Проповедь в день памяти трех святителей: Василия Великого, Григория Богослова, Иоанна Златоуста

Автор: Прот. Иоанн Сазонов. .

Братья и сестры! Сегодня мы пришли в храм Божий чтобы вознести свои молитвы к ныне празднуемым великим святителям и вселенским учителям – Василию Великому, Григорию Богослову и Иоанну Златоусту. И наша душа радуется, что в честь великих угодников Божиих в нашем древнем храме стараниями благочестивых людей, прихожан его, в 1650г. был устроен одноименный придел. О этом подвиге благочестия наших верующих предков свидетельствует сохранившаяся до наших дней надпись на алтарной стороне придельной стены иконостаса: «лета 1758 (т.е. 1650 г.) июня в 12 день освящена бысть сия церковь трех святителей Василия Великого, Григория Богослова и Иоанна Златоуста при державе государя, царя и великого князя Алексия Михайловича всея России и при Святейшем Иосифе патриархе Московском и всея России по душе Кирилла Исакова в вечную память» (И. Баженов. Археологический очерк. Воскресенская церковь на Дебре в г. Костроме. Кострома. С. 13).

Таким образом, Трехсвятительский придельных храм был построен на два года раньше Воскресенской церкви, строительство которой было закончено лишь в 1654г.

Вот уже в течение 323-х годов здесь возносят свои моления и просьбы жители Костромской земли. А, до строительства каменного храма, на этом святом месте, в деревянных храмах, построенных прежде, молились предки людей, построивших тот «Дом Господень» в котором сейчас имеем возможность молиться мы.                

И молимся, получая просимое по своей вере. Молимся в том числе, и «за строителей и благоукрасителей  храма», с благодарностью вспоминая своих предков. Ведь, благодаря помощи Божией и их самоотверженному труду и молитвам, была создана эта духовная жемчужина города Костромы (да и можно сказать, и всего Поволжья).

Не только костромичи, дивятся красоте нашего храма, но и люди приехавшие в наш город издалека, по приезде в наш город считают своим долгом посетить церковь Воскресения, особенно ее Трехсвятительский придел. И каждый из них, верующий или неверующий, удивляется и преклоняется перед величием святости и красоты этого прекрасного храма. Вот почему нам необходимо дорожить и любить нашу великую святыню, оставленную нам нашими пращурами.

Но, обратимся, братия и сестры к теме праздника, который некогда совершался по отдельности каждому из ныне празднуемых святых.

Вот что говорит нам история Церкви, повествуя о возникновении сегодняшнего праздника.

В середине XI века среди почитателей трех святителей возникла распря о величине заслуг каждого из этих трех угодников Божиих. Одни превозносили Василия Великого, другие возвышали Григория Богослова, а некоторые предпочитали им Иоанна Златоуста. Спор решили сами святители, явившись епископу Евхаитскому Иоанну, они открыли, что все они у Бога имеют равное достоинство. «Итак объяви – сказали они епископу – чтобы христиане оставили напрасный спор. Мы как во время жизни старались о единодушии, так и по преставлении своем, всего боле желаем единомыслия верующих. Установи для нас один праздник».

Епископ объявил о видении верующим, и с тех пор, с 1076г. в честь трех святых вселенских учителей было установлено общее торжество.

Многие гимны в честь трех святителей принадлежат авторству преподобного Иоанна Дамаскина (VII в. ) и святителя Иоанна Евхаитского (XIв.) Они звучат в богослужении праздника, посвященного святым угодникам Божиим.

Равночестно прославляя, и вместе с тем, различая особенности их подвига святости, Святая Церковь уподобляет их трем ветхозаветным патриархам – Аврааму, Исааку и Иакову, мужам мудрым, праведным и избранным Богом.

Василия Церковь называет «великим и священноявленным», Григория «божественным и богоглаголивым», Иоанна «златословом всезлатым».

На высоту Христовой любви восшел Василий и увидел неизреченные и божественные тайны, которые изъяснил людям, как благочестия проповедник. Мудрый Григорий разрешил связание ересей, мудростью слов и учений своих, и в единомыслии собрал православных, в благоразумии Христа хвалящих. Иоанна, Христос утвердил неразоримым укреплением Церкви.

Три святителя, память которых мы сегодня празднуем – явились тремя служителями Святой Троицы, треострым мечом благодати Божией, проникающим сквозь душу и сердце любого человека, верующего и неверующего, Богооткровенным учением Христа Спасителя. Даже, если бы мы не знали других бесчисленных доказательств нашей веры, то достаточным подтверждением ее служит вера этих трех учителей Церкви.

И сегодня, мы ни на йоту не отступили от догматов ее. Поэтому можем с уверенностью сказать: твоими молитвами мы молимся, святой Василий Великий; подражая тебе, покланяемся Пресвятой Троице, святителю отче Григорий, твоим служением служим, святой Иоанне!

Возблагодарим же Господа, братия и сестры, что он нас сподобил так веровать и так спасать бессмертные свои души, как веровали и спасали их Василий Великий, Григорий Богослов, Иоанн Златоуст.

Будем же просить Бога, даровавшего нам милость произносить Ему богохваления в чудном по красоте Трехсвятительском приделе Воскресенского храма, и просить Его, чтобы молитвами вселенских учителей и святителей даровал Он нам «веру непостыдную и любовь нелицемерную» в прохождении нашего земного поприща, и по скончании нашего земного жития, даровал нам с нашими учителями радость общей молитвы, «право правящей слово Истины», славословящей в Троичном Единстве Отца и Сына и Святого Духа. Аминь.

12.02.1973г. Воскресенский кафедральный собор.

Храмы и монастыри

Троице-Сыпанов Пахомиево-Нерехтинский женский монастырь

Село Троица близ города Нерехты.

Троице-Сыпанов Пахомиево-Нехтский монастырь был основан во торой половине XIV века преподобным Пахомием Нерехтским. Преподобный родился во Владимире, в то время столице великого Владимирского княжества, в семье священника Никольской церкви Игнатия, его мир-кое имя — Иаков. Согласно житию, преподобный принял монашество очень рано — в 12 лет — во владимирском монастыре Рождества Богородицы, одном из главных монастырей Руси, где в 1263 году был погребен великий князь Владимирский Александр Невский.

Подробнее...

Святые и Святыни

Благоверный Дмитрий Юрьевич Красный, князь Галицкий (ок. 1415 - 1440)

Димитрий Юрьевич Красный, князь Галичский и Бежецкий, святой благоверный

Память 23 сентября, и  в Соборах Костромских и Тверских святых.

Подробнее...

Статьи

«Новый курс» церковной политики государства и состояние церковных общин в послевоенное время в Ярославской, Костромской и Ивановских в послевоенное время. Анализ, положение, выводы

Сазонов Дмитрий Иванович,
д-р философских наук, профессор РАЕ

Послевоенное время отмечено в историографии как «время возрождения Церкви». Однако, анализ реальной ситуации, в том числе ситуации с религиозностью населения, показывает картину, отличную от принятой трактовки. Епархиальные структуры и некоторые приходские общины трех областей Верхнего Поволжья, только после Поместного собора 1945 года получили возможность восстановить свою деятельность после разгрома в 1930-е годы. Наряду с осторожными оценками обозначенного временного периода следует отметить, что заложенная в послевоенные годы организация религиозной жизни помогла выстоять Русской Церкви в 1960-е годы «хрущевских гонений», и прийти к религиозному возрождению 1990-х с положительными результатами.

Подробнее...