Проповедь в неделю Сыропустную. Прощеное воскресенье.

Автор: Протоиерей Иоанн Сазонов. .

001При вступлении на поприще поста и покаяния Св. Церковь напутствует нас сегодня, братия и сестры, воспоминанием о первом грехопадении праотца нашего Адама для того, чтобы из примера его жизни мы уяснили для себя всю тяжесть и скверну греха и его пагубные последствия. На примере праотцев, потерявших рай, научились бы избегать невоздержания, как начала и источника греха. Обратились бы к покаянию, как к единственному средству избавления от гнева и суда Божия.

От Адама мы получили в наследство грех и осуждение; но от него же наследовали веру в Искупителя и благодать оправдания веры и дел веры во имя Сына Божьего. Получили упование жизни вечной и обетование той высочайшей славы, которую воплотившийся для спасения нашего Сын Божий уготовал всем верующим в Него, искупленным честною Его кровию. Воплощением Сына Божия мы приобрели нечто большее, нежели даже чего лишились.

Грех сделал нашу природу больной. Не было, и нет в мире ни одного человека, который бы пожив хотя бы один день, не согрешил бы. Что мы должны сказать о себе, поживших поживших тридцать, сорок, пятьдесят и более лет?, Каждый из нас, оглядываясь на прожитую жизнь обращается за помощью к Могущему простить и очистить – Богу; говорит словами евангельского грешника: «Отче! Я согрешил против неба и перед Тобою, и уже недостоин называться сыном Твоим» (Лк. 15: 18-19). Но до своей просьбы о прощении наших грехов Спасителем, мы вспоминаем, что необходимо нам выполнить евангельскую заповедь о прощении долгов (обид) всем кто нам досадил и опечалил: «Если не будете прощать людям согрешения их, то и Отец ваш не простит вам согрешений ваших» (Мф.6,15).

Поэтому, в день, именуемый Прощеным воскресеньем, от обычая Церкви начинающей путь Великого поста и мы, как чада ее, должны примириться не только с друзьями, но и врагам простить искренне и от всего сердца. Не формально, но полностью изгладить из нашей души неприязь к ним. Ведь знаем же, что лицемерное прощение послужит к еще большему осуждению нас Отцом Небесным на нелицеприятном суде по завершении нашего земного пути и развитию греха как духовной болезни. Но как простить от всего сердца? Есть такие люди, которые по своей гордости и жестокосердию говорят, что: «враг мой тяжело обидел меня, запятнал мое доброе имя, примириться и простить его было бы мне унижением», - они, даже после формального прощения продолжают мстить своему врагу, оскорблять его, желают ему зла. Говорящие и поступающие так не знают или забывают слова Христа Спасителя: «Кто ударит тебя в правую щеку твою, обрати к нему и другую» (МФ. 5:39).

Вспомним, как Господь, ведомый на страдания, на Голгофу, заушаемый и заплеваемый, не сказал ни одного оскорбительного слова в адрес своих мучителей и палачей, кротко он шел на распятие, как агнец на заклание. Повешенный на Крест, истерзанный и израненный Он не только не укорял злодеев, а напротив, молился о их прощении говоря: « Отче, прости им, ибо не знают, что делают» (Лк. 23:34).

Подумайте и представьте, братья и сестры, что было бы с людьми, если бы жизнь не сообразовывалась с заповедью любви и прощения обид! Нашим взаимным спорам, ссорам, оскорблениям, неприязни не было бы конца, вся жизнь бы наша была царством зла и хаоса.

Если мученики Церкви, многие из которых были знатными, титулованными и образованными людьми, прощали своих палачей, то нам ли – скудным в познаниях, бедным в благочестии, рабам греха – стыдиться просить прощения у ближних, обиженных нами?

Конечно, нелегко прощать обиды и забывать оскорбления…Есть обиды, которые, казалось бы, не имеют прощения. Вспомним, братия и сестры, вспомним в тот момент, когда придут такие мысли, что невозможно прожить на Земле без огорчений. Но зато как легко, как покойно бывает на душе после того, как примиришься со своим обидчиком! Точно камень упадет с души, когда превозможешь себя, и сбросишь обиду, забудешь оскорбление. Какой-то не земной, а Божественный мир водворится в примиренной душе! Прощая других, мы тем самым становимся подобными своему Спасителю, Который щадит и милует нас. Христос посреди нас бывает, когда мы в примирении целуем друг друга в знак истинной любви.

Святитель Григорий Нисский говорит: «Если ты простишь из глубины своего сердца согрешения и обиды твоему ближнему, то тогда имеешь дерзновение сказать на молитве своей Господу: «Отец мой Небесный, я исполнил то, что Ты мне велишь делать. Исполни и Ты, что Ты обещал сделать. Я простил все согрешения и обиды и, прибегая к Тебе в покаянии своем, жду, что и Ты, согласно Своему обещанию, простишь мои бесчисленные согрешения» (ЖМП. 1955, №2, С.74).

Такое дерзновение может иметь каждый, кто исполнит повеление Божие и кто простит взаимные прегрешения.

Братия и сестры! В прошедшую субботу перед наступлением Великого поста Церковь вспоминала всех преподобных подвижников и подвижниц благочестия, в постничестве просиявших и угодивших Господу. Что же этих великих постников сделало такими светлыми и сияющими святостью в Царстве Бога? Их смирение, из незлобие, из всепрощение, их кротость, их чистота.

Каждого из нас, желающих и ищущих вечного спасения зовет Св. Церковь сегодня встать на путь прощения. Зовет к незлобию, зовет заградить наши уста и сердца для взаимного озлобления. Исторгнуть зло и грех из наших сердец в этот прощальный вечер накануне Великого поста.

Простим же друг другу, исполняя повеление Божие, исполняя долг любви, простим, и пусть всегда, в сердце каждого звучит молитва покаяния царя и пророка Давида: «Помилуй мя. Боже, по велицей милости Твоей!» Аминь.

11 марта 1973 г.                   Воскресенский кафедральный собор г. Костромы.

Храмы и монастыри

Костромской Свято-Троицкий Ипатьевский мужской монастырь

Есть основания полагать, что монастырь был заложен в 1330 году на средства татарского мурзы Чета, влиятельного вельможи Золотой Орды, который направлялся через эти края по пути в Москву на службу к великому князю Ивану Калите. На подходе к Костроме, в том месте, где сейчас стоит монастырь, Чет облюбовал дубовую рощу для отдыха. Во время отдыха ему было видение Божией Матери с апостолом Филиппом и священномучеником Ипатием, после чего он был исцелен от какого-то недуга. В благодарность Богу усердием татарского мурзы на этом месте вскоре была основана обитель.

Подробнее...

Святые и Святыни

Архимандрит Михаил (Беляев; 1925 - 2009)

Архимандрит Михаил (в миру – Михаил Александрович Беляев) родился 8 ноября 1925 года в деревне Семунино Буйского района Костромской области в благочестивой, искренне верующей крестьянской семье. В 1938 году окончил пять классов неполной средней школы, однако ранняя смерть матери, скончавшейся в 1939 году, не дала будущему пастырю возможности продолжить образование. С началом войны на фронт ушел его отец Александр Васильевич, а в 1943 году в армию призвали и восемнадцатилетнего Михаила. Он стал сапером, сражался под Выборгом, на финской границе, в июне 1944 года был тяжело ранен, а в декабре — контужен. В марте 1945 года рядовой Михаил Беляев вернулся в строй, но с днем Победы его военная биография еще не завершилась: стрелковый полк, в котором он служил, был переведен на Дальний Восток и принимал участие в разгроме японских войск. В январе 1946 года двадцатилетний фронтовик, награжденный медалями «За оборону Ленинграда», «За победу над Германией» и «За победу над Японией», вернулся в родной колхоз. Но скоро Михаилу пришлось пережить еще более тяжелые испытания.

Подробнее...

Статьи

«Советская» религиозность как фактор жизнеспособности религии в СССР. На примере областей Верхнего Поволжья

Аннотация: На основании документальных источников в статье доказывается, что религиозные представления неистребимо живут в обществе, даже провозгласившем атеизм основой своей идеологии. Религиозность в таком обществе воспроизводится как в формах традиционных религиозных представлений, так и принимает различные другие направления, восполняющие у человека религиозный вакуум и запросы. В целом, «советская религиозность» характеризуется неофитством, увлеченностью религией, желанием воплотить в жизнь субъективные идеалы и представления о религии в основном почерпнутые из книг и разговоров о ней. В основе поиска религиозной удовлетворенности лежит самопознание и самообразование. Как показывают исследования феномена «советской религиозности», результатом неофитских порывов является нынешнее, постсоветское состояние церковных структур, а также, религиозной жизни людей

Подробнее...