевают нами, прибегнем к Споручнице нашего спасения! Горе ли, печаль или болезни постигнут нас, вспомним Преблагословенную Деву, стоявшую при Кресте Сына Своего, обратим к Ней молитвенные свои вздохи и будем уверены, что Ей понятны наши скорби, Она видит нашу беду, Она прольет милость и согреет Своей Материнской любовью изболевшуюся нашу душу, спасет нас от опасности и обстояния.

«К кому возопию, Владычице, к кому прибегну в горести моей, аще не к Тебе, Царице Неебсная! Ты нам помози. На Тебя надеемся и Тобою хвалимся. Радуйся, Радосте наша, покрый нас от всякого зла, четным твоим омофором. Аминь.

Храмы и монастыри

Формирование библиотеки Ипатьевского монастыря в XIV веке

Книжное собрание Ипатьевского монастыря XIV –XVIII в.в., хранящееся в фондах Церковного историко – археологического музея Костромской епархии.

В собрании церковных древностей Церковного историко – археологического музея Костромской епархии значительное место занимает фонд ценных и редких книг. Большую часть этого фонда составляют книги, внесенные в монастыри и храмы Костромы в XVI – XVIIIвеках российскими государями, князьями, боярами, духовными лицами и крестьянами. Часть этого фонда составляют книги из библиотеки Ипатьевского монастыря – старейшей и богатейшей библиотеки Костромы.

Подробнее...

Святые и Святыни

Фрязинов Василий Гаврилович (1859 – 1922)

Родился Василий 18 июня 1859 года в семье священника Спасо-Преображенской церкви с. Шалго-Бодуново Кирилловского уезда Новгородской губернии. В 1919 году Церковный совет сообщал: двухэтажная каменная церковь была построена на средства прихожан в 1824 году на месте сгоревшего деревянного храма. Также есть упоминание о том, что её окружала каменная ограда, покрытая тёсом. О внутреннем убранстве говорится следующее: «Иконостас совершенно новый, но в каком году писан – неизвестно, так как в Записи его нет. Старинных вещей, икон, одежд и архива при церкви нет, так как оное всё что было, то погорело в бывшей деревянной церкви, а сейчас что имеется при церкви, то приобретено вновь и нечего старинного не напоминает».

Подробнее...

Статьи

Подготовительные недели к Великому посту

В воскресенье, 3 марта, Церковь, евангельской притчей о блудном сыне, призывает к покаянию людей находящихся в греховном состоянии. Тех, кто по каким либо причинам не может и не хочет освободиться от греховных привычек.

Подробнее...