Проповедь в Неделю 20-я по Пятидесятнице.

Автор: Прот. Дмитрий Сазонов, кандидат богословия.. .

Притча о богаче и Лазаре.

Сегодняшняя евангельская притча, рассказанная Господом нашим Иисусом Христом, представляет нашему вниманию двух человек: один – богач, проводивший жизнь в роскоши, пирах и забавах, но вместе тем – в нераскаянности, в забвении Бога и Его святых заповедей; другой – нищий, больной Лазарь, который лежал у ворот богатого и желал утолить голод хотя бы крошками, падающими со стола его, но был угоден Богу терпением, безропотностью, всем своим существом уповая лишь на Него. Их различную судьбу по смерти представляет Господь в назидание всем нам и в разрешение вопросов о состоянии душ наших по смерти.

«Умер нищий и отнесен был Ангелами на лоно Авраамово. Умер и богач: в аде, будучи в муках, увидел Авраама и Лазаря на лоне его» (Лк. 16,22,23). Такая различная участь нищего и богатого показывает, что после смерти душу ожидает праведное воздание по нашим делам, а следовательно, прежде всего суд. Суд частный, отличный от всеобщего последнего суда, который будет пред лицом всеобщего воскресения, «когда мертвые услышат глас Сына Божия и услышавше оживут» (Иоан.5,25). Этот частный суд будет только перед Богом, нашей совестью и свидетелями - ангелами, он выведет отчет всей нашей жизни и определит истинное достоинство души каждого: « чтобы каждому получить соответственно тому, что он делал, живя в теле, доброе или худое» (2 Кор.5,10). Отвечая на вопросы, связанные с пониманием этой притчи, св. Иоанн Златоуст пишет: «Если видишь грешника здоровым и богатым, то не дивись сему; ибо и он малое какое-нибудь добро сделал и потому получает за него здесь награду свою; там же, как и богач евангельский, услышит глас: «чадо, вспомни, что ты получил уже доброе в жизни твоей». А когда видишь праведника принимающего беды и скорби, радуйся о нем; ибо ими он очищается здесь от грехов, а там, в великой радости пойдет». Может показаться, что суд Божий определил горькую участь богатому только потому, что он был богат и весел на земле, и что только как утешение за скорбь на земле, дал бедному Лазарю радость и покой на лоне Авраама. Но не все так просто: есть состоятельные люди, которые от избытка своего делятся радостью и благословением с другими; и много бедных, которые в убожестве своем делаются жестокими, немилосердными даже к тем, кто подобно им находится в нужде. Беда евангельского богача в том, что он жизнь прожил не вспомнив о том, для чего он живет,не вспомнив о том, как живут другие - а у двери его голодал и страдал человек. Лазарь духовно был богат не тем, что страдал, а тем, что вся его жизнь была криком о помощи, жалости и милости. Он ответил себе на вопрос будущей жизни, который неоднократно задавал себе: ради чего эта скорбь, для чего эти страдания?

Один прошел мимо жизни, другой углубился в существо ее. Один умер незаметно, и ангелы Божьи унесли его душу в место упокоения, другой умер, и его торжественно положили в гроб, а душа его пустая, не имеющая возможности веселиться, сошла в то место, где такая же пустота. Где она свидетельствует всем, таким же образом жизни живущим, чтобы « они не пришли в это место мучений» (Лк.16,28).

Всмотримся в эти два образа – мы никуда не уйдем от суда, потому что многое дано нам знать: говорим о воле Божией, говорим о Его любви, на полке у многих из нас стоит и пылится Его Евангелие – как суд или как путь. Кто мы – Лазарь или богач? Закроет ли наше благополучие нам глаза на то, что у нашей двери Лазарь умирает с голода – умирает физически? Закроем ли глаза на то, что жизнь имеет цель, глубину и смысл. На то, что вся жизнь устремлена к встрече с Богом и что эта встреча будет последним и страшным судом, если в нас не найдется чистой и подлинной любви к Нему и своему ближнему? Если сейчас чувствуем в себе богача, уже разлагающегося своими страстями – опомнимся теперь, пока мы живы, пока еще есть какая-то сила в душе, какая-то сила в теле – опомнимся теперь и оживем! Аминь.

                                                                   Прот. Дмитрий Сазонов, кандидат богословия.

Храмы и монастыри

Свято-Покровский Авраамиево-Городецкий мужской монастырь

село Ножкине близ города Чухломы

Этот монастырь на берегу Чухломского озера был основан во второй половине XIV века одним из наиболее выдающихся учеников Преподобного Сергия Радонежского — преподобным Авраамием Галичским и Чухломским.

Подробнее...

Святые и Святыни

Священник Смирнов Лавр Николаевич (1876-1937)

Священник Смирнов Лавр Николаевич (1876-1937)

Лавр Николаевич Смирнов родился 26 июля по ст. ст. (8 августа по н.ст.) 1876 года в селе Верхнемежском, Кологривского уезда, в семье священника. Окончил курс обучения в Костромской духовной семинарии по второму разряду в 1898 году.

Подробнее...

Статьи

Костромские романоведы

АНДРОНИКОВ ПАВЕЛ ИВАНОВИЧ (1835, с. Бушнево Чухломского у. Костромской губ. – 16.11.1888, г. Кострома). Сын дьячка Казанской церкви Ивана Борисова (ок. 1815-?). Выпускник костромских духовных училища (1848) и семинарии (1854). Регистратор (10.03.1855) и помощник столоначальника (13.11.1857) Костромской гражданской палаты. Редактор неофициальной части Костромских губернских ведомостей (1855-1859, 1862-1863).

Подробнее...