Проповедь в Неделю 20-я по Пятидесятнице. Воскресенье.

Автор: Прот. Дмитрий Сазонов, кандидат богословия.. .

«Встретил Его один человек из города,
одержимый бесами с давнего времени,
и в одежду не одевавшийся, и живший не
в доме, а в гробах» (Лк. 8,27).

В прочитанном сегодня евангельском отрывке говорится об исцелении бесноватого человека в стране Гадаринской. Человека обезумевшего, изгнанного содействием дьявола из людского жилища, ушедшего жить в гробах, в погребальных пещерах, в области мертвых. В области, где нет радости и любви. Он покидал пещеры мертвых лишь для того, чтобы поселить страх, боль и ужас в проходящих мимо этих мест людей и сам страдал из-за содействия духа злобы, который стал «человекоубийцей от начала и не устоял в истине» (Ин.8,44), и кто ходит «какрыкающий лев, ища кого поглотити» (1Петр.5,8). Злые духи не только вредили этому человеку, доставляя невыразимые мучения: они основали в нем свое царство – у него помрачился ум, помрачилось сердце. Окружающие люди отозвались на его трагедию отвержением. Они сковывали бесноватого цепями, но он оказался сильнее цепей. Тогда дали ему уйти в область оставленности и одиночества, в область мрака и мертвых костей.

   Как только бесноватый увидел проходившего Иисуса, злые духи, находившиеся в нем, зная, что Спаситель может изгнать их, закричали: «Что тебе до меня, Иисус, сын Бога Вышнего? Умоляю Тебя, не мучь меня» (Лк.8,28). Казалось, кричит этот человек, умоляет не трогать его. Но Господь не спутал человека с держащим его злом. Он отделил человека – жертву от человеконенавистника дьявола, овладевшего несчастным. Христос задает вопрос: «как тебе имя? – какое имя тому полку смерти, который сделал живых людей мертвыми даже для жизни временной? «Легион» - отвечают бесы (лат. – сто тысяч) и молят Спасителя не возвращать их в страшную бездну, но оставить их жить в этом человеке до Страшного суда, где они на веки будут заключены в ад. Спаситель посылает бесов, по их просьбе, в свиное стадо. Почему же Христос не заковал их в бездне? Почему исполнил их просьбу? Отвечая на поставленный вопрос мы должны знать, что для еврейского народа свиное стадо означало скверну. По законодательству, данному еврейскому народу Богом, еврей не мог прикасаться к свинине (Лев.11,7). Христос показывает и дает понять всем окружающим, что бес принадлежит к скверне, к тому, к чему нельзя прикасаться. Свиное стадо, в которое вошли бесы, обезумев, бросилось с обрыва в озеро, как в бездну, и утонуло. Люди, видевшие все это могли бы понять, что тот бесноватый, которого они отвергли, прокляли и удалили от себя, был жертвой зла. Несчастной жертвой, которую надо было любовью и Божьей силой освободить. Они должны были увидеть и понять, что зло ведет в безвозвратную погибель, в бездну. Для того и явился Сын Божий, чтобы разрушить дела дьявола (1Ин.3,8).

   Должны были люди возблагодарить Бога за исцеление человека, когда увидели, что тот, которого они называли бесноватым, находится в здравом уме у ног Иисуса. Но не так поступили жители этой местности – они испугались за свое имущество, они испугались Бога. Испугались вторжения Бога в тот мир зла, который сами и создали. Они не заметили спасения человека, исцеление которого не тронуло их душу, и просили Христа покинуть пределы их местности.

     Этот евангельский рассказ нам говорит о том, что так часто происходит с нами, в нашем мире – когда в нашу жизнь входит Бог милующий, любящий, прощающий – зависть, злоба и страх мешают нам радоваться исцелению больного. Мешают принять любовь Бога, превышающую законы нашего мира, нами установленного порядка.

Вспомним слова Спасителя о том, что нам необходимо искать прежде Царство Всевышнего, все остальное приложится нам (Мф.6,33). Допустим Бога в наш безумный и беснующийся мир. Молитвой и постом разрушим власть злых духов над душами больных грехом людей (Марк.9,29). Сделаем это сегодня, сейчас.

                                                                       Прот. Дмитрий Сазонов, кандидат богословия.

Храмы и монастыри

Костромской Николо-Бабаевский монастырь в жизни святителя Игнатия Брянчанинова и творчестве Н.А. Некрасова

Великий русский историк Н. М. Карамзин писал, что «истинный космополит есть существо метафизическое». То есть он отказывался верить в то, что в мире могут быть люди, равнодушные к судьбе своего Отечества. «Любим его, ибо любим себя». Интерес к истории родной земли – неотъемлемое чувство вложенное в природу человека Самим Богом. «…сердце наше учащенно бьется, когда старец указывает на высокую могилу и повествует о делах лежащего в ней героя». Если мы не знаем истории родного края – то обкрадываем себя. Наша жизнь обедняется, нам становится неинтересно жить. В душе поселяется смятение, раздражение, «охота к перемене мест». И, наоборот, если ты судьбой заброшен в новые края, или, тем паче, вырос здесь, то узнай его историю, познакомься с людьми и событиями – и ты полюбишь эту землю и вместе с этим обретешь то состояние духа, без которого невозможно быть на этой земле счастливым.

Подробнее...

Святые и Святыни

Насельница Богородицкого Пошехонского монастыря Вишнякова Анна Ивановна (1883-1958?)

Родилась 13.06.1883 г. в д. Митирева Буйского уезда Костромской губернии в крестьянской семье. Работала на шапочном производстве. С 1906 г. в течение 20 лет была насельницей Исакова Рождества- Богородицкого монастыря Пошехонского уезда ярославской области. В 1926 г., после закрытия монастыря поселилась в г. Пошехонье вместе с монахинями Марией (Кореповой) и Анфисой (?). Воспитывала мальчика, мать которого находилась в тюрьме.

Подробнее...

Статьи

Разница понимания и смыслов при принятии реформы приходского управления 1961 года со стороны Церкви и государства. Дисскурс истории.

Статья посвящена принципиальным отличиям в понимании реформы приходского управления принятой Русской Православной Церковью под давлением государства в ходе компании по возвращению к «ленинским нормам» в конце 1950-х, начале 1960-х годов. Принятие внешних форм соборного утроения прихода обернулось экклезиологической и канонической катастрофой из-за разницы понимания и целей государства и Церкви. На основании исследования и сопоставления различных смыслов, вложенных идеологически атеистическим партийным и государственным аппаратом с одной стороны, и церковным священноначалием с другой, удалось определить границы различного понимания и целей государства и Церкви. На основании изученных документов удалось выяснить и определить выводы, о форме и содержании реформы, которые из-за различия смыслов и  возникших противоречий, привели к кризису церковной приходской жизни.

Подробнее...