Проповедь в день памяти трех святителей: Василия Великого, Григория Богослова, Иоанна Златоуста

Автор: Прот. Иоанн Сазонов. .

Братья и сестры! Сегодня мы пришли в храм Божий чтобы вознести свои молитвы к ныне празднуемым великим святителям и вселенским учителям – Василию Великому, Григорию Богослову и Иоанну Златоусту. И наша душа радуется, что в честь великих угодников Божиих в нашем древнем храме стараниями благочестивых людей, прихожан его, в 1650г. был устроен одноименный придел. О этом подвиге благочестия наших верующих предков свидетельствует сохранившаяся до наших дней надпись на алтарной стороне придельной стены иконостаса: «лета 1758 (т.е. 1650 г.) июня в 12 день освящена бысть сия церковь трех святителей Василия Великого, Григория Богослова и Иоанна Златоуста при державе государя, царя и великого князя Алексия Михайловича всея России и при Святейшем Иосифе патриархе Московском и всея России по душе Кирилла Исакова в вечную память» (И. Баженов. Археологический очерк. Воскресенская церковь на Дебре в г. Костроме. Кострома. С. 13).

Таким образом, Трехсвятительский придельных храм был построен на два года раньше Воскресенской церкви, строительство которой было закончено лишь в 1654г.

Вот уже в течение 323-х годов здесь возносят свои моления и просьбы жители Костромской земли. А, до строительства каменного храма, на этом святом месте, в деревянных храмах, построенных прежде, молились предки людей, построивших тот «Дом Господень» в котором сейчас имеем возможность молиться мы.                

И молимся, получая просимое по своей вере. Молимся в том числе, и «за строителей и благоукрасителей  храма», с благодарностью вспоминая своих предков. Ведь, благодаря помощи Божией и их самоотверженному труду и молитвам, была создана эта духовная жемчужина города Костромы (да и можно сказать, и всего Поволжья).

Не только костромичи, дивятся красоте нашего храма, но и люди приехавшие в наш город издалека, по приезде в наш город считают своим долгом посетить церковь Воскресения, особенно ее Трехсвятительский придел. И каждый из них, верующий или неверующий, удивляется и преклоняется перед величием святости и красоты этого прекрасного храма. Вот почему нам необходимо дорожить и любить нашу великую святыню, оставленную нам нашими пращурами.

Но, обратимся, братия и сестры к теме праздника, который некогда совершался по отдельности каждому из ныне празднуемых святых.

Вот что говорит нам история Церкви, повествуя о возникновении сегодняшнего праздника.

В середине XI века среди почитателей трех святителей возникла распря о величине заслуг каждого из этих трех угодников Божиих. Одни превозносили Василия Великого, другие возвышали Григория Богослова, а некоторые предпочитали им Иоанна Златоуста. Спор решили сами святители, явившись епископу Евхаитскому Иоанну, они открыли, что все они у Бога имеют равное достоинство. «Итак объяви – сказали они епископу – чтобы христиане оставили напрасный спор. Мы как во время жизни старались о единодушии, так и по преставлении своем, всего боле желаем единомыслия верующих. Установи для нас один праздник».

Епископ объявил о видении верующим, и с тех пор, с 1076г. в честь трех святых вселенских учителей было установлено общее торжество.

Многие гимны в честь трех святителей принадлежат авторству преподобного Иоанна Дамаскина (VII в. ) и святителя Иоанна Евхаитского (XIв.) Они звучат в богослужении праздника, посвященного святым угодникам Божиим.

Равночестно прославляя, и вместе с тем, различая особенности их подвига святости, Святая Церковь уподобляет их трем ветхозаветным патриархам – Аврааму, Исааку и Иакову, мужам мудрым, праведным и избранным Богом.

Василия Церковь называет «великим и священноявленным», Григория «божественным и богоглаголивым», Иоанна «златословом всезлатым».

На высоту Христовой любви восшел Василий и увидел неизреченные и божественные тайны, которые изъяснил людям, как благочестия проповедник. Мудрый Григорий разрешил связание ересей, мудростью слов и учений своих, и в единомыслии собрал православных, в благоразумии Христа хвалящих. Иоанна, Христос утвердил неразоримым укреплением Церкви.

Три святителя, память которых мы сегодня празднуем – явились тремя служителями Святой Троицы, треострым мечом благодати Божией, проникающим сквозь душу и сердце любого человека, верующего и неверующего, Богооткровенным учением Христа Спасителя. Даже, если бы мы не знали других бесчисленных доказательств нашей веры, то достаточным подтверждением ее служит вера этих трех учителей Церкви.

И сегодня, мы ни на йоту не отступили от догматов ее. Поэтому можем с уверенностью сказать: твоими молитвами мы молимся, святой Василий Великий; подражая тебе, покланяемся Пресвятой Троице, святителю отче Григорий, твоим служением служим, святой Иоанне!

Возблагодарим же Господа, братия и сестры, что он нас сподобил так веровать и так спасать бессмертные свои души, как веровали и спасали их Василий Великий, Григорий Богослов, Иоанн Златоуст.

Будем же просить Бога, даровавшего нам милость произносить Ему богохваления в чудном по красоте Трехсвятительском приделе Воскресенского храма, и просить Его, чтобы молитвами вселенских учителей и святителей даровал Он нам «веру непостыдную и любовь нелицемерную» в прохождении нашего земного поприща, и по скончании нашего земного жития, даровал нам с нашими учителями радость общей молитвы, «право правящей слово Истины», славословящей в Троичном Единстве Отца и Сына и Святого Духа. Аминь.

12.02.1973г. Воскресенский кафедральный собор.

Храмы и монастыри

Троицкий собор Ипатьевского монастыря. Наружные росписи середины XVII века

В 1956 году Костромская специальная научно-реставрационная производственная мастерская приступила к комплексной реставрации всех зданий ансамбля Ипатьевского монастыря и стенного письма в Троицком соборе.(1) Проект реставрации был тщательно проработан. Был выявлен и собран большой комплекс документальных и иконографических материалов в библиотеках, музеях и архивах страны. С особым вниманием изучались документы реставрационных работ 1912-1913 годов.

Подробнее...

Святые и Святыни

Преподобный Макарий (Глухарев), апостол Алтая (1792-1847)

24 февраля 2024 года были обретены мощи преподобного Макария Алтайского, лежавшие под спудом. Память его празднуется в дни памяти Соборов святых Смоленских, Костромских и Сибирских.

5 февраля совершается память преподобного Макария в сонме Собора Костромских святых.

Подробнее...

Статьи

Религиозное «диссиденство» как явление духовного возродения в СССР в 60-80-х годах XX века

Аннотация. В статье дан анализ такому явлению 60-80-х годов ХХ века как «религиозное диссидентство». Средой, в которой возникло диссидентство стала интеллигенция, которая в 60-х годах начала открывать для себя русскую культуру. Через духовные искания образованные люди пришли в Церковь, нашли Бога, и не смогли смириться с давлением государства, провозгласившего своей идеологической платформой атеизм и борьбу против религии и выражавшегося в форме закрытия храмов, запрещения свободного проявления религиозных чувств, подавлении прав и свобод личности и т.д.

Ключевые слова: диссидентство, Патриархия, возрождение, интеллигенция, атеизм, верующие, культура.

«RELIGIOUS «DISSIDENS» AS A PHENOMENON OF SPIRITUAL REVIVAL IN THE USSR IN THE 60-80s OF THE XX CENTURY».
Archpriest Dmitry I. Sazonov, candidate of theology, doctoral candidate postgraduate them saints Cyril and Methodius.

Annotation. The article analyzes the phenomenon of the 60-80s of the XX century as «religious dissidence». Environment, in which there was a dissidence intelligentsia, which in the 60s began to discover Russian culture. Through spiritual quest educated people come to Church, have found God, and could not reconcile with the pressure of state, declared its ideological platform for the struggle against atheism and religion, and which was expressed in the form of the closure of churches, the prohibition of free expression of religious feelings, suppression of the rights and freedoms of the individual etc.

Keywords: dissidence, Patriarchy, revival, intellectuals, atheism, believers,culture.

Подробнее...