Проповедь в Неделю 20-я по Пятидесятнице. Воскресенье.

Автор: Прот. Дмитрий Сазонов, кандидат богословия.. .

«Встретил Его один человек из города,
одержимый бесами с давнего времени,
и в одежду не одевавшийся, и живший не
в доме, а в гробах» (Лк. 8,27).

В прочитанном сегодня евангельском отрывке говорится об исцелении бесноватого человека в стране Гадаринской. Человека обезумевшего, изгнанного содействием дьявола из людского жилища, ушедшего жить в гробах, в погребальных пещерах, в области мертвых. В области, где нет радости и любви. Он покидал пещеры мертвых лишь для того, чтобы поселить страх, боль и ужас в проходящих мимо этих мест людей и сам страдал из-за содействия духа злобы, который стал «человекоубийцей от начала и не устоял в истине» (Ин.8,44), и кто ходит «какрыкающий лев, ища кого поглотити» (1Петр.5,8). Злые духи не только вредили этому человеку, доставляя невыразимые мучения: они основали в нем свое царство – у него помрачился ум, помрачилось сердце. Окружающие люди отозвались на его трагедию отвержением. Они сковывали бесноватого цепями, но он оказался сильнее цепей. Тогда дали ему уйти в область оставленности и одиночества, в область мрака и мертвых костей.

   Как только бесноватый увидел проходившего Иисуса, злые духи, находившиеся в нем, зная, что Спаситель может изгнать их, закричали: «Что тебе до меня, Иисус, сын Бога Вышнего? Умоляю Тебя, не мучь меня» (Лк.8,28). Казалось, кричит этот человек, умоляет не трогать его. Но Господь не спутал человека с держащим его злом. Он отделил человека – жертву от человеконенавистника дьявола, овладевшего несчастным. Христос задает вопрос: «как тебе имя? – какое имя тому полку смерти, который сделал живых людей мертвыми даже для жизни временной? «Легион» - отвечают бесы (лат. – сто тысяч) и молят Спасителя не возвращать их в страшную бездну, но оставить их жить в этом человеке до Страшного суда, где они на веки будут заключены в ад. Спаситель посылает бесов, по их просьбе, в свиное стадо. Почему же Христос не заковал их в бездне? Почему исполнил их просьбу? Отвечая на поставленный вопрос мы должны знать, что для еврейского народа свиное стадо означало скверну. По законодательству, данному еврейскому народу Богом, еврей не мог прикасаться к свинине (Лев.11,7). Христос показывает и дает понять всем окружающим, что бес принадлежит к скверне, к тому, к чему нельзя прикасаться. Свиное стадо, в которое вошли бесы, обезумев, бросилось с обрыва в озеро, как в бездну, и утонуло. Люди, видевшие все это могли бы понять, что тот бесноватый, которого они отвергли, прокляли и удалили от себя, был жертвой зла. Несчастной жертвой, которую надо было любовью и Божьей силой освободить. Они должны были увидеть и понять, что зло ведет в безвозвратную погибель, в бездну. Для того и явился Сын Божий, чтобы разрушить дела дьявола (1Ин.3,8).

   Должны были люди возблагодарить Бога за исцеление человека, когда увидели, что тот, которого они называли бесноватым, находится в здравом уме у ног Иисуса. Но не так поступили жители этой местности – они испугались за свое имущество, они испугались Бога. Испугались вторжения Бога в тот мир зла, который сами и создали. Они не заметили спасения человека, исцеление которого не тронуло их душу, и просили Христа покинуть пределы их местности.

     Этот евангельский рассказ нам говорит о том, что так часто происходит с нами, в нашем мире – когда в нашу жизнь входит Бог милующий, любящий, прощающий – зависть, злоба и страх мешают нам радоваться исцелению больного. Мешают принять любовь Бога, превышающую законы нашего мира, нами установленного порядка.

Вспомним слова Спасителя о том, что нам необходимо искать прежде Царство Всевышнего, все остальное приложится нам (Мф.6,33). Допустим Бога в наш безумный и беснующийся мир. Молитвой и постом разрушим власть злых духов над душами больных грехом людей (Марк.9,29). Сделаем это сегодня, сейчас.

                                                                       Прот. Дмитрий Сазонов, кандидат богословия.

Храмы и монастыри

Исторические фотографии Храмов Ярославля XVII века

Добавлены исторические фотографии Храмов и Монастырей Ярославской Епархии

Святые и Святыни

Архиепископ Пермский Варлаам (Ряшенцев, 1878-1942).

Архиепископ Варлаам (в миру Ряшенцев Виктор Степанович), родился 8 июня 1878 в Тамбове, в семье купца 2-й гильдии. Он был старшим брат священномученика епископа Германа (Ряшенцева). Виктор окончил в 1896 г. тамбовскую классическую гимназию, в 1900 г.- Казанскую духовную академию со степенью канд. богословия.

Подробнее...

Статьи

Репрессии Советской власти против Истинно-Православной Церкви как повод для уничтожения церковной организации в Костромской епархии.

«К свободе призваны вы братия» (Гал. 5, 13)

Истинно-Православная Церковь, название которой закрепилось в начале ХХ веке за теми, кто вначале противопоставлял себя живоцерковникам и раскольникам[1], затем перешло на последователей митрополита Ленинградского Иосифа (Петровых), объединяло разных людей, основной идеологической платформой которых было неприятие политики государства направленной на разрушение Церкви, насилие над свободой человека исповедующего религию, и на тенденцию подчинения Церкви безбожному государству. Как утверждает М. В. Шкаровский, «именно владыка Иосиф ввел термин «Истинно-Православная Церковь», употребив его в 1928 г. в одном из своих писем[2], отметив, что такое название имеет Церковь свободная от государственного насилия. Идеологической основой движения «иосифлян», ставших затем называться приверженцами ИПЦ, было неприятие курса митрополита Сергия, который выступая за легализацию отношений с государством, по мнению некоторых архиереев, священства и мирян, «допустил вмешательство гражданских властей» в дела и прямое порабощение Церкви[3]. Временный Священный Синод, возглавляемый заместителем Местоблюстителя митрополитом Сергием указом от 6 августа 1929 года фактически приравнивал последователей ИПЦ к обновленцам и григорианам, объявляя недействительными совершенные ими таинства и указывая принимать вернувшихся через Миропомазание[4]. Как указывает Шкаровский, сами иосифляне себя раскольниками не считали и действительно ими не были, т.к. не пытались создать параллельную Церковь, считали главой Русской Православной Церкви Патриаршего местоблюстителя митрополита Петра (Полянского) и не создавали особенных обрядов. Главной их, стратегической целью было привлечение большего количества сторонников в Высшее церковное управление, и возглавление его[5]. По мнению митрополита Иоанна (Снычева), который свидетельствовал о массовости иосифлянского движения «непоминающих» «многие их тех пастырей, которые в годы борьбы с обновленчеством показали себя стойкими борцами за чистоту православия, выступили против митрополита Сергия». По мнению владыки Иоанна, митрополит Сергий и возглавляемый им Синод допустили серьезную тактическую ошибку, т.к., большинство верующих было неподготовлено к новому курсу Русской Церкви на сближение с государством, осуществляющим антирелигиозную политику[6]. Однако, исходя из открытых, на данный момент, материалов, свидетельствующих о беспрецедентном нажиме на митрополита со стороны, в том числе и карательных органов, следует сказать, что вряд ли митрополиту Сергию было дано время на подготовку паствы к принятию как Декларации, так и курса направленного на легализацию Церкви в СССР, отраженного затем в Постановлении ВЦИК и СНК РСФСР «О религиозных объединениях».

Подробнее...